г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А21-15947/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11296/2020) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2020 по делу N А21-15947/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания от 02.12.2019 N ЖК-2/2754/АДА/4388-о, 4384-о
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал" (далее - МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 02.12.2019 N ЖК-2/2754/АДА/4388-о, 4384-о по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда от 03.03.2020 в удовлетворении заявленных МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 03.03.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Предприятием требований. Податель жалобы полагает, что расчет платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение произведен Предприятием правильно в соответствии с пунктами 42, 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354). По мнению подателя жалобы, поскольку последние показания приборов учета передавались потребителем не в предыдущем периоде, а шестью и двенадцатью месяцами ранее, то оснований для применения пункта 61 Правил N354 не имелось. Податель жалобы также указывает, что Предприятие в рассматриваемом случае не является исполнителем коммунальных услуг, а является ресурсоснабжающей организацией, а соответственно не вправе производить изменение расчета платы.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Предприятия отклонены.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не представили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Министерством с целью проверки поступивших обращений граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г.Гурьевск, Калининградское шоссе, д.4Б (квартиры 17 и 19), на основании приказа от 06.11.2019 N 5741/пр (с изменениями от 11.11.2019 N ЖК-578/пр) проведена внеплановая документарная проверка правильности осуществления Предприятием расчета и начисления платы за холодное водоснабжение и водоотведения.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 02.12.2019 N ЖК1/5741/КАС/4384-0 начисление платы за холодное водоснабжение по спорным квартирам в многоквартирном доме адресу: г.Гурьевск, Калининградское шоссе, д.4Б в 2017, 2018 и 2019 годах Предприятие производило исходя из среднемесячного объема потребления и норматива потребления указанных коммунальных услуг, тогда как данные жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета расхода холодной воды, что является нарушением пунктов 42, 61 Правил N 354.
По результатам проверки Министерством выдано МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" предписание от 02.12.2019 N ЖК2/2754/АДА/4388-о, 4384-о по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства, которым в срок по 25.03.2020 предписывалось:
- произвести по кв. 17 д. 4 Б по ул. Калининградское шоссе в г. Гурьевске перерасчет платы по фактическому потреблению за коммунальную услугу - холодное водоснабжение за период с января 2018 по 20 сентября 2019 исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний индивидуального прибора учета холодной воды;
- произвести по кв. 19 д. 4 Б по ул. Калининградское шоссе в г. Гурьевске перерасчет платы по фактическому потреблению за коммунальную услугу - холодное водоснабжение с января 2019 по 22 июля 2019 года исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний ИЛУ холодной воды.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Предприятия, исходя из того, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оборудованном исправным индивидуальным прибором учета, определяется по показаниям такого прибора учета.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия и отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, в том числе устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу пункта 42 Правил N 354 за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению), размер платы определяется исходя из показаний такого прибора за расчетный период, а при отсутствии прибора учета, а также технической возможности установки такого прибора - исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт "б" пункта 59 Правил N 354).
Пунктом 61 Правил N 354 определено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
В силу подпункта "а" пункта 82, пункта 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести проверку факта наличия или отсутствия установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и распределителей и снять показания прибора учета.
Из материалов дела следует, что собственники многоквартирного дома N 4Б по ул.Калининградское шоссе в г.Гурьевске 14.09.2017 приняли решение о переходе на расчеты путем прямых оплат в ресурсоснабжающую организацию.
В ходе проверки Министерством установлено, что в квартире 17 дома 4Б по ул. Калининградское шоссе установлен прибор учета расхода холодной воды, который введен в эксплуатацию с 30.11.2016, срок поверки истекает 20.07.2022.
Согласно пояснениям МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" и представленной истории показаний по счетчику абонента N 14/4Б/17 за период с 14.09.2017 по 30.11.2019, абонент не ежемесячно передавал показания ИПУ холодной воды, в связи с чем расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение по вышеуказанному адресу производился следующим образом:
- октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, январь-май 2018 года - начальные показания 0, показания не передавались, начислено за 6,7 куб.м. по нормативу (за каждый месяц);
- июнь, июль, август 2018 года - переданы показания с расходом 0, начислено 0;
- сентябрь 2018 года - показания не передавались, начислено за 4 куб.м. по среднему;
- октябрь, ноябрь 2018 года - показания не передавались, начислено за 5 куб. м. по среднему (за каждый месяц);
- декабрь 2018 года - согласно регистрационной карточке N 19/199 от 11.12.2018, показания 5 куб.м. переданы абонентом, к оплате выставлено за 5 куб. м.;
- январь, февраль 2019 года - объем 0 куб. м. переданы абонентом, к оплате выставлено за 0 куб. м.;
- март 2019 года - объем 6 куб. м. переданы абонентом, к оплате выставлено за 6 куб. м.;
- апрель, май, июнь 2019 года. - показания не передавались, начислено за 3 куб. м. по среднему (за каждый месяц);
- июль 2019 года - показания не передавались, начислено за 20,1 куб. м. по нормативу на 3 человек;
- август 2019 года - показания не передавались, начислено за 20,1 куб. м. по нормативу на 3 человек.
Таким образом, за весь период начислено платы за 127.8 куб.м., что составило 2537,74 руб.
Специалистами МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" 20.09.2019 осуществлен выход для контрольного снятия показаний ИПУ ХВС по квартире 17. Согласно акта обследования приборов учета от 20.09.2019 показания ИПУ ХВС составляют 00038 куб. м.
Таким образом, фактически по кв. 17 за период с октября 2017 по 20 сентября 2019 потреблено 38 куб. м. холодной воды.
При этом за период с октября 2017 года по август 2019 года плата рассчитана исходя из 127,8 куб.м. холодной воды, что превышает фактически потребленный объем по показаниям ИПУ холодной воды.
Также в ходе проверки Министерством установлено, что в квартире 19 дома 4Б по ул. Калининградское шоссе установлен индивидуальный прибор учета расхода холодной воды, который введен в эксплуатацию с 30.11.2016, срок поверки истекает 20.07.2022.
Из пояснений МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" и представленной истории показаний по счетчику абонента N 15/4Б/19 за период с 14.09.2017 по 31.10.2019 следует, что абонент не ежемесячно передавал показания ИПУ холодной воды, в связи с чем расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение по вышеуказанному адресу производился следующим образом:
- ноябрь 2018 года - показания начальные "0", конечные "0", не передавались, начислено за 6,7 куб. м. по нормативу;
- декабрь 2018 года - показания не передавались, начислено за 6,7 куб. м. по нормативу;
- январь 2019 года - показания не передавались, начислено за 8,65 куб. м. по нормативу;
- февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года - показания не передавались, начислено за 26,8 куб. м. по нормативу (за каждый месяц);
- июль 2019 года - по акту обследования от 22.07.2019 показания 28, плата 0 руб;
- август 2019 года - переданы показания с расходом "0";
- сентябрь 2019 года - переданы показания с расходом "0"; октябрь 2019 г. - переданы показания с расходом "0".
Таким образом, за весь период начислено за 156,05 куб. м. на сумму 2622,96 руб.
Согласно информации, указанной в истории показаний по счетчику абонента N 15/4Б/19, фактические показания ИПУ холодной воды 00028 по акту обследования от 22.07.2019.
Следовательно, фактически по квартире 19 за период с декабря 2018 года по 22 июля 2019 года потреблено 28 куб. м. холодной воды.
Вместе с тем, расчет платы за указанный период по квартире 19 произведен исходя из 156,05 куб.м. холодной воды, что превышает фактически потребленный объем по показаниям ИПУ холодной воды.
В ходе проверки Министерством установлено и заявителем не опровергнуто, что жилые помещения (квартиры) 17 и 19 дома 4Б по ул. Калининградское шоссе оборудованы индивидуальными приборами учета расхода холодной воды, находящимися в исправном состоянии с ненарушенными пломбами. В связи с изложенным, Министерство правомерно пришло к выводу, что расчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по квартирам 17 и 19 дома 4Б по ул. Калининградское шоссе должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверок показаний ИПУ.
По смыслу положений пунктов 42, 59, 60, 61 и 84 Правил N 354 в случае, если прибор учета исправен, исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу исходя из снятых показаний приборов учета даже в том случае, если потребители не предъявляли исполнителю своевременно информацию о потребленном объеме ресурса за предшествующий проверке расчетный период, так как обязаны оплачивать лишь тот объем ресурса, который фактически потреблен.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у заявителя обязанности по осуществлению перерасчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению исходя из снятых им в ходе проверки показаний прибора учета.
Доводы Предприятия о том, что МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" не является исполнителем коммунальных услуг, а соответственно не вправе производить расчет платы за коммунальную услугу, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как указано в пункте 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил N 354). В последнем случае предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании прямых договоров, заключаемых с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, либо собственниками и пользователями жилого дома (домовладения) (пункт 6, подпункт "в" пункта 9, подпункт "а" пункта 10 Правил N 354). При этом собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям в том случае, если принято соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае Министерством установлено и Предприятием не оспаривается, что собственники многоквартирного дома N 4Б по ул.Калининградское шоссе в г.Гурьевске 14.09.2017 приняли решение о переходе на расчеты путем прямых оплат в ресурсоснабжающую организацию. Таким образом, именно МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" осуществляет в данном случае расчет платы за коммунальную услугу по водоснабжению и получает данную плату от потребителей, а соответственно Предприятие уполномочено производить перерасчет данной платы..
Оспариваемое предписание от 02.12.2019 N ЖК-2/2754/АДА/4388-о, 4384-о вынесено уполномоченным должностным лицом Министерства в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Предприятия (не возлагает на Предприятие дополнительных обязанностей помимо установленных законом), в связи с чем оснований для признания недействительным предписания от 02.12.2019 NЖК-2/2754/АДА/4388-о, 4384-о не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" требований.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" и отмены решения суда от 03.03.2020 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 марта 2020 года по делу N А21-15947/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15947/2019
Истец: МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал"
Ответчик: Департамент жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области