Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф01-13893/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А79-13696/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 07.07.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Богуновой Е.А., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кивленком И.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.02.2020 по делу N А79-13696/2017,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (ИНН 2128051193, ОГРН 1032128013488) к публично-правовому образованию "Чувашская Республика" в лице Министерства финансов Чувашской Республики, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, публичного акционерного общества "Т Плюс"
о взыскании 32 306 567 руб. 51 коп.,
при участии представителей в судебном заседании: от истца - не явился, извещен,
от ответчика - Мондравина Т.Н., доверенность от 03.02.2020, сроком действия один год, диплом АВС 0086013, Крылова И.Н., доверенность от 29.06.2020, сроком действия один год,
от Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - Щукина И.Г., доверенность от 15.05.2020, сроком действия до 31.12.2020, диплом ДВС 0475213, свидетельство о заключении брака;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с исковым заявлением к публично-правовому образованию "Чувашская Республика" в лице Министерства финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашии, Министерство, ответчик) о взыскании 32 306 567 руб. 51 коп. убытков, понесенных истцом в связи с установлением Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам экономически необоснованного тарифа на передачу тепловой энергии, теплоносителя от источника публичного акционерного общества "Т Плюс" по г. Чебоксары за 2016 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, публичное акционерное общество "Т Плюс".
Производство по делу приостанавливалось до принятия и вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Чувашской Республики по рассмотрению дела N 3а-20/2018 по существу.
Решением от 05.02.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Коммунальные технологии" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель, ссылаясь на Решение Верховного Суда Чувашской Республики от 31.10.2016, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 по делу N 31-АПГ16-23, указывает, что указанными актами установлена противоправность действий Госслужбы по тарифам в части установления для Общества экономически необоснованного тарифа (корректировка долгосрочного тарифа) на передачу тепловой энергии, теплоносителя от источника ПАО "Т Плюс" по г. Чебоксары на 2016 год.
Полагает, что судом необоснованно не включенных в тариф расходов, тариф на передачу тепловой энергии, теплоносителя от источника ПАО "Т Плюс" по г. Чебоксары с 01 июля по 31 декабря 2016 года должен был составить 508,30 руб. за одну Гкал, без учета НДС.
Также обращает внимание, что со стороны Минфина и Госслужбы величина убытка (32 306 567,51 руб.) не оспаривается.
Обращает внимание, что Общество не заявляло компенсацию имущественных потерь для учета их в следующих периодах регулирования, что позволяет истцу реализовать иной способ защиты имущественного права согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации через взыскание убытка с публично-правового образования "Чувашская Республика" в лице Министерства финансов Чувашской Республики за счет казны Чувашской Республики.
Подробно довода заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель явку полномочного представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Представители ответчиков в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы. Считают обжалуемый судебный акт законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев и отклонив ходатайство ответчика об отложении судебного заседания, Первый арбитражный апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с правовой позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, суд, с учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъекте Российской Федерации, вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, дела, не относящегося к категории безотлагательных.
Принимая во внимание обстоятельства дела, наличие правовой позиции ООО "Коммунальные технологии", изложенной в апелляционной жалобе, отсутствия в ходатайстве истца об отложении судебного разбирательства обоснования необходимости явки в судебное заседание, а также исходя из необходимости соблюдения сроков рассмотрения апелляционной жалобы и прав участвующих в деле лиц на судопроизводство в разумный срок, суд, руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что настоящее дело может быть рассмотрено в данном судебном заседании по имеющимся в нем документам, достаточным для принятия судебного акта по делу, без обязательного присутствия в судебном заседании истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, извещенного о месте и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147 -ФЗ "О естественных монополиях" ООО "Коммунальные технологии" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, что подтверждается приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2006 N 141-э.
ООО "Коммунальные технологии" осуществляет услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по городу Чебоксары от источника ПАО "Т Плюс".
Согласно положениям подпунктом 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам установила для ПАО "Т Плюс" соответствующие тарифы на долгосрочный период регулирования 2015 -2017 годы, в том числе на передачу тепловой энергии, теплоносителя от источника ПАО "Т Плюс" по г. Чебоксары, что подтверждается постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 N 48-13-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 -2017 годы".
В последующем Общество в апреле 2015 года обратилось в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам с заявлением о корректировке тарифа на передачу тепловой энергии, теплоносителя от источника ПАО "Т Плюс" по г. Чебоксары на 2016 год.
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N 89-14-21/т внесены изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 N48-13-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 -2017 годы".
ООО "Коммунальные технологии" не согласилось с постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам по тарифам о корректировке вышеуказанного тарифа на 2016 год и обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании нормативного правового акта - постановления от 16.12.2014 N 48-13-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015-2017 годы" в редакции постановления от 11.12.2015 N 89-14-21/т недействующим.
Верховным Судом Чувашской Республики рассмотрено дело N 3а-57/2016 по административному исковому заявлению Общества к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам о признании недействующим постановления от 16.12.2014 N 48-13-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015-2017 годы" в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N 89-14-21 /т "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 N 48-13-21/т" в части размера тарифов, установленных строкой 3 и 5 столбцов 5 и 6 пункта 3 приложения 2 к данному постановлению *(3) - для потребителей г. Чебоксары от источника тепловой энергии ПАО "Т Плюс" на территории Чувашской Республики: с 1 января по 30.06.2016 одноставочный тариф в размере 391 руб. 72 коп. за 1 Гкал без НДС, с 1 июля по 31.12.2016 - одноставочный тариф в размере 436 руб. 63 коп. за 1 Гкал).
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 31.10.2016 по делу N 3а-57/2016 признано недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 N 48-13-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015-2017 годы" в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N 89-14-21/т в части тарифов, установленных строкой 3 столбцов 5 и 6 в пункте 3 приложения 2 к указанному Постановлению - тарифов, установленных обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей г. Чебоксары от источника тепловой энергии публичного акционерного общества "Т Плюс" на территории Чувашской Республики на 2016 год с 1 января по 30 июня 391, 72 руб./Гкал и с 1 июля по 31 декабря 436,63 руб./Гкал.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 по делу N 31-АПГ16-23 решение Верховного Суда Чувашской Республики от 31.10.2016 по делу N 3а-57/2016 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и Министерства финансов Чувашской Республики - без удовлетворения.
Судом признаны обоснованными требования Общества в части несоответствия законодательству учтенного Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам объема полезного отпуска, объема потерь тепловой энергии, расходов на компенсации тепловой энергии и размера расчетной предпринимательской прибыли.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и Министерства финансов Чувашской Республики определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 по делу N 31-АПГ16-23 признала учтенный Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам объем полезного отпуска тепловой энергии соответствующим законодательству, но согласилась с выводами Верховного Суда Чувашской Республики в части: объема потерь тепловой энергии (в Гкал) и связанных с ним расходов на компенсацию потерь тепловой энергии (в рублях); размера расчетной предпринимательской прибыли.
Вышеуказанными судебными актами установлена противоправность действий Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в части установления для Общества экономически необоснованного тарифа (корректировка долгосрочного тарифа) на передачу тепловой энергии, теплоносителя от источника ПАО "Т Плюс" по г. Чебоксары на 2016 год.
ООО "Коммунальные технологии" посчитав, что Обществом получены убытки в размере 32 306 567 руб. 51 коп. в связи с установлением Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам экономически необоснованного тарифа на передачу тепловой энергии, теплоносителя от источника ПАО "Т Плюс" по г. Чебоксары за 2016 год, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствовался следующими нормами материального права, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, с учетом заявленных истцом оснований иска в предмет доказывания по делу входят: факт причинения убытков; размер убытков; противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом. При недоказанности одного из элементов требование о взыскании убытков не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения в силу статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ).
Судом первой инстанции обоснованно применен пункт 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования) которым предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
Таким образом, фактический дисбаланс доходов и расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, выравнивается мерами последующего тарифного регулирования, что в том числе соответствует целям развития институтов долгосрочного регулирования.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 04.10.2018 по делу N 3а-20/2018, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 31-АПГ18-20, административные исковые требования ООО "Коммунальные технологии" о неправомерности произведенной тарифным органом корректировки расходов по факту 2016 года, признаны необоснованными, что свидетельствует об исполнении определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 по делу N 31-АПГ16-23.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Как следует из представленного в материалы настоящего дела экспертного заключения расчета тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя ООО "Коммунальные технологии" для потребителей г. Чебоксары от источника тепловой энергии ПАО "Т Плюс" на 2018 - 2022 годы экспертом в соответствии с пунктом 35 Методических указаний при расчете тарифа на 2016 год была рассчитана необходимая валовая выручка Общества на 2016 год по следующей формуле:
НВВДi Д = ОРi + НРi + РЭi + Пi + ?Резi + РППi (тыс. руб.) (9) где:
ОРi - операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 36 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
НРi - неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 39 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
РЭi - расходы на покупку энергетических ресурсов (в том числе топлива для организаций, осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), и потерь тепловой энергии для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя), холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
Пi - нормативная прибыль, устанавливаемая органом регулирования на i-й год в соответствии с пунктом 41 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
?Резi - величина, определяемая на i-й год первого долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 42 настоящих Методических указаний и учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, тыс. руб.;
РППi - расчетная предпринимательская прибыль, определяемая в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования, тыс. руб.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам НВВ 2016 года была рассчитана исходя из следующих показателей, строка 11 представляемом к настоящему отзыву Расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии от источника ПАО "Т Плюс" в столбце 4 (далее - Расчет):
2016 г.
OPi
HPi
РЭi
Пi
?Резi
РППi
485795,05
195653,99
115084,21
168990,86
15160,20
-17740,48
8646,27
Строка 11
Строка 1
Строка 2
Строка 4
Строка 5
Строка 6
Строка 10
Тепловая энергия
154508,14 (строка 4.2)
Электрическая энергия
9092,60
Теплоноситель
5390,12
Размер РПП, %
2,99%
Тариф на 1 пол.
391,72 руб./Гкал
Тариф на 2 пол.
436,63 руб./Гкал
485795,05 тыс. руб.=195653,99+115084,21+168990,86+15160,20-17740,48+8646,27.
Формула расчета расходов на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования содержится в пункте 27 Методических указаний, в соответствии с которой Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам определены расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя на 2016 год.
Расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, PPi рассчитываются по формуле:
PPi = ?Vi,z х ЦРi,z (тыс. руб.), (5)
где:
Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;
ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, 1 пол.- 813,64 руб./Гкал, 2 пол.- 847,49 руб./Гкал,
154508,14 тыс. руб. = 106,34 * 813,64 + 80,22 * 847,49
РППi - расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определена на 2016 год в размере 2,99 % и составила 8646,27 тыс. руб.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации признала необоснованным учтенный тарифным органом объем потерь тепловой энергии (в Гкал) и связанных с ним расходов на компенсацию потерь тепловой энергии (в рублях), а также размер расчетной предпринимательской прибыли.
Доводы заявителя относительно исполнения определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 по делу N 31-АПГ16-23 и компенсации Обществу недополученных доходов при установлении тарифов на 2018 год судом первой инстанции правомерно отклонены в силу следующего.
Формула расчета необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год содержится в пункте 51 Методических указаний, в соответствии с которой Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам определена величина необходимой валовой выручки на 2018 год.
Необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, ННВ^ определяется в (ь1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по формуле:
HBBi = НВВiск + ?НВВi-2k х (1 + ИПЦi-1) х (1 + ИПЦi) + ?КИПi - ?КНКi + ?KЭЭi
(тыс. руб.), (21) где:
НВВiск - плановая необходимая валовая выручка, определенная на i-й год, скорректированная в соответствии с пунктом 49 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
?НВВi-2k - размер корректировки необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемый в (ь1)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (ь2)-м году, определяемый в соответствии с пунктом 52 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (ь1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;
?КИПi - корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы, определяемая на i-й год в соответствии с пунктом 53 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
?КНКi - корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, определяемая на i-й год в соответствии с пунктом 54 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
?KЭЭi - корректировка, учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы, осуществляемая на i-й год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, тыс. руб.
В целях установления НВВ на 1-й и 2-й год долгосрочного периода регулирования при расчете показателей ?НВВi-2k, ?КИПi, ?КНКi, ?KЭЭi учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования в соответствии с настоящим пунктом.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам НВВ 2018 года рассчитана исходя из следующих показателей, что отражено в столбце 6расчета:
2018 г.
НВВiск
?НВВi-2k
ИПЦi-1
ИПЦi
?КИПi
?КНКi
?KЭЭi
389092,28
408194,0
-4821,30
0,039
0,037
-13832,54
-
-74,52
1
Строка 11
Строка 7 = - 4821,3* 1.039* 1,037= - 5194.67
Строка 8
Строка 9
Тариф на 1 пол.
362,83
Тариф на 2 пол.
375,68
389092,28=408194,01+(-4821,30)*(1+0,039)*(1+0,037)+(-13832,54)-0+(-74,52).
Формула расчета необходимой валовой выручки, на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования содержится в пункте 49 Методических указаний, в соответствии с которой Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам определена величина, скорректированной необходимой валовой выручки на 2018 год.
Так согласно пункту 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования (далее в настоящей главе - скорректированная плановая НВВ),
НВВiск, по формуле:
НВВiск = ОРск i+ НPi ck+ РЭск i+ Пск i+ ?Резi + РППi +?HBBкi-n (тыс.руб.) (20)
где:
ОРск i - скорректированные операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов, тыс. руб.;
НPi ck - скорректированные неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 39 настоящих Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, тыс. руб.;
РЭск i - скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 50 настоящих Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, тыс. руб.;
Пск i - скорректированная нормативная прибыль, определяемая в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования на i-й год по формуле (12) с применением величины НВВiск и скорректированной ставки налога на прибыль организаций в i-м году, тыс. руб.;
?Резi - величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенная на i-й год в соответствии с пунктом 42 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
РППi - расчетная предпринимательская прибыль, определяемая в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования, тыс. руб.;
?HBBкi-n - корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам НВВiск рассчитана исходя из следующих показателей, что отражено в столбце 6 Расчета:
НВВiск
ОРск i
НPi ck
РЭск i
Пск i
?Резi
РППi
?HBBкi-n
408194,01
122363,18
55064,50
199865,23
21647,93
-
9253,18
-
Строка 1
Строка 2+строка 2,2=53213,86+1850,64
Строка 4
Строка 5
Строка 10
408194,01=122363,18 + 55,064,50 + 199865,23 +21,647,93 + 0 + 9253,18 + 0.
Формула корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, содержится в пункте 52 Методических указаний, в соответствии с которой Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам определена величина корректировки необходимой валовой выручки на 2018 год по итогам 2016 года.
Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
?HBBкi-n =НВВфi-2-ТВi-2 (тыс. руб.), (22) где:
?HBBкi-n - размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-ro года;
НВВфi-2- фактическая величина необходимой валовой выручки в (ь2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;
ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (ь2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ?HBBкi-2 рассчитана исходя из следующих показателей, что отражено в столбце 5 Расчета:
?HBBкi-2
НВВфi-2
ТВi-2
-4821,30
437847,98
442669,28
Строка 11
Строка 12
-4821,30 тыс. рублей = 437847,98 - 442669,28
То есть корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.
Исходя из вышеизложенного, корректировка учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска от фактической величины объема отпуска тепловой энергии, осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных Основами ценообразования и методическими указаниями.
В силу пункта 52 Методических указаний Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам определена величина корректировки необходимой валовой выручки на 2018 год по результатам 2016 года.
Необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, НВВфi-2, рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования по формуле:
НВВфi-2= ОРфi-2 + НРфi-2 + РЭфi-2 +Пфi-2 + ?Резi-2 + РППi-2 + ?НВВki-n + ?КИПi-2 - ?КНКi-2 + ?КЭЭi-2 (тыс. руб.), (26) где:
ОРфi-2 - фактические операционные расходы года (i-2), определенные в соответствии с пунктом 56 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
НРфi-2 - фактические неподконтрольные расходы в (ь2)-м году, которые определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования, тыс. руб. В данную величину включаются расходы, связанные с изменениями требований законодательства, изменениями состава активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности (без учета расходов, учтенных при определении операционных расходов), и другими изменениями величины неподконтрольных расходов;
Пфi-2 - фактическая нормативная прибыль года (i-2), тыс. руб.;
?Резi-2 - величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, учтенная при установлении тарифов на (ь2)-й год, тыс. руб.;
РЭфi-2 - расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя в (ь2)-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов в соответствии с пунктом 56 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
РППi-2 - расчетная предпринимательская прибыль, учтенная при установлении тарифов на (1-2)-й год, тыс. руб.;
?НВВki-n - корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования с учетом пункта 12 настоящих Методических указаний (за исключением соответствующих сумм, учтенных при формировании показателя АРез), тыс. руб.;
?КИПi-2 - корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов на (ь2)-й год, тыс. руб.;
?КНКi-2 - корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения по результатам года (i-4), учтенная при установлении тарифов на (1-2)-й год, тыс. руб.;
?КЭЭi-2 - корректировка, учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы, осуществляемая на i-й год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по результатам года (i-4), учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам НВВфi-2 рассчитана исходя из следующих показателей, что отражено в столбце 5 Расчета:
НВВфi-2
ОРфi-2
НРфi-2
Пфi-2
?Резi-2
РЭфi-2
РППi-2
437847,98
195107,47
47265,18
14048,29
-17740,48
179075,96
12382,47
Строка 11
Строка 1
Строка 2
Строка 5
Строка 6
Строка 4
Строка 10
Тепловая энергия
168898,06 строка 4.2
Электрическая энергия
5276.67
Теплоноситель
4901,23
Размер РПП, %
5.0%
437847,98=195107,47+47265,18+14048,29+(-17740,48) +179075,96+12382,47
Госслужбой по тарифам согласно пункту 56 Методических указаний определены расходы на тепловую энергию за 2016 год, и отражены на странице 52 экспертного заключения расчет тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя ООО "Коммунальные технологии" для потребителей г. Чебоксары от источника тепловой энергии ПАО "Т Плюс" на 2018 - 2022 годы (л.д. 52 Том 3).
Ст. 3.1. "Расходы на тепловую энергию" за 2016 год
Установлено Госслужбой на 2016 г.
Факт 2016 г.
Предложение общества
В соответствии с определением Верховного Суда РФ
Принято Госслужбой
Сумма, тыс.руб.
1
154508,14
239992,20
168898,06
168898,06
Объем тепловой энергии, тыс. Гкал.
2
186,56
288,32 223,71=(132,44+91,27)
223,71
3
813,64/847,49 813,64/847,49
813,64/847,49
813,64/847,49
РРфi=?Vi,zx QПОФi / QПОi x ЦРфi,z (тыс.руб.), (30)
где:
РРфi - расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов по формуле (30), тыс. руб.;
Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя, учтенный при установлении тарифов в i-м году.
168898,06 тыс. руб. = 132,44 тыс. Гкал. * 813,64 руб./Гкал +91.27 тыс. Гкал. * 847.49 руб./Гкал.
С учетом изложенного, учтенный при установлении тарифа на 2016 год объем приобретаемой тепловой энергии в целях компенсации технологических потерь составлял 186,56 тыс. Гкал.
Во исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 N 31 - АПГ16-23 размер тепловой энергии органом регулирования принимается равным объему 223,71 Гкал на уровне фактических потерь тепловой энергии.
Таким образом, расходы на компенсацию потерь тепловой энергии предусмотрены в сумме 168898,06 тыс. руб., исходя из объема фактических потерь тепловой энергии, принятого в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 N 31- АПГ16-23, в размере 223,71 тыс. Гкал.
Общество, не согласившись с произведенной Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам корректировкой фактической НВВ по итогам 2016 года взамен прогнозной, в том числе в части примененной величины потерь тепловой энергии за 2016 год, оспорило данные показатели в Верховном Суде Чувашской Республики по делу N 3а-20/2018 (раздел 12.5 административного искового заявления (л.д. 151 Том 3).
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 04.10.2018 по делу N 3а-20/2018, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 31-АПГ18-20, подтвержден факт учета заявленной Обществом на 2016 год величины потерь тепловой энергии (л.д. 27, 96 Том 4), что свидетельствует об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 по делу N 31-АПГ16-23.
Согласно выводам Верховного Суда Чувашской Республики указал, отраженным в решении от 04.10.2019, поскольку Обществом объем потерь тепловой энергии предлагался при тарифном регулировании на 2016 год в размере фактического объема потерь за 2014 год 223,71 тыс. Гкал, но с учетом динамики их снижения на 4,2% (222,59 тыс. Гкал), то подлежала применению величина 222,59 тыс. Гкал вместо учтенной Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам 223,71 тыс. Гкал. (л.д. 27 Том 4). Таким образом, тарифным органом учтен объем потерь в большем размере, чем следовало, что не свидетельствует о нарушении прав Общества.
Следовательно, Обществу компенсированы в полном объеме во исполнение судебных актов расходы на покупку потерь тепловой энергии за 2016 год.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал факт компенсации расходов на покупку потерь тепловой энергии за 2016 год в экономически обоснованном размере доказанным, что свидетельствует об отсутствии факта наличия убытков.
Кроме того, в возражениях от 29.10.2019 ООО "Коммунальные технологии" подтверждает тот факт, что Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при расчете корректировки НВВ за 2016 год с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа, приняла к учету установленные Верховным Судом Российской Федерации в качестве правомерных на 2016 год показатели потерь тепловой энергии (223,71 тыс. Гкал) и уровня прибыли (5%) и с учетом данных показателей были установлены тарифы на 2018 год. Данные тарифы применялись Обществом.
Между тем, Общество полагает, что исходя из фактического полезного отпуска за 2018 год в меньшем размере Общество недополучило предусмотренную в тарифе товарную выручку, что свидетельствует о необходимости ее компенсации из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Отклоняя данный довод, суд первой инстанции исходил из следующего.
Общество не получило предусмотренную в тарифе на 2018 год выручку по собственной вине, поскольку в связи с неуплатой Обществом арендных платежей за пользование муниципальным имуществом -тепловыми сетями и иного имущества, с использованием которых Общество оказывало услуги по передаче тепловой энергии, в судебном порядке расторгнут договор аренды от 16.04.2007 N 148 согласно решению Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.05.2018 по делу N А79-1448/2016.
Во исполнение указанного решения суда имущество Обществом в сентябре-октябре 2018 года возвращено арендатору.
При установлении Обществу тарифов на 2018 год предусматривалось, что Общество будет оказывать услуги с использованием протяженности тепловых сетей 148355 км, однако в связи с расторжением договора аренды N 148 и возвратом имущества состав имущества изменился. На основании представленных Обществом актов ввода в промышленную эксплуатацию теплосетевого имущества в результате приобретения, строительства, реконструкции, модернизации и иного поступления от 30.08.2018 NN 54, 55 Общество приобрело право владения на тепловые сети протяженностью 428 м.
В связи с данными обстоятельствами Общество указывает на фактический полезный отпуск за 2 полугодие 2018 года в размере 34,250391 тыс. Гкал (за 1 полугодие 2018 года не указывает) при предусмотренном при тарифном регулировании на 2018 год годовом объеме 1053,75 тыс. Гкал, в том числе на 1 полугодие 2018 года - 615,024 тыс. Гкал, на 2 полугодие 2018 года - 441,724 тыс. Гкал.
При этом установленный на 2018 год объем полезного отпуска тепловой энергии в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии не оспаривался в судебном порядке, в то время как иные показатели и статьи расходов рассмотрены в Верховном Суде Чувашской Республики в деле N 3а-20/2018 по иску Общества.
С учетом изложенного, Общество согласилось с учтенным тарифным органом объемом полезного отпуска тепловой энергии, что свидетельствует об установлении объема полезного отпуска в экономически обоснованном размере, данный факт не оспаривается Обществом и в настоящем деле.
Таким образом, истец имел возможность получения товарной выручки через тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2018 год.
Ссылка заявителя на недополучение товарной выручки по тарифу в связи с фактически сложившимся полезным отпуском переданной тепловой энергии в меньшем размере, чем предусмотрено в тарифе, также подлежит отклонению, поскольку об этом указано в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А79-6258/2018 по иску Общества к Министерству финансов Чувашской Республики о взыскании убытков с казны Чувашской Республики по тарифу на горячую воду на 2017 год.
Как верно указано судом, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Общество, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, обязано было осуществлять расходы в экономически обоснованных размерах, позволяющих получить заложенную при тарифном регулировании прибыль, и самостоятельно несет риски, возникающие в процессе осуществления им предпринимательской деятельности.
Наступление неблагоприятных экономических последствий, связанных с несением истцом экономически необоснованных и нецелесообразных расходов при осуществлении регулируемого вида деятельности, является его предпринимательским риском.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Неуплата Обществом арендных платежей за пользование имуществом более 2 лет (при предусмотренных в тарифе расходах на их уплату) и связанное с ним расторжение договора аренды также является предпринимательским риском Общества, который не может быть возложен на публично-правовое образование.
Доводы о наличии причинно-следственной связи между прекращением деятельности Общества и действиями органа регулирования являются голословными.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Аргументы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.02.2020 по делу N А79-13696/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (ИНН 2128051193, ОГРН 1032128013488) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. за рассмотрения апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13696/2017
Истец: ООО "Коммунальные технологии"
Ответчик: Публично-правовое образование "Чувашская Республика" Министерства финансов Чувашской Республики
Третье лицо: Государственная служба ЧР по конкурентной политике и тарифам, ПАО "Т Плюс", Верховный суд ЧР