Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2020 г. N Ф09-5141/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А47-6935/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Махровой Н.В., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленинский жилищно-коммунальный сервис" - 6 на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2020 по делу N А47-6935/2019
Общество с ограниченной ответственностью "Горспецтранс" (далее-истец, "Горспецтранс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ленинский жилищно-коммунальный сервис-6" (далее-ответчик, ООО "Ленинский ЖСК"-6, податель жалобы) о взыскании задолженности по договору оказания услуг (сбор и вывоз ТБО) N 007/Д от 01.09.2014 в размере 162 637 руб. 56 коп. за период с ноября по декабрь 2018 года. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Эцезис".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2020 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество "Ленинский ЖКС"-6 просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что в отсутствие заключенного между сторонами договора, в котором сторонами определена и согласована стоимость оказываемых истцом услуг по вывозу мусора, предъявление истцом к оплате дополнительных сумм, обоснованных произведенными им фактическими затратами на выполнение данного вида работ, недопустимо. Причем договор оказания услуг по вывозу ТБО является публичным договором при заключении его с физическим лицом, при заключении указанного договора с юридическим лицом, такой договор признаками публичности не обладает и заключается в соответствии со ст. 421 ГК РФ.
Представленные истцом счета-фактуры не содержат необходимых реквизитов, в том числе специального реквизита - порядкового номера внесенного в счет-фактуру исправления с датой внесения этого исправления (строка 1а). Во вновь представленных счетах-фактурах в сравнении с ранее выставленными счетами-фактурами, изменился объем и стоимость услуг,
Истец фактически изменил общую стоимость услуг по счетам-фактурам ранее приобщенным к исковому заявлению, вследствие чего, истец в порядке пункта 3 статьи 168 НК РФ должен был сформировать и выставить корректировочные счета-фактуры. Однако, подобные корректировочные счета-фактуры в отношении ООО "ЛЖКС-6" не составлялись.
Таким образом, доводы истца о замене счетов-фактур за тем же номером и от той же даты, на другой объем и сумму несостоятелен, поскольку они противоречат нормам бухгалтерского и налогового учета.
Судом не учтено, что при невозможности достоверно установить точный объем образовавшихся отходов от жизнедеятельности населения, поскольку плата за услугу по вывозу ТБО является составной частью тарифа установленного жильцами за услугу по содержанию и ремонту общего имущества МКД, размер которой рассчитывается исходя из занимаемой площади помещений, отдельного расчета по объему ТБО договоры, заключенные с собственниками помещений, расположенных в МКД. содержать не могут.
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
01.09.2014 между ООО "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6 (заказчик) и ООО "Горспецтранс" (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг (сбор и вывоз ТБО) N 007/Д, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по ежедневному сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО), образуемых обслуживаемым заказчиком населением многоквартирных жилых домов. Заказчик обязуется оплатить эти услуги на условиях настоящего договора. Размер оплаты оказываемых исполнителем услуг определяется исходя из доли вывоза мусора и тарифа на "содержание и текущий ремонт" и оплачивается в размере пропорциональном размеру платы поступивших от потребителя (населения) средств за расчетный месяц.
Ориентировочная стоимость услуг составляет 155 437 руб. 13 тыс. руб. в месяц (без НДС). Стоимость услуг по договору корректируется в зависимости от количества обслуживаемого населения и фактически поступившей оплаты услуг от населения, согласно данным ЗАО "ЮУЭСК" (п. 3.1 договора).
Согласно п. 3.2 договора оплата услуг производится заказчиком через ЗАО "ЮУЭСК" по мере поступления средств от населения. Срок действия договора с момента подписания по 31 декабря 2014 года, договор пролонгируется только по взаимному соглашению сторон (п. 7.1 договора).
Решением Орского городского Совета депутатов от 06.11.2013 N 40-664 утверждены нормы накопления ТБО для населения, проживающего в многоквартирных домах, в объеме 1,85 м3 на 1 чел. в год. В обслуживании ответчика находятся 77 многоквартирных домов, в которых проживает 5 525 человек. Стоимость услуг составляет: 5 525 человек (количество жителей)*1,85 м3 (норма накопления в год)*180 руб. (тариф)=1839825 руб. 00 коп. в год или 153 318 руб. 78 коп. в месяц.
Следовательно, оплачиваемый ответчиком объем 400 м3 в месяц не соответствует действительности и занижен более чем в 2 раза.
Как утверждает истец, за период ноябрь - декабрь 2018 года (спорный период) ООО "Горспецтранс" оказало ответчику услуги на общую сумму 306 637 руб. 56 коп., оплата произведена в сумме 144 000 руб. 00 коп.; задолженность ответчика составила 162 637 руб. 56 коп.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия (т.1 л.д. 107) с просьбой оплатить задолженность, однако ответчик сумму долга не оплатил, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 162637 руб. 56 коп., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт оказания истцом услуг в отсутствие доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг.
Принимая во внимание, что договор на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО между сторонами в спорный период заключен не был, истцом ответчику оказывались услуги, которые были приняты ответчиком, суд первой инстанции пришел к выводу, что между сторонами сложились фактические отношения оказания услуг, регулируемые главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы жалобы признаются судом апелляционной инстанции подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, по общему правилу, установленному статьей 310 ГК РФ, не допускаются.
В подтверждение факта оказания обществом "Горспецтранс" в материалы дела представлены выставленные ответчику акты об оказании услуг по сбору и вывозу бытовых отходов за период с ноября по декабрь 2018 года, для оплаты оказанных услуг ответчику выставлены счета-фактуры.
Доказательств заявления возражений факту оказания услуг и их объему до обращения истца в арбитражный суд обществом "Ленинский ЖКС"-6, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Оказанные истцом услуги оплачены ответчиком частично, что подтверждается представленными в материалы дела оплата произведена в сумме 144 000 руб. 00 коп.; задолженность ответчика составила 162 637 руб. 56 коп.
Факт частичной оплаты ответчиком истцу услуг по сбору и ввозу ТКО за период с ноября по декабрь 2018 года подтверждает признание ответчиком факта оказания обществом "Горспецтранс" данных услуг.
Согласно материалам дела расчет стоимости оказанных ответчику услуг произведен истцом исходя из нормы накопления ТБО для населения 1,85 м3 на 1 человека в год, утвержденной решением Орского городского Совета депутатов от 06.11.2013 N 40-664, и количества жителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества "Ленинский ЖКС"-6. Указанное решение недействительным не признано, какой-либо иной нормативно-правовой акт органов местного самоуправления в спорный период издан не был.
При указанных обстоятельствах истец правомерно использовал при расчете объема и стоимости оказанных услуг решение Орского городского Совета депутатов от 06.11.2013 N 40-664.
Как правильно указано судом первой инстанции, в обязанности ответчика, как управляющей организации, входит сбор и вывоз твердых бытовых и иных отходов от обслуживаемого им жилого фонда. Оказанные истцом в спорный период услуги имеют для ответчика потребительскую ценность.
Обществом "Ленинский ЖКС"-6 в материалы дела не представлены доказательства полной оплаты оказанных истцом услуг, следовательно, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере стоимости неоплаченных услуг.
Оценивая доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание отсутствие доказательств оказания услуг по сбору и вывозу ТКО не истцом, а ответчиком либо иными лицами.
Принимая во внимание то, что материалами дела подтвержден факт оказания истцом услуг по сбору и вывозу твердых бытовых и иных отходов в отношении МКД, находящихся в управлении ответчика, требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате оказанных услуг обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаются подлежащими отклонению в силу следующего.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ). По смыслу подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе стандарта организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, путем заключения договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указано в пункте 148 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2019 года установлен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой обращение с ТКО должно осуществляться только по договорам с региональным оператором. На время переходного периода до начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем, плата за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 (далее - Правила N 155), на момент спорных отношений является единственным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Доказательств оказания услуг ненадлежащего качества. Доказательств оказания услуг иным лицом также не представлено иным лицом, расчет истца надлежащим образом не оспорен.
Согласно материалам дела расчет стоимости оказанных ответчику услуг произведен истцом исходя из нормы накопления ТБО для населения 1,85 м3 на 1 человека в год, утвержденной решением Орского городского Совета депутатов от 06.11.2013 N 40-664, и количества жителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества "Ленинский ЖКС"-6.
Указанное решение недействительным не признано, какой-либо иной нормативно-правовой акт органов местного самоуправления в спорный период издан не был.
При указанных обстоятельствах истец правомерно использовал при расчете объема и стоимости оказанных услуг решение Орского городского Совета депутатов от 06.11.2013 N 40-664.
Ссылки подателя жалобы на наличие несоответствий в представленных истцом первичных документах не принимаются во внимание, поскольку факт оказания истцом услуг по сбору и вывозу отходов документально не опровергнут, доказательства оказания данных услуг ответчиком самостоятельно либо с привлечением иных лиц не представлены.
Получая плату за содержание и ремонт общего имущества, ответчик в ее составе получает, в том числе, плату за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов.
В этой связи именно на ответчике лежит обязанность по возмещению истцу стоимости оказанных услуг.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалоба не имеется.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, истцом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2020 по делу N А47-6935/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленинский жилищно-коммунальный сервис" - 6 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6935/2019
Истец: ООО "ГОРСПЕЦТРАНС"
Ответчик: ООО "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6
Третье лицо: ООО "ПО "ЭЦЕЗИС", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд