г. Москва |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А40-203470/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГСК "ИЧКА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2020 по делу N А40-203470/19,
по заявлению ГСК "ИЧКА"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
об оспаривании бездействия, обязании,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ключникова М.В. по дов. от 25.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный Кооператив "Ичка" (заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (ответчик, Департамент) о признании незаконным бездействия, об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:13, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, вл.6, кор.1, классификатору видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"). Также заявитель просит обязать Департамент городского имущества г. Москвы издать Распоряжение об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:13, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, вл.6, кор.1, вида разрешенного использования: объекты гаражного назначения (2.7.1) и оспаривает отказ Департамент городского имущества г. Москвы N ДГИ-1- 50463М9-1 от 19.07.2019.
Решением от 27.03.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Кооператива в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, заявитель является арендатором земельного участка из состава земель населенных пунктов общей площадью 2584.М. с кадастровым номером 77:02:0013006:13, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, вл.6, кор.1., согласно Договору долгосрочной аренды земельного участка N М-02-018498 от 26.04.2002 г.
В соответствии с п. п.1. 1 Договора земельный участок предоставлен для эксплуатации гаража-стоянки на 278 машино-мест.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06.03.2019 на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0013006:13 разрешенными видами использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:13 являются: обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3).
Согласно иску, на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0013006:13 расположен гараж-стоянка на 278 машино-мест, принадлежащий ГСК "ИЧКА", который состоит из машино-мест и технических помещений, что подтверждается поэтажным планом, выданным ТБТИ.
ГСК "ИЧКА" осуществляет свою деятельность по оказанию услуг по хранению автомобилей и эксплуатирует гараж-стоянку по назначению в качестве паркинга для автомобилей.
18.06.2019 заявитель обратился с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:13 по адресу: г. Москва, уж. Ротерта, вл. 6, к. 1 в Департамент.
Из ответа Департамента на вышеуказанное заявление истца вх. от 21.06.2019 N ДГИ-1-50463/19 (письмо от 19.07.2019 N ДГИ-1-50463/19-1) следует, что в настоящее время земельному участку с кадастровым номером 77:02:0013006:13 установлен ВРИ - обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)), что соответствует действующему классификатору, для установления иных ВРИ, в том числе кода "2.7.1", требуется внесение соответствующих изменений в ПЗЗ, внесение изменений в ПЗЗ осуществляется на основании ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 36 Градостроительного кодекса города Москвы, а также в соответствии с Порядком направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП.
Не согласившись с отказом Департамента, посчитав, что Департамент неправомерно применяет при исчислении арендной платы коэффициент 1.5% от кадастровой стоимости земельного участка вместо 0.3%, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
В соответствии с пл. 1 п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка определяется в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (ПЗЗ).
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" утверждены ПЗЗ города Москвы.
Согласно утвержденным ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 77:02:0013006:13 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (индекс "Ф").
Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования в качестве основных ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаются ВРИ упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
При этом ВРИ земельных участков устанавливается в соответствии с классификатором ВРИ земельных участков (Классификатор), утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В настоящее время по сведениям ЕГРН земельному участку с кадастровым номером 77:02:0013006:13 установлен ВРИ - обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)), что соответствует действующему классификатору.
Для установления иных ВРИ, в том числе кода "2.7.1", требуется внесение соответствующих изменений в ПЗЗ.
Внесение изменений в ПЗЗ осуществляется на основании ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 36 Градостроительного кодекса города Москвы, а также в соответствии с Порядком направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП.
Указанное было изложенное в ответе от 19.07.2019 N ДГИ-1-50463/19-1 на обращение заявителя от 21.06.2019 N ДГИ-1-50463/19, который был направлен Департаментом в адрес заявителя 25.07.2019 заказным письмом с идентификационным номером 12599333031157.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и действует с 24.12.2014 г.
Правила землепользования и застройки утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Согласно ПЗЗ рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны, для которой установлен вид сохраняемого (фактического) землепользования.
Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В рамках указанной нормы Департаментом издано распоряжение от 18.01.2017 г. N 664, согласно которому виды разрешенного использования: обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)), установленные Департаментом, полностью соответствует ПЗЗ - сохраняемому землепользованию и назначению зданий по кадастровому паспорту.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вид разрешенного использования: размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек (2.7.1), согласно пункту 3.3.4 ПЗЗ являются вспомогательным видом.
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Действующим законодательством не предусмотрено внесение вспомогательных видов разрешенного использования в сведения ЕГРП в случае, если суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка составляет не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка.
Основная цель введения ПЗЗ территорий городских сельских поселений - упростить и ускорить решение вопросов разрешённого использования земельных участков.
Согласно правилам землепользования и застройки если ПЗЗ уже действуют и градрегламенты установлены, а разрешенное использование входит в основную группу видов разрешенного использования (вспомогательные виды разрешенного использования) территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава видов разрешенного использования функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не потребуются. Для изменения прежнего вида разрешенного использования/вспомогательного на выбранный вид использования необходимо обратиться с заявлением в кадастровую палату.
Таким образом, если действуют ПЗЗ, и, если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных, вспомогательных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится, заявление подаётся в Управление Росреестра или МФЦ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Специальная форма заявления о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с указанием его кадастрового номера заполняется собственником или правообладателем. В графе "изменение вида разрешённого использования" нужно прописать наименование вида использования земельного участка, выбранного по Классификатору.
Фактически заявление общества сводится к несогласию с правилами землепользования и застройки.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности Департамента по обращению в Управление Росреестра в целях приведения в соответствие видов разрешенного использования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Департамент не препятствует реализации прав заявителя, Департамент не имеет полномочий по установлению вспомогательного вида разрешенного использования (в силу ГрК РФ и ПЗЗ, поскольку такое решение принимает сам землепользователь).
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые действия (бездействие) Департамента не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения требований Кооператива отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2020 по делу N А40-203470/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-203470/2019
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ИЧКА", ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ