Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф08-6742/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
7 июля 2020 г. |
Дело N А63-21803/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 07.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании от заявителя - Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ОГРН 1022602225502) - Шмакова И.В. по доверенности от 03.09.2019, в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737), третьего лица - администрация Степновского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600393274), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2020 по делу N А63-21803/2019,
УСТАНОВИЛ:
Степновское станичное казачье общество СОКО ТВКО (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к управлению Росреестра по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным отказа от 03.09.2019 N 26/999/001/2019-173761 в государственной регистрации аренды земельного участка с кадастровым номером 26:28:020102:48, расположенного по адресу: Ставропольский край, Степновский район, в границах муниципального образования Степновского сельсовета, примерно в 6644 метрах по направлению на севр от ориентира: административное здание, пл. Ленина, 17, с. Степное, расположенное за пределами участка и обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды от 30.04.2019 N 2019/51.
Решением от 06.03.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что заявитель на государственную регистрацию представил необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа не имелось.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом были допущены нарушения норм материального права. По мнению регистратора в связи с тем, что на государственную регистрацию договора аренды извещение о предоставлении земельных участков не представлено, имеет место нарушение установленной законом процедуры, и отсутствуют основания для предоставления казачьему обществу земельного участка.
В отзыве на жалобу казачье общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Постановлением администрации от 20.02.2019 N 49 предварительно согласовано предоставление казачьему обществу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и утверждена схема расположения земельного участка с условным кадастровым номером 26:28:020102:ЗУ1 площадью 108 339 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Степновский район, в границах муниципального образования Степновского сельсовета, примерно в 6644 метрах по направлению на север от ориентира - административное здание, пл. Ленина. 17, с. Степное, расположенного за пределами участка, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование (код 1.0.).
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 18.03.2019 с присвоением кадастрового номера 26:28:020102:48.
03 апреля 2019 года казачье общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс).
30 апреля 2019 года между администрацией (арендодатель) и казачьим обществом (арендатор) заключен договор аренды N 2019/51, согласно пункту 1.1 которого арендодатель на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 39.1, подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6, подпункта 11 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ, пункта 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", пункта 3 статьи 9 федерального закона Российской Федерации от 24 июня 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предоставляет, а Арендатор принимает во владение и пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером 26:28:020102:48 площадью 108139 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Степновский район, в границах муниципального образования Степновского сельсовета, примерно в 6644 метрах по направлению на север от ориентира - административное здание, пл. Ленина, 17, с. Степное, расположенного за пределами участка, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, вид угодий: пашня.
27 мая 2019 года администрация обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды.
Уведомлением от 04.06.2019 N 26/999/001/2019-173761 управление Росреестра сообщило о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением извещения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка.
В сообщении от 03.09.2019 N 26/999/001/2019-173761 управление уведомило об отказе в государственной регистрации договора аренды, указав, что срок приостановления осуществления государственной регистрации истек, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления регистрации не устранены.
Считая отказ незаконным, казачье общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление таких земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется по общему правилу органом местного самоуправления муниципального района.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территории Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", согласно части 3 статьи 21 которого договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) казачьи общества представляют собой организационно правовую форму некоммерческой организации и считаются таковыми при условии внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 123.15 ГК РФ казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
Степновское станичное казачье общество СОКО ТВКО внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации 19 июля 2012 года за реестровым номером 729120024.
Согласно пункту 9 Устава казачьего общества оно осуществляет свою деятельность на территории Степновского района Ставропольского края.
Следовательно, заявитель соответствует критерию специального субъекта, обладающего в силу закона правом на приобретение в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов, в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Положениями статьи 39.17. Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность уполномоченного органа опубликовать извещение о предоставлении земельного участка.
Указанная в оспариваемом отказе статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Данная норма не подлежит применению при предоставлении земельного участка казачьим обществам без торгов.
Более того, в силу подпункта 13 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Таким образом, в данном случае представление земельного участка осуществлялось на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса, что не предусматривает применение положений статьи 39.18 ЗК РФ, а, наоборот, в силу подпункта 13 статьи 39.16 ЗК РФ применение статьи 39.18 ЗК РФ исключает предоставление земельного участка в порядке статьи 39.17 ЗК РФ.
Сведений о наличии обращений иных лиц о предоставлении спорного земельного участка материалы дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отказа в государственной регистрации указанного договора у управления не имелось, в связи с чем заявленное требование удовлетворено правомерно.
Доводы управления основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об отказе в совершении действий должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В данном случае в порядке устранения нарушения прав заявителя на управление следует возложить обязанность зарегистрировать вышеуказанный договор аренды.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2020 по делу N А63-21803/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-21803/2019
Истец: СТЕПНОВСКОЕ СТАНИЧНОЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО ОКРУЖНОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА ТЕРСКОГО ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Администрация Степновского муниципального района СК, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ