г. Москва |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А41-89565/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Князевым Н.В.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Щелково - представитель не явился, извещен;
от ИП Чукмарева С.В. - представитель не явился, извещен;
от Министерства образования Московской области - представитель не явился, извещен;
от Управления опеки и попечительства по Щелковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский и Фрязино - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Щелково на решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2020 года по делу N А41-89565/19, по иску администрации городского округа Щелково к ИП Чукмареву С.В. о расторжении
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Щелково (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Чукмареву С.В. (далее - ИП Чукмарев С.В., предприниматель, ответчик) о расторжении контракта от 25.06.2019 N 0848300041219000241.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23.10.2019 по делу N А41-89565/19 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования Московской области, Управление опеки и попечительства по Щелковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский и Фрязино (л.д.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.02.2020 по делу N А41-89564/19 в удовлетворении требований отказано (л.д.124).
Не согласившись с указанным судебным актом администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
Законность и обоснованность оспариваемого решения проверены судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дел рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела администрацией городского округа Щёлково и Министерством образования Московской области заключено соглашение о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования Московской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в 2019 году от 31.12.2018 N 014/47/11 (л.д.29-32).
В соответствии с указанным соглашением, администрация городского округа Щёлково обязуется обеспечить предоставление жилых помещений 12 детям-сиротам; объем субвенции в 2019 году составляет 37 422 000 руб.
Таким образом, осуществление администрацией городского округа Щёлково государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот осуществляется за счет субвенции бюджета Московской области, которая перечисляется в местный бюджет после направления заявки на получение субвенции и предоставления необходимого пакета документов, подтверждающего объем затраченных на исполнение государственных полномочий финансовых средств, а также документов, подтверждающих предоставление жилого помещения конкретному лицу.
Так, к указанным документам относятся, в том числе, заключенный контракт на приобретение жилого помещения, постановление о предоставлении жилого помещения конкретному ребенку-сироте, предполагающее согласие лица на вселение в предлагаемую квартиру.
Во исполнение указанных государственных полномочий, администрацией городского округа Щёлково осуществлена закупка путем проведения электронного аукциона, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.06.2019 N 0848300041219000241-0.
На основании результатов проведенной закупки между администрацией и предпринимателем заключен муниципальный контракт от 25.06.2019 N 0848300041219000241 (далее - контракт), предметом которого является приобретение администрацией городского округа Щёлково у ответчика жилого помещения, для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, в соответствии с техническим заданием, находящегося по адресу: г.о. Щёлково, р.п. Фряново, ул. Поварова, д. 57, кв. 46 (л.д.15-21).
В соответствии с пунктом 2.5 контракта, оплата товара осуществляется за счет субвенции бюджету городского округа Щёлково на предоставление жилых помещений детям-сиротам в 2019 году.
Спорное жилое помещение предлагалось для предоставления десяти лицам, включенным в сводный список, однако они отказались от вселения в него в связи с территориальной расположенностью предлагаемого жилого помещения, что подтверждается заявлениями от 28.06.2019 и 02.07.2019 (л.д.43-53).
В связи с отказом от предоставления спорного жилого помещения, постановление о предоставлении его по договору найма специализированного жилого помещения не принималось, договор специализированного найма не заключался, субвенция в бюджет городского округа не поступила.
Учитывая целевой характер контракта и возможность его оплаты исключительно за счет субвенции, у истца возможность для исполнения контракта отсутствует.
Письмом от 08.10.2019 N 21T-3/5-290 (л.д.37-38) администрация городского округа Щёлково уведомила предпринимателя о расторжении контракта по соглашению сторон.
Однако от расторжения контракта по соглашению сторон предприниматель отказался, что подтверждается письмом от 14.10.2019 (л.д.39-42).
Ссылаясь на указанные обстоятельства администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 11.1 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (далее - Закон N 248), органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Согласно ст. 12 Закона N 248, средства для осуществления переданных государственных полномочий предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.
Субвенции бюджетам муниципальных образований Московской области для осуществления государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Субвенции, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет Московской области в сроки, установленные уполномоченным органом в сфере образования.
Субвенция на предоставление жилых помещений перечисляется главным распорядителем средств бюджета Московской области - уполномоченным органом в сфере образования.
Субвенция на предоставление жилых помещений может быть направлена на возмещение расходов (части расходов) муниципального образования Московской области по приобретению жилого помещения, предоставленного муниципальным образованием Московской области из муниципального жилищного фонда, исходя из фактической стоимости предоставляемого жилого помещения, но не более предельной стоимости жилого помещения на 1 человека, определенной в соответствии с настоящим Законом. Фактическая стоимость 1 квадратного метра общей площади предоставляемого жилого помещения не должна превышать предельную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения для соответствующего муниципального образования Московской области, установленную центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен и тарифов, в соответствии с Порядком на дату издания распорядительного акта органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения.
В соответствии с Порядком расходования субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе за счет средств, перечисляемых из федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 20.02.2018 N 105/7, перечисление субвенции из бюджета Московской области бюджету муниципального образования Московской области осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии бюджету Московской области из федерального бюджета.
Предоставление субвенций осуществляется на основании соглашений, ежегодно заключаемых Министерством образования Московской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, действующих до окончания финансового года.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 7.1 ч. 7 контракта, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая изложенные обстоятельства, расторжение контракта возможно только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Отказ детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем в 2019 году, от предоставления спорного жилого помещения и не предоставление вследствие данного отказа субвенции бюджету городского округа Щелково, по мнению истца, являются существенными изменениями обстоятельств, поскольку если бы эти обстоятельства существовали до момента заключения контракта, контракт вообще не был бы заключен.
Как указывает истец, учитывая, что спорное жилое помещение по своим техническим характеристикам соответствует всем необходимым требованиям, каких-либо существенных неустранимых недостатков не имеет, является благоустроенным, соответствует по общей площади требованиям жилищного законодательства, располагается в многоквартирном доме-новостройке в границах городского округа Щелково, укомплектовано всем необходимым, текущего и косметического ремонта не требует, у администрации городского округа Щелково, по ее мнению, отсутствовали основания предполагать отказ детей-сирот от его предоставления.
Кроме того, администрация городского округа заранее не имеет сведений об участниках аукциона, и, соответственно, о квартирах, которые будут закуплены в результате проведенных аукционных процедур.
Учитывая, что отказ от предоставления спорного жилого помещения обусловлен исключительно его расположенностью в р.п. Фряново г.о. Щелково, Администрация городского округа Щелково лишена возможности совершить какие-либо действия, влекущие получение согласия на предоставление спорного жилого помещения.
По мнению истца, расторжение контракта вызвано невозможностью осуществить оплату приобретаемого жилого помещения в связи с отсутствием субвенции, а также невозможностью использовать приобретаемое жилое помещение по целевому назначению в связи с отказом детей-сирот от вселения.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу п. 1 ст. 485 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В обоснование настоящего иска о расторжении муниципального контракта администрация городского округа Щелково ссылается на отказ детей-сирот, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, от жилого помещения, подлежащего приобретению по муниципальному контракту и на отсутствие субвенции бюджету истца, в связи с чем, невозможностью осуществить оплату приобретаемого жилого помещения, а также невозможностью использовать приобретаемое жилое помещение по целевому назначению.
Указывая на отказ детей-сирот, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, от спорного жилого помещения, администрация городского округа Щелково не учитывает характера спорных правоотношений, послуживших основанием для подачи настоящего иска в суд.
Факт письменного отказа детей-сирот от заключения договора социального найма в отношении спорного помещения является следствием правоотношений по предоставлению жилых помещений из специализированного муниципального жилищного фонда и заключению договоров найма уже имеющихся специализированных жилых помещений с лицами, подлежащими обеспечению такими помещениями.
Предметом настоящего спора являются правоотношения, возникающие из заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений для последующего предоставления их по договорам специализированного найма жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В рамках данного спора ответчиком муниципальный контракт подписан, а также им выражено волеизъявление на добросовестное исполнение его условий по предоставлению жилого помещения истцу.
Однако истцом, в нарушение положений договора, оплата не произведена со ссылкой на не предоставление субвенции администрации городского округа Щелково, в связи с чем, им предложено ответчику расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Оказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае субвенции предоставляются на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, проживающих в конкретном муниципальном образовании, то есть отказ от предложенного жилого помещения одним из детей-сирот не является препятствием для предоставления такого жилого помещения другим детям.
Обжалуя решение суда, истец указывает, что поскольку муниципальным образованием формируется соответствующий список детей-сирот, их отказ от предоставленных жилых помещений является основанием для отказа от исполнения муниципального контракта.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, ввиду следующего.
В соответствие с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно положению п. 2.5 контракта оплата заказчиком товара осуществляется в соответствии с Контрактом путем перечисления денежных средств на банковский счет поставщика, реквизиты которого указаны в разделе 14 контракта, за счет субвенции бюджету муниципального образования Московской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в 2019 году.
В силу ст. 12 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", средства для осуществления переданных государственных полномочий предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.
Субвенции бюджетам муниципальных образований Московской области для осуществления государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно абз. 2 п. 6 постановления Правительства МО от 20.02.2018 N 105/7 (ред. от 21.05.2019) "Об утверждении Порядка расходования субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе за счет средств, перечисляемых из федерального бюджета" перечисление субвенции из бюджета Московской области бюджету муниципального образования Московской области осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии бюджету Московской области из федерального бюджета.
Цель предоставления субвенции бюджету муниципального образования, администрации городского округа Щелково, установлена положением вышеуказанного п. 2.5 договора.
Данной целью является предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в 2019 году.
Указанная формулировка цели предоставления субвенции не включает в себя указание на конкретных лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Анализ положений законодательства об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного муниципального жилищного фонда показывает, что формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на текущий финансовый год, прежде всего, направлено на планирование размера бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период, а не на ограничение круга нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями лиц.
На основании п. 3 постановления Правительства Московской области N 75/5 от 13.02.2013 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" сводный список формируется в срок не позднее 1 января очередного финансового года из числа детей-сирот, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В случае неоднократного (два и более раз) письменного отказа получателя от подписания договора найма специализированного жилого помещения орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения такого отказа направляет в Министерство образования Московской области ходатайство об исключении получателя из сводного списка и включении его в сводный список на следующий финансовый год.
Кроме того, согласно п. 5 постановления Правительства Московской области N 75/5 от 13.02.2013 при прекращении договора найма специализированного жилого помещения и его освобождении такое жилое помещение предоставляется иному получателю.
Данные положения постановления подразумевают наличие возможности предложения одного и того же жилого помещения другим нуждающимся в обеспечении лицам в случае отказа лиц, в отношении которых изначально осуществлялось планирование предоставления этих помещений.
Таким образом, покупка спорного жилого помещения у добросовестного поставщика не противоречит целям предоставления субвенции на приобретение жилого помещения для заключения договоров социального найма.
Истец просил расторгнуть договор на основании положения о существенном изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении и расторжении, ссылаясь на нормы ст. 451 ГК РФ. Указывает на то, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 ст. 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Исходя из изложенного, в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления истцом действий, направленных на достижение соглашения о приведении договора в соответствие с возникшими обстоятельствами. В материалы дела представлено только предложение о расторжении контракта.
Суд первой инстанции обоснованно не признал письменные отказы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенными обстоятельствами для расторжения контракта, поскольку, учитывая возможность причинения убытков добросовестному поставщику, при планировании процесса закупки жилого помещения посредством электронного аукциона администрация городского округа Щелково до заключения данного контракта могла предусмотрительно обозначить на основании заявок детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более конкретные характеристики приобретаемого помещения для предполагаемых поставщиков во избежание возникшей в данном споре ситуации.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает практику дел со схожими обстоятельствами N А41-70247/2019, N А41-71771/19.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены, поскольку указанные истцом обстоятельства, не могут служить основанием для расторжения договора.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2020 года по делу N А41-89565/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-89565/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Чукмарев Сергей Владимирович
Третье лицо: ИП Чукмарев С.В., МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Щёлковскому муниципальному району, городскому округу Лосино-Петровский и Фрязино