г. Москва |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А40-159388/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу РОСЖЕЛДОР
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 декабря 2019 года по делу N А40-159388/19 (93-1374)
по заявлению Администрации города Костромы
к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (ИНН 7708525167, ОГРН 1047796350910)
третье лицо ОАО "РЖД"
об оспаривании бездействия,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьего лица: |
Сидельников С.А. по дов. от 09.01.2020 не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Костромы (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор, заинтересованное лицо, ответчик), выразившегося в не утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под объектом железнодорожного транспорта, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:27:000000:4, имеющего местоположение: Костромская область, город Кострома, Костромской городской кадастровый район участок N 2. Решением суда от 31.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ответчик считает, что Росжелдор является неуполномоченным органом на совершение действий по утверждению схемы расположения земельных участков. Росжелдор считает, что уполномоченным органом в данном случае является Росимущество. Также по мнению ответчика, бездействия нет, так как ответ был дан в письме от 29.05.2019 N ВЧ-29/3370-ис.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация поддержала решение суда, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией города Костромы были подготовлены отдельные схемы под объектом железнодорожного транспорта и под домовладениями.
Письмом от 19.02.2019 N 13-01-39исх-77/19 Администрацией города Костромы в адрес Росимущества была направлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории под домовладениями, а письмом от 19.02.2019 N 13- 01-39исх-78/19 в адрес Росжелдора была направлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории под объектом железнодорожного транспорта.
Не получив ответа на указанные выше обращения, Администрация города Костромы письмом от 15.05.2019 N 81исх-2030/19 направила обращение в адрес МТУ Росимущества с просьбой сообщить о стадии рассмотрения комплекта документов по разделу спорного земельного участка (утверждения схем).
Однако ответа на это обращение также не последовало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как верно установлено судом первой инстанции, Администрация города Костромы, руководствуясь пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приняла решение инициировать мероприятия, связанные с разделом земельного участка с кадастровым номером 44:27:000000:4, имеющего местоположение: город Кострома, Костромской городской кадастровый район участок N 2 (далее также - 3 спорный земельный участок), которые обусловлены завершением работ по изменению границ городского округа города Костромы в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18.12.2008 N 212.
Проектная граница города Костромы предполагает раздел земельного участка под железной дорогой в районе Волгореченского шоссе, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного в аренду ОАО "РЖД".
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа, к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом согласно пункту 4 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Учитывая, что раздел земельного участка это один из видов его образования, в адрес ОАО "РЖД", как арендатора спорного земельного участка была направлена схема раздела участка для получения соответствующего согласования.
Письмом от 15.12.2017 филиал ОАО "РЖД" Северная железная дорога сообщил, что принципиальных возражений по согласованию схемы раздела не имеется.
Принимая во внимание, что земельный участок находится в федеральной собственности, решение об окончательном согласовании и утверждении схемы раздела земельного участка с последующей возможностью образования самостоятельных земельных участков силами Администрации города Костромы, принимает орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
20.12.2017 в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества) Администрацией города Костромы направлены материалы для утверждения схемы раздела земельного участка.
26.01.2018 МТУ Росимущества, рассмотрев материалы, вернуло их с замечаниями.
21.03.2018 Администрация города Костромы, устранив замечания, повторно направила в адрес МТУ Росимущества комплект документов с целью утверждения схемы раздела земельного участка.
05.04.2018 в Администрацию города Костромы представлена информация от МТУ Росимущества о том, что комплект документов по разделу земельного участка направлен в адрес Федерального агентства железнодорожного транспорта для рассмотрения и принятия решения в рамках их полномочий.
17.07.2018 МТУ Росимущества в адрес Администрации города Костромы представлена информация о возвращении указанного комплекта документов в связи с изменениями в Положении о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и направлении данных документов в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) для рассмотрения и принятия решения.
Письмом от 25.09.2018 N 95исх-4621/18 Администрация города Костромы направила запрос в адрес МТУ Росимущества о результатах рассмотрения комплекта документов.
В ответе от 25.10.2018 МТУ Росимущества сообщило, что данным органом в адрес Росимущества направлено обращение от 03.10.2018 N 20971-08 о предоставлении информации о ходе рассмотрения обращения Администрации города Костромы по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка (раздела), однако ответа о принятом решении не поступало.
31.10.2018 Администрацией города Костромы в адрес МТУ Росимущества повторно направлено обращение о предоставлении информации о ходе рассмотрения пакета документов по разделу земельного участка.
20.12.2018 МТУ Росимущества повторно сообщило об отсутствии поручения Росимущества по данному вопросу, а также о намерении незамедлительно проинформировать Администрацию города Костромы при поступлении указанного поручения.
18.02.2019 в адрес Администрации города Костромы от Росимущества поступило письмо от 05.02.2019 N 10/3435, где было указано, что в силу пункта 5.3.18 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее также - Росжелдор) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков и предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В этой связи решение об образовании земельного участка под объектом железнодорожного транспорта принимает Росжелдор, под частными домовладениями - Росимущество.
Таким образом, Администрации города Костромы было рекомендовано подготовить отдельные схемы расположения земельных участков и направить в соответствующий орган для принятия решения об их утверждении.
Учитывая информацию Росимущества, Администрацией города Костромы были подготовлены соответствующие отдельные схемы под объектом железнодорожного транспорта и под домовладениями.
Письмом от 19.02.2019 N 13-01-39исх-77/19 Администрацией города Костромы в адрес Росимущества была направлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории под домовладениями, а письмом от 19.02.2019 N 13-01- 39исх-78/19 в адрес Росжелдора была направлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории под объектом железнодорожного транспорта.
Не получив ответа на указанные выше обращения, Администрация города Костромы письмом от 15.05.2019 N 81исх-2030/19 направила обращение в адрес МТУ Росимущества с просьбой сообщить о стадии рассмотрения комплекта документов по разделу спорного земельного участка (утверждения схем).
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
В силу пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Согласно подпункту 5.3.18 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков и предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Росжелдор является уполномоченным органом на совершение действий по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под объектом железнодорожного транспорта, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:27:000000:4, имеющего местоположение: Костромская область, город Кострома, Костромской городской кадастровый район участок N 2.
Довод заинтересованного лица об отсутствии бездействия был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, так как письмо от 29.05.2019 N ВЧ-29/3370-ис в адрес Администрации ответчиком не направлялось, что подтвердил и представитель Росжелдор в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Кроме того, ссылка заинтересованного лица на пункт 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), с указанием на то обстоятельство, что Администрация, равно как и муниципальное образование не является правообладателем спорного земельного участка, в связи с чем, права и законные интересы Администрации бездействием Росжелдора не нарушены, также является ошибочной.
Пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ, вопреки неверному толкованию Росжелдора, закрепляет только порядок раздела земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования.
Администрация, равно как и муниципальное образование городской округ город Кострома, не является правообладателем спорного земельного участка на перечисленных выше правах.
Однако положения статьи 11.4 ЗК РФ не содержат запрета на раздел земельных участков, находящихся в пределах границ городского округа, инициируемый органом местного самоуправления в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ является специальным по отношению к пункту 2 статьи 11.3 и пункту 6 статьи 11.4 ЗК РФ, в соответствии с которыми закреплено общее правило возможности образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности, с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.
Таким образом, с целью реализации документов территориального планирования (Генерального плана города Костромы) заявитель правомерно обратился в соответствующий уполномоченный орган по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности под объектом железнодорожного транспорта (Росжелдор) и должен получить в установленные действующим законодательством, сроки, письменный ответ на обращение.
Иной подход, выражаемый заинтересованным лицом, не исключает саму возможность обращения в Росжелдор для целей исполнения возложенных на Администрацию полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", тогда как обратиться в Росжелдор указало Росимущество в письме от 05.02.2019 N 10/3435.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм права.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 декабря 2019 года по делу N А40-159388/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159388/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Ответчик: РОСЖЕЛДОР
Третье лицо: ОАО "РЖД"