г. Воронеж |
|
2 июля 2020 г. |
Дело N А35-9710/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Лесниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "БилСтрой": Гончуков П.С., представитель по доверенности от 08.10.2019, сроком на три года, служебное удостоверение;
от Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2020 по делу N А35-9710/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БилСтрой" (ИНН 312339009) к Департаменту экологической безопасности и природопользования Курской области (ИНН 4632027163) о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2019 по делу N 86/11/2019 об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью "БилСтрой" (далее - ООО "БилСтрой", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области (в настоящее время правопреемник - Комитет экологической безопасности и природопользования Курской области; далее - Комитет) от 05.09.2019 N 86/11/2019.
Решением Курской области от 21.02.2020 по делу N А35-9710/2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области от 05.09.2019 N 86/11/2019 о назначении административного наказания ООО "БилСтрой" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере трехсот тысяч рублей признано незаконным и отменено.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Комитет ссылается на то, что судом первой инстанции неправомерно был восстановлен срок на подачу жалобы.
Указывает на наличие в действия Общества состава вменяемого административного правонарушения.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Общество соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Указывает, что бездействие, выразившееся в неиспользовании Обществом недр, или в не предоставлении им соответствующих материалов по оценке на государственную экспертизу для постановки их на территориальный баланс, либо в не предоставлении указанной в лицензии отчетности в компетентные органы, при отсутствии непосредственного пользования обладателем такого разрешения недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Комитет экологической безопасности и природопользования Курской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.06.2020 по 23.06.2020.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения явившегося представителя лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.11.2016 Департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области ООО "БилСтрой" была выдана лицензия на пользование недрами КРС N 80131 ТР, с целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка, участок недр расположен: в 0,8 км севернее от д. Анахина, на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района и Ворошневского сельсовета Курского района Курской области, участок недр имеет статус: горного отвода. Дата окончания действия лицензии 29.11.2046.
23.08.2019 в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Курск, ул. 3-я Песковская, 40 административным органом выявлен факт нарушения ООО "БилСтрой" условий пользования недрами, содержащихся в лицензии КРС 80131 ТР от 29.11.2016 (с изменениями).
По факту выявленного правонарушения главным консультантом отдела государственного контроля Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области в отсутствие представителя ООО "БилСтрой" 23.08.2019 был составлен протокол об административном правонарушении N 86/11/19, которым действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 23.08.2019 N 86/11/19 Обществу вменялись следующие нарушения: не соблюдены сроки по выполнению работ по геологическому изучению и разведки песка на участке недр с целью оценки запасов песка в пределах предоставленного горного отвода и не предоставлены материалы по оценке запасов песка на государственную экспертизу запасов для постановки их на территориальный баланс, что является нарушением пункта 4.3. Условий пользования недрами. Приложение 1.1 к Лицензии КРС 80131 ТР от 29.11.2019 с изменениями от 09.07.2018, а также нарушен пункт 12.4. Условий пользования недрами. Приложение N 1 к Лицензии КРС 80131 ТР от 29.11.2016 в части не предоставления статистической отчетности по формам 70-ТП, 5-ГР с пояснительной запиской в ФБУ "ТФГИ" по Центральному Федеральному округу.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении должностным лицом Департамента в отсутствие представителя ООО "БилСтрой" 05.09.2019 было вынесено постановление N 86/11/19 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 300000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования Общества удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем условий лицензии.
В силу статьи 12 Закона о недрах, условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
Виды пользования недрами определены в статье 6 Закона о недрах, согласно которой недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ определено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется несоблюдение пунктов 4,3, 12.4 условий пользования недрами к Лицензии КРС 80131 ТР от 29.11.2016 (с учетом изменений от 09.07.2018).
В соответствии с пунктом 4.3 условий пользования недрами (приложение 1.1. к Лицензии КРС 80131 ТР от 29.11.2016 с изменениями от 09.07.2018), установлен срок до 01.07.2019 для выполнения работ по геологическому изучению и разведки песка на участке недр с целью оценки запасов песка в пределах предоставленного горного отвода и представления материалов по оценке запасов песка в Уполномоченный орган на государственную экспертизу запасов для постановки их на территориальный баланс.
На основании пункта 12.4 условий пользования недрами к Лицензии КРС 80131 ТР от 29.11.2016 недропользователь ежегодно обязан представлять в ФГУ НПП "Росгеолфонд", ФБУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу", Курский филиал ФБУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу", Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области статистическую отчетность по форме 70-ТП до 25 января, статистическую отчетность по форме 5-ГР с пояснительной запиской до 05 февраля.
Совместно с формой 5-ГР и формой 70-ТР недропользователь обязан представлять в Департамент сведения о выполнении условий пользования недрами по данной лицензии за прошедший год.
Указанные нарушения, выразившееся в несоблюдении условий пользования недрами по предоставленной лицензии, по мнению административного органа, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на момент проверки Обществом не осуществлялось пользование недрами, в связи с чем, оно не могло ими пользоваться с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, соответственно, правовые основания у Департамента для привлечения Общества к административной ответственности отсутствовали.
Доказательств обратному административным органом не представлено. Не усматривается из административного материала, что данный вопрос Департаментом исследовался.
Неиспользование владельцем лицензии предоставленного ему права пользования недрами не означает, что он осуществляет это пользование, то есть само по себе право на пользование недрами без их фактического использования не свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Данная позиция нашла отражение в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 6.06.2018 N 41-АД18-11.
Признавая незаконным постановление Департамента о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 29.4 КоАП РФ для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении вызывается лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление было вынесено административным органом в отсутствие законного представителя Общества.
В качестве доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о времени и месте совершения указанного процессуального действия административным органом в материалы настоящего дела представлены копии почтовых квитанций от 15.08.2019 и от 26.08.2019, списки внутренних почтовых отправлений N 44 от 15.08.2019 и N 45 от 26.08.2019, отчеты об отслеживании отправлений с соответствующими почтовыми идентификаторами.
Вместе с тем, Общество отрицает получение указанных почтовых отправлений.
Уведомлений, содержащих подпись уполномоченного лица Общества, получившего корреспонденцию, в материалы дела представлено не было.
С запросами на почту административный орган не обращался, подтверждения вручения корреспонденции адресату не представлено.
Представленные административным органом в материалы настоящего дела представлены копии почтовых квитанций от 15.08.2019 и от 26.08.2019, списки внутренних почтовых отправлений N 44 от 15.08.2019 и N 45 от 26.08.2019, отчеты об отслеживании отправлений с соответствующими почтовыми идентификаторами не свидетельствуют с очевидностью о фактическом получении документов законным представителем ООО "БилСтрой".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным и отмене постановления Департамента от 05.09.2019 N 86/11/2019.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно был восстановлен срок на подачу жалобы подлежит отклонению ввиду вышеизложенного.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Департаментом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда Курской области следует оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч.5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2020 по делу N А35-9710/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9710/2019
Истец: ООО "БилСтрой"
Ответчик: Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1566/20
02.07.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1566/20
21.02.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9710/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-9710/19
09.10.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-9710/19