г. Самара |
|
06 июля 2020 г. |
А72-19323/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С. и Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 1" - не явились,
от Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 1"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2020 года по делу N А72-19323/2019 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области (ИНН 7325118223, ОГРН 1137325000064)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 1" (ИНН 7326046148, ОГРН 1147326000898),
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 1" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2020 года ООО "Строительно-монтажное управление N 1" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 1" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области о привлечении к административной ответственности ООО"Строительно-монтажное управление N 1" в полном объеме.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 29 апреля 2020 года.
Учитывая, что в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 с 4 по 30 апреля 2020 года включительно были установлены нерабочие дни.
Кроме того, указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" также были установлены с 6 по 8 мая 2020 года включительно нерабочие дни и приняты ограничительные меры.
Судебное заседание, после его назначения, было отложено на 29 июня 2020 года.
В связи с нахождением в очередном отпуске судьи Филипповой Е.Г. определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 29.06.2020, произведена замена судьи Филипповой Е.Г. на судью Морозова В.А.
В связи с заменой судьи в составе суда, судебное разбирательство в соответствии с ч. 5 ст. 18 АПК РФ произведено с самого начала.
В судебном заседании представители подателя жалобы и заинтересованного лица участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.08.2019 Агентством регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области в отношении ООО "СМУ N 1" вынесено предписание N 341 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой комплекс (многоквартирный жилой дом) по ул.Ефремова в Засвияжском районе г.Ульяновска", расположенного по адресу г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Ефремова. Срок исполнения предписания до 18.11.2019. Указанное предписание получено Обществом 16.08.2019.
ООО "СМУ N 1" предписано устранить следующие нарушения:
1.представить проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы в полном объеме (пункт 2 часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2. представить исполнительную документацию на разработку котлована (акт освидетельствования грунтов основания фундамента) (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
3.представить проектное решение по укреплению стенок котлована. Укрепить стенки котлована (пункт 5.9.14 СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве; СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты); 13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции", пункт 5.5.7.1, пункт 5.7.2 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
4. представить проект производства работ с комплектом технологических карт (пункт 3.3 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции", пункт 5.5.7.1, пункт 5.7.2 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
6. представить проект производства работ краном и паспорт подкранового пути (пункт 5.18.19 СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве; пункт 36, пункт 101 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 33 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения");
6. установить:
- мойку колес,
- временное освещение строительной площадки,
- пожарный пост (пункт 6.2.8 СП 48.13330.2011 "Организация строительства", пункт 3.4 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции");
19.11.2019 Агентством регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области вынесено распоряжение N 656 о проведении в отношении ООО "СМУ N 1" 29.11.2019 документарной/выездной проверки с целью контроля выполнения предписания от 16.08.2019 N 341.
29.11.2019 Агентством регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области по результатам проверки в отношении ООО "СМУ N 1" составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 615. По результатам проверки установлено, что предписание N 341 от 16.08.2019 исполнено частично, а именно: пункты 1 и 3 предписания от 16.08.2019 N 341 не исполнены.
03.12.2019 Агентством регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области в отношении ООО "СМУ N 1" составлен протокол N 73-51/19 об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя Общества, действующего по доверенности, о дате, времени и месте составления протокола Общество уведомлено надлежащим образом. При составлении протокола им были даны следующие пояснения: "проектная документация дорабатывается".
Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области просит привлечь ООО "СМУ N 1" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела ООО "СМУ N 1" вменено неисполнение требований предписания N 341 от 16.08.2019 об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления строительного надзора в отношении объекта капитального строительства "многофункционального жилого комплекса (многоквартирного жилого дома) по ул. Ефремова в Засвияжском районе г. Ульяновска".
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно материалам дела, ООО "СМУ N 1" является техническим заказчиком объекта капитального строительства "многофункционального жилого комплекса (многоквартирного жилого дома) Ефремова в Засвияжском районе г. Ульяновска" расположенного по адресу: ул. Ефремова в Засвияжском районе г. Ульяновска.
Таким образом, ООО "СМУ N 1" является надлежащим субъектом вменяемого обществу правонарушения (лицом, ответственным за исполнение предписания), что апеллянтом не оспаривается.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица и выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
На основании пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с пунктом 9 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Подпункт "а" пункта 10 Положения устанавливает, что проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
В силу пункта 13 Положения для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения N 656 от 29.11.2019 Агентством регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее виденного предписания об устранении выявленных нарушений N 341 от 16.08.2019.
По итогам проверки органом государственного контроля (надзора) составлен акт проверки юридического лица N 615, в котором зафиксировано неисполнение требований ранее выданного предписания N 341 от 16.08.2019.
Факт надлежащего уведомления общества о проведении проверки исполнения предписания N 341 от 16.08.2019 подтверждается представленным в материалы дела уведомлением от 19.11.2019, полученным директором общества Васиной И.В. 26.11.2019.
По результатам проверки установлено, что предписание N 341 от 16.08.2019 исполнено частично, а именно: пункты 1 и 3 предписания от 16.08.2019 N 341 не исполнены, а именно:
пункт N 1 предписания от 16.08.2019 г. N 341:
отсутствует проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы в полном объеме (п.2 часть 5 Статья 52 Градостроительный кодекс РФ), срок устранения нарушения по предписанию 18.11.2019 г.
пункт N 3 предписания от 16.08.2019 г. N 341:
стенки котлована высотой более 2 метров разработаны без откосов, не укреплены (п. 5.9.14 СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве; СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты); срок устранения нарушения по предписанию 18.11.2019 г.
Представленными в материалы дела документами (в том числе актом проверки от 29.11.2019 N 615, протоколом об административном правонарушении) подтверждается неисполнение ООО "СМУ N 1" в установленный срок пунктов 1, 3 предписания от 16.08.2019 N 341.
Оценивая указанное суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженное в неисполнении законного предписания в установленный срок.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Суд первой инстанции не установил оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности вмененного обществу административного правонарушения.
В рамках настоящего дела судом установлено, что общество ранее привлекалось за совершение однородного правонарушения в рамках дела N А72-13853/2019.
Данное обстоятельство является отягчающим, таким образом, суд первой инстанции признал возможным назначить обществу штраф в размере 50.000 руб., в пределах, установленных санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2020 года по делу N А72-19323/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-19323/2019
Истец: Агенство регионального госудасртвенного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, АГЕНТСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N1"