2 июля 2020 г. |
А43-24208/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой М.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖД-СтройГруппа" (142100, г. Подольск, пр. Ленина, д. 107/49, оф. 232; ОГРН 1145074006879, ИНН 5036140963)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.03.2020
по делу N А43-24208/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖД-СтройГруппа" о признании недействительным заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29.03.2019 N 614-ФАС 52-10/19,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Глебовой И.В. по доверенности от 07.11.2019 N МИ-09/8231 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖД-СтройГруппа" (далее - ООО "ЖД-СтройГруппа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) 29.03.2019 N 614-ФАС 52-10/19. Одновременно заявитель просил суд обязать Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Саровская Генерирующая Компания" (далее - АО "Саровская Генерирующая Компания").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.03.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что невозможно самостоятельно оформить пропуск на территорию ЗАТО Саров без участия АО "Саровская Генерирующая Компания", даже если начать заниматься этим вопросом сразу при подаче заявки.
ООО "ЖД-СтройГруппа" полагает, что последствия в виде незаключения договора возникли именно из-за нарушения АО "Саровская Генерирующая Компания" положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" об информационной открытости и недопустимости ограничения конкуренции.
Управление и АО "Саровская Генерирующая Компания" в отзывах на апелляционную жалобу выражают несогласие с доводами, изложенными в ней, указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
АО "Саровская Генерирующая Компания" ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 21.03.2019 в Управление поступило обращение АО "Саровская Генерирующая Компания" о признании ООО "ЖД-СтройГруппа" уклонившимся от заключения договора и о включении сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения заявления АО "Саровская Генерирующая Компания" Управление 29.03.2019 вынесло заключение N 614-ФАС 52-10/19 о признании Общества уклонившимся от заключения договора на оказание услуг по круглогодичному текущему содержанию железнодорожных путей.
Не согласившись с заключением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и исходил из того, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность своего заключения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) целями регулирования названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств и предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Федеральным законом N 223-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 223-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
На основании пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Частью 2 статьи 5 Федерального закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 Федерального закона N 223 -ФЗ).
В Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила N1211), установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее -уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (пункт 2 Правил N1211).
Согласно пункту 2.1 приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Подтвержденные по результатам проверки Сведения включаются в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 настоящего приказа решения руководителя ФАС России (пункт 2.2 приказа).
Из вышеназванных положений следует, что жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров рассматриваются комиссиями территориальных органов антимонопольной службы, которые устанавливают обстоятельства нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров и подготавливают соответствующие заключения.
Частью 6 статьи 5 Федерального закона N 223-ФЗ предусмотрено право обжалования включения сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков, что не исключает возможности обжалования непосредственно заключения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку решение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков принимается руководителем ФАС России на основании заключения территориального органа, содержащего выводы о нарушении процедуры торгов или порядка заключения договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 утвержден Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупках) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 главы 9 Положения о закупке, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее, чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
В статье 9.5 Положения о закупке указано, что под уклонением от заключения договора понимаются действия лица, с которым заключается договор:
а) прямой письменный отказ от подписания договора;
б) неподписание проекта договора в предусмотренный для этого в документации о закупке срок.
В пункте 3 статьи 9.5 главы 9 Положения о закупке определено, что при уклонении лица, с которым заключается договор, от подписания такого договора, заказчик:
а) удерживает обеспечение заявки такого лица;
б) направляет предложение в соответствующий орган о включении сведений о таком лице в РНП (часть 2 статьи 10.4).
Указанный порядок заключения договора установлен закупочной документацией. Уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2-4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211. Уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 -4 Правил, в установленном им порядке (пункты 7,8 Правил N1211).
Применительно к Федеральному закону N 223-ФЗ лицо, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом.
В соответствии правовой позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник открытого запроса предложений по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
В результате проверки фактов, изложенных в обращении, антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
15.01.2019 на официальном государственном сайте http://www.zakupki.gov.ru/ размещено извещение о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на оказание услуг по круглогодичному текущему содержанию железнодорожных путей N 27, 30, и документация об электронном аукционе (закупка N 31907415967).
Заказчиком данной закупки выступало АО "Саровская Генерирующая Компания", закупки которого регулируются Законом N 223-ФЗ.
Предметом договора являлось право заключения договора на оказание услуг по круглогодичному текущему содержанию железнодорожных путей N 27, 30.
Начальная (максимальная) цена договора - 1 178 871,14 руб., включая НДС 20%, 982392,62 руб. без учета НДС.
Письмом от 21.01.2019 N 16-19 Общество направило заявку на участие в закупке.
Согласно протоколу от 12.02.2019 N 31907415967-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по круглогодичному текущему содержанию железнодорожных путей N 27, 30 Общество признано победителем запроса предложений соответствующей требованиям закупочной документации, с ценой заявки - 900 000,00 руб. с НДС и 750 000,00 руб. без НДС.
В тот же день на ЭТП размещен протокол подведения итогов запроса и предложений и проект договора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9.1 главы 9 Положения о закупках при проведении конкурентных закупок договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов конкурентной закупки (для заказчиков второй группы - или иного указанного в извещении и закупочной документации срока).
Согласно пункту 23 извещения о проведении запроса предложений, срок заключения договора - в течение 20 рабочих дней, но не ранее через 10 дней после размещения на официальной сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки.
Следовательно, Общество обязано было представить заказчику (АО "Саровская Генерирующая Компания") подписанный со своей стороны договор в течение 20 рабочих дней со дня направления указанного договора, то есть в срок не позднее до 13.03.2019.
Однако в установленный срок Общество не направило заказчику подписанный договор.
При этом в материалах дела отсутствуют и заявитель в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства предпринимавшихся Обществом в рамках установленного срока мер, направленных на подписание договора.
Напротив, в материалы дела представлено письмо ООО "ЖД-СтройГруппа" от 18.02.2019 (исх.N 146/19), согласно которому Общество просит заказчика, в числе прочего, не заключать договор с ним ввиду установленного на территории ЗАТО Саров особого режима безопасного функционирования предприятий, затрудняющего въезд на территорию, а также значительной производственной загруженности Общества в текущий период.
При этом, как следует из материалов дела, 21.01.2019 Общество подало заявку на участие в рассматриваемой закупке, указав при этом на свое согласие на заключение договора на условиях закупки (в том числе, условия о сроке подписания договора) в соответствии с требованиями закупочной документации, и обязалось в случае признания его победителем подписать со своей стороны договор.
Заказчик в закупочной документации указал, что ЗАТО Саров является закрытым административно-территориальным образованием системы Гражданского кодекса Российской Федерации "Росатом", правовой статус которого установлен Федеральным законом от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании". На территории ЗАТО Саров установлен особый режим безопасного функционирования предприятий (организаций), который предусматривает ограничение на въезд граждан на его территорию. Для въезда в ЗАТО Саров необходимо наличие пропуска. Подрядчик самостоятельно обязан своевременно оформить документы на въезд в город в соответствии с установленными правилами. Сроки выполнения работ по договору не сдвигаются на срок оформления разрешения на въезд (пункт 9 Извещения).
В силу части 1 статьи 3 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает, в том числе, ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", которым также предусмотрено наличие пропускного режима на территории ЗАТО.
Порядок выдачи разрешений на въезд граждан в ЗАТО для временного пребывания и выезд из него на территории города Сарова Нижегородской области определен Административным регламентом администрации города Сарова на предоставление муниципальной услуги, утвержденным Постановлением администрации г.Сарова Нижегородской области от 30.08.2017 N 2787 (далее - Административный регламент).
Указанный Административный регламент является общедоступным.
Кроме того, Извещением о проведении запроса предложений предусмотрена возможность подачи участниками закупки заявлений о разъяснении положений закупочной документации (пункт 18 Извещения).
Следовательно, заявитель имел реальную возможность своевременно изучить порядок и сроки получения разрешений на въезд граждан в ЗАТО Саров, в том числе путем получения соответствующих разъяснений от заказчика, и с учетом данных требований, принять решение об участии (не участии) в спорном запросе предложений.
Общество до подачи заявки на участие в спорном запросе предложений располагало сведениями об особом режиме, установленном на территории ЗАТО Саров, где необходимо будет выполнять предусмотренные закупочной документацией и договором работы и при должной степени заботливости и осмотрительности при ознакомлении с извещением о проведении закупки должно было осознавать возможность (невозможность) исполнения договора с учетом данных ограничений.
Доказательств обращения к Заказчику за соответствующими разъяснениями, равно как и принятия своевременных мер, направленных на получение пропуска для въезда сотрудников Общества на территорию ЗАТО Саров, в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил.
Принимая решение об участии в процедуре закупки, и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона, в том числе приведших к невозможности заключения договора с ним как с лицом, признанным победителем.
На стадии подписания договора по итогам уже проведенной закупки у Общества в силу прямого указания положений закупочной документации возникла обязанность подписать соответствующий договор; в дальнейшем все возникшие разногласия могли быть урегулированы в гражданско-правовом порядке.
Таким образом, письмо Общества от 18.02.2019 фактически свидетельствует об его отказе от заключения договора.
Позиция заявителя о введении его в заблуждение заказчиком относительно порядка оформления и получения пропусков для въезда сотрудников организации на территорию ЗАТО Саров, признана несостоятельной в силу вышеприведенных обстоятельств.
Установленные Административным регламентом сроки получения разрешения въезд на территорию г.Саров не свидетельствуют о добросовестном поведении заявителя, о принятии последним всех зависящих от себя мер, направленных на получение соответствующих разрешений.
Исходя из пунктов 1.2, 2.5.3 Административного регламента, в случае обращения юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ и ведущих деятельность на территории ЗАТО Саров, срок предоставления услуги по выдаче разрешений на въезд граждан в ЗАТО:
при выдаче разрешений на ввоз иногородних граждан, не получавших согласования ФСБ в течение календарного года, - до четырех месяцев со дня регистрации полного пакета документов;
при выдаче разрешений на ввоз иногородних граждан, получавших согласование ФСБ в течение календарного года, - до 12 рабочих дней.
Следовательно, Общество при должной степени заботливости и осмотрительности, должно и могло оценить реальную возможность получения соответствующих разрешений с учетом предусмотренных закупочной документацией сроков заключения договора и выполнения работ.
При этом установленный Административным регламентом четырехмесячный срок выдачи разрешений является предельно установленным, однако не исключает возможность оформления такого разрешения ранее установленного срока.
Кроме того, в направленном в адрес заказчика письме от 18.02.2019 Общество ссылалось не только на установленный особый режим безопасного функционирования предприятий, затрудняющих въезд на территорию ЗАТО Саров, но и значительную производственную загруженного самого Общества.
Таким образом, заявитель отказался от подписания договора, что в соответствии со статьей 9.5 Положения о закупке свидетельствует об уклонении Общества от его заключения.
Довод Общества об отсутствии возможности подписать и отправить договор вследствие отсутствия электричества в период с 13.03.2019 с 04.00 час. до 02.00 час. 14.03.2019 проверен судом и признан необоснованным по следующим обстоятельствам.
В силу положений Федерального закона N 223-ФЗ обязанность по подписанию договора возложена на Общество как на юридическое лицо, участника конкурентной процедуры.
Согласно установленной частью 28 статьи 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ специфике документооборота на электронной площадке невыполнение участником электронного аукциона таких требований является правовым риском последующего признания его уклонившимся от заключения договора, поскольку наличие у лица соответствующего волеизъявления на заключение договора должно быть реализовано в установленные законом сроки.
Таким образом, принимая участие в электронном аукционе, Общество принимает на себя все риски, возникающие ввиду технической сложности проведения такого аукциона, в том числе отключение доступа к сети Интернет, поломка компьютера, имеющего доступ к электронной площадке, или внезапное отключение электроэнергии. В связи с этим отключение электроэнергии в помещении Общества не может быть признано в качестве обстоятельства непреодолимой силы, создающего объективную невозможность подписать договор, поскольку в условиях всеобщей компьютеризации и цифровизации заявитель не посчитал возможным предпринять какие-либо попытки воспользоваться иными способами связи или выхода в сеть Интернет.
Кроме того, согласно представленной Обществом справки подача электроэнергии в помещении Общества была отключена в период с 13.03.2019 с 04.00 час. до 02.00 час. 14.03.2019.
При этом Общество не было лишено возможности подписать договор ранее, а именно с момента размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, о признании обществом победителем запроса предложений - 12.02.2019.
Оставляя процедуру подписания договор на последний день предельного срока для его подписания, Общество приняло на себя все риски, связанные с таким решением, и, очевидно, было уверено в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к неподписанию договора.
Процедура заключения договора по результатам проведенной конкурентной закупки обязывает участника закупки подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью.
При этом в рассматриваемом случае не представлено каких-либо доказательств отсутствия у Общества технической возможности совершить необходимые действия по подписанию договора на любом другом компьютере или устройстве, установив сертификат подписи.
В рассматриваемом случае Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о совершении им каких-либо действий с целью заключения договора в предусмотренный законом срок. Доказательств попыток переустановки сертификата электронной цифровой подписи на другой компьютер в ином месте в материалы дела не представлено, как и не представлены доказательства того, что единственный компьютер, на котором общество могло подписать договор, являлся стационарным (зависимым от прямого электропитания).
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел обоснованному заключению о том, что направление 18.02.2019 в адрес Заказчика письма с просьбой о незаключении договора равно как и дальнейшее неподписание в установленный закупочной документацией срок договора свидетельствует об уклонении ООО "ЖД-СтройГруппа" от заключения договора в результате своего недобросовестного, неосмотрительного поведения, приведшего к невозможности заключения с ним договора.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в запросе предложений участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при уклонении от заключения договора.
Общество, будучи участником рассматриваемого запроса предложений, не могло не знать об императивности требований закупочной документации и необходимости их соблюдения, не могло не осознавать последствия нарушений указанных требований, в том числе, в виде включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков, а значит, оно обязано было соблюсти названные требования закупочной документации и Федерального закона N 223-ФЗ.
Безусловных доказательств, подтверждающих, что обществом соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для подписания договора в установленный срок, материалы дела не содержат и заявителем в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
При установленных обстоятельствах антимонопольный орган правомерно вынес оспариваемое заключение о признании ООО "ЖД-СтройГруппа" уклонившимся от заключения контракта.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют.
При этом не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба ООО "ЖД-СтройГруппа" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.03.2020 по делу N А43-24208/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.03.2020 по делу N А43-24208/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖД-СтройГруппа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24208/2019
Истец: Обществос ограниченной ответственностью "ЖД-СтройГруппа"
Ответчик: УФАС по Нижегорожской области
Третье лицо: АО "Саровская Генерирующая Компания"