г. Пермь |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А50-3377/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуляковой Г.Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу АО "ГалоПолимер Пермь"
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 24 апреля 2020 года по делу N А50-3377/2020,
принятое судьей Торопициным С.В. в порядке упрощенного производства,
по заявлению АО "ГалоПолимер Пермь" (ОГРН 1025901602858, ИНН 5908007560)
к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
АО "ГалоПолимер Пермь" (далее - заявитель, общество, общество "ГалоПолимер Пермь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее - административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2020 N 16 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, заявитель ссылался на наличие оснований для снижения административного штрафа.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2020, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 13.04.2020), заявленные требования удовлетворены в части. Признано незаконным и изменено постановление Министерства от 28.01.2020 N 16 о привлечении общества "ГалоПолимер Пермь" к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части размера административного штрафа, превышающего 75 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить. принять новый судебный акт, снизив размер административного штрафа до 50 000 руб. Заявитель жалобы считает, что суд, принимая решение, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, отмечает, что, снижая размер штрафа до 75 000 руб., суд не принял во внимание исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного обществом административного правонарушения и сопутствующие обстоятельства. Заявитель не согласен с выводом суда о неоднократном привлечении общества к административной ответственности, судом не учтено, что общество добровольно прекратило противоправное поведение, правонарушение совершено обществом впервые и по неосторожности, не носит систематического характера, соответственно, у суда были все основания для назначения административного штрафа в размере ниже низшего.
Административный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, должностным лицом административного органа при осуществлении мониторинга раскрытия обществом информации обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения: общество по состоянию на 13.11.2019 не раскрыло на сайте информацию, подлежащую раскрытию в соответствии со Стандартами N 570, а именно:
- о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (предусмотрено пунктом 22 Стандартов N 570; в формате шаблона ЕИАС "FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.WARM") (информация за 2 квартал 2019 года раскрыта с нарушением срока);
- об условиях, на которых осуществляется поставка товаров (оказание услуг), содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), а также сведения о договорах, заключенных в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" (предусмотрено пунктом 24 Стандартов N 570; в формате шаблона "FAS.JKH.OPEN.INFO.TERMS.WARM") (информация на 2019 год не раскрыта);
- информация об основных показателях финансово-хозяйственной, деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности) (предусмотрено пунктом 19 Стандартов N 570; в, формате шаблона ЕИАС в формате шаблона, "FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM") (информация за 2018 год раскрыта с нарушением срока; не раскрыта информация в части показателей физического износа объектов теплоснабжения);
- об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации (предусмотрено подпунктами "а", "б", "в", "г", "д" пункта 20 Стандартов N 570; в формате шаблона "JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM") (информация за 2018 год раскрыта с нарушением срока);
- о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации; об основаниях ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случаях, предусмотренных пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (предусмотрено подпунктами "е" и "ж" пункта 20 Стандартов N 570; в формате шаблонов "FAS.JKH.OPEN.INFO.LlMIT.WARM") (информация за 1 квартал 2019 года не раскрыта).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 13.11.2019.
Обществу направлено уведомление от 14.11.2019 N СЭД-46-09- 03-1761 о составлении протокола об административном правонарушении (получено обществом 21.11.2019).
По факту выявленного правонарушения 28.11.2019 должностным лицом административного органа в присутствии представителя заявителя по доверенности Виноградова В.С. составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено, что обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Министерства вынесено оспариваемое заявителем постановление от 28.01.2020 N 16, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи, в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Министерства общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, заявитель ссылался на наличие оснований для снижения административного штрафа, поскольку на момент рассмотрения дела об административном правонарушении сведения, предусмотренные пунктами 19, 20, 22, 24 Стандартов раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О раскрытии информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Стандарты N 570) обществом раскрыты; указало, что допущенное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий или существенной угрозы для охраняемых общественных отношений, в связи с чем, просило суд первой инстанции снизить размер штрафа до 50 000 руб.
Принимая решение, обжалуемое заявителем, суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ характер совершенного обществом правонарушения, учитывая конкретные обстоятельства, не усмотрел оснований для удовлетворений требований заявителя в полном объеме и снизил размер административного штрафа до 75 000 руб.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективная сторона названного правонарушения состоит в любом из перечисленных в диспозиции рассматриваемой нормы действий, а именно:
- в непредоставлении сведений или в предоставлении заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в неопубликовании сведений или в опубликовании заведомо ложных сведений об указанной деятельности, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов N 570 регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2013 (в ред. 27.09.2017) N 24 утвержден порядок размещения информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение, водоотведение, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. Согласно вышеназванному порядку, опубликование подлежащей раскрытию информации в сети "Интернет" осуществляется посредством регионального сегмента федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования" (далее - ЕИАС).
Согласно пункту 19 Стандартов N 570, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности), содержит сведения:
- о выручке от регулируемого вида деятельности (тыс. рублей) с разбивкой по видам деятельности;
- о себестоимости производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей), включая: расходы на покупаемую тепловую энергию (мощность), теплоноситель; расходы на топливо с указанием по каждому виду топлива стоимости (за единицу объема), объема и способа его приобретения, стоимости его доставки; расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), используемую в технологическом процессе (с указанием средневзвешенной стоимости 1 кВт·ч), и объем приобретения электрической энергии; расходы на приобретение холодной воды, используемой в технологическом процессе; расходы на химические реагенты, используемые в технологическом процессе; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; расходы на амортизацию основных производственных средств; расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности; общепроизводственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; общехозяйственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; расходы на капитальный и текущий ремонт основных производственных средств (в том числе информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по указанной статье расходов); прочие расходы, которые подлежат отнесению на регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- о чистой прибыли, полученной от регулируемого вида деятельности, с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации (тыс. рублей);
- об изменении стоимости основных фондов, в том числе за счет их ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), а также стоимости их переоценки (тыс. рублей);
- о валовой прибыли (убытках) от реализации товаров и оказания услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей);
- о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (раскрывается регулируемой организацией, выручка от регулируемой деятельности которой превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год);
- об установленной тепловой мощности объектов основных фондов, используемых для осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе по каждому источнику тепловой энергии (Гкал/ч);
- о тепловой нагрузке по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (Гкал/ч);
- об объеме вырабатываемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. Гкал);
- об объеме приобретаемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. Гкал);
- об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе определенном по приборам учета и расчетным путем (нормативам потребления коммунальных услуг) (тыс. Гкал), включая отдельно сведения об определенном по приборам учета объеме тепловой энергии, отпускаемой по договорам потребителям, максимальный объем потребления тепловой энергии объектов которых составляет менее чем 0,2 Гкал (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2018 N 810);
- о нормативах технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, утвержденных уполномоченным органом (Ккал/ч.мес.);
- о фактическом объеме потерь при передаче тепловой энергии (тыс. Гкал/год) (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2018 N 810);
- о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек);
- о среднесписочной численности административно-управленческого персонала (человек);
- о нормативах удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, с распределением по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности (кг у. т./Гкал) (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2018 N 810);
- о фактическом удельном расходе условного топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии с распределением по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности (кг у. т./Гкал);
- об удельном расходе электрической энергии на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. кВт·ч/Гкал);
- об удельном расходе холодной воды на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (куб. м/Гкал);
- о показателях технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателях физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Пунктом 20 Стандартов N 570 установлено, что информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации содержит сведения: а) о количестве аварий на тепловых сетях (единиц на километр); б) о количестве аварий на источниках тепловой энергии (единиц на источник); в) о показателях надежности и качества, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) о доле числа исполненных в срок договоров о подключении (технологическом присоединении); д) о средней продолжительности рассмотрения заявок на подключение (технологическое присоединение) (дней); е) о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации; ж) об основаниях ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случаях, предусмотренных пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 29 Стандартов N 570 информация, указанная в пункте 19, подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" пункта 20 Стандартов N 570, раскрывается саморегулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
Согласно пункту 12 (1) Стандартов N 570, информация, указанная в подпунктах "е" и "ж" пункта 20 Стандартов N 570, подлежит размещению в информационно-аналитической системе ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В силу пункта 22 Стандартов N 570 информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения содержит сведения: а) о количестве поданных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала; б) о количестве исполненных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала; в) о количестве заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (технологическом присоединении) (с указанием причин) в течение квартала; г) о резерве мощности системы теплоснабжения в течение квартала.
Информация, указанная в пункте 22 Стандартов N 570, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация (пункт 32 Стандартов N 570). Информация об условиях, на которых осуществляется поставка товаров (оказание услуг), содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), а также сведения о договорах, заключенных в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" (пункт 24 Стандартов N 570).
Согласно пункту 12 (1) Стандартов N 570, информация, указанная в пункте 24 Стандартов N 570, подлежит размещению в информационно-аналитической системе ежегодно, до 1 марта текущего года.
Судами установлено, что АО "ГалоПолимер Пермь" является организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии на территории Пермского городского округа.
При осуществлении мониторинга раскрытия должностным лицом Министерства выявлено, что в нарушение требований Стандартов N 570 информация, предусмотренная пунктом 19 Стандартов N 570 и подлежащая размещению в информационно-аналитической системе не позднее 28.04.2019 (29.03.2019 (дата направления бухгалтерского баланса в налоговые органы) + 30 дней) раскрыта заявителем с нарушением срока (30.04.2019).
Также административным органом выявлен факт нераскрытия части информации, предусмотренной пунктом 19 Стандартов N 570, а именно: показатели физического износа.
Информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "в", "г", "д" пункта 20 Стандартов N 570 и подлежащая опубликованию также не позднее 28.04.2019, раскрыта обществом с нарушением установленного законодательством срока (30.04.2019).
Информация за 1 квартал 2019 года, предусмотренная подпунктами "е", "ж" пункта 20 Стандартов N 570 (подлежит размещению в информационно-аналитической системе не позднее 10.04.2019) обществом на момент проведения мониторинга не раскрыта, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении опубликована с нарушением срока.
Информация за 2 квартал 2019 года (пункт 22 Стандартов N 570), подлежащая размещению в информационно-аналитической системе не позднее 30.07.2019, раскрыта обществом с нарушением срока - 28.08.2019.
На момент проведения мониторинга обществом также не раскрыта информация, предусмотренная пунктом 24 Стандартов N 570 и подлежащая раскрытию не позднее 28.02.2019. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении опубликована с нарушением срока.
Указанные обстоятельства установлены административным органом, подтверждаются материалами дела, в том числе актом мониторинга, протоколом об административном правонарушении, сведениями о размещении информации, заявителем жалобы не опровергнуты и, по сути, не оспариваются.
Таким образом, событие административного проступка, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, административным органом доказано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из постановления от 28.01.2020 N 16 усматривается, что вопрос вины административным органом исследовался, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам. Кроме того общество само признало наличие вины в совершении правонарушения.
Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения требований Стандартов N 570, наличии каких-либо объективных, непреодолимых препятствий для исполнения нормативной обязанности в материалы дела не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ), что свидетельствует о доказанности состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, Административным органом не допущено.
Из обстоятельств дела усматривается пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей которое выразилось в длительном неисполнении обязанности по раскрытию информации в установленном Стандартами N 570 порядке.
Доказательств, указывающих на наличие обстоятельств, объективно препятствующих заявителю своевременно раскрыть информацию, как и доказательств исключительности факта допущенного нарушения обществом не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
С учетом характера совершенного правонарушения, статуса заявителя как профессионального субъекта в сфере осуществляемой деятельности, фактических обстоятельств дела, временной период просрочки размещения сведений и объем подлежащей размещению информации, нормативно установленной конструкции состава вменного обществу правонарушения как формального состава, оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, суд не усмотрел.
Довод заявителя о том, что допущенное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий или существенной угрозы для охраняемых общественных отношений справедливо отклонен судом первой инстанции в силу того, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. Вследствие изложенного отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
При оценке избранного административным органом при вынесении оспариваемого постановления размера административного наказания суд исходит из того, что к заявителю в силу положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.
Штраф обществу назначен административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях, при этом, судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Оценив конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины заявителя, осуществление им социально значимого вида деятельности, принятие мер к устранению допущенного нарушения, а также отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд первой инстанции, посчитал назначенное обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 100 000 руб.) чрезмерным и не соответствующим тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания, в связи с чем, изменил оспариваемое постановление Министерства в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 75 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная судом мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.
Вывод суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом случае оснований для снижения назначенного Предприятию штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что судом при принятии решения не учтено, что общество добровольно прекратило противоправное поведение, правонарушение совершено обществом впервые и по неосторожности, не носит систематического характера, соответственно, у суда были все основания для назначения административного штрафа ниже низшего в размере 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции признает указанные доводы несостоятельными.
Так, прекращение обществом противоправного поведения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является обязанностью АО "ГалоПолимер Пермь" как организации, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии на территории Пермского городского округа.
Кроме того заявителем жалобы не опровергнуто, что обществом неоднократно совершены правонарушения в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации организациями коммунального комплекса об их деятельности (постановление от 23.08.2018 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ, постановление от 23.08.2018 о прекращении дела об административном правонарушении, возбужденному по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, на основании статьи 2.9 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, основания для дальнейшего снижения размера штрафа, с учетом выявленных нарушений, осведомленности заявителя о существующих и подлежащих соблюдению нормативных требованиях, отсутствия в материалах дела доказательств тяжелого финансового положения, отсутствуют.
Как справедливо заметил суд первой инстанции, в рассматриваемой ситуации дальнейшее снижение размера административного штрафа нарушит принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, и не будет соответствовать балансу частных и публичных интересов.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об обратном фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что не является основанием для отмены судебного акта.
В свою очередь при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции оценены все доводы сторон и все представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 апреля 2020 года по делу N А50-3377/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3377/2020
Истец: АО "ГАЛОПОЛИМЕР ПЕРМЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ