г. Москва |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А40-75185/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Головкиной О.Г.
судей: Левченко Н.И., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красниковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2023 г. по делу N А40-75185/23 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Инком-Юго-запад" к Департаменту городского имущества города Москвы, с участием третьих лиц Правительства Москвы, Управления Росреестра по Москве о признании права на применение льготной ставки аренды за период 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. по договору аренды от 03.12.1996 г. N 08-00743/96
при участии в судебном заседании: от истца Чижовская Д.С. (по доверенности от 03.04.2023 г.), Морозов А.И. (по доверенности от 03.04.2023 г.), от ответчика Агатов А.А. (по доверенности от 11.12.2023 г.); от третьего Правительства Москвы Агатов А.А. (по доверенности от 29.11.2023 г.)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инком-Юго-Запад" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на применение льготной ставки аренды за период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. по договору аренды N 08-00743/96 от 03.12.1996 г. в размере 5 500 рублей за кв.м. в год.
Исковые требования мотивированы тем, что истец имеет право на применение льготной ставки арендной платы, предусмотренной положениями постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 9-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", постановления Правительства Москвы N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной не города Москвы".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2023 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик и третье лицо - Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, также имела место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Третье лицо - Управление Росреестра по Москве, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия по представленным в материалы дела документам.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 03.12.1996 г. между Департаментом городского имущества (арендодатель, ответчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Инком-Юго-Запад" (арендатор, истец) был заключен договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения), находящегося в собственности Москвы, N 08-00743/96, в соответствии с которым истцу было передано в аренду нежилое помещение площадью 246,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Студенческая, д. 19, корп. 1.
Как указывает истец, в период с 01.01.2019 г. по 23.06.2019 г. он оплачивал арендную плату, исходя из льготной ставки аренды в размере 4500 руб. за 1 кв.м. в год. Право истца на применение льготной арендной ставки признавалось ответчиком без возражений.
На основании дополнительного соглашения от 24.10.2019 г., подписанного сторонами, срок договора продлен по 04.07.2029 г., а также с 24.06.2019 г. была установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости в размере 15 315 руб. за 1 кв. м., без учета НДС.
Также за период с 24.06.2019 г. по 31.12.2019 г., а равно за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. года право на льготную арендную ставку признано за истцом вступившим в законную силу решением Арбитражного суда по делу N А40-336822/19 от 10.11.2020 г.
За период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. право на льготную арендную ставку в размере 4750 руб. признано за истцом вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А40-162739/21, в редакции постановления Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-85940/2021.
За период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. право на льготную арендную ставку в размере 5 000 руб. признано за истцом вступившим в закону силу решением суда по делу А40-186697/22.
Письмом от 15.12.2022 г. исх. N 33-6-786498/22-(0)-2 Департамент направил в адрес истца уведомление о ставке арендной платы с 2023 г. Арендная плата за 1 (Один) квадратный метр в год, без НДС составила 18 615 руб. 48 коп.
Акже письмом от 20.01.2023 г. истец обратился в Департамент с письмом о перерасчете арендной платы за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. и направлении в адрес истца нового уведомления на 2023 г. о применении льготной ставки арендной платы в размере 5 500 руб. с учетом предоставленных льгот.
Согласно письму от 03.03.2023 г. N ДГИ-1-5623/23-1 Департамент произвел перерасчет арендной платы за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. и отказал в применении льготной ставки с 01.01.2023 г., указав, что правовые основания для применения с 01.01.2023 г. по договору льготной ставки арендной платы в размере 5 500 за 1 кв.м. отсутствуют.
Истец право на применение льготной ставки арендной платы не утратил, поскольку является субъектом малого предпринимательства (дата внесений сведений в реестр 01.08.2016 г.), арендует площадь, не превышающую 300 кв.м. (а именно 246,3 кв.м.) по действующему договору аренды и обладает правом на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 5 500 руб. за кв. м за пользование нежилым помещением по действующему договору аренды N 08-00743/96 от 03.12.1996 г. на 2023 год.
Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, со стороны истца последовало обращение с настоящим иском в суд.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Как правомерно указано судом первой инстанции, в силу подп. 1 п. 1 постановления Правительства Москвы от N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 01.01.2017 г. субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год, с 01.01.2020 г. установлена ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, в редакции изменений от 16.12.2020 г., действующих до 31.12.2021 г., постановлено установить с 01.01.2020 г. субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, ставку арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м. в год.
При этом, вопреки доводам жалобы, п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. Данная обязанность предусмотрена п. 1(1) постановления N 800-ПП для СМП для целей установления арендной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
Указанным постановлением N 800-ПП также установлены требования, предъявляемые СМП, для получения мер имущественной поддержки в виде установления арендных ставок 4 750 руб. за кв.м., а именно: действующий договор аренды должен быть действующим и не заключенным на торгах или в соответствии с законом "О защите конкуренции"; площадь арендуемого помещения должна составлять не более 300 кв.м.; наличие статуса СМП.
Согласно п. 5 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" п.п., 1, 1(1) и 2 настоящего постановления действуют до 31.12.2021 г. (в ред. постановлений Правительства Москвы от 16.12.2020 г. N 2262812-ПП).
В ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды. Поскольку по условиям договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в п. 1.1 постановления N 800-ПП.
Постановлением N 812-ПП от 02.12.2016 г. из п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП с 01.01.2017 г. исключен абзац, предусматривающий необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом. При этом, необходимость обращения в Межведомственную комиссию предусмотрена только в случае, если Арендатор просит установить ему минимальную ставку арендной платы в размере 3 800 руб. за 1 кв.м. в год.
В п. 2.2 постановления N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2022 г. N 2688-ПП, установлена с 01.01.2023 г. ставка арендной платы в размере 5 500 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд исходит из того, что истец является субъектом малого предпринимательства города Москвы согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также арендует помещение, площадью до 300 кв.м., и на момент направления уведомления об установлении рыночной ставки арендной платы, задолженности не имел, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что истец соответствует мерам поддержки для установления льготной ставки арендной платы 5500 руб. за 1 кв.м. в год без обращения в Межведомственную комиссию.
Таким образом, ООО "Инком-Юго-Запад" имеет право на применение к договору аренды льготной ставки арендной платы в порядке, установленном в п. 1 Постановления N 800-ПП, в размере 5500 руб. за кв. м. в год без обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки.
Довод жалобы относительно того, что льготная ставка в размере 5 500 руб. за кв.м. в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые арендуют объект по договору, срок действия которого еще не истек, противоречит п. 1 Постановления N 800, согласно которому критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Более того, данный довод не соответствует установленным ч. 3 ст. 6 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена, обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Материалами дела подтверждено, что арендные правоотношения истца и ответчика не прекращались, договор расторгнут не был и является действующим.
Соответственно, действующая редакция постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800 не содержит требований о представлении в межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем автоматически.
Ссылки ответчика и третьего лица на то, что произвольный порядок внесения оплаты арендной платы влечет утрату преимущественного права на применение льготной ставки является необоснованным, поскольку постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы" регламентирован порядок изменения размера арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, передаваемых арендаторам на льготных условиях, при наличии задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд или недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два срока оплаты.
Согласно п. 4 (1).2. постановления Правительства Москвы N 809 при нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях: в случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год (п. 4(1).2.1.); в случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, применяется с корректирующим коэффициентом 1,25 (п. 4 (1).2.2.).
Согласно п. 4(1)3. постановления при повторном нарушении арендаторами платежной дисциплины по договора аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях: по договорам аренды нежилых помещений с льготной ставкой, установленной в соответствии с п. 4(1).2.1 настоящего постановления, применяется корректирующий коэффициент 1,25 с учетом положений п. 4(1).2.3 настоящего постановления (п. 4(1)3.1.).
В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с п.п. 4(1).2.2 и 4(1)3.1 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы (п. 4(1).3.2 постановления Правительства Москвы N 809).
Вышеуказанный порядок изменения размера арендной платы по договорам аренды нежилых помещений Департаментом соблюден не был.
Доказательств обратного в материалы дела ответчиком в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования документально подтверждены и ответчиком не опровергнуты, в связи с чем, обоснованно удовлетворены.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от от 17.10.2023 г. по делу N А40-75185/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75185/2023
Истец: ООО "ИНКОМ-ЮГО-ЗАПАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ