г. Москва |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А40-224510/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей В.Р. Валиева, О.Г. Головкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 февраля 2020 года
по делу N А40-224510/19, принятое судьей Хайло Е.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
(ОГРН: 1027728000871; юр. адрес: 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром комплектация"
(ОГРН: 1027700501113; юр. адрес: 196210, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, д. 139, корп. 1, стр. 1, пом. 1-Н)
третьи лица: Акционерное общество "ВМЗ", Акционерное общество "ИТЗ"
о взыскании 1 115 100 рублей
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Нинепу Я.А. по доверенности от 26.06.2019 г.
от ответчика: Колмозев К.Ю. по доверенности от 18.04.2019 г.
от третьих лиц: от АО "ВМЗ" - Карпова Н.А. по доверенности от 16.11.2017 г.; от АО "ИТЗ" - извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром комплектация" (далее - ООО "Газпром комплектация", ответчик) о взыскании штрафа в размере 1 115 100 рублей за нарушение срока оборота вагонов под погрузкой.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО "ВМЗ", АО "ИТЗ".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы, а также об отложении судебного разбирательства вместе с соответствующими файлами размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 03.07.2020 г. представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Третье лицо - АО "ВМЗ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Третье лицо - АО "ИТЗ" представителя в судебное заседание не направило, извещено.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителя АО "ИТЗ" по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2020 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в период с января 2018 года по июнь 2018 года в соответствии с условиями Договора транспортной экспедиции N 50-014/09-0153пр/900656 от 16.04.2009 от (далее - Договор) ООО "Газпромтранс" (Экспедитор) оказало ООО "Газпром комплектация" (Заказчику) услуги по транспортно-экспедиторскому обслуживанию с предоставлением для этих целей подвижного состава.
В соответствии с п. 2.2.7.3 Договора Заказчик, либо указанный Заказчиком грузоотправитель/грузополучатель обязуется осуществлять погрузку груза/выгрузку груза (срок оборота вагонов у грузоотправителя/грузополучателя) в течение:
- 2 суток (срок оборота вагонов у грузоотправителя) при прибытии порожнего вагона под погрузку (за исключением погрузки труб большого диаметра), в том числе порожней цистерны под налив;
- 3 суток (срок оборота вагонов у грузоотправителя) при прибытии порожнего вагона под погрузку труб большого диаметра;
- 2 суток (срок оборота вагонов у грузополучателя) при прибытии груженого вагона под выгрузку (за исключением труб большого диаметра и цистерны с грузом);
- 3 суток (срок оборота вагонов у грузополучателя) при прибытии под выгрузку цистерны с грузом или груженого вагона под выгрузку труб большого диаметра.
Указанный срок оборота вагонов у грузоотправителя/грузополучателя входит в стоимость услуг Экспедитора (тариф). Нахождение вагонов у грузоотправителя/грузополучателя свыше установленного срока исчисляется Сторонами в сутках.
Согласно п. 2 Тарифа N 231 от 01.07.2018 (приложение N 1 к Дополнительному соглашению N 16 к Договору) в случае превышения времени, установленного для осуществления грузовых операций (срок оборота вагонов у грузоотправителя/грузополучателя), Заказчик уплачивает Экспедитору штраф за задержку вагонов под погрузкой (в случае задержки вагонов при нахождении их у грузоотправителя) в размере 2 065 руб./вагон в сутки, при перевозке в полувагонах, НДС не облагается.
Как указывает истец, ответчиком допущено сверхнормативное нахождение вагонов, которое составило 540 суток, общая сумма штрафа, начисленная ответчику, составила 1 115 100 рублей.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия об уплате штрафа за сверхнормативный простой вагонов, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в Арбитражный суд города Москвы с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судом первой инстанции приведены нижеследующие основания.
В обоснование своих требований истец предоставил информацию о датах прибытия и убытия вагонов со станции погрузки, подтвержденных данными Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД".
В материалах дела отсутствуют доказательства, что вышеуказанная информация предоставлялась ответчику, либо что истец каким-либо иным образом информировал ответчика о том, что он предоставил ему вагоны.
Истец не предоставил доказательств того, что спорные вагоны подавались по заявкам ответчика, а простой произошел после предоставления вагонов ответчику.
Истец подавал на станцию назначения вагоны без информировании ответчика об их идентификационных признаках (обезличенные), что не позволяло ответчику контролировать своевременность погрузки и отправки груженных вагонов.
Довод истца о том, что простой подтверждается данными Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" не может быть принят во внимание, так как указанные данные фиксируют лишь дату прибытия вагонов на станцию, но не подтверждают, что вагоны были поданы по заявкам ответчика в согласованным с ним сроки.
Истцом не предоставлены заявки в отношении спорных вагонов, а также доказательства того, что истец уведомлял ответчика о том, что вагоны ему поданы, о времени подачи и количестве вагонов, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом не предоставлены достоверные доказательства прибытия вагонов на станцию в период согласованных с ответчиком сроков.
Кроме того, в представленных истцом протоколов селекторных совещаний, подписанных истцом, указывается на значительное количество вагонов, простаивающих у поставщиков в ожидании погрузки, отмечается избыток вагонов. Вместе с тем, как следует из расчета исковых требований, несмотря на избыток вагонов истец продолжал подавать вагоны на станцию.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Вопреки доводам истца, в рамках настоящего дела истцом не были представлены доказательства того, что спорные вагоны в указанные в расчете даты были поданы Поставщику на станцию погрузки по указанию ответчика.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что договор между сторонами был заключен более 10 лет назад и сложившаяся схема взаимодействия (отсутствие заявок Ответчика на подачу подвижного состава) выработана в интересах ответчика.
Однако указанная схема взаимодействия не согласовывалась истцом и ответчиком.
Вопреки доводам истца, после того, как истцом стали предъявляться ответчику штрафы за простой вагонов ответчик неоднократно требовал от истца предоставлять информацию о номерах вагонов, подаваемых под заказы ответчика. В противном случае ответчик не может контролировать сроки оборота вагонов. Однако истец информацию о номерах вагонов предоставлять отказался.
Довод истца, что данная переписка возникла лишь в 2019 году, то есть после возникновения спорных правоотношений, не соответствует действительности. В материалах дела имеются соответствующие письма ответчика, самое ранее из которых от 28.04.2018 N 50-01-019177. В данном письме ответчик прямо указывал Истцу: отсутствие информации о номерах вагонов, подаваемых под погрузку, не позволяет Ответчику отработать с поставщиком механизм контроля загрузки продукции в подвижной состав ответчика.
Тем не менее, истец не стал менять порядок работы и процесс отправки вагонов под погрузку.
Таким образом, именно действия (бездействие) истца приводят к простою вагонов на станции.
Истец ошибочно указывает, что средний период простоя вагонов составляет 2 дня. Согласно расчету истца данный период составляет почти 4 дня (548 суток простоя на 143 вагона), по некоторым вагонам срок простоя доходит до 10 дней.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о длительном простое вагонов до момента их предоставления ответчику соответствует действительности.
В Договоре между истцом и ответчиком предусмотрено, что течение сроков оборота вагонов определяется с момента подачи/передачи вагона на выставочный путь и до момента уборки вагона с выставочного пути (п. 1 дополнительно соглашения от 14.08.2018).
Однако в нарушение условий Договора истец в расчете исковых требований определяет срок оборота вагонов с момента их поступления на станцию и до момента отправки вагонов со станции, а не с момента подачи на выставочный путь и до момента уборки вагонов с выставочного пути, как это предусмотрено Договором.
Таким образом, в отсутствие доказательств наличия и периода простоя, в отсутствие доказательств того, что спорные вагоны были поданы на станцию погрузки по указанию ответчика суд первой инстанции правомерно отказал истцу в иске.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2020 года по делу N А40-224510/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-224510/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМТРАНС"
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ КОМПЛЕКТАЦИЯ"
Третье лицо: АО "ВМЗ"