Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 сентября 2020 г. N Ф08-7013/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
05 июля 2020 г. |
дело N А32-23560/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Емельянова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Центр Соя": посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Гордейчик А.С. по доверенности от 10.02.2020,
от АО "НЭК": посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Гордейчик А.С. по доверенности от 10.02.2020,
от Краснодарской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Федченко О.В. по доверенности от 11.03.2020 N 08.1-24/05119,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-23560/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Соя" (ОГРН 1032328524293, ИНН 2351010523) и акционерного общества "Независимая Энергетическая Компания" (ОГРН 1027739344643, ИНН 7711022558) к Краснодарской таможне, Балтийской таможне о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр Соя" (далее - ООО "Центр Соя") и акционерное общество "Независимая Энергетическая Компания" (далее - АО "НЭК") обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Балтийской таможне, Краснодарской таможне о признании незаконными действий Балтийской таможни по корректировке декларации на товары /(далее - ДТ) N 10216170/121218/0140924, выразившихся в составлении формы КДТ к указанной ДТ и о признании незаконными действий Краснодарской таможни по выставлению двух уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 24.05.2019 N10309000/У2019/0000532 и N10309000/У2019/000533.
Решением от 25.12.2019 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что задекларированный заявителем товар по своему составу, предназначению и способам применения фактически является продуктом, используемым для кормления животных, и соответствуют включенным в Перечень наименованию товара и коду ТН ВЭД, в отношении которых применяется пониженная налоговая ставка НДС в размере 10%.
Не согласившись с принятым судебным актом, Балтийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы таможня сослалась на то, что решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ принято на основании документов, представленных АО "НЭК" при таможенном декларировании, в том числе на основании технической документации, а также инструкции по применению кормовой добавки марки "МЕГАЛАК". Исходя из инструкций по применению товара, а также наименования товара и его классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, рассматриваемый товар не является готовым продуктом, используемым для кормления животных, а является кормовой добавкой, предназначенной для добавления в корм или кормосмеси. Информация о том, что товар может заменить корм или использоваться в качестве самостоятельного готового продукта кормления животного, не представлена. Кормовые добавки отличаются от кормовых смесей и комбикормов, поскольку имеют различное назначение и область применения, что в свою очередь влияет на размер налоговой ставки для исчисления НДС. Нормативно закреплено разграничение таких товаров как корма, комбикорма, кормовая смесь и кормовая добавка, при этом последняя не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных. Согласно примечанию к Перечню Постановления Правительства N 908 для целей настоящего перечня следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, а также наименованием товара.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Центр Соя" просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель обществ просил решение суда оставить без изменения.
Представитель таможни просил решение суда отменить.
От Балтийской таможни поступило ходатайство об участии в заседании посредством системы веб-конференции ИС "КАД", которое было удовлетворено судом. Вместе с тем представитель Балтийской таможни не принял участие в заседании.
Учитывая, что представитель Балтийской таможни изложил позицию таможни в судебном заседании 18.06.2020, а также в апелляционной жалобе, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Балтийской таможни.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 12.12.2018 на Балтийском таможенном посту (центре электронного декларирования) Балтийской таможни по таможенной декларации по ДТ N 10216170/121218/0140924 оформлен в таможенном отношении товар: "кормовая добавка МЕГАЛАК в виде гранул для повышения молочной продуктивности коров в животноводстве", изготовитель - компания "VOLAC WILMAR FEED INGRIDIENTS SDN. BHD", Малайзия, заявленный код ТН ВЭД 2309909609.
В отношении декларируемого товара заявителем заявлены сведения о применении ставки НДС в размере 10% с указанием в графах 36 "Преференция" буквенного кода по классификатору льгот по уплате таможенных платежей по НДС - ЛП (применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию продовольственных товаров).
Указанный товар был выпущен Балтийской таможней в заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления 12.12.2018.
В дальнейшем 16.05.2019 Балтийской таможней после проведения таможенного контроля после выпуска товаров оформлен лист корректировки таможенной декларации (КДТ), согласно которому заявленная декларантом ставка НДС в размере 10% изменена таможенным органом на 18%, что повлекло увеличение подлежащего уплате НДС на 262 293,04 руб.
Краснодарской таможней, как таможенным органом, администрирующим единые лицевые счета декларанта, 24.05.2019 в адрес ООО "Центр Соя" выставлено "Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" N 10309000/У2019/0000532, согласно которому по указанной ДТ подлежит доплате НДС в размере 262 293,04 руб. и пеня за просрочку его оплаты в размере 9 196,65 руб., всего на сумму 271 489,69 руб.
Также 24.05.2019 в адрес таможенного представителя АО "НЭК", подавшего данную ДТ и несущего с декларантом солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, пошлин и налогов, Краснодарской таможней выставлено "Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" N 10309000/У2019/0000533, содержащего аналогичные требования.
Полагая, что действия таможенных органов по доначислению НДС являются незаконными, общества обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта государственного органа недействительным, его действий (бездействия) незаконными суду необходимо одновременно установить как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 4 статьи 53 ТК ЕАЭС определено, что для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена, в котором в соответствии со статьей 61 Кодекса они подлежат уплате.
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин устанавливаются законодательством государств-членов (статья 49 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10 процентов.
Абзацем десятым подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налоговая ставка по НДС в размере 10 процентов применяется при реализации таких продовольственных товаров, как зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
В пункте 2 статьи 164 НК РФ, определяющем перечень товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%, кормовые добавки прямо не поименованы.
Согласно последнему абзацу пункта 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, в редакции, действовавшей в период декларирования товаров, утвержден, в том числе, перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень N 908).
В соответствии с примечанием 1 к Перечню N 908 для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 % следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.
Таким образом, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом пониженная ставка НДС подлежит применению в отношении не всех товаров товарной позиции 2309 90 ТН ВЭД, а лишь товаров указанной товарной позиции, которые относятся к зерну, комбикормам, кормовым смесям, зерновым отходам и являются продуктами, используемыми для кормления животных, либо относятся к кормам вареным, используемым в кормлении животных.
Из материалов дела следует, что декларантом спорный товар отнесен к товарной позиции 2309 ТН ВЭД, что таможенным органом не оспаривается.
Таможенные органы ссылаются на то, что ввозимый товар не относится к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ зерну, комбикормам, кормовым смесям, зерновым отходам, поэтому в рассматриваемом случае подлежала применению ставка НДС в размере 10 %.
Из Пояснений к товарной позиции 2309 ТН ВЭД следует, что в данную товарную позицию включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные:
(1) для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм);
(2) для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки);
(3) для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок.
В то же время возможность отнесения ввезенных товаров к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС, не означает наличие оснований для применения льготной ставки НДС.
По смыслу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, согласно которому ставка НДС 10% применяется в отношении зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, в данном случае с учетом Постановления N 908 под готовыми продуктами понимаются продукты, предназначенные непосредственно для кормления животных, то есть для использования в чистом виде в качестве корма для животных (самостоятельного источника питания).
Как указано выше, в период декларирования товара, кормовые добавки в НК РФ и Перечне N 908 прямо не были поименованы, из положений ТН ВЭД ЕАЭС следует, что кормовая добавка - это не готовый продукт, предназначенный непосредственно для кормления животных, а готовый продукт, предназначенный для дополнения (сбалансирования) хозяйственных кормов для животных.
По своему понятийному аппарату, закрепленному в нормативных правовых актах, кормовая добавка не является ни зерном, ни комбикормом, ни кормовой смесью, ни зерновыми отходами. Кормовая добавка не является готовым продуктом, предназначенным непосредственно для кормления животных, фактически предназначена для дополнения (сбалансирования) хозяйственных кормов для животных.
ГОСТ Р 51848-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Продукция комбикормовая. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 N 581-ст (далее - ГОСТ Р 51848-2001) установлены термины и определения понятий в области комбикормовой продукции.
В частности, под комбикормом понимается комбикормовая продукция, представляющая собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенная для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения;
комбикормовая добавка - это природные и/или искусственные вещества или их смеси, вводимые в состав комбикормов, белково(амидо)-витаминно-минеральных концентратов в небольших количествах с целью улучшения их потребительских свойств и/или сохранения качества.
Согласно инструкции по применению кормовой добавки Мегалак для повышения молочной продуктивности коров, представленной в материалы дела, добавку кормовую Мегалак вводят в комбикорма на комбикормовых заводах или кормцехах хозяйств, используя существующие технологии ступенчатого смешивания. Норма ввода составляет 0,25 кг на 100 кг живой массы в сутки; добавка совместима со всеми ингредиентами кормов, лекарственными препаратами и другими кормовыми добавками.
Таким образом, спорный товар является кормовой добавкой, используемой для дополнения (обогащения) кормов для животных, и не предназначен для употребления в пищу животными без добавления в какой-либо корм в качестве самостоятельного источника питания животных без использования других кормов; не относятся к таким видам товаров, как зерно, комбикорма, кормовые смеси и зерновые отходы.
При этом, согласно представленному в материалы настоящего дела экспертному заключению Союза "Новороссийская торгово-промышленная палата" N 224-19 от 13.09.2019 спорный продукт является продуктом, используемым для кормления животных, что не противоречит вышеизложенному о добавлении продукта в какой-либо корм, вывод об отнесении данной продукции к комбикорму или кормовой смеси в указанном заключении не содержится.
С учетом вышеизложенного нельзя сделать вывод о том, что спорный товар предназначен для скармливания животным в чистом виде, в том числе в качестве единственного рациона.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в том числе, что спорный товар (кормовая добавка) не поименован в пункте 2 статьи 164 НК РФ и в период декларирования не был указан в Постановлении N 908, оснований для применения при ввозе спорного товара пониженной налоговой ставки НДС 10% у общества не имелось.
До 1 апреля 2019 года раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" перечня при ввозе включал позицию 2309 90 "Продукты, используемые для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 908" (далее - постановление N 1487) позиция "Продукты, используемые для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" перечня при ввозе с 1 апреля 2019 года изложена в следующей редакции:
"Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".
При этом, положения постановления N 1487 не устанавливают действия изменений, внесенных в постановление N 908, в предшествующий период.
Таким образом, до 1 апреля 2019 года при ввозе в Российскую Федерацию кормовых добавок применялась ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов (с 1 января 2019 года - 20 процентов).
Посчитав, что Правительство Российской Федерации не дополнило Перечень N 2 новыми видами продуктов, а изложило его в новой редакции, исключающей его неоднозначное толкование, суд отметил, что указанным нормативным правовым актом установлено, что кормовые добавки входят в раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы". Кормовые добавки одновременно могут являться и (или) зерном, и (или) комбикормом, и (или) кормовыми смесями, и (или) зерновыми отходами. В связи с этим в отношении них должна применяться пониженная налоговая ставка НДС 10%.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Постановление N 1487 не устанавливает условие о распространении ее положений на ранее возникшие правоотношения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2019 по делу N А32-41257/2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим кодексом.
Ссылки на письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.10.2016 N ИЛ25-23/11799, Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2017 N 03-07-03/44559, от 07.02.2018 N 03-07-07/7048, от 25.04.2018 N 03-07-07/28111, от 28.04.2018 N 03-07-07/29398 подлежат отклонению, поскольку данные письма являются ведомственными документами, а не законодательными актами и имеют разъяснительный (рекомендательный) характер, не являясь обязательными к исполнению.
Учитывая изложенное, таможней обоснованно внесены изменения в сведения, указанные в декларации на товары N 10216170/121218/0140924, в части НДС.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии со ст. 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок (часть 15 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом корректировки декларации на товары.
Поскольку, обществом оплата в соответствии с изменениями в ДТ обществом не была произведена, таможенный орган обоснованно направил уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах.
В связи с этим апелляционная инстанция считает, что не имелось оснований для признания незаконными действия Балтийской таможни по корректировке ДТ N 10216170/121218/0140924, выразившиеся в составлении форм КДТ к указанным ДТ и Краснодарской таможни по выставлению двух уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 24.05.2019 N 10309000/У2019/0000532 и N 10309000/У2019/0000533.
При изложенных обстоятельствах по делу, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-23560/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд СевероКавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23560/2019
Истец: АО "НЕЗАВИСИМАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "НЭК", ООО " "Центр Соя"
Ответчик: Балтийская таможня, Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7013/20
05.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2094/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23560/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23560/19
04.06.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23560/19