город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2020 г. |
дело N А32-36867/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 по делу N А32-36867/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Сити" (ИНН 2308150193 ОГРН 1082308010685) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954), при участии третьего лица: Городской Думы г. Краснодара (ИНН 2310034797 ОГРН 1022301628359), о признании незаконными отказов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Сити" (далее - ООО "Краснодар Сити", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) о признании незаконными решения от 13.06.2019 N 29/6529-1 об отказе во внесении изменений в градостроительный план земельного участка, решений от 06.05.2019 N 229/4866-1, 06.052019 N 29/4870-1, 06.05.2019 N 29/4869-1, об отказе в выдаче разрешений на строительство; об обязании устранить нарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Городская Дума города Краснодара.
Решением от 25.11.2019 суд признал незаконными отказ департамента во внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201006:236, выраженный в письме от 13.06.2019, и решения от 06.05.2019 N 229/4866-1, N 29/4870-1 и N 29/4869-1 об отказе в выдаче разрешений на строительство. Суд обязал департамент устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений общества о внесении изменений в градостроительный план и о выдаче разрешений на строительство. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления общества в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы департамент сослался на то, что в градостроительном деле отсутствует раздел проектной документации, предусмотренный частью 7 статьи 51 ГрК РФ, а именно: проект организации работ по сносу объектов капитального строительства и их частей (литеры 5, 6 и 8); перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (литер 8). Проектируемые объекты выходят за пределы места допустимого размещения объектов капительного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0201006:236. Проектной документацией не предусмотрены мероприятия, связанные с расположением вышеуказанного земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий (автозаправочная станция). Основанием для отказа в выдаче разрешений на строительство явились несоответствия представленных документов требованиям градостроительного законодательства (часть 13 статьи 51 ГрК РФ), выявленные департаментом архитектуры в соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ. Вопрос о фактическом наличии на земельном участке объектов капитального строительства на момент обращения общества с заявлениями о выдаче разрешений на строительство судом не исследовался. Судом не приняты во внимание доводы о недостоверности положительных заключений экспертизы в части отсутствия сведений о приказе департамента архитектуры от 28.07.2016 N 1674-ГП "О внесении изменений в градостроительный план земельного участка от 26.12.2014 N RU 23306000-00000000004455", о выходе проектируемых объектов капитального строительства за пределы места допустимого размещения на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0201006:236. Письмом от 13.06.2019 N 29/6529-1 департамент архитектуры фактически разъяснил порядок и сроки использования сведений, содержащихся в градостроительном плане земельного участка, выданном до 01.01.2017, а также указал на отсутствие в резолютивной части решения Краснодарского краевого суда от 31.10.2018 требования о внесении изменений в градостроительный план земельного участка, выводы об отказе во внесении изменений в градостроительный план земельного участка в данном письме отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От Городской Думы г. Краснодара поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Краснодар Сити" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0201006:236, расположенный по адресу - г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Шоссе Нефтяников, 18, с видом разрешенного использования - многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения.
Обществу был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201006:236 от 26.12.2014 N RU23306000-00000000004455.
В июне 2018 года ООО "Краснодар Сити" обратилось в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство по проекту "Многоэтажная жилая застройка по ул. Шоссе Нефтяников, в г. Краснодаре. Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. Литер 6".
Обществу отказано в выдаче разрешения на строительство письмом департамента от 03.07.2018 N 29/6307-1, поскольку участок частично расположен в зоне транспортной инфраструктуры и в зоне общественно-делового и коммерческого назначения; в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, расположен в центральной общественно-деловой зоне (ОД.1), зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.4) и в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2).
Решением Краснодарского краевого суда от 31.10.2018 в рамках дела N 3а-1215/2018 признано не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" в части включения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201006:236 в две функциональные зоны: зону общественно-делового и коммерческого назначения, а также в зону транспортной инфраструктуры.
Суд указал, что включение соответствующего земельного участка одновременно в две функциональные зоны создает правовую неопределенность его правового режима и препятствует использованию данного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
С учетом содержащихся в материалах дела N 3а-1215/2018 письменных доказательств того, что выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0201006:236 не планируется, следует определять функциональное зонирование данного участка с учетом его отнесение к зоне общественно-делового и коммерческого назначения.
Общество 07.12.2018 обратилось в департамент с заявлением о внесении изменений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0201006:236 с внесенными изменениями.
Как указывает заявитель, ответ по существу обществу на данное заявление, департаментом не предоставлен.
Общество в очередной раз обратилось 14.05.2019 с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка.
Департамент отказал письмом от 13.06.2019 N 29/6529-1 во внесении изменений в градостроительный план в связи с отсутствием в резолютивной части решения суда требования о внесении изменений в градостроительный план.
Общество повторно обратилось в департамент с заявлениями о выдаче разрешений на строительство многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями Литер 5, Литер 6 и многоуровневой парковки на 500 мест - Литер 8 (далее - объекты Литер 5, Литер 6, Литер 8).
Департамент письмами от 06.05.2019 N 229/4866-1, 06.05.2019 N 29/4870-1, 06.05.2019 N 29/4869-1 отказал в выдаче разрешений на строительство.
Полагая, что отказ департамента в выдаче градостроительного плана, с учетом вступившего в силу решения Краснодарского краевого суда от 31.10.2018 по делу N 3а-1215/2018, выраженный в письме N 29/6529-1 (исх. от 13.06.2019), а также отказы в выдачи разрешений на строительство многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями Литер 5, Литер 6 и многоуровневой парковки на 500 мест - Литер 8, выраженные в письмах от 06.05.2019 NN 29/4866-1, 29/4870-1, 29/4869-1, нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Краснодар Сити" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку.
Градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (статья 56 ГрК РФ).
Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
Обществу был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201006:236 от 26.12.2014 N RU23306000-00000000004455.
В июне 2018 года ООО "Краснодар Сити" обратилось в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта на указанном земельном участке.
Обществу было отказано в выдаче разрешения на строительство письмом департамента от 03.07.2018 N 29/6307-1, поскольку участок частично расположен в зоне транспортной инфраструктуры и в зоне общественно-делового и коммерческого назначения; в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, расположен в центральной общественно-деловой зоне (ОД.1), зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.4) и в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2).
Решением Краснодарского краевого суда от 31.10.2018 в рамках дела N 3а-1215/2018 признано не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" в части включения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201006:236 в две функциональные зоны: зону общественно-делового и коммерческого назначения, а также в зону транспортной инфраструктуры.
Суд указал, что включение соответствующего земельного участка одновременно в две функциональные зоны создает правовую неопределенность его правового режима и препятствует использованию данного участка в соответствии с видом разрешенного использования, следует определять функциональное зонирование данного участка с учетом его отнесение к зоне общественно-делового и коммерческого назначения.
Общество в очередной раз обратилось 14.05.2019 с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка.
Департамент отказал письмом от 13.06.2019 N 29/6529-1 во внесении изменений в градостроительный план в связи с отсутствием в резолютивной части решения суда требования о внесении изменений в градостроительный план.
Учитывая, что в выданном градостроительном плане в связи с внесением изменений в генеральный план отражены сведения не соответствующие генеральному плану, отнесение земельного участка к конкретной зоне определяет соответствующую допустимую площадь и территорию для застройки, информация, указанная в градостроительных планах земельных участков, утвержденных до 1 января 2017 года, может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах таких земельных участков, выдачи разрешений на строительство до 01.01.2020, отказ от 13.06.2019 N 29/6529-1 во внесении изменений в градостроительный план, содержащий не соответствующие генеральному плану сведения, не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений урегулированы ГрК РФ, положения которого подлежат применению в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 5 части 1).
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
В части 7 статьи 51 ГрК РФ определено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи орган местного самоуправления либо подает его через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии. К указанному заявлению, согласно приведенной норме, прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.
Согласно части 7.1 статьи 51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 9 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (абзац 1).
Частью 10 статьи 51 ГрК РФ предусмотрен запрет требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1); проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (пункт 2); выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3).
На основании части 13 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Каких-либо иных оснований для отказа застройщику в выдаче разрешения на строительство положения статьи 51 ГрК РФ не предусматривают.
По смыслу статьи 51 ГрК РФ публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе. Проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в департамент с заявлениями о выдаче разрешений на строительство многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями Литер 5, Литер 6 и многоуровневой парковки на 500 мест - Литер 8.
Департамент письмами от 06.05.2019 N N 229/4866-1, 29/4870-1, 29/4869-1 отказал в выдаче разрешений на строительство.
Основанием для отказа послужило:
- по объекту Литер 5 и Литер 6:
отсутствие проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;
проектируемый объект выходит за пределы места допустимого размещения объекта капитального строительства;
проектной документацией не предусмотрены мероприятия, связанные с расположением земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий (автозаправочная станция);
- по объекту Литер 8 (многоуровневая парковка):
отсутствие в проектной документации раздела - перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда;
отсутствие проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;
проектируемый объект выходит за пределы места допустимого размещения объекта капитального строительства;
проектной документацией не предусмотрены мероприятия, связанные с расположением земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий (автозаправочная станция).
Суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство в связи с отсутствием проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей.
Из материалов дела следует, что ранее располагаемые объекты на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0201006:236 согласно выпискам ЕГРН, представленным в материалы дела, сняты с кадастрового учета недвижимости.
Общество пояснило, что объекты сняты с государственного кадастрового учета в связи с прекращением их существования. Доказательства иного, в том числе фактического наличия данных объектов, в материалы дела департаментом не представлены.
Департамент в качестве оснований для отказа также указал на то, что проектируемые объекты выходят за пределы места допустимого размещения объекта капитального строительства.
Суд апелляционной коллегии просил стороны по делу представить схему, на которой сопоставить места допустимого размещения зданий с предусмотренным проектом размещения. Стороны соответствующие сведения (схему) не представили.
При сопоставлении чертежа градостроительного плана земельного участка (т. 2 л.д. 45) с указанным на нем мест допустимого размещения зданий с разделами проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" однозначно не следует, что объекты Литер 5, Литер 6 и многоуровневая парковка на 500 мест - Литер 8 выходят за пределы мест допустимого размещения объекта капитального строительства.
При этом, в отсутствие внесения изменений в градостроительный план по функциональным зонам на основании решения Краснодарского краевого суда от 31.10.2018 по делу N 3а-1215/2018 фактические границы, в пределах которых допускается размещение объекта капитального строительства, департаментом не рассматривался.
Департамент в отказах в предоставлении разрешений на строительство указал на отсутствие в проектной документации мероприятий, связанных с расположением земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий (автозаправочная станция).
Суд апелляционной коллегии просил стороны по делу представить схему, на которой сопоставить расположение санитарно-защитную зону автозаправочной станции с фактическим расположением объектов. Стороны соответствующие сведения (схему) не представили.
Согласно сведениям ИСОГД земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства, частично пересекает санитарно-защитную зону АЗС.
Общество пояснило, что защитная зона проходит вдоль границы участка и занимает 67,2 м2, на данной территории предусмотрено озеленение, при этом, расположение жилых домов, детских и спортивных площадок не запланировано.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства, в том числе гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта.
Пункт 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автозаправочных станций для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом устанавливает защитную зону - 100-м.
Из ситуационного плана раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" проектной документации (1499/Л8/18-ПЗУ) следует, что около земельного участка, на котором планируется строительство, расположены две автозаправочные станции.
Согласно публичной кадастровой карте около земельного участка расположена одна заправка, указанная в разделе 2. Данные заправки согласно публичной кадастровой карте расположены более чем в 50 метрах от границы земельного участка.
Со стороны автозаправочных станций планируется согласно проектной документации размещение многоуровневой парковки на 500 мест (Литер 8).
Из ситуационного плана раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" проектной документации (1499/Л8/18-ПЗУ) следует, что расстояние до жилых домов от границы земельного участка не менее 50 м, следовательно от АЗС не менее 100 м (не менее 50 от АЗС до границы земельного участка и не менее от границы земельного участка до жилых домов).
Как указано выше, пунктом 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны АЗС спорный объект - многоуровневую стоянку. При этом проект по Литеру 8 содержит разделы 9 и 12 по обеспечению пожарной безопасности и требования к обеспечению эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, указанное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство является необоснованным.
По объекту Литер 8 (многоуровневая парковка) департаментом в оспариваемом отказе указано на отсутствие в проектной документации раздела - перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда.
Приказ Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 05.12.2007 N 75 "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации" предусматривает необходимость подготовки перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В данном случае объект не относится к объектам, к которым должен в обязательном (безусловном) порядке обеспечиваться доступ для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения.
Согласно положительному заключению экспертизы N 23-2-1-3-0031-18 мероприятия по обеспечению инвалидов по многоуровневой парковке не предусмотрены.
При этом, в материалы дела представлен раздел 10 проектной документации по объекту Литер 8 - "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов".
Указанные разделы по обеспечению доступа инвалидов были разработаны и представлены в департамент по объектам Литер 5 и Литер 6.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции верно сделал вывод о том, что отказы департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на строительство, выраженные в письмах от 06.05.2019 N N 29/4866-1 29/4869-1, 29/4870-1, приняты с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как правильно указал суд первой инстанции, в случае признания отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным суд не может обязать орган местного самоуправления выдать разрешение на строительство без исследования и оценки всего пакет документа, в том числе проектной документации требованиям градостроительного законодательства, строительным, санитарным, пожарным и иным нормам и требованиям.
Обратное означает, что суд фактически подменяет собой административный орган и способствует этому лицу в получении разрешения на строительство в обход установленного административного порядка.
В этой связи возложение судом на департамент повторно рассмотреть заявления общества является верным.
Доводы о том, что положительные заключения экспертизы содержат недостоверные сведения в части сведений о приказе департамента архитектуры от 28.07.2016 N 1674-ГП "О внесении изменений в градостроительный план земельного участка от 26.12.2014 N RU 23306000-00000000004455", о выходе проектируемых объектов капитального строительства за пределы места допустимого размещения на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0201006:236, подлежит отклонению.
Указанные ссылки в заключении не влияют на результат рассмотрения заявлений общества, поскольку вопрос о местах допустимого размещения объектов капитального строительства на земельном участке подлежали рассмотрению с учетом внесенных изменений в генеральный план. Доказательства, что вопрос о местах допустимого размещения объектов капитального строительства рассматривался департаментом с учетом решения Краснодарского краевого суда от 31.10.2018 в рамках дела N 3а-1215/2018 в материалы дела не представлены.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 по делу А32-36867/2019 с учетом определения от 25.11.2019 об исправлении допущенной опечатки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд СевероКавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36867/2019
Истец: ООО "Краснодар Сити"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар
Третье лицо: Городская Дума Краснодара