г. Хабаровск |
|
06 июля 2020 г. |
А73-1591/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Комсомольскэнергоремонт": Маслова М.А. представитель по доверенности от 25.02.2020, представлен паспорт и копия диплома о высшем юридическом образовании;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комсомольскэнергоремонт"
на решение от 08.05.2020 по делу N А73-1591/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комсомольскэнергоремонт"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комсомольскэнерго-ремонт" (ОГРН 1132703007150, ИНН 2703076991) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным отказа, оформленный письмом от 27.12.2019 N 03.1-24-33184, главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - управление) в государственной регистрации самоходных машин: экскаватора HITACHI ZX240-3G государственный регистрационный знак 9320ХМ27, крана самоходного на колесном ходу KOBELCO RK120-2G государственный регистрационный знак 5864ХМ27, самоходного крана KOMATSU LW100-1Е государственный регистрационный знак 5891ХМ27.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.05.2020 в удовлетворении заявленного общества требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.05.2020 по делу N А73-1591/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
На основании заключенных между АО "Энергоремонт" (продавец) и ООО "Комсомольскэнергоремонт" (покупатель) договоров купли-продажи транспортных средств от 28.12.2015 N ТС 25/12/15, от 14.03.2016 N 15/03/16, от 31.03.2016 N 08/03/16, ООО "Комсомольскэнергоремонт" приобретены: самоходный кран KOMATSU LW100-1Е, 2000 года выпуска, экскаватор HITACHI ZX240-3G, 2011 года выпуска, кран самоходный на колесном ходу KOBELCO RK120-2G, 2007 года выпуска. В силу ч.1 статьи 209, ч.1 статьи 223 ГК РФ у лица, приобретшего по договору транспортное средство от прежнего собственника, право собственности возникает с момента передачи такого средства.
23.12.2019 ООО "Комсомольскэнергоремонт" обратилось в управление с заявлениями о регистрации вышеуказанных самоходных машин.
По результатам рассмотрения заявлений управлением принято решение об отказе в регистрации самоходных машин на основании пункта 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785), так как предыдущий собственник самоходной техники - АО "Энергоремонт" не снял технику с регистрационного учета. Отказ в регистрации оформлен письмом от 27.12.2019 N 03.1-24-33184.
О незаконности решения управления, ООО "Комсомольскэнергоремонт" обратилось в арбитражный суд, который правомерно не удовлетворил заявленное обществом требование.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил обязательную регистрацию транспортных средств.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ (в подлежащей применению редакции) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии со статьей 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" разработаны Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995 (зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785) (далее - Правила).
Пунктом 2.8.6 Правил установлено, что регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил, владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе, в случае прекращения права собственности на машины.
Аналогичная норма содержится в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
ООО "Комсомольскэнергоремонт" имело возможность при заключении договора купли-продажи машин обусловить исполнение такого договора выполнением продавцом возложенной на него законодательством Российской Федерации обязанности по снятию транспортных средств с регистрационного учета. Обязанность прежнего собственника транспортного средства не ограничивается лишь передачей по договору отчуждения этого объекта новому собственнику, а обязывает его при этом снять передаваемое по договору транспортное средство с регистрационного учета. В соответствии с законодательством без выполнения лицом, отчуждающим транспортное средство, этой последней обязанности, нового собственника транспортного средства нельзя признать имеющим право на допуск к участию в дорожном движении посредством государственной регистрации этого средства.
Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении от 20.03.2007 N КАС07-43.
Отклоняется довод жалобы о том, что при наличии писем общества (имеются в деле) бывшему собственнику техники о снятии с регистрационного учета и отсутствие его соответствующих действий, является основанием для регистрации техники управлением за ООО "Комсомольскэнергоремонт", поскольку направление писем не исчерпывающие действия, предусмотренные законодательством, которые ООО "Комсомольскэнергоремонт" может реализовать в установленном порядке.
Сами по себе регистрационные действия управления являются формой административного контроля при реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения целей и задач.
Суд первой инстанции верно определил, что при таких обстоятельствах, правовых оснований для регистрации самоходных машин за ООО "Комсомольскэнергоремонт" у управления не имелось. Отказ управления соответствует приведенному выше законодательству.
Решение об отказе в государственной регистрации, оформленное письмом от 27.12.2019 N 03.1-24-33184 соответствует закону и поэтому не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции в решении указано о том, что отказ в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным отказа, в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, т.е. и требования об обязании управления произвести регистрацию указанной техники, которое заявлено в качестве способа восстановления нарушенного права. Судом установлено отсутствие нарушенного права, соответственно оно не восстанавливается.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.05.2020 по делу N А73-1591/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комсомольскэнергоремонт" (ОГРН 1132703007150, ИНН 2703076991) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 29.05.2020 N 246 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1591/2020
Истец: ООО "Комсомольскэнерго"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края, Инспекция Гостехнадзора по г. Комсомольску-на-Амуре и Комсомольскому району, КОМИТЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ