город Воронеж |
|
6 июля 2020 г. |
Дело N А36-12263/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.Ю.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Липецкмаркет" г. Липецк: Чигаевой Э.В., представителя по доверенности N 15/06/2020/1 от 15.06.2020, выдана сроком на один год;
от Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском, Добринском и Усманском районах г. Грязи, Липецкой области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском, Добринском и Усманском районах г. Грязи, Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2020 по делу N А36-12263/2019, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Липецкмаркет" г. Липецк о признании незаконным и отмене постановления,
заинтересованное лицо: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском, Добринском и Усманском районах г. Грязи, Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Липецкмаркет" (далее- заявитель, ООО "Липецкмаркет", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском, Добринском, Усманском районах Леонова Р.А. (далее - административный орган) N 290 от 15.11.2019, о привлечении к административной ответственности ООО "Липецкмаркет", предусмотренной статьи 14.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Решением от 28.01.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, административный орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что постановление N 290 от 15.11.2019 является законным и обоснованным, поскольку характер и степень общественной опасности допущенных нарушений, выразились в пренебрежительном отношении ООО "Липецкмаркет" к требованиям Правил продажи отдельных видов товаров, и, следовательно, содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве общество возражало против доводов апелляционной жалобы административного органа, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель административного органа не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, при проведении плановой проверки 08.11.2019 ООО "Липецкмаркет" по адресу: Липецкая область, Усманский район, г. Усмань, ул. Ленина д. 30 (Акт проверки N 88/16 от 13.11.2019) было установлено, что выкладка молочный продуктов осуществляется способом, не позволяющим визуально отделить продукты без содержания молочного жира от иных пищевых продуктов. Аббревиатура БЗМЖ, нанесённая на ценники, не имеет расшифровки с информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира", что является нарушениям законодательства в сфере защиты прав потребителей, именно: выкладка молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торгом зале осуществляется способом, не позволяющим визуально отделить продукты без содержания заменителей молочного жира от иных пищевых продуктов. Допускается цветовая дифференциация при оформлении товарных ценников на продукты БЗМЖ без разъяснения потребителям целей разным цветом оформления ценников. В охлаждаемой витрине предоставлены на реализацию продукты без заменителя молочного жира, молоко с массовой долей жира 3.2% производителя СПССПК "Кузминки-молоко" и кефир с массовой долей жира 1% производителя ООО "Лебедянь-молоко" и оформленными ценниками зелёного цвета, другие молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты БЗМЖ оформлены ценниками белого цвета, что также вводит потребителей в заблуждение и является нарушением п. 33(1) постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
По утверждению административного органа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров" п. 33 (1) в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должна осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
По данному факту специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском, Добринском, Усманском районах Колесниковой В.А. был составлен протокол от 13.11.2019 N 277 о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ.
На основании протокола N 277 об административном правонарушении от 13.11.2019, и материалов дела об административном правонарушении и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском, Добринском, Усманском районах Леоновым Р.А. было вынесено постановление N 290 от 15.11.2019, о привлечении ООО "Липецкмаркет" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием обращения заявителя в суд.
Суд области пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя вины, а также состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Статьей 14.15 КоАП РФ установлено, что нарушение правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере торговли.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ, заключается в нарушении требований Правил продажи отдельных видов товаров.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", которым в том числе нормативно определен порядок реализации требований потребителей, связанных с обнаружением недостатков в товаре.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), в пункте 1 которых установлено, что они разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с п. 5 Правил продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (п. 11).
Согласно п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров (п. 15).
В соответствии с п. 33(1) "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), в торговом зале или ином месте продажи размещение, (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Таким образом, размещение вышеназванных продуктов в соответствии с пунктом 33 (1) Правил должно производиться при соблюдении одновременно двух условий: 1) способ размещения должен позволять покупателю визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов 2) размещенные товары должны сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Варианты возможных способов реализации вышеуказанной нормы содержатся в "Методических рекомендациях о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира", утвержденных Приказом Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июня 2019 г. N 2098/368.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер, однако содержат примеры способов, которые могут считаться позволяющими визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продуктов от иных пищевых продуктов, в т.ч. выкладка продуктов с применением разделителей, дополнительное оформление ценников, товарных полок и т.д.
Административным органом установлено, что выкладка молочный продуктов осуществляется обществом способом, не позволяющим визуально отделить продукты без содержания молочного жира от иных пищевых продуктов.
Вместе с тем, на основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела второго настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Обязанность доказать наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, возложена на административный орган.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Арбитражный суд Липецкой области верно принял во внимание правовую позицию заявителя о том, что согласно постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, информационная надпись должна размещаться или в торговом зале, или в ином месте продажи (размещения) выкладки молочных продуктов. Охлаждающая витрина в торговом зале разделена перегородкой с размещённой в месте выкладки продуктов без заменителя молочного жира информационной надписи - "Продукты без заменителя молочного жира", в месте выкладки продуктов с заменителем молочного жира информационной надписи - "Продукты с заменителем молочного жира". Сведений об отсутствии в торговом зале или в месте 8 выкладки продуктов информационной надписи "Продукты без заменителя молочного жира" нет ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении N 290 от 15 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица.
На стенде потребителя в торговом зале размещена информация с расшифровками аббревиатур БЗМЖ - "Продукты без заменителя молочного жира" и СЗМЖ - "Продукты с заменителем молочного жира", что нашло отражение в протоколе об административном правонарушении.
Оформление ценников с использованием зелёного и белого цветов не может привести потребителей в заблуждение, так как организации торговли вправе самостоятельно определять, как визуально отделить такую продукцию, рекомендованные способы выкладки продукции (с применением разделителей, с дополнительным оформлением товарных полок, в отдельных низкотемпературных холодильниках) и её информационного сопровождения (с дополнительным цветовым оформлением ценников, надписями на "ценникодержателях" или "стопперах" и др.), которые позволят обеспечить право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах, в соответствии с положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей".
С учетом изложенного, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя вины, а также состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.15 КоАП РФ. Процессуальных нарушений не установлено.
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным и отменил постановление N 290 от 15.11.2019.
Доводы административного органа, приведенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2020 по делу N А36-12263/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.3 ст.288.2 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-12263/2019
Истец: ООО "ЛИПЕЦКМАРКЕТ"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Грязинском, Добринском и Усманском районах