г. Москва |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А40-218050/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жалобы
Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2019 г. по делу N А40-218050/18, принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению ООО "ЭНПИ Консалт"
к Государственному учреждению - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: ИФНС России N 1 по г. Москве об обязании принять решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов с начислением процентов, а также начислить и уплатить проценты;
в присутствии:
от заявителя: |
Пономарева Н.Г. по дов. от 16.04.2020; |
от заинтересованного лица: |
Суздальцев С.А. по дов. от 24.12.2019; |
от третьего лица: |
Головешкин В.М. по дов. от 11.11.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭНПИ Консалт" (далее - Заявитель, ООО "ЭНПИ Консалт", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Государственному учреждению - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - Заинтересованное лицо, Фонд, Управление, ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области) об обязании принять решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в размере 939 367,31 руб. с начислением процентов в размере 232 573, 08 руб., а также начислить и уплатить проценты на сумму 939 367,31 руб., за период с 01.11.2019 г. по день фактического возврата.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве (ИФНС N 1 по г. Москве, Инспекция).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2019 г. заявление ООО "ЭНПИ Консалт" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Управления при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал решение суда первой инстанции.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "ЭНПИ Консалт" зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, per. номер 087-108-151604. ООО "ЭНПИ Консалт" создано путем реорганизации в форме преобразования 20.02.2017 г. Правопредшественником ООО "ЭНПИ Консалт" является АО "ЭНПИ Консалт" (ОГРН 1027700283566, ИНН 7737017200, per. номер 087-712-007538).
Все страховые взносы за период до 01.01.2017 г. были уплачены АО "ЭНПИ Консалт" в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Все права и обязанности АО "ЭНПИ Консалт" перешли к его универсальному правопреемнику - ООО "ЭНПИ Консалт". Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Таким образом, информация в отношении оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (до 01.01.2017 г.) в равной степени относится и к АО "ЭНПИ Консалт", и к ООО "ЭНПИ Консалт".
В 2017 году в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сведения о состоянии расчетов по указанным взносам на 01.01.2017 по организациям передавались из ПФР в налоговые органы.
Однако по ООО "ЭНПИ Консалт" (на тот момент АО "ЭНПИ Консалт") сведения были переданы с задолженностью, что не соответствовало и не соответствует действительности.
07.08.2018 г. из Фонда в ИФНС N 1 по г. Москве был передан корректирующий файл в отношении АО "ЭНПИ Консалт", содержащий информацию об отсутствии задолженности по указанным взносам на 01.01.2017 г.
Тем не менее, ИФНС N 1 по г. Москве производились приостановления операций по счетам Заявителя, списание денежных средств со счета Заявителя, направление постановлений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в службу судебных приставов.
Всего на основании инкассовых поручений ИФНС России N 1 по г. Москве и Постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов УФССП России по Москве, возбудившего исполнительное производство на основании документов, направленных ИФНС России N 1 по г. Москве, со счета Заявителя списано в общей сложности 5 045 772,58 рубля.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в суд с требованиями о признании незаконным бездействия ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, выраженного в невозврате излишне уплаченных пеней по страховым взносам в размере 718 048, 71 руб., обязании ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области принять решение о возврате излишне уплаченных пени в размере 718 048, 71 руб. и направить данное решение для исполнения в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве исполнить решение о возврате излишне уплаченных пеней в размере 718 048, 71 руб. и возвратить сумму излишне уплаченные пени в размере 718 048, 71 руб.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
ООО "ЭНПИ Консалт" зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, per. номер 087-108-151604. ООО "ЭНПИ Консалт" создано путем реорганизации в форме преобразования 20.02.2017 г. Правопредшественником ООО "ЭНПИ Консалт" является АО "ЭНПИ Консалт" (ОГРН 1027700283566, ИНН 7737017200, per. номер 087-712-007538).
Все страховые взносы за период до 01.01.2017 г. были уплачены АО "ЭНПИ Консалт" в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Все права и обязанности АО "ЭНПИ Консалт" перешли к его универсальному правопреемнику - ООО "ЭНПИ Консалт". Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Таким образом, информация в отношении оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (до 01.01.2017 г.) в равной степени относится и к АО "ЭНПИ Консалт", и к ООО "ЭНПИ Консалт".
В 2017 году в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сведения о состоянии расчетов по указанным взносам на 01.01.2017 по организациям передавались из ПФР в налоговые органы.
Однако по ООО "ЭНПИ Консалт" (на тот момент АО "ЭНПИ Консалт") сведения были переданы с задолженностью, что не соответствовало и не соответствует действительности.
07.08.2018 г. из Фонда в ИФНС N 1 по г. Москве был передан корректирующий файл в отношении АО "ЭНПИ Консалт", содержащий информацию об отсутствии задолженности по указанным взносам на 01.01.2017 г.
Тем не менее, ИФНС N 1 по г. Москве производились приостановления операций по счетам Заявителя, списание денежных средств со счета Заявителя, направление постановлений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в службу судебных приставов.
Всего на основании инкассовых поручений ИФНС России N 1 по г. Москве и Постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов УФССП России по Москве, возбудившего исполнительное производство на основании документов, направленных ИФНС России N 1 по г. Москве, со счета Заявителя списано в общей сложности 5 045 772,58 рубля.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в суд с требованиями о признании незаконным бездействия ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, выраженного в невозврате излишне уплаченных пеней по страховым взносам в размере 718 048, 71 руб., обязании о фонда России N 10 по г. Москве и Московской области принять решение о возврате излишне уплаченных пени в размере 718 048, 71 руб. и направить данное решение для исполнения в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве исполнить решение о возврате излишне уплаченных пеней в размере 718 048, 71 руб. и возвратить сумму излишне уплаченные пени в размере 718 048, 71 руб.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ указанные в пунктах 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно статье 5 Федерального закона N 212-ФЗ, Общество является плательщиком страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.
Статьей 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
По положениям части 5 указанной статьи ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 той же статьи закона).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов (часть 3 статьи 25 цитируемого закона); пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5 статьи 25 закона); пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 той же статьи закона).
Частью 8 статьи 25 Федерального закона NN 212-ФЗ закреплено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок согласно части 2 статьи 18 производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 названной статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 НК РФ.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Закон N 212-ФЗ утратил силу и администрирование страховых взносов переходит к налоговым органам.
При этом в силу статей 21, 22 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, а также возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) за расчетный период до 2017 года осуществляется органами ПФР.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм, которое на следующий рабочий день, после принятия, направляется для исполнения в налоговый орган по месту учета.
Как следует из материалов дела, Заявителем было направлено в адрес ИФНС России N 1 по г. Москве заявление от 16.05.2019 г. о проведении сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам на обязательное пенсионное страхование (до 01.01.2017 г.) и обязательное медицинское страхование (до 01.01.2017 г.). В ответ на данное заявление в адрес Заявителя от ИФНС России N 1 по г. Москве поступил в электронном виде по ТКС Акт сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам N 3962 от 16.05.2019 г. В данном акте указано на наличие у Заявителя переплаты в размере 1 762 337,24 рублей.
Также Заявителем от ИФНС N 1 по г. Москве была получена Выписка операций по расчету с бюджетом за период с 01.01.2018 г. по 16.05.2019 г. по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование до 01.01.2017 г. Согласно данной Выписке Заявителем в период 2018-2019 было уплачено в общей сложности 5 045 772,58 рублей, из них 3 828 102,11 рублей страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды, истекшие до 01.01.2017 г., и 1 217 670,47 рублей пени. Поскольку, согласно данным ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, у Заявителя отсутствовала задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды, истекшие до 01.01.2017 г., сумма 5 045 772,58 рубля, уплаченная Заявителем, является переплатой.
17.12.2018 г. Заявителем в адрес ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области было направлено письмо N 260 от 13.12.2018 г. с просьбой о направлении в ИФНС N 1 по г. Москве корректирующих данных (файлов), касающиеся страховых взносов за период до 01.01.2017 г., сформированные в отношении ООО "ЭНПИ Консалт".
Также Заявитель передал в адрес ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области заявление от 08.02.2018 г. об уточнении (корректировке) сальдо по страховым взносам.
В ответ на данное заявление было получено письмо N 210-ПУ-2-И-КР/1273 Управления персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями N 2 ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области "О выгрузке сальдо на 01.01.2017".
Из данного письма видно, что из подразделений Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес налоговых органов файлы о начислениях за 4 квартал 2016 года были направлены большее количество раз, чем файлы об уплате. Так на основании направленной 11.04.2017 информации (файл VO_SALDORAS_7700_08700_ 20170406 065831 25111.XML), содержащей информацию о наличии у Заявителя задолженности в размере 952 786,01 рублей.
29.06.2018 г. ИФНС N 1 по г. Москве были приостановлены операции по четырем счетам Заявителя на сумму 952 746,01 рублей по каждому счету, а 30.11.2018 г. было произведено списание денежных средств со счета Заявителя в размере 952 746,01 рублей. Также 29.06.2018 г. ИФНС N 1 по г. Москве были списаны денежные средства со счета Заявителя в размере 338 723,01 рублей (пени).
Файл с откорректированной информацией в отношении право предшественника Заявителя - АО "ЭНПИ Консалт" (per. N 087-712-007538, ИНН 7737017200) о сальдо (VO_SALDOKOR_ 7700_087000_20180807_ 110437224087712007538.xml) и файл об уплате (VO_OPERLS_7700_087000_ 20180807 110920242087712007538.xml) были направлены в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Москве 07.08.2018 г.
По информации, содержащейся в вышеуказанном письме, по данным файлам поступили положительные протоколы о приеме документов от 08.08.2018 г. Последний раз файл о начислениях (VO_OPERLS_7700_08700_20181218 133158949087712007538.xml) был направлен 18.12.2018 г. На основании данной информации со счета Заявителя 25.02.2019 г. и 26.02.2019 г. ИФНС России N 1 по г. Москве инкассовыми поручениями была списана сумма в размере 1 704 547,38 рублей, из которых 1 680 141,19 рублей "недоимка" и 24 406,19 рублей "пени".
Также на основании исполнительного документа - постановления ИФНС N 1 по г. Москве о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) N 3018 от 27.02.2019 г. в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов УФССП России по Москве в отношении Заявителя было возбуждено исполнительное производство N 2807647/19/77043-ИП от 05.03.2019 г.
06.03.2019 г. со счета Заявителя были списаны денежные средства в размере 1 704 547,38 рублей на основании Постановления МО по ИПНО N 1773448706/7743 от 06.03.2019 г. по исполнительному производству N 2807647/19/77043-ИП. Таким образом с расчетного счета Заявителя задолженность была списана дважды.
Также Управлением персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями N 2 ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области Заявителю была представлена справка от 22.02.2019 г. о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам. Согласно данной справке, у ООО "ЭНПИ Консалт" по состоянию на 01.01.2017 г. отсутствовала задолженность.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Передача полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам, в соответствии с Планом-графиком мероприятий ("дорожная карта"), утвержденным ФНС России N ММВ-23-11/10@ и Правлением ПФР N 2И 15.07.2016 г., производится путем единоразовой выгрузки из базы ПФР в базу ФНС России информации по итогам 2016 года.
Тем не менее, ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области не исполнило должным образом вышеуказанные положения, до настоящего времени не осуществлена корректная выгрузка из базы ПФР в базу ФНС России данных по Заявителю.
Согласно пункту 1 Письма ПФ РФ N НП-30-26/13859, ФНС России N ЗН-4-22/17710@ от 06.09.2017 г. "По вопросу корректировки сведений, переданных территориальными отделениями ПФР в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017" (вместе с "Методическими рекомендациями по отражению в Решении информации о корректировке состояния расчетов с бюджетом") корректировка сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, производится в случаях:
- несогласия плательщика страховых взносов (далее - плательщик) с сальдо расчетов (при обращении плательщика страховых взносов в налоговый орган или в территориальный орган ПФР);
- необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, в случае выявления территориальным органом ПФР фактов некорректного направления в налоговый орган данных по состоянию на 01.01.2017 г.
Согласно пункту 1.2. указанного Письма целях определения необходимости корректировки сведений, переданных отделением ПФР в УФНС России, территориальный орган ПФР обеспечивает проведение следующих мероприятий:
- сверку состояния расчетов с плательщиком (при наличии обращения плательщика);
- анализ достоверности и полноты переданных в налоговый орган сведений;
- принятие отделением ПФР Решения о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов;
- направление в УФНС России сведений, сформированных на основании принятого отделением ПФР Решения о корректировке в формате RESHKOR;
- направление в адрес плательщика ответа на обращение с приложением копии Решения о корректировке (при наличии обращения плательщика).
В ответ на заявление, направленное Заявителем в адрес ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области от 08.02.2018 г. об уточнении (корректировке) сальдо по страховым взносам, сальдо расчетов по страховым взносам за период до 01.01.2017 г. не было скорректировано.
Причиной выставления ИФНС N 1 по г. Москве требований Заявителю и списания денежных средств со счета Заявителя послужило некорректное формирование ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области электронного файла, содержащего сведения о сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2017 г., и переданного в налоговый орган в соответствии с Порядком информационного взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями ФНС России по субъектам Федерации от 22.07.2016 г. N ММВ-23-1/12@/ЗИ и NММВ-23-1/11@02-11-10/06-3098П.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с Письмом ПФ РФ N НП-30-26/15844, ФНС России N ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017 г. "Об организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при поступлении денежных средств после 1 января 2017 года на коды бюджетной классификации с главой "182" при поступлении в отделение ПФР заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., по причине поступления денежных средств после 01.01.2017 г. на коды бюджетной классификации с главой "182", отделение ПФР не позднее 2 рабочих дней после получения заявления направляет в УФНС России по субъекту РФ на бумажном носителе запрос о представлении сведений о принятом налоговыми органами по состоянию на текущую дату сальдо расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, сведений, переданных в рамках регулярного обмена, а также о суммах излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату (далее - Запрос). Отделение ПФР в течение 2 рабочих дней после получения указанных сведений осуществляет сверку информации о состоянии расчетов с бюджетом по страховым взносам, содержащейся в информационных ресурсах ПФР, с информацией, направленной УФНС России по субъекту РФ в рамках ответа на Запрос. В случае выявления расхождений отделения ПФР и УФНС России по субъектам РФ проводят корректировку сведений, переданных территориальными отделениями ПФР в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017, руководствуясь рекомендациями о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов, направленными письмом от 06.09.2017 г. N НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@.
Согласно совместному письму ФНС России N ЗН-4-22/5829@, Правления ПФ РФ N НП-30-26/4396, ФСС РФ N 02-11-08/06-02-1298П от 29.03.2017 г. "Об организации работы по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам Федеральная налоговая служба" для урегулирования ситуации, сложившейся в связи с передачей ПФР и ФСС России в налоговые органы недостоверного сальдо расчетов по страховым взносам, по фактам, как установленным Фондом самостоятельно, так и на основании обращений плательщиков, а также в целях урегулирования состояния расчетов плательщиков по состоянию на 01.01.2017 г. в случае выявления недостоверных данных в сальдо расчетов ПФР необходимо в оперативном порядке организовать представление в налоговые органы сведений по уточненному сальдо расчетов одновременно с уточненными сведениями об урегулировании задолженности.
При обращении плательщиков страховых взносов в ПФР по вопросу передачи сальдо расчетов в налоговый орган Фонду необходимо провести сверку состояния расчетов плательщика и в течение 3-х рабочих дней передать новые (корректирующие) сведения взамен ранее представленных.
Однако в отношении сведений Заявителя корректировка до настоящего времени не произведена, излишне взысканные страховые взносы и пени в полном объеме Заявителю не возвращены.
Таким образом, бездействие ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на Заявителя обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
10.12.2018 г. Заявитель направил Почтой России в адрес ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 952 746,01 рублей страховых взносов и 373 950,78 рублей пени. Согласно информации, размещенной на сайте Почта России, данное заявление было получено Государственным учреждением - Главное Управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской 17.12.2018 г.
12.07.2019 г. на счет Заявителя была возвращена сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней согласно первому заявлению, полученному ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области 17.12.2018 г., в размере 952 746,01 рублей страховых взносов и 373 950,78 рублей пени, всего 1 326 696,79 рублей.
22.05.2019 г. Заявитель подал в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 1 680 141,19 рублей страховых взносов и 24 406,19 рублей пени.
28.08.2019 г. на счет Заявителя была возвращена сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней согласно заявлению, поданному 22.05.2019 г., в размере 1 680 141,19 рублей страховых взносов и 24 406,19 рублей пени, всего 1 704 547,38 рублей.
03.09.2019 г. Заявитель подал в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 727 398,26 рублей страховых взносов и 347 762,84 рублей пени, всего 1 075 161,10 рублей.
31.10.2019 г. на счет Заявителя была возвращена сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов по заявлению Заявителя от 03.09.2019 г. в общем размере 1 075 161,10 рублей.
03.10.2019 г. Заявитель подал в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 952 742,93 рублей страховых взносов и 97,77 рублей пени, всего 952 840,70 рублей.
21.11.2019 г. Заявителем было получено от ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области письмо N 210-ПУ-2-И-КР/19116 от 01.11.2019 г., согласно которому ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области не представляется возможным принять Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на основании отсутствия данной переплаты в базе данных ФНС.
Всего на счет Заявителя было возвращено 4 106 405,27 рублей из списанных 5 045 772,58 рублей. Не возвращено излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 939 367,31 рублей.
Таким образом, по состоянию на 25.11.2019 г. оставшаяся сумма излишне взысканных взносов и пеней в размере 939 367,31 рублей, а также начисленные проценты, Заявителю не возвращены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявления ООО "ЭНПИ Консалт".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2019 по делу N А40-218050/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218050/2018
Истец: ООО "ЭНПИ КОНСАЛТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N10 ПО Г.МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ N4 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ