г. Вологда |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А05-7301/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 февраля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Селивановой Ю.В. и Холминова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2023 года по делу N А05-7301/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство" (ОГРН 1182901018926, ИНН 2918012028; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Ленина, дом 53, этаж 3, помещение 8; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" (ОГРН 1182901015032, ИНН 2918011948; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 11; далее - Компания) о взыскании 2 466 231 руб. 83 коп., в том числе 407 018 руб. 44 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) за период с августа 2020 года по апрель 2023 года, 1 628 073 руб. 90 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за период с августа 2020 года по апрель 2023 года, 431 139 руб. 49 коп. пеней за период с 18.12.2021 по 25.09.2023, а также пеней, начисленных начиная с 26.09.2023 по день фактической уплаты задолженности.
Решением суда от 09 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Также с Компании в доход федерального бюджета взыскано 35 331 руб. государственной пошлины.
Компания с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в адрес ответчика не поступали уведомление о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод, акты обследования, результаты отбора проб. Такие доказательства не представлены и в материалы дела. Кроме того, истцом не предъявлены подробные расчеты по конкретному объему, по которому Общество рассчитывает объем и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также обоснование критериев подпадания объектов Компании под условия пункта 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Общество в возражениях считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Ввиду изложенного дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства по договору) и ответчиком (абонент) заключен договор водоотведения от 09.07.2020 N 158/20 (далее - договор), согласно условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации нормативы по объемам и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре.
Согласно пункту 3 договора местом исполнения обязательств по договору являются объекты ответчика:
- котельная "Андреевская", расположенная по адресу: Няндомский район, дер. Андреевская, ул. Новая, д. 6 "а";
- котельная "ЦРМ", расположенная по адресу: г. Няндома, ул. Труда, д. 11, стр. 1;
- котельная "Центральная", расположенная по адресу: г. Няндома, производственная база птицефабрики "Няндомская", стр. 1;
- тепловой пункт "ГПТУ", расположенный по адресу: г. Няндома, ул. Строителей, д. 22 "а";
- котельная "Квартальная", расположенная по адресу: г. Няндома, ул. Строителей, д. 20 "в";
- тепловой пункт "Рынок", расположенный по адресу: г. Няндома, ул. Ленина, д. 41, корп. 3;
- тепловой пункт "Каргополь-2", расположенный по адресу: г. Няндома, мкр. Каргополь-2, ул. Гагарина, д. 1.
Граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определена в приложениях N 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 договора.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 10 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Срок действия договора определен с даты его заключения по 31.12.2020. Также предусмотрено, что договор считается ежегодно продленным на следующий календарный год, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении, либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 51, 52, 53 договора).
Соглашением от 08.10.2021 стороны исключили из договора объект - тепловой пункт "Каргополь-2", расположенный по адресу: г. Няндома, мкр. Каргополь-2, ул. Гагарина, д. 1, с 01.09.2021.
В связи с тем, что среднесуточный объем сточных вод, сбрасываемых с объектов ответчика, составил менее 30 куб.м, декларации о составе сточных вод ответчиком не представлялись, истец, исходя из данных об объемах сточных вод, сброшенных абонентом, произвел расчет платы за негативное воздействие на работу системы водоотведения за период с августа 2020 года по апрель 2023 года, а также платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод за тот же период.
Для внесения начисленных платы за негативное воздействие на работу системы водоотведения и платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод истец выставлял ответчику счета.
Ответчик счета не оплатил, в связи с этим истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняет на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4, частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила N 644, которые регулируют, в том числе отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами N 644, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно пункту 111 данных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В соответствии с пунктом 118 этих же Правил в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В рассматриваемом случае истец произвел начисление ответчику платы за негативное воздействие на работу ЦСВ без проведения отбора проб сточных вод. Эти действия являются правомерными и соответствующие доводы апелляционной жалобы ответчика являются необоснованными.
Так, согласно абзацу первому пункта 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 123(4) Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из следующих условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом названного пункта Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых сточных вод с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, то плата за негативное воздействие на работу ЦСВ начисляется.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 этих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) данных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Таким образом, если абонентом обеспечена возможность отбора проб, отбор проб произведен, или принята от абонента декларация (корректно заполненная), либо если был произведен отбор проб сточных вод, то плата за негативное воздействие на работу ЦСВ определяется согласно пунктам 120 и 123 Правил N 644.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722, положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: либо вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644, либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
В случае, если абоненту начислена плата за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644, однако абонентом на момент начисления платы уже была обеспечена возможность отбора проб и при этом принята от абонента декларация, либо если был произведен отбор проб сточных вод, то организация ВКХ обязана произвести перерасчет платы в соответствии с пунктом 123 Правил N 644.
На основании изложенного истцом начисление абоненту платы за негативное воздействие на работу ЦСВ произведено в соответствии с положениями Правил N 644, в том числе их пункта 123(4).
Как указывает истец и не опровергнуто ответчиком, соответствующая декларация ответчиком не подавалась, объем сбрасываемых сточных вод ответчика составляет менее 30 куб. м в сутки.
На основании изложенного отбор проб ответчику в данном случае правомерно не производился.
В силу прямого указания пункта 123(4) Правил N 644 в таком случае расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, содержащейся в данном пункте, без проведения мероприятий по контролю сточных вод.
Пунктом 203 Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без проведения организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из следующих условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 м3 в сутки, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Из содержания пункта 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для обозначенных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на окружающую среду (водные объекты).
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
В рассматриваемом случае, как видно из дела, объекты ответчика подпадают под категорию объектов, указанных в пунктах 123(4), 203 Правил N 644 (производство пара и горячей воды (тепловой энергии)).
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Судом установлено, что при расчете задолженности учтен объем сбрасываемых сточных вод, согласованный сторонами в договоре, и предъявленный истцом к оплате по итогам рассматриваемых периодов (листы дела 22, 23, 29).
Ответчик не подавал деклараций о составе и свойствах сточных вод.
Эти факты податель жалобы в том числе документально не опроверг.
В силу прямого указания пункта 203 Правил N 644 в таком случае расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов определяется по формуле, содержащейся в данном пункте, без проведения мероприятий по контролю сточных вод.
Расчеты платы истца соответствуют установленным требованиям и документально ответчиком не опровергнуты.
С учетом вышеизложенного требование истца о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс сточных вод сверх установленных нормативов в сумме 2 035 092 руб. 34 коп. правомерно удовлетворено судом.
Истцом также заявлено требование о взыскании 431 139 руб. 49 коп. неустойки, начисленной за период с 18.12.2021 по 25.09.2023, а также по день фактической уплаты долга.
Суд проверил представленный истцом расчет пеней, признал его арифметически верным, контррасчет ответчиком не представлен.
Период моратория исключен истцом из периода начисления пеней.
С учетом этого требование о взыскании пеней правомерно удовлетворено судом в заявленном истцом размере.
Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2023 года по делу N А05-7301/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7301/2023
Истец: ООО "Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство"
Ответчик: ООО "Энергия Севера"