Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф04-5053/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
3 июля 2020 г. |
Дело N А03-4558/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и применением систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края секретарем Легачевой А. М. рассмотрел апелляционные жалобы Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула (07АП-3462/2020(1)) и общества с ограниченной ответственностью "АТП "Агас-Транс" (07АП-3462/2020(2)) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.02.2020 по делу N А03-4558/2019 (судья Синцова В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТП "Агас-Транс" (656906, г. Барнаул, ул. Белинского, 20, ИНН 2225102894, ОГРН 1092225003353) к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула (656056, г. Барнаул, ул. Короленко, 58), к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" (658065, Алтайский край, Первомайский район, с. Повалиха, ул. Полевая, 23/3) о признании недействительными результатов конкурса, проведенного Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула от 22.03.2019 на основании Постановления Администрации г. Барнаула от 13.12.2018 N 2080 "Об утверждении Порядка выдачи без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута" по выдаче свидетельств и карт маршрутов по маршрутам регулярных перевозок по маршрутам N33,77,121; о признании недействительными свидетельств серия 22НТ N 000045, серия 22НТ N 000046, серия 22НТ N 000047 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 33, 77,121 и карт маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77,121, выданные ООО "Транс-Лайн" по результатам конкурса от 22.03.2019.
С привлечением к участию в деле третьим лицом в порядке ст. 51 АПК РФ Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Рощина И. И. по дов. от 01.01.2020,
от заинтересованного лица: Науменко М. В. по дов. от 10.01.2020,
от иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АТП "Агас-Транс" (далее - Общество, ООО "АТП "Агас-Транс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - Комитет), к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" (далее - ООО "Транс-Лайн") о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 22.03.2019 по выдаче свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула N 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов ООО "Транс-Лайн" на срок с 26.03.2019 и до дня отмены обеспечительных мер по делу N А03-2351/2019, согласно Порядка выдачи без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута, утвержденного Постановлением Администрации г. Барнаула от 13.12.2018 N 2080 (далее - Порядок N 2080), об обязании Комитета выполнить действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "АТП "АГАС-Транс": прекратить действие свидетельств на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, выданных ООО "Транс-Лайн", на срок с 26.03.2019 и до дня отмены обеспечительных мер по делу N А03-2351/2019; выдать ООО "АТП "АГАС-Транс" свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, на срок с 26.03.2019 и до дня отмены обеспечительных мер по делу N А03-2351/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю, третье лицо).
В рамках дела N А03-14520/2019 ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" заявлено требование к Комитету, к ООО "Транс-Лайн" о признании недействительными результатов конкурса, проведенного Комитетом от 22.03.2019 на основании постановления Администрации г. Барнаула от 13.12.2018 N 2080 по выдаче свидетельств и карт маршрутов по маршрутам регулярных перевозок по маршрутам N 33,77,121, о признании недействительными свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, выданные ООО "Транс-Лайн" на срок с 26.03.2019 и до дня отмены обеспечительных мер по делу N А03-2351/2019, об обязании Комитета выдать ООО "АТП "АГАС-Транс" свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, в соответствии с пунктом 9 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ от 13.07.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), по результатам открытого конкурса от 06.11.2018.
Определением от 23.09.2019, принятым по настоящему делу, суд в порядке статьи 130 АПК РФ объединил для совместного рассмотрения дело N А03-4558/2019 с делом N А03-14520/2019, объединенному делу присвоен номер N А03-4558/2019.
Требования Общества неоднократно уточнялись.
В судебном заседании 31.01.2020 суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял к рассмотрению уточненное (с учетом уточнения номеров оспариваемых свидетельств) заявление о признании недействительными результатов конкурса, проведенного Комитетом 22.03.2019 на основании Постановления Администрации г. Барнаула от 13.12.2018 N 2080 по выдаче свидетельств и карт маршрутов по маршрутам регулярных перевозок по маршрутам N 33,77,121; о признании недействительными свидетельств серия 22НТ N 000045, серия 22НТ N 000046, серия 22НТ N 000047 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 33, 77,121 и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77,121, выданные ООО "Транс-Лайн" по результатам конкурса от 22.03.2019 (л.д.141 том 7, л.д. 40 т.9 ), в уточнениях Общество привело нормативно-правовое и фактическое обоснование требований, а также перешло на исковой порядок защиты нарушенного права.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.02.2020 признаны недействительными результаты конкурсной процедуры, проведенной Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула от 22.03.2019 на основании Постановления Администрации г. Барнаула от 13.12.2018 N 2080 "Об утверждении Порядка выдачи без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута" по выдаче свидетельств и карт маршрутов по маршрутам регулярных перевозок N 33,77,121; признаны недействительными свидетельства серия 22НТ N 000045, серия 22НТ N 000046,серия 22НТ N 000047 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 33, 77,121 и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77,1 21, выданные ООО "Транс-Лайн" по результатам конкурсной процедуры от 22.03.2019.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что
Комиссия не обязана осуществлять запрос в МУП "Центртранс" в силу отсутствия данной обязанности в постановлении от 13.12.2018 N 2080; использование транспортных средств на иных маршрутах не указывает на недостоверность договора аренды транспортных средств; нарушение прав и законных интересов ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" усматривало исключительно в невыдаче ему свидетельств на маршруты по результатам проведенной процедуры, признание недействительными результатов конкурса не восстанавливает права заявителя; правовые последствия (обязанности и права) прекращены с принятием обеспечительных мер по настоящему делу от 22.05.2019; Комитет не предполагает расширение закрытого перечня условий части 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ, при которых возможна выдача свидетельств без проведения открытого конкурса; проведение специальной процедуры направлено на реализацию полномочий по организации пассажирских перевозок, что является обязанностью Комитета.
ООО "АТП "АГАС-Транс" не согласилось с выводами суда, изложенными в мотивировочной части решения, в связи с чем в своей апелляционной жалобе просит: передать рассмотрение апелляционной жалобы по делу N А03-4558/2019 судье Логачеву К.Д.; объединить для совместного рассмотрения судом дела N А03-4558/2019 и N А0З-1066/201; не изменяя и не отменяя резолютивную часть решения Арбитражного суда Алтайского края от 19.02.2020 по делу N А03-4558/2019, изменить мотивировочную часть решения суда в части выводов суда о наличии у Общества права по состоянию на 22.03.2019 на получение свидетельств по маршрутам регулярных перевозок N 33, 77, 121, в порядке части 9 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ и пункта 6.3 Положения о проведении открытого конкурса, без проведения каких-либо дополнительных конкурентных процедур, при этом приводит следующие доводы. Вследствие неполного выяснения судом первой инстанции по настоящему делу обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушения судом норм процессуального права (отказов в удовлетворении ходатайств Общества о по делу N А03-1066/2019 и по делу N А03-4558/2019 об объединении данных дел в одно производство, о приостановлении производства по делу N А03-4558/2019 до вступления в силу решения арбитражного суда по делу N А03-1066/2019, так как именно в деле N АОЗ-1066/2019 исследовались обстоятельства и доказательства того, что на дату принятия решения конкурсной комиссией по открытому конкурсу от 06.11.2018, Комитет располагал сведениями об отсутствии у ООО "Транс-Лайн" автобусов, включенных в конкурсную заявку), ООО "АТП "АГАС-Транс" было лишено возможности подтвердить многочисленными доказательствами, которые имелись в деле N АОЗ-1066/2019, факт того, что ООО "Транс-Лайн" до даты проведения Комитетом оспариваемого конкурса от 22.03.2019, не смогло подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе от 06.11.2018.
В порядке статьи 262 АПК РФ Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу Комитета, в котором просит суд апелляционной инстанции его апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Комитета, от УФАС по Алтайскому краю отзывы не поступили.
Судебное разбирательство по делу было отложено на 30.06.2020.
На основании статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда, сформирован состав суда: председательствующий Кривошеина С. В., судьи Логачев К. Д., Павлюк Т. В.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие УФАС по Алтайскому краю.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, приказом Комитета N 82 от 13.09.2018 объявлен конкурс на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 18, 33, 54, 58, 77, 121 по нерегулируемым тарифам по Положению о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 08.08.2018 N 1339 "О внесении изменений в постановление администрации города от 11.08.2016 N 1633 "Об утверждении Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам" (далее - Положение).
11.10.2018 ООО "АТП "АГАС-Транс" в качестве претендента направило в Комитет заявку на участие в вышеуказанном открытом конкурсе по Лоту N 2 (маршруты 33, 77, 121) (далее - открытый конкурс от 13.09.2018).
23.10.2018 в открытом доступе на сайте администрации г. Барнаула: http://barnaul.org ООО "АТП "АГАС-Транс" ознакомилось с протоколом заседания комиссии по проведению открытого конкурса N 1 от 22.10.2018, согласно которому заявка ООО "АТП "АГАС- ТРАНС" признана не соответствующей требованиям абзаца 2 пункта 4.5 Положения (статья 23 Закона N 220-ФЗ), ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" отказано в допуске к участию в открытом конкурсе от 13.09.2018.
Комитетом на основании приказа от 06.11.2018 N 98 объявлен повторный открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33, N 77, N 121 по нерегулируемым тарифам.
По итогам проведенного открытого конкурса, в соответствие с протоколом заседания комиссии по проведению открытого конкурса от 25.12.2018 N 2, на соответствие с поданными заявками на участие в открытом конкурсе по лоту N 1 победителем признано ООО "Транс-Лайн" (1 -й порядковый номер), второе место - ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" (2-й порядковый номер).
11.01.2019 Комитет выдал ООО "Транс-Лайн" по результатам открытого конкурса свидетельства на маршруты N 33, N 77, N 121 и карты маршрутов.
09.01.2019 ООО "АТП "АГАС-Транс" обжаловало действия конкурсной комиссии по вышеуказанному конкурсу в УФАС по Алтайскому краю (дело N 04-ОВ-19).
Согласно решению УФАС от 29.01.2019 жалоба ООО "АТП "АГАС-Транс" признана обоснованной, Комитету выдано предписание об аннулировании открытого конкурса и совершении действий, направленных на прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок, выданных ООО "Транс-Лайн" до 26.02.2019.
Комитет в рамках дела N А03-2638/2019 обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к УФАС по Алтайскому краю о признании незаконным решения и предписания от 29.01.2019 по делу N 04-ОВ-19.
13.03.2019 ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33, 77. 121 по нерегулируемым тарифам по Лоту N 1, оформленные протоколом конкурсной комиссии N 1 от 14.12.2018 в части допуска к участию в конкурсе ООО "Транс-Лайн" и протоколом N 2 от 25.12.2018, в части признания ООО "Транс-Лайн" победителем конкурса, об обязании признать конкурс не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, прекратить действия свидетельств на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, выданные ООО "Транс-Лайн", выдать ООО "АТП "АГАС-Транс" свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, как единственному участнику конкурса (дело N А03-3542/2019).
Определением по делу N А03-3542/2019 суд приостановил действие решения конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам (согласно Приказа Комитета от 06.11.2018 N 98 по Лоту N 1, оформленные протоколом конкурсной комиссии N 1 от 14.12.2018, в части допуска к участию в конкурсе ООО "Транс-Лайн", оформленные протоколом конкурсной комиссии N 2 от 25.12.2018, в части признания ООО "Транс-Лайн" победителем конкурса.
Принимая обеспечительную меру по делу N А03 -3542/2019, суд исходил из неоднозначности позиции Комитета относительно результатов оспариваемого конкурса, для сохранения существующего положения сторон и обеспечения баланса публичных и частных интересов, суд приостановил действие оспариваемых актов.
Определением от 19.03.2019 в рамках дела N А03-2351/2019 заявление ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" о принятии обеспечительных мер удовлетворено частично, суд
приостановил действия свидетельств 22НТ N 000040, 22НТ N 000041, 22НТ N 000042 на
осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, выданных ООО "Транс-Лайн" по итогам открытого конкурса. Указанное определение суда обжаловано в вышестоящую инстанцию, оставлено в силе.
В период действия вышеописанных судом правоотношений, по маршрутам регулярных перевозок N 33, 77, 121 в г. Барнауле перевозку пассажиров осуществляло ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" на основании свидетельств, срок действия которых заканчивался 25.03.2019.
22.03.2019 Комитетом издан приказ N 15 (л.д. 145, т.3) "О принятии решения о выдаче без проведения открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов". Разработано предложение о выдаче свидетельств (л.д. 146, т.3), содержащее условия привлечения перевозчика.
22.03.2019 на сайте Администрации г. Барнаула было размещено предложение о выдаче свидетельств на маршруты N 33, 77, 121 в г. Барнауле без проведения открытого конкурса в соответствии (л.д. 35 т.2). На указанную же дату - 22.03.2019, назначено рассмотрение уведомлений перевозчиков с приложением документов, подтверждающих соответствие условиям привлечения, и осмотр транспортных средств.
Комитет поясняет, что проведение процедуры выдачи свидетельств без проведения открытого конкурса на 22.03.2019 было назначено в связи с окончанием 25.03.2019 срока действия лицензии обслуживающего указанные маршруты перевозчика - ООО "АТП "АГАС "ТРАНС" и принятием Арбитражным судом Алтайского края в рамках дела N А03-2351/2019 обеспечительной меры в виде приостановления действия свидетельств 22НТ N 000040, 22НТ N 000041, 22НТ N 000042 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, выданных ООО "Транс-Лайн" по итогам открытого конкурса. Комитет указывает, что обоснованность срока рассмотрения уведомлений перевозчиков - 1 день, вытекает из положений ч. 6 ст. 19 Федерального закона N 220-ФЗ.
Всего 22.03.2019 на процедуру выдачи свидетельств подано две заявки от перевозчиков ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" и ООО "Транс-Лайн".
22.03.2019 конкурсной комиссией Комитета по результатам вышеуказанной процедуры принято решение, оформленное протоколом (л.д. 140, т.3) о выдаче свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула N 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов ООО "Транс-Лайн" на срок с 26.03.2019 и до дня отмены обеспечительных мер по делу N А03-2351/2019. Указанное решение принято на основании оценки и сопоставления уведомлений участников критериям оценки по результатам осмотра транспортных средств. Комитетом выданы ООО "Транс-Лайн" свидетельства серия 22НТ N 000045, серия 22НТ N 000046,серия 22НТ N 000047 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 33, 77,121 (л.д. 122-124, т.9) и карты маршрутов регулярных перевозок.
ООО "АТП "АГАС "ТРАНС", не согласившись с результатами процедуры выдачи свидетельств без проведения открытого конкурса от 22.03.2019, обратилось в суд с настоящими иском о признании незаконными результатов конкурсной процедуры и выданных свидетельств на перевозку пассажиров ООО "Транс-Лайн".
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к 3 осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом N 220-ФЗ.
Главой 3 Федерального закона N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи;
3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
4) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по измененному маршруту, в отношении которого в сроки, которые предусмотрены частью 3.1 статьи 12 или частью 8 статьи 13 настоящего Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества не обратились в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о продлении действия ранее выданных им свидетельств и карт данного маршрута на следующий срок в соответствии с принятым решением об изменении данного маршрута.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:
1) после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается;
2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3.1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, на срок приостановления действия указанного свидетельства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ, статьи 63.5 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789, пунктов 1.1, 2.2, 3.7, 3.12, 3.13, Положения о Комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 28.03.2014 N 284 Комитет является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок на маршрутной сети города Барнаула.
В рамках настоящего спора Обществом оспариваются результаты конкурсной процедуры по выдаче свидетельств и карт маршрутов по маршрутам регулярных перевозок по маршрутам N 33,77,121, проведенной Комитетом на основании Постановления Администрации г. Барнаула от 13.12.2018 от N 2080, которым утвержден Порядок выдачи без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута.
Указанное Постановление разработано в целях реализации положений части 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ, с учетом требований части 3.1 названной статьи закона.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно не установил в настоящем случае обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом N 220-ФЗ, для процедуры выдачи свидетельств без проведения открытого конкурса.
Так, материалами дела не подтверждено, что участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (часть 10 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ), что имеется вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или прекращении действия свидетельства (пункты 1 и 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ), либо основания, предусмотренные пунктом 7 части 1 названной статьи 7 (принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд).
Указанные маршруты не установлены и в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ (иного не следует из материалов дела).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что у Комитета отсутствовали правовые основания для проведения процедуры выдачи временных свидетельств без проведения конкурса в связи с применением судом обеспечительной меры в виде приостановления действия лицензий ООО "Транс-Лайн", в порядке, установленном Постановлением N 2080, на основании решения, оформленного приказом N 15 от 22.03.2019.
Учитывая, что иного муниципального нормативного акта, регулирующего порядок проведения такого конкурса, в г. Барнауле не имеется, а Постановление N 2080 разработано в соответствии с частью 3.1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ, в целях определения порядка выдачи свидетельств без процедуры открытого конкурса, следовательно, такая процедура является конкурентной, содержит признаки конкурсной процедуры как разновидности торгов (в постановлении предусмотрена подача предложений (уведомлений) участниками процедуры, которые оцениваются по установленным критериям оценки уведомлений комиссией Комитета, путем их оценки, сопоставления по шкале для оценки критериев с суммированием баллов; обязателен осмотр транспортных средств претендентов при оценке и сопоставления уведомлений; применяется определение лучших условий претендентов на получение свидетельства - уведомлению, получившему высшую оценку по критериям отбора, присваивается первый номер; свидетельства выдаются перевозчику, уведомлению которого присвоен первый номер), что соответствует критериям определения победителя торгов в конкурентной процедуре, установленным статьей 447 ГК РФ. Это следует и из преамбулы приказа Комитета от 22.03.2019 N 15, в котором указано основание его принятия - в соответствии с Постановлением N 2080, в целях соблюдения конкурентных процедур.
Названные обстоятельства послужили основанием для вывода суда о том, что Обществом как участником конкурсной процедуры выдачи временных свидетельств, проводимой 22.03.2019, избран надлежащий способ защиты права в виде оспаривания в суде результатов конкурса и сделок, заключенных с лицом, выигравшим конкурсную процедуру.
Согласно части 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Основанием для признания торгов недействительными являются такие нарушения правил их проведения, которые имеют существенное влияние на результат торгов, и находящиеся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца, что следует из разъяснений, изложенных в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101.
В пункте 3.4 Постановления N 2080 установлено, что основанием для отказа в проведении оценки и сопоставления комиссией уведомления заявителя является, в том числе предоставление недостоверных сведений либо содержание недостоверных сведений в уведомлении и (или) представленных по пункту 3.2 документах.
Согласно пункту 3.2. указанного Постановления предусмотрено приложение к уведомлению документов, подтверждающих владение транспортными средствами на законном праве, соответствующими требованиям, указанным в предложении.
Судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела доказательствам, и установлено, что в качестве основания права владения автобусами ООО "Транс-Лайн" представлены договоры аренды транспортных средств, заключенных на срок более 6 мес., при этом представленные для осмотра ООО "Транс-Лайн" автобусы фактически находились во владении иных лиц, которые и осуществляли перевозку с использованием названных транспортных средств по муниципальным маршрутам города Барнаула и города Бийска в рамках действующих договоров перевозки, в том числе в период проведения осмотра работниками Комитета транспортных средств 22.03.2019; для осмотра указанные транспортные средства сходили с маршрутов, впоследствии снова выходили на маршрут.
Данные обстоятельства подтверждены информацией МУП г. Бийска "Бийский городской транспорт" и МУП "Центротранс", оценочными листами осмотра транспортных средств, показаниями свидетелей в суде первой инстанции - работников Комитета, Ляпина М. Ю., Капатурина А. А., Щукина С. Н. - членов комиссии, принимавших участие в проведении процедуры определения перевозчика по временным свидетельствам 22.03.2019, и проводивших осмотр транспортных средств, согласно которым при их осмотре установлено наличие табличек с номерами маршрутов и действующие схемы маршрутов транспортных средств иных перевозчиков, и подтверждают вывод суда первой инстанции о наличии в действиях комиссии Комитета нарушения положений пункта 3.4 Постановления N 2080, о том, что фактически проверка на достоверность представленных ООО "Транс-Лайн" сведений о принадлежности на законном праве заявленных к осмотру автобусов, не проводилась.
Как правильно указано судом, в рассматриваемых правоотношениях Комитет выступал как участник гражданского оборота, заключающий договор на перевозку в рамках конкурентной процедуры, в то же время, являясь на дату проведения осмотра 22.03.2019 и вынесения приказа от 22.03.2019 N 15, стороной в спорах по делам N А03-3542/2019, N А03-2351/2019, участниками которых являлись заявившиеся на процедуру выдачи свидетельств 22.03.2019 лица - ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" и ООО "Транс-Лайн", зная о наличии спорности обстоятельств соблюдения ООО "Транс-Лайн" условий принадлежности указанному лицу представленных им ранее на открытый конкурс транспортных средств, проводя процедуру выдачи временных свидетельств в связи с приостановлением судом действия свидетельств ООО "Транс-Лайн", полученных по результатам открытого конкурса, Комитет обязан был проверить достоверность сведений, представленных ООО "Транс-Лайн" 22.03.2019 для получения свидетельств, взамен ранее приостановленных судом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при проведении процедуры выдачи свидетельств 22.03.2019 Комитетом нарушен порядок ее проведения, поскольку она проведена без установленных Федеральным законом N 220-ФЗ и Постановлением N 2080 оснований; нарушены положения раздела 3 Постановления N 2080, статьи 10 ГК РФ при оценке достоверности документов, представленных к уведомлению ООО "Транс-Лайн", заключены договоры (выданы свидетельства на перевозку) лицу, не предоставившему в конкурентной процедуре лучшие условия для заключения сделки, что нарушает права Общества и влечет признание в силу статьи 449 ГК РФ результатов конкурсной процедуры от 22.03.2019 недействительными.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (часть 2 статьи 449 ГК РФ), в связи с чем суд правомерно признал недействительными свидетельства серия 22НТ N 000045, серия 22НТ N 000046,серия 22НТ N 000047 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 33, 77, 121 и карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 33, 77, 121, выданные ООО "Транс-Лайн" по результатам конкурсной процедуры от 22.03.2019 на срок до дня отмены обеспечительных мер по делу N А03-2351/2019.
Обеспечительные меры отменены судом решением по делу N А03-1066/2019 от 31.12.2019, которое вступило в законную силу в связи с принятием постановления апелляционного суда от 16.06.2020.
Доводы жалобы Комитета выводов суда первой инстанции не опровергают, им дана надлежащая оценка в решении суда, в связи с чем не принимаются апелляционным судом.
Доводы Общества в его жалобе о необходимости передать рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу судье Логачеву К.Д., рассматривающему апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.12.2019 по делу N А0З-1066/2019, и объединить для совместного рассмотрения судом дела N А03-4558/2019 и N А0З-1066/2019, подлежат отклонению, учитывая, что в Седьмом арбитражном апелляционном суде электронная система распределения дел, дело N А03-4558/2019 распределено судье Кривошеиной С. В., а дело N А0З-1066/2019 распределено судье Логачеву К.Д., рассмотрено им, и 16.06.2020 вынесено постановление по делу; вопрос об объединении дел для совместного рассмотрения не может быть разрешен в апелляционном суде, указанный вопрос может быть рассмотрен только в суде первой инстанции (часть 2 статьи 130 АПК РФ).
Ссылка Общества на необходимость изменения мотивировочной части решения суда является необоснованной. Судом принято во внимание при рассмотрении настоящего дела, что ООО "Транс-Лайн" не смогло подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе от 06.11.2018.
При названных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Общества относятся на ее подателя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета. Комитет от уплаты государственной пошлины освобожден (статья 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.02.2020 по делу N А03-4558/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула и общества с ограниченной ответственностью "АТП "Агас-Транс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АТП "Агас-Транс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.03.2020 N 156.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4558/2019
Истец: ООО "АТП "АГАС-ТРАНС", Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.
Ответчик: Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, ООО Транс-Лайн
Третье лицо: ООО Транс-Лайн, Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.