г. Владивосток |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А51-24890/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-1280/2020
на решение от 15.05.2020
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-24890/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арс-Ломбард" (ИНН 2501016421, ОГРН 1132501000059)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю (ИНН 2501007000, ОГРН 1042500607896)
об оспаривании постановления от 17.09.2019 N 25011924703257100004,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Приморскому краю: Брикулина М.А. по доверенности N 03-05/11755 от 01.11.2018, сроком действия на 2 года, служебное удостоверение, диплом всв N 0549928;
от общества с ограниченной ответственностью "Арс-Ломбард": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арс-Ломбард" (далее - ООО "Арс-Ломбард", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 25011924703257100004 от 17.09.2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части замены административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. на предупреждение.
Решением от 15.02.2020 Арбитражный суд Приморского края изменил постановление N 25011924703257100004 от 17.09.2019 о назначении ООО "Арс-Ломбард" административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ в части назначения наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей, заменив его предупреждением.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции указывает, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и вина в его совершении. Полагает, что в данном случае отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку вменяемое обществу нарушение повлекло причинение имущественного ущерба.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда по основаниям, изложенным в жалобе.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания общества явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании поручения УФНС России по Приморскому краю от 17.07.2019 N 09-37/25671@ инспекцией проведена проверка ООО "АрсЛомбард" на предмет полноты оприходования выручки и порядка ведения кассовых операций организации, а так же соблюдения требований п. 4 3 А51-24890/2019 Указания Банка России от 07.10.2013 года N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов".
При осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных, средств и исследовании представленных на проверку документов за период с 01.06.2019 по 05.08.2019, установлено, что расхождение между данными кассовой книги и журнала регистрации приходных кассовых ордеров составило 56 332,00 руб.
Размер не оприходованной в кассу суммы наличных денежных средств составил 56 332,00 руб., а именно: июнь 2019 г. - 26 145,00 руб.; июль 2019 г. - 30 187,00 руб.; в августе расхождений не установлено.
По окончании проверки составлен акт проверки полноты учета выручки денежных средств от 02.09,2019 N 4пу (далее - акт проверки), которым установлено, что ООО "Арс-Ломбард" нарушены требования подпункта 4.6 пункта 4 Указания от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", утвержденного Центральным Банком Российской Федерации, согласно которому полным оприходованием в кассу наличных денег является отражение в кассовой книге приходных и расходных операций на основании каждого приходного и расходного кассовых ордеров.
Уведомление от 04.09.2019 N 25011924703257100001 о времени и месте составления протокола вручено лично управляющему общества Кравченко А.В. 04.09.2019.
Налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении от 05.09.2019 N 08/1188 в присутствии управляющего общества Кравченко А.В.
По результатам рассмотрения дела, вынесено постановление от 17.09.2019 N 25011924703257100004 по делу об административном правонарушении о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель, полагая, что постановление от 17.09.2019 N 25011924703257100004 нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
Объективная сторона включает, в частности, совершение любого из перечисленных в части 1 статьи 15.1 КоАП РФ деяний. В том числе: осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, являются как должностные, так и юридические лица, вина которых согласно статье 2.1 КоАП РФ определяется выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их выполнению.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У "О Порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указания N 3210-У).
Согласно пункту 4.1 Указания N 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (кассовые документы).
Поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004. Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель) (пункт 4.6 Указаний N 3210-У).
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
По результатам проверки полноты учета выручки денежных средств и исследования представленных документов за период с 01.06.2019 по 05.08.2019 установлено расхождение между данными кассовой книги и журнала регистрации приходных кассовых ордеров в сумме 56 332 руб.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, не заявлены такие доводы и суду апелляционной инстанции.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, апелляционным судом не установлено.
Как следует из обжалуемого решения, изменяя оспариваемое постановление в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. путем замены его на предупреждение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с указанной нормой права являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, общество 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, относится к категории - микропредприятие. При этом ранее общество к административной ответственности не привлекалось. Каких-либо отягчающих вину обстоятельств налоговым органом в ходе производства по делу об административном правонарушении также выявлено не было.
При изложенных обстоятельствах, а также учитывая, что совершенное обществом правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, действия арбитражного суда по замене наложенного на общество административного штрафа на предупреждение не противоречат положениям части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Ссылка налогового органа на наличие имущественного ущерба подлежит отклонению, поскольку доказательств его наличия в материалы дела не представлено. При этом, каким образом неполное оприходование выручки причинило ущерб бюджету Российской Федерации налоговый орган не указал.
С учетом изложенного следует признать, что в данном случае назначение административного наказания в виде предупреждения направлено на профилактику исключения совершения обществом нового правонарушения и согласуется с целями административного наказания и принципами юридической ответственности.
В связи с чем доводы налогового органа об обратном апелляционным судом отклоняются как ошибочные.
В целях недопустимости ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат доказательств наличия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о неправомерности вышеуказанных выводов суда, выражают только несогласие с ними, в связи с чем не принимаются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ и статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.05.2020 по делу N А51-24890/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24890/2019
Истец: ООО "АРС- ЛОМБАРД"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N4 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ