г. Пермь |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А71-2503/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Власовой О.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саттаровой Н.О.,
при участии:
представителя кредитора ООО "ЦПК" - Булдакова С.В.. действующего на основании доверенности от 02.03.2020,
представителя истца ПАО "Т Плюс" - Чиркова А.П., действующего на основании доверенности от 20.01.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр правового консалтинга" (ОГРН 1111831008123, ИНН 1831147854) и общества с ограниченной ответственностью "Домовой" (ОГРН 1051801402091, ИНН 1827011120), поданную в порядке пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 августа 2018 года,
по делу N А71-2503/2018
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350,
ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" (ОГРН 1091838001639, ИНН 1838006813)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в горячей воде, пеней,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" (ОГРН 1091838001639, ИНН 1838006813)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН
6315376946)
об обязании с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" (далее - ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула", ответчик) о взыскании 46 773 837,24 рублей, в том числе: 46 405 234,22 рублей долга за фактически потребленную тепловую энергию в горячей воде, 368 603,02 рублей пеней.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2018 к совместному рассмотрению с первоначальным иском принят встречный иск ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" к ПАО "Т Плюс" об обязании в течение 10 с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за тепловую энергию за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года на сумму 4 691 406,03 рублей за фактически потребленную тепловую энергию.
В ходе судебного разбирательства судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены ходатайства истца и ответчика об уточнении исковых требований, в результате которых истец уточнил требования до 64 726 910,99 рублей долга и 7 489 405,69 рублей пени, а ответчик - до суммы 4 076 911, 02 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.08.2018 (резолютивная часть решения от 24.08.2018, судья О.А. Кашеварова) первоначальные исковые требования и встречные исковые требования удовлетворены частично. В результате произведенного зачета первоначального и встречного исков с ответчика в пользу истца взыскано 70 429 249 руб. 97 коп., из которых 63 183 922 руб. 63 коп. долг и 7 245 327 руб. 34 коп. пени с последующим начислением на сумму долга исходя из одной стотридцатой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 14.08.2018 по день оплаты долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.08.2018 по делу N А71-2503/2018 оставлено без изменения.
Постановлением арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2019 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.08.2018 по делу N А71-2503/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по тому же делу оставлено без изменения.
Решением арбитражного суда Пермского края от 17.10.2019 по делу А50- 39197/2018 в отношении ответчика ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" введена процедура конкурсного производства.
Определениями от 18.09.2019 и от 31.12.2019 по делу N А50-39197/2018 в реестр требований кредиторов ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" включены требования кредитора - ООО "ЦПК" и ООО "Домовой".
В Семнадцатый арбитражный апелляционный суд от ООО "ЦПК" и ООО "Домовой" поступила апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе, поданной в апелляционный суд в порядке пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", заявители просят решение арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-2503/2018 отменить в части отказа в удовлетворении встречного искового заявления ООО "ГУК в ЖКХ г.Сарапула" об обязании ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" в течение 10 с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за фактически потребленную тепловую энергию за период с июня 2017 по декабрь 2017 на сумму 4 076 911 руб. 02 коп. Принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении встречных исковых требований в полном размере, снизить размер платы за тепловую энергию за период с июля 2017 по декабрь 2017 на сумму 4 076 911 руб. 02 коп., а требования ПАО "Т Плюс" удовлетворить в части (долг в размере 60 649 999 руб. 39 коп. и пени 6 273 473 руб. 52 коп.)
Заявителями жалобы указано, что решение суда по настоящему делу нарушает права и законные интересы конкурсных кредиторов ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула", поскольку, как полагает апеллянт, при рассмотрении искового заявления ПАО "Т Плюс" к ООО ГУК в ЖКХ г. Сарапула судом были отклонены все доводы должника, заявленные в встречном исковом заявлении относительно качества поставляемого ресурса. Как указывает автор жалобы, сторонами в спорный период было подписано дополнительное соглашение от 04.10.2017 к договору теплоснабжения N СП1087, в соответствии с которым стороны утвердили температурный график для точек подключения многоквартирных домов и жилых домов, находящихся в управлении должника. Поскольку температурный режим теплоносителя не соответствовал согласованному сторонами температурному графику на вводе в жилые дома, то есть в границах ответственности энергоснабжающей организации, то в рассматриваемом случае ответственность за нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, по мнению заявителя, несет именно энергоснабжающая организация. Считают необоснованным вывод суда о признании в качестве недостоверных доказательств вины истца, актов предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, ссылаясь на положения Правил N 354, и подписания спорных актов жителями квартир и представителем исполнителя коммунальных услуг. Оспариваемый судебный акт принят без назначения технической экспертизы.
Возражая на доводы апелляционной жалобы истец, направил письменный отзыв, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судом рассмотрено заявление АО "КТК" о рассмотрении дела в отсутствие представителя, и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Ответчик и кредитор ООО "Домовой", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ЦПК", доводы, изложенные в апелляционное жалобе, поддержал.
Представитель истца в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласились, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Рассматривая по существу жалобу лиц, не привлеченных к участию в деле, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Если конкурсные кредиторы полагают, что их права и законные интересы нарушены судебным актом, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование (в частности, если они считают, что оно является необоснованным по причине недостоверности доказательств либо ничтожности сделки), то на этом основании они, а также арбитражный управляющий вправе обжаловать, в общеустановленном процессуальным законодательством порядке указанный судебный акт, при этом в случае пропуска ими срока на его обжалование суд вправе его восстановить с учетом того, когда подавшее жалобу лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов. Копия такой жалобы направляется ее заявителем представителю собрания (комитета) кредиторов (при его наличии), который также извещается судом о рассмотрении жалобы. Все конкурсные кредиторы, требования которых заявлены в деле о банкротстве, а также арбитражный управляющий вправе принять участие в рассмотрении жалобы, в том числе представить новые доказательства и заявить новые доводы. Повторное обжалование названными лицами по тем же основаниям того же судебного акта не допускается (пункт 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" является управляющей организацией, исполнителем коммунальных услуг в отношении ряда многоквартирных домов в г. Сарапуле Удмуртской Республики.
Договор теплоснабжения от 01.01.2015 N СП1087 (далее - договор теплоснабжения) в окончательной редакции сторонами не подписан.
ПАО "Т Плюс", являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствие заключенного договора, в период с июня по декабрь 2017 года поставил ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" тепловую энергию, предъявив к оплате счета-фактуры, которые обществом "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" не оплачены.
Направленная ПАО "Т Плюс" в адрес ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" претензия от 08.11.2017 с требованием оплатить долг оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула", полагая, что размер платы за тепловую энергию подлежит уменьшению вследствие поставки ПАО "Т Плюс" некачественного ресурса, нарушения сроков поставки, а также неверно определенного объема и стоимости поставленного ресурса, обратился в суд первой инстанции со встречным иском.
Признав требования истца и ответчика обоснованными лишь в части, удовлетворил первоначальные и встречные исковые требования частично.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав объяснения представителя истца и ООО "ЦПК" в судебном заседании и оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в случаях, когда потребитель пользуется услугами (электроснабжение, услуги связи и тому подобное), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения следует рассматривать как договорные.
Пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, предусматривают, что температура воды в подающей линии тепловой сети должна соответствовать утвержденному температурному графику, расход ресурса должен проходить в пределах перепада давления.
Согласно подпункту "д" пункта 22 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124) при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354 предоставления коммунальных услуг.
В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором.
В соответствии с Правилами N 354 к качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирных домов. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам N 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20 градусов), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31 градус и ниже) - в жилых помещениях - не ниже +20 градусов (в угловых комнатах - +22 градуса). При этом, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 градусов, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" также предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечивать качество теплоносителей. Пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Постановлением Администрации г. Сарапула от 31.07.2014 N 2198 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования г. Сарапула.
Судом первой инстанции, верно установлено, что из буквального толкования представленного температурного графика, утвержденного для тепловых сетей г. Сарапула, не следует, что данный график утвержден в отношении многоквартирных домов. Данный график относится к источникам теплоты.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, том числе температурный график, утвержденный для тепловых сетей г. Сарапула, и отчеты о потреблении тепловой энергии за спорный период пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют достаточные и достоверные доказательства, подтверждающие факт поставки обществом "Т Плюс" некачественного ресурса обществу "ГУК в ЖКХ г. Сарапула".
Вывод суда о том, что в отношении каждого многоквартирного дома подлежат установлению индивидуальные графики температур, учитывающие длину сетей, ширину зоны действия источников тепловой энергии, естественные тепловых потерь, климатические условий, разницу в прогнозной и фактической температуре наружного воздуха, нормативные отклонения температуры теплоносителя, соответствует положениям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
Кроме того, поскольку действующее законодательство в области энергоснабжения не содержит требований к показателям температуры энергоресурса для нужд отопления на вводе в дом, то сами по себе значения температуры в отчетах о потреблении тепловой энергии за спорный период не доказывают факт поставки ответчиком некачественного ресурса.
Разделом X Правил N 354 определен порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, согласно которому потребитель обязан сначала зафиксировать несоответствие поставки горячей воды бесперебойному круглосуточному горячему водоснабжению, затем снизить размер платы за горячее водоснабжение гражданам, на основании чего предъявлять требования к поставщику
Согласно пункту 108 Правил N 354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
В соответствии с пунктом 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам N 354 параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд пришел к верным выводам, что после получения от потребителей сведений о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества ответчик не извещал истца о необходимости проведения совместной проверки с целью выявления причины снижения температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в его управлении. При этом утверждение ответчика относительно ясности причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (нарушение температурного режима на вводе в многоквартирный дом) не подтверждено надлежащими доказательствами.
В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт его обращения к теплоснабжающей организации с требованием о принятии мер для надлежащего теплоснабжения в спорный период, то есть, не представил доказательств совершения им соответствующих сложившейся ситуации, добросовестных действий, необходимых для дальнейшего нормального теплоснабжения многоквартирного дома, что не позволило суду, руководствуясь положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценить акты о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества в качестве достоверных доказательств, подтверждающих вину истца в ненадлежащем исполнении обязательства (ст.ст. 67, 68 АПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, после получения от потребителей сведений о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" не извещал ПАО "Т Плюс" о необходимости проведения совместной проверки с целью выявления причины снижения температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" надлежащих доказательств обращения к теплоснабжающей организации с требованием о принятии мер для надлежащего теплоснабжения в спорный период не представило.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие со стороны ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" необходимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт оказания услуг теплоснабжения ненадлежащего качества, суд верно установил отсутствие правовых оснований для принятия возражений относительно снижения размера платы за тепловую энергию.
Обращаясь со встречным иском, ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" указывает на то, что Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 в Удмуртской Республике установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно за все расчетные месяцы календарного года, то есть исходя из 12 месяцев, в связи с чем применяет в расчетах нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, установленные в приложении N 2 к Постановлению N 554, в размере 0,0178 и 0,0145 Гкал / кв. м в месяц календарного года.
Суд первой инстанции обоснованно исходили из того, что в пункте 42(1) Правил N 354, установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Согласно абзацу 2 пункта 42(1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Как разъяснено в письме Минстроя России от 30.10.2017 N 46725-ОГ/04 "О случаях применения Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124" пункт 25.1 Правил N 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25.1, применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц) подлежит именно пункт 25.1 Правил N 124.
Таким образом, из положений пункта 42(1) Правил N 354, подпунктов 25.1, 25.2 Правил N 124 следует, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем тепловой энергии, подлежащий оплате в расчетном периоде, должен определяться в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
То обстоятельство, что Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2016 N 519 признано утратившим силу приложение N 2 к Постановлению N 554, устанавливавшее нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению из расчета на месяц календарного года, не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения требований п. 42 (1) Правил N 354, п.п. 25.1, 25.2 Правил N 124 и применения в расчетах за тепловую энергию коэффициента периодичности.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Ответчиком представлен расчет объемов потребления тепловой энергии в спорном периоде многоквартирными домами, не оборудованными приборами учета, выполненный исходя из норматива потребления, установленного приложением N 1 к Постановлению N 554, с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию (8/12), в соответствии с которым разница с расчетом истца составила 1 364 908 руб. 71 коп.
Истцом указанный расчет не оспорен, возражений по нему в суде апелляционной инстанции не заявлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований на сумму 1 364 908, 71 рублей судом первой инстнации отказано правомерно, как заявленного истцом без учета положений п. 42 (1) Правил N 354, п.п. 25.1, 25.2 Правил N 124.
Суд первой инстанции, соглашаясь с возражениями ответчика о необходимости снижения размера платы в связи с непредставлением тепловой энергии в соответствии с Постановлением Администрации г. Сарапула от 18.09.2017 N 2445 "О начале отопительного периода", обосновано исходил из положений п. 5 Правил N 354, согласно которым, в случае, если тепловая энергия для нужд отопления подается во внутридомовые инженерные сети по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный сезон в сроки, установленные уполномоченным органом.
Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания пятидневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Согласно пункту 14 Приложения N 1 к Правилам N 354 коммунальная услуга "отопление" в течение отопительного периода должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, допустимой продолжительностью перерыва отопления в течение 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях +12 градусов до нормативной температуры. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Администрации города Сарапула от 18.09.2017 N 2445 "О начале отопительного периода", разрешено начало подачи теплоносителя на объекты социальной инфраструктуры и жилищный фонд г. Сарапула с 20.09.2017.
В соответствии с абзацем 21 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 131 -ФЗ), документально оформленное решение, принятое органом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, по иным вопросам, является обязательным для исполнения на территории муниципального образования.
Администрация г. города Сарапула является органом местного самоуправления в силу абзаца 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 131- ФЗ.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в пункте 2.6.9 которых предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Таким образом, постановление Администрации города Сарапула от 18.09.2017 N 2445 является обязательным для исполнения на территории г. Сарапула.
Принимая во внимание, что администрация г. Сарапула имеет право установить более ранние сроки начала отопительного сезона, чем предусмотренные положением абзаца 1 пункта 5 Правил; нормы жилищного законодательства РФ не предоставляют права исполнителям коммунальных услуг либо ресурсоснабжающим организациям самостоятельно определять дату начала и окончания отопительного сезона и предписывают руководствоваться соответствующими актами органа местного самоуправления; истец альтернативный расчет по снижению размера платы за отопление в связи с превышением допустимой продолжительности в материалы дела не представил, суд первой инстанции обоснованно принял представленный ответчиком контррасчет суммы снижения размера платы за отопление в связи с превышением допустимой продолжительности перерывов в предоставлении коммунальной услуги (отопление) за период с 21.09.2017 по 26.09.2017 в размере 178 079,65 рубоей, как соответствующий требованиям Правил N 354.
Начисление неустойки произведено истцом на основании п. 9.3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении", начиная с 18.07.2017 по 13.08.2018, с применением ключевой ставки Банка России 7,25 %, действующей на дату принятия решения по делу. Размер неустойки по расчету истца составил 7 489 405,69 рублей.
В результате проведенного зачета суммы первоначальных и встречных исковых требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца в части взыскания с ответчика суммы основного долга подлежат удовлетворению в размере 63 183 922,63 рублей из расчета (64 726 910,99 - 1 542 988,36), а в части начисленной истцом на основании п. 9.3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" неустойки за период с 18.07.2017 по 13.08.2018 - в сумме 7 245 327,34 рублей в связи с признанием требованием о взыскании суммы основного долга лишь в части.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Все доводы заявителей были тщательно изучены судом при рассмотрении искового заявления, всем данным доводам дана подробная оценка в судебном акте по настоящему делу, каких-либо новых доводов, влекущих отмену решения суда апеллянтами не приведено.
Обстоятельства спора, на которые ссылаются заявители, были известны
ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" на момент рассмотрения дела по существу, приводились им и были предметом оценки суда.
Ссылка заявителей на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле, а обжалуемые по настоящему делу судебные акты приняты с учетом иных фактических обстоятельств.
Аргументы, приведенные заявителями в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Наличие у заявителей собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Доводы жалобы направлены исключительно на переоценку обстоятельств, установленных судом по делу, и не отвечают требованиям, указанным в п. 24 Постановления N 35.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 августа 2018 года по делу N А71-2503/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2503/2018
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Сарапула"
Третье лицо: Судебный пристав исполнитель ОСП по г.Сарапулу УФССП России по Удмуртской Республике Паладина Т.В.
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9122/18
06.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14013/18
06.02.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9122/18
06.12.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14013/18
16.10.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14013/18
11.10.2018 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-2503/18
24.08.2018 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-2503/18