город Воронеж |
|
6 июля 2020 г. |
Дело N А35-8192/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.Ю,
при участии:
от Государственного учреждения - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Каратеева Е.С. - представитель по доверенности б/н от 13.05.2020, выдана сроком на один год, паспорт гражданина РФ;
от акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы", г. Москва, в лице филиала "Региональное диспетчерское управление энергосистем Курской, Орловской и Белгородской областей": Ярош О.Г. - представитель по доверенности б/н от 19.10.2018, выдана сроком до 16.08.2023, паспорт гражданина РФ.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 21.01.2020 по делу N А35-8192/2019, по заявлению акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" (ОГРН 1027700201352, ИНН 7705454461), г. Москва, в лице филиала "Региональное диспетчерское управление энергосистем Курской, Орловской и Белгородской областей" к Государственному учреждению - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений от 16.07.2019 N N 72, 105, 107н/с, об обязании возвратить сумму недоимки в размере 52,35 руб., пени в размере 9,86 руб., штрафа в размере 10,47 руб., уплаченные заявителем по требованию от 23.08.2019 N 59.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы" в лице филиала "Региональное диспетчерское управление энергосистем Курской, Орловской и Белгородской областей" (далее - заявитель, филиал АО "СО ЕЭС" Курское РДУ, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением, в котором просило признать недействительными решения Государственного учреждения - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - Курское РО ФСС РФ, административный орган, Фонд) от 16.07.2019 N N 72, 105, 107 н/с, обязании ГУ - Курское РО ФСС РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обязании возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 52,35 руб. (недоимка) с начисленными на нее процентами на дату фактического исполнения, рассчитанными по следующей формуле: величина % = 52,35 * количество дней просрочки * ставка рефинансирования/300, а также о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 9000 руб. (с учетом уточнения).
Судом первой инстанции были приняты уточненные требования, в соответствии с которыми заявитель просил признать недействительными решения ГУ - Курское РО ФСС РФ от 16.07.2019 N N 72, 105, 107н/с, обязать ГУ - Курское РО ФСС РФ возвратить сумму недоимки в размере 52,35 руб., пени в размере 9,86 руб., штраф в размере 10,47 руб., уплаченные заявителем по требованию от 23.08.2019 N 59, а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9000 руб.
Решением от 21.01.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ГУ - Курское РО ФСС РФ, обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.01.2020 по настоящему делу и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что вынося решение, суд не принял во внимание довод о том, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (статья 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статья 11 Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Полагает, что уплатив недоимку, пени и штраф АО "СО ЕЭС" фактически признал законным требование регионального отделения N59 от 23.08.2019, а соответственно признал законным непринятие к зачету региональным отделением расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражало против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 20.08.2010 в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации филиала АО "СО ЕЭС" - "Региональное диспетчерское управление энергосистем Курской, Орловской и Белгородской областей", расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 68.
Совместным приказом ГУ - Курское РО ФСС РФ и Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курской области от 20.12.2018 N 183-ОД/1264 "Об утверждении плана-графика выездных проверок плательщиков страховых взносов" утвержден план-график совместных выездных проверок на 2019 год.
Согласно указанному приказу в отношении филиала АО "СО ЕЭС" Курское РДУ были приняты
- решение от 05.06.2019 N 695 о проведении выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016;
- решение от 05.06.2019 N 695 о проведении выездной проверки правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016; решение от 05.06.2019 N 695н/с о проведении выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (пепечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Проверка проведена в период с 05.06.2019 по 07.06.2019, по итогам которой составлены акты выездной проверки от 11.06.2019 N 695, от 11.06.2019 N 695 н/с.
Согласно акту выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 11.06.2019 N 695 установлено, что страхователь осуществляет страховое обеспечение в установленные законом сроки за счет собственных средств. Потраченные средства на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам предприятие запрашивает в ГУ - Курское РО ФСС РФ для покрытия расходов. В нарушении положений п. 4 ст. 4.7 Федерального закона N255 -ФЗ от 29.12.2006, п.56 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N624н пособие по временной нетрудоспособности оплачено по листку нетрудоспособности, выданному с исправлением. Страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, либо не подтверждённые документами в установленном порядке, в сумме 12213,74 руб.
Согласно акту выездной проверки от 11.06.2019 N 695 в ходе проверки установлено нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах - занижение облагаемой базы. В соответствии со ст. 18, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ на непринятые к зачету расходы произведено доначисление страховых взносов в Фонд (в сумме 17448,20 руб., в том числе за счет работодателя - 5234,46 руб.). На доначисленные страховые взносы начислены пени в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ, действовавшего в проверяемом периоде. Проверкой установлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ за ноябрь 2016 года на сумму 17448,20 руб. По результатам проверки предложено взыскать с филиала АО "СО ЕЭС" Курское РДУ сумму неуплаченных страховых взносов за ноябрь 2016 года составила 506 руб., размер начисленных пени составил 27, 75 руб.
Согласно акту выездной проверки от 11.06.2019 N 695н/с установлено нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выразившееся в занижении облагаемой базы. В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ доначислены страховые взносы на непринятые к зачету расходы (сумма занижения 17448,20 руб., в том числе за счет работодателя - 5234,46 руб.). На доначисленные страховые взносы начислены пени по ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. По результатам проверки предложено взыскать с филиала АО "СО ЕЭС" Курское РДУ сумму неуплаченных страховых взносов за 2016-2018 гг. в размере 52,35 руб., пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в размере 9,86 руб., привлечь филиал АО "СО ЕЭС" Курское РДУ к ответственности, предусмотренной пунктом 1 абз. 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ за занижение налогооблагаемой базы, в виде штрафа 20% в сумме 10.47 руб.
Не согласившись с выводами и предложениями, изложенными в актах, заявитель представил письменные возражения от 18.06.2019 N р31-а-1-19-1121.
В ходе рассмотрения материалов выездной проверки в отношении филиала АО "СО ЕЭС" Курское РДУ было установлено, что Мифтаховым Дмитрием Тахировичем был предъявлен к оплате листок нетрудоспособности 242 187 389 167 от 09.11.2016.
ГУ - Курское РО ФСС РФ пришло к выводу, что, в нарушение п. 64 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности", филиалом АО "СО ЕЭС Курское РДУ внесены исправления в листок нетрудоспособности N 242187389167, выданный 09.11.2016, в части раздела, обязанность заполнения которого возложена на медицинскую организацию, в строке "место работы - наименование организации", произведена запись "фил", которая зачеркнута и исправлена специалистом филиала АО "СО ЕЭС" - Курское РДУ, что подтверждается записью на обратной стороне листка нетрудоспособности. Данные изменения заверены директором филиала Шурпой В.Б., главным бухгалтером Моричевой Г.И. и директором представительства Харлановым Ю.А.
В нарушение п. 4 ст. 4.7 ФЗ от 29.12.2018 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности назначено и выплачено по листку временной нетрудоспособности N 242187389167, выданному 09.11.2016, оформленному с нарушением установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности.
По результатам рассмотрения актов выездной проверки от 11.06.2019, представленных заявителем письменных возражений, ГУ - Курское РО ФСС РФ вынесены:
- решение от 16.07.2019 N 72 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных филиалом АО "СО ЕЭС" Курское РДУ с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на основании неправильно оформленных документов за период - ноябрь 2016 года в сумме 12213,74 руб.;
- решение от 16.07.2019 N 105 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым сумма непринятых к зачету расходов по результатам проверки включена в базу для начисления страховых взносов как сумма выплат в пользу работника; в соответствии со ст. 18 Закона N 212-ФЗ на непринятые к зачету расходы произведено доначисление страховых взносов в Фонд (сумма непринятых к зачету расходов - 17448.20 руб., в том числе за счет средств работодателя - 5234,46 руб.); на доначисленные страховые взносы начислены пени согласно ст. 25 Закона N 212 -ФЗ в сумме 27,75 руб.; за занижение облагаемой базы, в соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, начислен штраф - 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов в размере 506 руб.;
- решение от 16.07.2019 N 107 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым сумма непринятых к зачету расходов по результатам проверки включена в базу для начисления страховых взносов как сумма выплат в пользу работника; выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 52,35 руб.; на недоимку по страховым взносам начислены пени в сумме 9,86 руб.; на основании ст. 26.29 Закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 начислен штраф в размере 10,47 руб.
Копии решений вручены представителю заявителя 22.07.2019.
Основанием для вынесения обжалуемых решений явился факт непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по листку нетрудоспособности от 09.11.2016 N 242187389167, который, по мнению отделения фонда, оформлен ненадлежащим образом, поскольку работодатель внес исправления в строку "место работы - наименование организации" раздела, обязанность заполнения которого возлагается на врача медицинской организации.
Филиалу АО "СО ЕЭС" Курское РДУ выставлено требование N 59 от 23.08.2019 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 52,35 руб., пени в размере 9,86 руб., штрафа в размере 10,47 руб. сроком исполнения до 12.09.2019.
Платежными поручениями N 1034 от 10.09.2019, N 1035 от 10.09.2019, N 1036 от 10.09.2019, во исполнение требования N 59 от 23.08.2019, филиал АО "СО ЕЭС" Курское РДУ произвел оплату недоимки в размере 52,35 руб., пени в размере 9,86 руб., штрафа в размере 10,47 руб.
Принимая обжалуемое решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности отказа Фонда в принятии к зачету спорных расходов.
Кроме того, суд первой инстанции также пришел к выводу, что выплаченные обществом в связи с наступлением страховых случаев своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, апелляционная коллегия полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В силу части 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является Общество.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу пункта 1 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
Часть 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ содержит перечень страховых случаев по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам;
3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
4) единовременное пособие при рождении ребенка;
5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
6) социальное пособие на погребение.
Из буквального и системного толкования положений ст. ст. 1.3, 1.4 Закона N 255-ФЗ следует, что пособие по временной нетрудоспособности является следствием наступления страхового случая, временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы либо случай статьи 5 данного закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, в том числе в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Частью 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе проверки, проведенной в отношении филиала АО "СО ЕЭС" Курское РДУ, ГУ - Курское РО ФСС РФ было установлено, что Мифтаховым Дмитрием Тахировичем был предъявлен к оплате листок нетрудоспособности 242 187 389 167 от 09.11.2016, в котором в разделе "заполняется врачом медицинской организации" строка "место работы - наименование организации" была не заполнена. При этом филиалом АО "СО ЕЭС" Курское РДУ в разделе "заполняется врачом медицинской организации" была самостоятельно заполнена строка "место работы - наименование организации", внесены изменения в данную строку и данные изменения заверены директором филиала В.Б. Шурпой, главным бухгалтером Г.И. Моричевой и директором представительства Ю.А. Харлановым.
В связи с указанным, ГУ - Курское РО ФСС РФ пришло к выводу, что страхователь, в нарушение положений пункта 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ, пункта 56 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н пособие по временной нетрудоспособности оплатил по листку нетрудоспособности, выданному с исправлением. Страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в сумме 12213,74 руб. Указанные обстоятельства, по мнению заинтересованного лица, исключают возможность принятия к зачету сумм, выплаченных филиалом АО "СО ЕЭС" - Курское РДУ в качестве пособия по временной нетрудоспособности на основании данного листка нетрудоспособности.
Исходя из положений части 1 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), а также Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н) документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
Согласно пункту 2 Порядка N 624н выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц, в том числе лечащие врачи медицинских организаций, фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.
Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы (пункт 5 Порядка N 624н).
Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно (часть 2 статьи 59 Закона 323-ФЗ)
С учетом изложенного основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Пунктом 56 Порядка N 624н предусмотрено, что записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей. Все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки. Печати медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности. Оттиск печати медицинской организации должен соответствовать названию, указанному в уставе медицинской организации. При оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях (психиатрических, наркологических организациях, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и др.) могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля организации.
При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.
Как установлено судом первой инстанции, при выдаче медицинской организацией листка нетрудоспособности 242 187 389 167 от 09.11.2016 в разделе "заполняется врачом медицинской организации" строка "место работы - наименование организации" заполнена не была. В связи с указанным, филиалом АО "СО ЕЭС" Курское РДУ в данную строку были внесены изменения и заверены директором филиала, главным бухгалтером и директором представительства.
При этом факт наступления страхового случая, подтвержденного листком нетрудоспособности N 242 187 389 167, оспариваемыми решениями под сомнение не ставится, и в ходе рассмотрения дела представителем заинтересованного лица не опровергался.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие наступление страхового случая. К указанным доказательствам относятся представленная заявителем в материалы дела выписка из медицинской карты, дубликат листка нетрудоспособности, полученные Мифтаховым Дмитрием Тахировичем в медицинской организации после проведения проверки.
Идентификация страхователя может быть осуществлена по регистрационному номеру, верно указанному в разделе "заполняется работодателем" листка нетрудоспособности N 242 187 389 167.
Все записи в спорном листке нетрудоспособности читаемы и не вызывают неоднозначного толкования.
Доказательств того, что недостатки в оформлении листка нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с судом области, приходит к выводу, что нарушения оформления спорного листка нетрудоспособности, выявленные административным органом, являются незначительными и носят устранимый характер.
ФСС РФ в письме от 30.09.2011 N 14-03-11/15-11575 "О недопустимости принятия страхователями самостоятельных решений по вопросу о правильности оформления листков нетрудоспособности медицинскими организациями" указал, что в целях предотвращения отказов в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам страхователям необходимо разъяснить, что наличие в листке, заполненном рукописно, технических недочетов заполнения не является основанием для переоформления листка нетрудоспособности и отказа в назначении и выплате пособий, если при этом все записи в листке нетрудоспособности читаются.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12 разъяснил, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.11.2013 N 9383/13 указал, что не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности в соответствии с законодательством страхователь не наделен в отличие от страховщика. На страхователя не могут быть возложены негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Указанное обстоятельство подтверждает, законность произведенной АО "СО ЕЭС" Курское РДУ на основании листка нетрудоспособности N 242 187 389 167 выплаты, представляющей собой пособие по временной нетрудоспособности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение ГУ - Курское РО ФСС РФ о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 16.07.2019 N 72 не соответствует требованиям Закона N 255-ФЗ, и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, возлагая на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Согласно части 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ (в применяемой редакции), в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пособие по безработице в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ и статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ относится к выплате, не подлежащей обложению страховыми взносами.
Таким образом, база начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ, статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, которые содержат перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами и аналогичны по своему содержанию.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Фондом сумма непринятых к зачету расходов, выплаченных по листку нетрудоспособности N 242187389167, оформленному с нарушением установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности, была включена в базу для начисления страховых взносов как сумма выплат в пользу работника. На непринятые к зачету расходы произведено доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 506 руб., начислены пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в сумме 27,75 руб., наложен штраф за занижение облагаемой базы в размере 101,20 руб., а также произведено доначисление страховых взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 52,35 руб., начислены пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в сумме 9,86 руб., наложен штраф за занижение облагаемой базы в размере 10,47 руб., о чем приняты решения от 16.07.2019 N 105 и N 107 н/с соответственно.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов непринятые Фондом социального страхования к зачету суммы выплаченного работникам страхового обеспечения.
Отказ фонда в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется; факт непринятия к зачету расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции.
Положения Трудового кодекса РФ и норм статьи 7 Закона N 212-ФЗ, статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ позволяют сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Вместе с тем, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия "оплата труда", сформулированному в Трудовом кодексе РФ.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты же социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12).
Судом первой инстанции верно установлено, что факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности Мифтахова Дмитрия Тахировича, удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, Фондом не опровергнут, доказательств недостоверности листка нетрудоспособности не представлено.
Выплаченная филиалом АО "СО ЕЭС" Курское РДУ в связи с наступлением страхового случая своему сотруднику спорная сумма признается страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не может квалифицироваться как объект обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что оснований для доначислений страховых взносов, а также соответствующих им сумм пени, произведенных в соответствии с оспариваемыми решениями ГУ - Курское РО ФСС РФ, у заинтересованного лица не имелось.
Ответственность, предусмотренная статьей 47 Закона N 212-ФЗ и статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ, установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
В ходе судебного разбирательства доказательств нарушения АО "СО ЕЭС" Курское РДУ требований, предусмотренных статьей 47 Закона N 212-ФЗ и статьи 26.29 Закона N 125-ФЗ АО "СО ЕЭС" Курское РДУ не представлено, совершение вменяемых нарушений не нашло своего подтверждения.
Апелляционная жалоба убедительных доводов, основанных на нормативной доказательной базе не содержит, не опровергает выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Фондом не представлено достоверных и достаточных доказательств законности ненормативного правового акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 21.01.2020 по делу N А35-8192/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8192/2019
Истец: АО "СО ЕЭС"
Ответчик: ГУ КУРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ