Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2020 г. N Ф09-5761/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А07-37093/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2020 по делу N А07-37093/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Искалина Виктора Яковлевича - Тептерева Н.В. (доверенность от 01.06.2020, диплом),
Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Шамсутдинова З.З. (доверенность от 25.11.2019, диплом).
Индивидуальный предприниматель Искалин Виктор Яковлевич (далее - заявитель, ИП Искалин В.Я., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, согласно которому просит суд:
признать недействительным приказа Управления транспорта и связи Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) N 49 от 20.08.2019 о прекращении действия выданного ИП Искалину В.Я. свидетельства серии 080401 N 000136 об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы" по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров" N 220-ФЗ (далее - Закон N 220-ФЗ), вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя Искалина Виктора Яковлевича;
обязать Управление устранить нарушение прав и законных интересов ИП Искалина В.Я.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично, признан недействительным приказ Управления от 20.08.2019 N 49 в части основания его принятия по пункту 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, также с Управления в пользу предпринимателя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что отчет о прекращении действия свидетельства начал истекать с 23.05.2019 (по истечении девяноста дней со дня поступления заявления о прекращении действия данного свидетельства), в связи с чем планируемая дата прекращения данного свидетельства является 21.08.2019. При этом разрешительная документация по муниципальному маршруту не была предоставлена. В период с 13.08.2019 по 16.08.2019 Управлением проведено обследование муниципального маршрута регулярных перевозок N 267, в ходе которого выявлено, что предпринимателем в отсутствие чрезвычайно ситуации не было совершено ни одного рейса, в связи с чем было принято решение прекратить действие свидетельства серия 080401 N 000136 на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ. Указывает, что первоначальное сообщение предпринимателя не соответствовало установленной форме, поскольку Закон N 220-ФЗ предусматривает только прекращение действия свидетельства, а не прекращения перевозки пассажиров по определенному маршруту.
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управление в составе комиссии в период осуществления ИП Искалиным В.Я. до 21.08.2019 перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы" с 13.08.2019 по 16.08.2019 проводило обследование муниципального маршрута регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы" на остановке общественного транспорта "ул. Свободы" на предмет выполнения ИП Искалиным В.Я. условий свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок. В ходе проведения обследования выявлено, что ИП Искалин В.Я. в отсутствие чрезвычайной ситуации с 13.08.2019 не выполнял по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы" ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение четырех дней подряд.
20.08.2019 Управлением издан приказ N 49 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы" по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
21.08.20109 Управление письмом N 94-04-1295 уведомило ИП Искалина В.Я. о прекращении действия свидетельства серии 080401 N 000136 об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы" в отсутствие чрезвычайной ситуации с 13.08.2019 не выполнен по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы" ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение четырех дней подряд и о внесении изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Несогласие заявителя с приказом о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в части основания его принятия по пункту 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, послужило основанием для его обращения с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что основанием для прекращения действия свидетельства на право осуществления перевозок является пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
На основании части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Порядок и основания прекращения и приостановления действия указанных свидетельств установлены статьей 29 Закона N 220-ФЗ, в соответствии с которой, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства в том числе в случаях: обращения юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства (пункт 3 части 1); принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (пункт 7 части 1).
По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств (часть 2).
По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается по истечении девяноста дней со дня поступления заявления о прекращении действия данного свидетельства в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления. До истечения указанного срока юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, обратившиеся с таким заявлением, обязаны осуществлять регулярные перевозки, предусмотренные данным свидетельством (часть 3).
В случае, если действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращено по основанию, указанному в пункте 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство, утрачивают право в течение одного года со дня прекращения его действия инициировать установление межрегиональных маршрутов регулярных перевозок и участвовать в открытых конкурсах (часть 8).
Из материалов дела усматривается, что принимая решение о прекращении действия свидетельства на право осуществления перевозок серии 080401 N 000136, выданного ИП Искалину В.Я., Управление пришло к выводу, что установленные пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ следует исчислять с момента направления повторного уведомления (23.05.2019) в отсутствие же осуществления перевозок в 90-дневный срок, свидетельство следует прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
Судом первой инстанции правомерно признан указанный вывод Управления противоречащим нормам Закона N 220-ФЗ и установленным обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что заявителю 10.11.2017 Управлением выдано свидетельство об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы" серии 080401 N 000136 со сроком действия до 10.11.2022.
19.11.2018 заявитель в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ письмом уведомил Управление о прекращении им перевозок по указанному маршруту (л.д. 17).
Законом N 220-ФЗ представление иных документов, кроме заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества о прекращении действия свидетельства, не требует.
21.11.2018 Управление в ответ на письмо предпринимателя от 19.11.2018 указало, что Закон N 220-ФЗ не предусматривает для перевозчика, получившего свидетельство об осуществлении перевозок, возможность уведомления уполномоченного органа о прекращении перевозок по маршруту. Законом предусмотрена лишь одна форма выражения волеизъявления перевозчика по отказу от осуществления перевозок - это обращение в уполномоченный орган с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту (л.д. 35).
22.05.2019 письмом N 260 заявитель напомнил Управлению о своем заявлении от 19.11.2018 о прекращении пассажирских перевозок по истечении девяноста дней с момента получения Управлением указанного заявления (л.д. 18-19).
31.05.2019 Управление в письме N 94.04-834 указало о прекращении свидетельства предпринимателя по истечении девяноста дней с момента получения заинтересованным лицом письма от 22.05.2019 N 260, то есть 20.08.2019 (л.д. 20-21).
Позиция заинтересованного лица основана на неверном толковании содержания обращения от 19.11.2018, поскольку Управление указывает, что в уведомлении от 19.11.2018 не указано на прекращение свидетельства, на данный факт предприниматель указал лишь в письме от 22.05.2019.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Следовательно, в соответствии с частью 10 статьи 4, статьей 19 Закона N 220-ФЗ лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки после получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту и карты соответствующего маршрута, выданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса.
Необходимо различать правоустанавливающие и правоподтверждающие документы.
Правоустанавливающими документами являются документы, в силу совершения (либо наличия) которых у лица возникает определенное право, в рассматриваемом случае - право осуществления перевозок. К правоустанавливающим документам в первую очередь относятся договоры.
Правоподтверждающими документами являются те документы, которые свидетельствуют о том, что у лица определенное право возникло и подтверждают его наличие.
Между тем, основополагающим является предмет, в отношении которого у лица имеется предоставленное в установленном порядке право - в данном случае право на осуществление перевозок.
Прекращение действия свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту.
Следовательно, в рассматриваемом случае, в отсутствие законодательно установленной формы волеизъявления в порядке пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, необходимо рассматривать намерения лица, изложенные в соответствующем документе.
Из уведомления предпринимателя от 19.11.2018 явно и недвусмысленно следует намерение ИП Искалина В.Я. - прекратить свое право на осуществление перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы", что в любом случае влечет прекращение правоподтверждающего документа - свидетельства на осуществление перевозок серии 080401 N 000136 со сроком действия до 10.11.2022 г.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что уведомлением в порядке пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ следует считать уведомление предпринимателя от 19.11.2018, следовательно, девяносто дней, по истечении которых прекращается действие свидетельства на право осуществления перевозок по указанному маршруту, следует исчислять с 20.11.2018 по 18.02.2019.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заинтересованным лицом в нарушение правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, что в период с 18.02.2019 (90 дней, по истечении которых прекращается действие свидетельства на право осуществления перевозок, отсчитываемых с письма предпринимателя от 19.11.2018) предприниматель продолжал осуществлять перевозки по маршруту N 267 "ДК УМПО - Поселок Старые Турбаслы", чтобы подтверждало отсутствие намерения ИП Искалина В.Я. после подачи им уведомления 19.11.2018 о прекращении перевозок по указанному маршруту, право на которые подтверждено свидетельством серии 080401 N 000136 со сроком действия до 10.11.2022.
Следовательно, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок серии 080401 N 000136 должно было быть прекращено Управлением на основании пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, в связи с чем издание оспариваемого приказа противоречит пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ и правомерно признано судом недействительным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2020 по делу N А07-37093/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-37093/2019
Истец: Искалин Виктор Яковлевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ
Третье лицо: Управление транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ