Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 октября 2020 г. N Ф08-8870/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
04 июля 2020 г. |
дело N А32-52524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от Центральной акцизной таможни: представитель по доверенности от 15.11.2019 Радионова И.В., паспорт;
от ООО "Харвесто Ландтехник РФ": представитель по доверенности от 27.03.2020 Корзенников В.Н., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Харвесто Ландтехник РФ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.02.2020 по делу N А32-52524/2019
по иску Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Харвесто Ландтехник РФ"
(ИНН 2309149948, ОГРН 1162375004835)
о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Южный акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) (далее - заявитель, таможенный пост) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Харвесто Ландтехник РФ" (далее - ООО "Харвесто Ландтехник РФ", общество) суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 6 819 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 с ООО "Харвесто Ландтехник РФ" в пользу Южного акцизного таможенного поста взыскана сумма неуплаченного утилизационного сбора в размере 6 819 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Харвесто Ландтехник РФ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что право на взыскание утилизационного сбора в судебном порядке возникает у таможенного органа только при выявлении несоответствия информации о его уплате, указанной в штампе на паспорте самоходной машины, реальному положению дел. Так как ответчик изначально не собирался уплачивать утилизационный сбор и не получал паспорт самоходной машины, таможенный орган не мог в данной ситуации воспользоваться правом, предусмотренным п. 17 Правил и заявлять подобный иск в арбитражный суд. в письме N 48-01-17/0080 от 18.01.2018 не было указано ни суммы сбора, ни оснований для его начисления, не было указано нормативных актов, в соответствии с которыми можно было бы провести расчет суммы сбора. Кроме того, в письме вообще идет речь о погрузчиках, классифицируемых по коду 8427201909 ТНВД, массой не более 4 тонн. Однако ответчик не завозил на территорию РФ подобной техники. В итоге данным письмом общество было введено в заблуждение относительно того, за какую технику, на основании чего и в каком размере оно должно было оплачивать утилизационный сбор.
В отзыве на апелляционную жалобу Южный акцизный таможенный пост указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От Центральной акцизной таможни поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечить явку представителя в судебное заседание в связи с распространением коронавирусной инфекции.
В судебном заседании представитель Центральной акцизной таможни ходатайство об отложении судебного разбирательства не поддержала.
В судебном заседании представитель ООО "Харвесто Ландтехник РФ" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель Центральной акцизной таможни не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, таможенный пост обратился в суд с настоящим заявлением о взыскании неуплаченного обществом утилизационного сбора в отношении ввезенных в Российскую Федерацию самоходных машин.
29.06.2017 обществом на таможенном посту по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009240/290617/0001101 был задекларирован товар - зерноуборочный комбайн в нерабочем состоянии 2009 года выпуска, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8433510001, в количестве 1 единицы.
Указанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с положениями пункта 3 статья 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Суд первой инстанции отклонил довод общества о том, что таможенный орган не обладает полномочиями на предъявление настоящего иска к ответчику.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений, Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -постановление Правительства Российской Федерации N 81) (в редакции, действовавшей на дату выпуска товара для внутреннего потребления).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 81 утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 81, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 81, определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1
Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Согласно положениям пункта 5 указанных Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора (п. 13 Правил).
При этом, неполучение (отказ от получения) паспорта самоходной машины и других видов техники в отношении помещенной под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления самоходной машины не является основанием для неуплаты утилизационного сбора.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее -ТН ВЭД ЕАЭС).
Самоходные машины - комбайны зерноуборочные, классифицируемые кодом 8433510001, включены в Перечень, которым также указан размер сбора.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом XVI Перечня в зависимости от объема двигателя.
Согласно представленной обществом документации комбайн, задекларированный по ДТ N 10009240/290617/0001101 имеют мощность силовой установки 449 л.с.
Соответственно относится к категории - "Мощностью силовой установки более 400 л.с." с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
Перечнем для данной категории транспортных средств установлен коэффициент "45,46" для расчета суммы утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Расчет размера утилизационного сбора для общества:
ДТ 10009240/290617/0001101
Количество самоходных машин, в отношении которых уплачивается УС 1
Базовая ставка для расчета суммы УС, руб. - 150 000
Коэффициент - 45,46
Сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате, руб. 6 819 000
Таким образом, размер суммы неуплаченного обществом утилизационного сбора составляет 6 819 000 руб. (1 х 150 000 х 45,46).
Документов, позволяющих отнести ввезенную самоходную технику к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, обществом не представлено.
Доказательств представления на таможенный пост расчета суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате, в отношении ввезенных самоходных машин, а также осуществления уплаты утилизационного сбора, обществом также не представлено.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства N 81 в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Во исполнение изложенного, таможенный пост письмом от 18.01.2018 N 48-01-17/0080 "О необходимости уплаты утилизационного сбора" информировал плательщика - ООО "ХАРВЕСТО ЛАНДТЕХНИК РФ" - о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств. Согласно почтовому идентификатору N 34400018689100 вышеуказанное письмо получено адресатом 16.05.2018. Сведения об уплате предпринимателем утилизационного сбора в размере 6 819 000 руб. в материалах дела не имеются.
Утилизационный сбор, уплата которого установлена положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с положениями пунктом 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета.
В силу изложенного, право Евразийского экономического союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле и налоговое законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок взыскания таможенных пошлин, налогов не применимо. Особый порядок взыскания утилизационного сбора законодательством не предусмотрен.
Пунктом 6 статьи 24.1. Закона N 89-ФЗ установлен перечень случаев, когда утилизационный сбор в отношении транспортных средств не уплачивается.
Однако, в рассматриваемом случае положения пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ не применительны.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность общества уплатить сумму утилизационного сбора за ввезенный товар в размере 6 819 000 руб.
Доказательств уплаты обществом суммы утилизационного сбора в указанном размере в добровольном порядке суду не представлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что наступление обязанности по уплате утилизационного сбора связано с фактом выдачи паспорта самоходной машины был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен ввиду следующего.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для освобождения от уплаты утилизационного сбора, указанное обществом основание в статье не поименовано.
Согласно требованиям п. 1 ст. 24.1 указанного Закона, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Законодатель обязанность по уплате утилизационного сбора не связывает с фактом выдачи паспорта самоходной машины. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные 7 А32-49172/2018 машины и другие виды техники в Российской Федерации", на которое ссылается ответчик, устанавливает порядок выдачи паспортов самоходных машин, однако не регламентирует возникновение обязанности и порядок уплаты утилизационного сбора.
Единственным основанием для возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора, является ввоз самоходной машины на территорию Российской Федерации.
Обществом ввезен и задекларирован товар - зерноуборочный комбайн в нерабочем состоянии 2009 года выпуска, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8433510001 и на основании ст. 209, 210 Таможенного кодекса Таможенного союза и помешены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, на настоящий момент приобрели статус товаров таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены и лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, следовательно, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию.
Под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статья 24.1 Закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла в момент выпуска спорной техники в свободное обращение. Следовательно, и утилизационный сбор подлежал расчету на момент указанного выпуска. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что в письме таможенного органа идет речь о погрузчиках, классифицируемых по коду 8427201909 ТНВД, массой не более 4 тонн. Однако ответчик не завозил на территорию РФ подобной техники. В итоге данным письмом общество было введено в заблуждение относительно того, за какую технику, на основании чего и в каком размере оно должно было оплачивать утилизационный сбор.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены и лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, следовательно, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2019 по делу N А32-49172/2018, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.03.2019 по делу N А51-19738/2017.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 по делу N А32-52524/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52524/2019
Истец: Центральная акцизная таможня, Южный акцизный Таможенный пост
Ответчик: ООО "ХАРВЕСТО ЛАНДЕХНИК РФ", ООО "Харвесто Ландтехник РФ"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8870/20
04.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7274/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52524/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52524/19