г. Томск |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А45-5147/2020 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18) (N 07АП-4630/20) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.05.2020 (резолютивная часть 27.04.2020) по делу N А45- 5147/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N18) (ИНН: 5406023745 ОГРН: 1025403197907, Новосибирская область, р.п. Краснозерское, ул. Советская, 8) к Муниципальному казённому учреждению дополнительного образования "Детская школа искусств" (ИНН 5426103477, Новосибирская область, с. кочки, ул. Лахина, 3) о взыскании задолженности в размере 8 340 руб. 01 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18) (далее - истец, фонд, фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Муниципальному казённому учреждению дополнительного образования "Детская школа искусств" (далее - ответчик, МКУДО "ДШИ", Учреждение) о взыскании задолженности в размере 8 340 руб. 01 коп. излишне выплаченных средств по листку нетрудоспособности.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 08.05.2020 (резолютивная часть от 27.04.2020) Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что ответчик в данной ситуации является субъектом правоотношений по расходованию средств на обязательное социальное страхование, и несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования. Отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем.
Принимая к оплате листок нетрудоспособности N 282 559 095 845 от 26.02.2018 года, выданный на имя Савченко Е. И., представитель страхователя не мог не обратить внимание на то, что ЛН содержит грубые исправления, а значит документ считается испорченным и взамен него должен оформляется дубликат.
Исправление в ЛН не является недочетом, а является ошибкой в заполнении ЛН, при этом, как конкретно установил законодатель, он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности (абз. 5 п. 56 Порядка выдачи).
Как установлено абзацем 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в случае выявления первичных документов, в том числе неправильно оформленных листков нетрудоспособности, страховщик, имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, если они произведены с нарушением законодательства Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ответчика не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" Кочковского района Новосибирской области поставлено на учет в качестве страхователя в государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18) с 05.12.1995.
На основании плана выездных проверок, 26.09.2019 года филиалом N 18 Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал отделения Фонда, страховщик, истец) проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов страхователя Муниципального казённого учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" Кочковского района Новосибирской области (ИНН 5426103477), за период с 01.01.2016 года по 31.12.2018 года.
В результате проверки установлено, что страхователем предъявлен к оплате листок нетрудоспособности (далее - ЛН) N 282 559 095 845 от 26.02.2018 года, выданный на имя Савченко Е. И. на период нетрудоспособности с 26.02.2018 года по 07.03.2018 года, по которому назначены и выплачены пособия на сумму 8 340 рублей 01 копейка (в том числе НДФЛ).
Указанный ЛН выдан с нарушением абзаца 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее Порядок выдачи), а именно, в таблице ЛН "Освобождение от работы" во второй строке исправлен год.
Как указывает Фонд, при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности. Учреждение имело право требовать от медицинского учреждения, выдавшего испорченный лист нетрудоспособности, его замены.
Фонд посчитал, что по вышеуказанному листу нетрудоспособности не может рассматриваться как страховой случай, сумма излишне понесенных расходов Истца составила 8340 рублей 01 копейка.
По итогам проверки, 26.09.2019 составлена справка о проведенной выездной проверке N 13/ПДС, 11.10.2019 составлен акт выездной проверки N 13/ПДС, в котором отражены выявленные нарушения, а также уведомление о вызове страхователя N 5/ПДС с целью рассмотрения материалов выездной проверки. Директор страхователя акт и уведомление получил, о чем имеется собственноручная отметка в документах. Акт получен страхователем 11.10.2019 с оговоркой "С актом не согласна, приложены возражения".
Возражения от учреждения получены филиалом отделения Фонда 13.02.2020 (зарегистрировано в Системе электронного документооборота под per. N 376), т.е. по истечении пятнадцати рабочих дней со дня получения акта. Указанные возражения филиалом отделения Фонда были рассмотрены, но приняты во внимание не были, о чем страхователю было разъяснено письменно (письмо о рассмотрении возражений на акт выездной проверки от 17.02.2020 N 05-10-01-376).
05.11.2019 страховщиком было принято решение о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации N 5/ПДС с предложением добровольного возмещения расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений.
20.11.2019 вынесено требование о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда N 5/ПДС.
Решение и требование были получены директором страхователя собственноручно, соответственно 05.11.2019 и 20.11.2019. Срок исполнения требования об уплате установлен до 30.11.2019.
Ответчик требования заявителя не признал, в связи с чем, Фонд обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закона N 165-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований фонда.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.07.2020.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение), в соответствии с которым с 01.07.2012 Новосибирская область участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особенности финансирования и выплаты страхового обеспечения территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в ряде субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий в соответствии с п. 8 вышеуказанного Положения. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия согласно п. 9 Положения.
При этом порядок представления сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде не предполагает последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, на основании которых заполнен электронный реестр сведений. В связи, с чем у территориального органа Фонда отсутствует возможность проверить достоверность представленных сведений.
Согласно пункту 18 главы IV Постановления Правительства Российской Федерации N 101 от 12.02.1994 "О Фонде социального страхования" (абзац введен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1471 от 27.11.1997) расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности подлежат возмещению в установленном порядке.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее по тексту-Порядок выдачи) документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающих их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
На основании пункта 68 главы X Порядка выдачи за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Приказа N 1345н от 21.12.2012 "Об утверждении порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности" при проведении проверки проверяется и оценивается: соблюдение установленного порядка выдачи, соблюдение сроков выдачи и продления, оформление листков нетрудоспособности; ведение документов, подтверждающих выдачу, продление и оформления листков нетрудоспособности".
Пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ наделяет страховщиков правом предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Вместе с тем, наличие данного права не освобождает фонд от доказывания обстоятельств, явившихся основанием для взыскания понесенных им убытков, поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
То обстоятельство, что с 01.07.2012 года выплату социального обеспечения производит не работодатель (страхователь), а непосредственно фонд, не исключает полномочия регионального отделения фонда проверить принимаемые к оплате листки временной нетрудоспособности в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет отказ в возмещении убытков.
Выявленные проверкой нарушения порядка оформления листков нетрудоспособности, допущенные медицинскими учреждениями, не изменяют правовой природы пособий по временной нетрудоспособности, так же не являются безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение.
Рснованием для взыскания сумм излишне выплаченных сумм пособия явился факт выдачи лечебными учреждениями листка нетрудоспособности, оформленного с нарушением установленного Порядка.
Факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывал.
Доказательства недостоверности листка нетрудоспособности, его выдачи при отсутствии заболеваний у работника ответчика фонд не представил. Создание ответчиком искусственной ситуации для получения средств фонда в ходе проведения проверки не установлено.
Негативные последствия несоблюдения медицинским учреждением законодательства возлагаются непосредственно на него, а не на страхователя, который правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листка нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12.
В листке нетрудоспособности N 282559095845 за период 26.02.2018 по 07.03.2018 на сумму 8340 рубля 01 копейка содержит исправления в строке "Освобожден от работы", а именно подчистка и исправление в годе, что очевидно является опиской.
Допущенные ошибки фактически не влекут возможность отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу (определение Верховного суда от 16.12.2014 N 309-КГ14- 2606).
Выдача дубликата листка нетрудоспособности взамен испорченного листка после выплаты организацией работнику пособия по временной нетрудоспособности не исключает возможности учета такого листка нетрудоспособности в качестве подтверждающего право страхователя на зачет произведенных расходов.
Между тем не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию.
Гражданско-правовая ответственность может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выдачи листка нетрудоспособности при отсутствии страхового случая и причинением в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по временной нетрудоспособности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что страховой случай наступил, в связи с чем у фонда возникла обязанность выплатить страховое обеспечение.
Доказательств обратного подателем жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Причинно-следственная связь между формальным нарушением порядка оформления листка нетрудоспособности и возникновением у фонда дополнительных расходов на выплату пособия не установлена.
Формальное нарушение медучреждением порядка оформления листков нетрудоспособности не свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи застрахованному лицу листка нетрудоспособности, а у фонда - обязанности по выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Учитывая, что фондом не представлено доказательств необоснованности выплаты соответствующего пособия в связи с отсутствием оснований для его выплаты, наступление страхового случая подтверждено документально, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, иное толкование заявителем положений законодательства о социальном страховании, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении судом норм права. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.05.2020 года по делу N А45-5147/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N18) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5147/2020
Истец: ГУ Новосибирское Региональное Отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ " ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" КОЧКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ