Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2020 г. N Ф06-65720/20 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А65-18805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой А.А.,
от истца - представитель Масленникова А.К. по доверенности от 23.06.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июня 2020 года в зале N 3 апелляционную жалобу Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс Лаишевский" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2020 года по делу N А65-18805/2019 (судья Гилялов И.Т.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс Лаишевский" (ОГРН 1021607357122, ИНН 1624007697) Республика Татарстан, Лаишевский район, пос. им. 25 Октября,
к Главному управлению ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан (ОГРН 1021603636581, ИНН 1654004220) г. Казань,
о взыскании ущерба,
третьи лица: Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс Лаишевский", Лаишевский район, пос. им. 25 Октября, (истец, общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Главному управлению ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, (ответчик, управление), о взыскании ущерба отчужденных животных и продуктов животноводства в размере 148 002 512 рублей. Определениями суда от 31.07.2019 и от 11.09.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Татарстан (третье лицо-1), Кабинет Министров Республике Татарстан в лице Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан (третье лицо-2).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2020 года по делу N А65-18805/2019 Иск удовлетворить частично. Взыскать с Республики Татарстан в лице Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021603636581, ИНН 1654004220) за счет казны Республики Татарстан в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс Лаишевский", Лаишевский район, пос. им. 25 Октября, (ОГРН 1021607357122, ИНН 1624007697) 99 037 427 (девяносто девять миллионов тридцать семь тысяч четыреста двадцать семь) руб. ущерба, а также 133 840 (сто тридцать три тысячи восемьсот сорок) руб. в возмещение расходов истца по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс Лаишевский", Лаишевский район, пос. им. 25 Октября, (ОГРН 1021607357122, ИНН 1624007697) в пользу Республики Татарстан в лице Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021603636581, ИНН 1654004220) 16 540 (шестнадцать тысяч пятьсот сорок) руб. в возмещение расходов ответчика по оплате судебной экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Истец не согласен с выводами суда в части определения суммы ущерба. Указывает, что судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Ответчик, также не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела т несоответствие выводов изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Определением суда от 25.06.2020 г. произведена замена судьи Кузнецова С.А. на судью Морозова В.А.
В связи с заменой судьи рассмотрение настоящего дела начато сначала.
В судебном заседании представитель истца доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
От ответчика поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Заявленное ходатайство рассмотрено судом первой инстанции и в его удовлетворении отказано в связи с отсутствием процессуальных оснований.
В соответствии частью 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. При этом возможность отложить судебное заседание является правом суда, которое осуществляется с учетом обстоятельств конкретного дела, за исключением случаев, когда рассмотрение дела в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, невозможно в силу положений АПК РФ и отложение судебного заседания является обязанностью суда.
Ответчик не привел обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения дела в его отсутствие, явка его представителя в заседание суда апелляционной инстанции не была признана обязательной.
Введение карантинного режима само по себе не может быть признано уважительной причиной для отложения судебного разбирательства, учитывая, что данное обстоятельство не лишает юридическое лицо права на судебную защиту, в том числе путем ведения дела посредством подачи необходимых процессуальных документов через соответствующие электронные ресурсы.
Позиция ответчика подробно приведена в апелляционной жалобе по настоящему делу.
Ввиду изложенного и во избежание затягивания судебного разбирательства по настоящему делу судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке норм части 3 статьи 156 АПК РФ.
В суде апелляционной инстанции истец заявил ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Заявленное ходатайство рассмотрено судом первой инстанции и в его удовлетворении отказано в связи с отсутствием процессуальных оснований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из искового заявления и материалов дела, в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 10.05.2017 N УП-372 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на отдельной территории Лаишевского района Республики Татарстан в связи с ее неблагополучием по заболеванию высокопатогенным гриппом птиц и угрозой его распространения" установлены ограничительные мероприятия 3 А65-18805/2019 (карантин) по высокопатогенному гриппу птиц на территории птицеводческого предприятия, принадлежащего ООО "Птицекомплекс Лаишевский" по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, поселок совхоза им. 25 Октября, улица Почтовая, д. 19, на период до их отмены. Этим же Указом главному управлению ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан предписано разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации очага высокопатогенного вируса гриппа птиц и предотвращению распространения возбудителя болезни на территории Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 12.05.2017 N 279 "Об отчуждении животных и изъятия продуктов животноводства на территории Республики Татарстан" Главному управлению ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан поручено организовать отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, в установленном порядке образовать специальную комиссию для проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, произвести отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства при участии вышеуказанной комиссии и оформить актом по форме, установленной согласно приложению N 2 к Правилам: организовать уничтожение изъятых животных и продуктов животноводства в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469. В период с 12.05.2017 по 24.05.2017 на территории птицефабрики общества силами сотрудников Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан производились действия по изъятию и уничтожению животных и продуктов животноводства (кур и яиц), принадлежащих обществу, составлены акты об изъятии:
1. акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 17.05.2017;
2. акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 19.05.2017;
3. акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 23.05.2017;
4. акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 30.05.2017.
Для оценки причиненного ущерба общество обратилось в оценочную организацию - ООО "АФ "Аудитцентр".
Согласно заключению эксперта N 7-1 от 29.03.2019 рыночная стоимость объекта оценки с НДС составила 148 002 512 рублей.
Письмом от 08.05.2019 вх. N 3843 общество обратилось в управление с заявлением о возмещении ущерба, причиненного обществу отчуждением животных и продуктов животноводства в размере 148 002 512 рублей.
Поскольку требование о выплате причиненного ущерба управлением не исполнено, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются специальным законодательством.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) установлено, что ветеринарное законодательство состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил пределы правового регулирования указанных правоотношений законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, которые должны соответствовать Закону о ветеринарии.
Согласно статье 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 данного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Постановление Правительства РФ от 26.05.20060 об утверждении Правил N 310 принято на основании Закона о ветеринарии в целях его детализации.
Во исполнение Закона о ветеринарии пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации особо опасных болезней животных (далее - Правила отчуждения животных), являющиеся обязательными для граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Правилами отчуждения животных предусмотрено, что:
- граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (пункт 9);
- основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них указанного в пункте 8 Правил акта специальной комиссии об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10);
- размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (пункт 11).
Размер подлежащего возмещению ущерба определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен, если таковые установлены, а в остальных случаях на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
Таким образом, федеральный закон не установил зависимость выплаты компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество от соблюдения ими ветеринарных норм и правил, а к ведению субъектов Российской Федерации отнесены только установление порядка расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на возмещение ущерба, и определение его размера.
Иное применение приведенных норм Закона о ветеринарии может создать неравные условия для собственников и владельцев изымаемого имущества в зависимости от того, на территории какого субъекта они расположены, а также от того, установлены ли тем или иным субъектом Российской Федерации дополнительные условия для выплаты компенсации.
В соответствии с п. 1 статьи 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Барьером для произвольного решения вопроса о компенсации собственникам и иным владельцам стоимости имущества, изымаемого для государственных нужд, являются нормы главы 15 ГК РФ, устанавливающие основания и порядок прекращения права собственности.
Пунктом 3 статьи 1064 ГК РФ установлено, вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в частности, реквизиция (статья 242) или конфискация (статья 243).
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде (статья 242).
Как верно указано судом первой инстанции, приведенные нормы полностью охватывают обстоятельства, имеющие место в рассматриваемом споре, согласуются со статьей 19 Закона о ветеринарии и п. 9 Правил отчуждения животных.
Определяющим для решения вопроса о применении статьей 235 и 242 ГК РФ является их соответствие статье 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Таким образом, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без равноценного возмещения исключается.
В соответствии с пунктом 10 Правил отчуждения животных основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 данных Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.02.2018 N 34 "Об утверждении Порядка организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Республики Татарстан, Порядка возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, и внесении изменения в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.01.2002 N 38 "Об утверждении Положения о службе государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения и птицефабриках и инструкции о порядке изъятия животных и продукции животноводства при особо опасных болезнях животных" утверждены:
- Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Республики Татарстан;
- Порядок возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
На основании решения руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан принимает решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Республики Татарстан.
Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан разрабатывается и вносится на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Татарстан проект соответствующего постановления (пункты 2-5 Порядка организации и проведения отчуждения животных).
Согласно пункту 1 Порядка возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.02.2018 N 84, (далее - Порядок возмещения ущерба) данный Порядок, определяет механизм возмещения ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Республики Татарстан (далее - ущерб).
В силу пунктов 2-4 указанного Порядка возмещения ущерба возмещение ущерба осуществляется Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан через подведомственные государственные учреждения ветеринарии (далее - уполномоченный орган) за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Материалами дела подтверждается, что уничтожение животных и изъятие продуктов животноводства, находившихся на территории птицефабрики истца, осуществлялось в целях ликвидации очага высокопатогенного вируса гриппа птиц и соответствует требованиям статьи 19 Закона о ветеринарии и Правилам отчуждения животных.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истцу должны быть возмещены убытки, которые ему причинены вследствие уничтожения животных и продуктов животноводства.
В подтверждение причинения убытков и их размера истцом представлен отчет N 7-1 от 29.03.2019 об оценке рыночной стоимости животных и продуктов животноводства, принадлежащих обществу. Согласно расчету истца (в соответствии с отчетом эксперта), рыночная стоимость объекта оценки 148 002 512 рублей.
Учитывая, что между сторонами присутствует спор о рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства, закрепленных в актах, судом с целью определения размера ущерба, причиненного истцу, по ходатайству ответчика назначена судебная экспертиза.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: "Определить рыночную стоимость животных и продуктов животноводства, отчужденных у ООО "Птицекомплекс Лаишевский" (ИНН 1624007697 ОГРН 1021607357122, адрес места регистрации: 422613, Россия, Лаишевский район, поселок им.25 Октября, РТ, ул. Почтовая, д.19), по акту об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 17.05.2017 г на дату 17.05.2017 г.".
По результатам экспертизы (отчет эксперта N 11687 от 26.11.2019) экспертом сделан следующий вывод: рыночная стоимость движимого имущества - животных и продуктов животноводства, по состоянию на дату оценки (17.05.2017 г.) составляет 96 850 339 руб.
Из заключения эксперта Тимершина Д. Р., а также его пояснений, данных в судебном заседании, судом установлено отсутствие полноты заключения эксперта в части определения рыночной стоимости кур-несушек, отчужденных у ООО "Птицекомплекс Лаишевский" по акту об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 17.05.2017 г. на дату 17.05.2017.
Судом по ходатайству истца назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту Закрытого акционерного общества "Независимая консалтинговая компания "СЭНК" Тимершину Дамиру Радиковичу.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: 12 А65-18805/2019 "Определить рыночную стоимость животных и продуктов животноводства, отчужденных у ООО "Птицекомплекс Лаишевский" (ИНН 1624007697 ОГРН 1021607357122, адрес места регистрации: 422613, Россия, Лаишевский район, поселок им.25 Октября, РТ, ул.Почтовая, д.19), по акту об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 17.05.2017 г на дату 17.05.2017 г. в части, относящейся к определению стоимости кур-несушек.".
По результатам дополнительной экспертизы (отчет эксперта N 11687.2 от 27.02.2020) экспертом сделан следующий вывод: рыночная стоимость животных и продуктов животноводства, отчужденных у ООО "Птицекомплекс Лаишевский" по акту об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 17.05.2017 г на дату 17.05.2017 г. составляет 98 793 791 руб.
Анализ экспертных заключений N 11687 от 26.11.2019 и N 11687.2 от 27.02.2020, выполненных экспертом Тимершиным Д. Р., позволили суду первой инстанции прийти к выводу о том, что указанные заключения оформлены в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в них отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертные заключения основаны на материалах дела.
Процедура назначения и проведения экспертиз соблюдена, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт компетентен в решении вопросов, поставленных судом на исследование, имеет соответствующий опыт и квалификацию, обоснованного отвода эксперту Тимершиным Д. Р. ответчиком заявлено не было.
Опрошенный в ходе судебного разбирательства эксперт Тимершин Д. Р. дал подробные пояснения относительно выводов, изложенных в экспертных заключениях, и относительно порядка проведения экспертизы. Так, в частности, эксперт пояснил, что исследовательская часть содержится в отчете об оценке, что отчет об оценке и заключение эксперта едины, составляются одним экспертом, одновременно выступающим в качестве оценщика; именно в отчете об оценке указан объект оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; что проводился анализ рынка, при этом всеобъемлющий анализ рынка не требуется, поскольку выявлены аналоги. В то же время эксперт пояснил, что поскольку данные о возрасте кур-несушек в актах указаны не были, цены на кур-несушек внутри возрастных групп не анализировались, что и послужило основанием для назначения дополнительной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости кур-несушек
На основании вышеизложенного, судом правомерно приняты указанные заключения в качестве надлежащих доказательств.
Оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, в том числе заключения судебной экспертизы, с учетом выводов эксперта по дополнительной судебной экспертизе N 11687.2 от 27.02.2020 (строка 1 таблицы) суд признал обоснованным рыночной стоимости животных и продуктов животноводства в размере 99 037 427 руб., в том числе: по заключению эксперта N 11687 (кроме строки 1 таблицы) - в размере 25 644 259 руб., по заключению эксперта N 11687.2 (строка 1 таблицы) - в размере 73 393 168 рублей.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика возникла обязанность осуществить возмещение убытков, причиненных отчуждением животных и продуктов животноводства в размере 99 037 427 рублей, является обоснованным и правомерным.
В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что согласно подпункту 12.1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи БК РФ. Финансирование расходов по компенсации осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Главным распорядителем финансовых средств по компенсации является Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан.
С учетом изложенного арбитражный суд Республики Татарстан пришел к верному выводу о том, что материалами дела подтверждается состав гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 15, 129, 242 ГК РФ, статьей 19 Закона о ветеринарии, размер заявленных истцом требований о взыскании убытков, составивших 99 037 427 руб., которые должны быть возмещены Республикой Татарстан в лице Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан за счет средств казны Республики Татарстан.
Довод истца относительно необоснованного отказа в проведении повторной экспертизы отклоняется судебной коллегией, как несостоятельный.
В соответствии со статьей 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторная и дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты, возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта.
Назначение повторной и дополнительной экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Суд первой инстанции, отказавший в назначении повторной экспертизы по делу, не усмотрел оснований для ее проведения. Суд оценил экспертное заключение и установил, что оно не содержит каких-либо противоречий, сомнений в его достоверности не имеется. Несогласие заявителя жалобы с выводами эксперта не свидетельствует о противоречивости экспертного заключения.
По существу, доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют его возражения, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2020 года по делу N А65-18805/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18805/2019
Истец: ООО "Птицекомплекс Лаишевский", Лаишевский район, поселок им.25 Октября
Ответчик: Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Аппарат Кабинета Министров РТ, Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, г.Казань, Министерство финансов РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, ЗАО "НКК "СЭНК", ООО "Аудекс", ООО "Аудит- Информ Казань", ООО "НО "СУВАР- СЕРВИС", ООО "ФБК Поволжье", ООО Консалтинговое Агентство "Независимость", Союз "Торгово-промышленная палата РТ"
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13373/2022
24.02.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14212/2021
16.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9560/2021
05.05.2021 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18805/19
22.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65720/20
03.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6066/20
18.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18805/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18805/19