город Воронеж |
|
6 июля 2020 г. |
Дело N А36-10878/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.Ю.,
при участии:
от Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Управления экономического развития Липецкой области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.01.2020 по делу N А36-10878/2019, по заявлению Управления экономического развития Липецкой области (ОГРН 1104823009290, ИНН 4826073200) о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Управление экономического развития Липецкой области (далее - заявитель, Управление, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Липецкое РО ФСС, Фонд) с заявлением:
- о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 133н/с от 30.08.2019;
- о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 87осс от 30.08.2019.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.01.2020 по делу N А36-10878/2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Липецкое РО ФСС обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Липецкое РО ФСС полагает, что выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований заявителя противоречат законодательству и обстоятельствам дела.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве заявитель возражал против апелляционной жалобы Фонда, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
В материалах дела имеются ходатайства от лиц, участвующих в деле, о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия в судебном заседании.
В порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 06.05.2019 N 177 н\с Липецкое РО ФСС в период с 08.05.2019 по 31.05.2019 провело плановую выездную проверку Управления на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и правильности расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Также на основании решения от 06.05.2019 N 177 осс Липецкое РО ФСС в период с 08.05.2019 по 31.05.2019 провело плановую выездную проверку Управления на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016. Результаты выездной проверки оформлены Актами от 25.07.2019 N 278.
В ходе проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Липецким РО ФСС выявлено, что в проверяемом периоде заявителем была выплачена компенсация работникам расходов на санаторно-курортное лечение в общей сумме 2 415 385 руб., а также компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно в общей сумме 261 226 руб. 10 коп. На данные выплаты заявителем не исчислены и не уплачены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Липецкий РО ФСС квалифицировал указанные действия заявителя как занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 2 676 611 руб. 10 коп. По результатам проверки заинтересованным лицом дополнительно начислены взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 5 353 руб. 22 коп.
В указанной связи Липецкое РО ФСС приняло решение N 133н/с от 30.08.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренной п.1 ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа за неисполнение обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов в сумме 1 070 руб. 64 коп., а также об уплате пени в сумме 477 руб. 83 коп., недоимки в сумме 5353 руб. 22 коп.
В ходе проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством было установлено, что в проверяемом периоде страхователем не исчислены и не уплачены страховые взносы на суммы выплаченных работникам компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение в общей сумме 743 392 руб. 50 коп., а также компенсаций расходов на проезд к месту отдыха и обратно в общей сумме 83 544 руб. 50 коп.
Липецкий РО ФСС квалифицировал указанные действия заявителя как занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 826 937 руб. По результатам проверки заинтересованным лицом дополнительно начислены взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 23 981 руб. 17 коп.
На основании изложенного Липецким РО ФСС было принято решение N 87осс от 30.08.2019 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в сумме 4 796 руб. 23 коп., а также об уплате пени в сумме 719 руб. 24 коп., недоимки в сумме 23 981 руб. 17 коп.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием обращения управления в суд.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами Арбитражного суда Липецкой области, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) гласит, что обязательное социальное страхование это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В порядке пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско- правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в проверяемом периоде, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, равно как и в статье 9 Закона N 212-ФЗ приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Статья 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) определяет, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской 7 Федерации, может предоставляться право на дополнительные государственные гарантии, перечень которых не является исчерпывающим.
Помимо общих гарантий и компенсаций, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей (статья 165 ТК РФ).
В порядке статьи 7 Закона Липецкой области от 05.01.2000 N 61-ОЗ "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области" установлено, что государственному служащему один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляются путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию государственного служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку в сумме оклада денежного содержания с учетом надбавок и доплаты. В случае, если ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется государственному служащему по частям, указанная денежная компенсация выплачивается при предоставлении одной из частей отпуска продолжительностью не менее 14 календарных дней по выбору государственного служащего.
Государственному служащему один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска оплачивается проезд к месту отдыха туда и обратно в пределах Российской Федерации при наличии проездных документов, предусмотренных пунктом 5 приложения 2 к Закону Липецкой области от 30 декабря 2005 года N 259-ОЗ "О государственной гражданской службе Липецкой области".
Ежегодная компенсация расходов на санаторно-курортное лечение и на проезд к месту отдыха и обратно не входит в состав денежного содержания государственного служащего (статья 4 Закона Липецкой области от 05.01.2000 г. N 61-ОЗ "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области").
Данные компенсации выплачиваются всем государственным служащим, состоящим в трудовых отношениях с органом исполнительной власти (в том числе управлением). Указанные выплаты производятся вне зависимости от результатов трудовой деятельности, вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения и связаны со статусом лица, как государственного служащего.
В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении экономического развития Липецкой области, утвержденного распоряжением главы администрации Липецкой области N 817-р от 20.12.2019, Управление является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, следовательно, его работники в силу статьи 3 Закона N 79-ФЗ являются государственными служащими Липецкой области.
Выплаты государственным служащим Управления, произведенные заявителем в виде компенсации расходов на санаторно-курортное лечение и проезд к месту отдыха и обратно установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства о государственной и муниципальной службе, являются компенсационными выплатами в смысле, определенном в статьях 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежащими обложению страховыми взносами на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Заинтересованное лицо не представило доказательств того, что спорные выплаты являются оплатой труда работников, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
В данной связи у заинтересованного лица отсутствовали основания для вывода о занижении заявителем базы для начисления страховых взносов на суммы компенсационных выплат и начисления страховых взносов, пени и штрафа.
В связи с изложенным, Арбитражный суд Липецкой области правомерно признал недействительными решения N 87осс и N 133н/с от 30.08.2019 удовлетворил требования заявителя.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.01.2020 по делу N А36-10878/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-10878/2019
Истец: Управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области
Ответчик: ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Управление экономического развития Липецкой области