г. Москва |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А40-200862/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судей Алексеевой Е.Б., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Капитолий" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2020 по делу N А40-200862/19,
принятое по иску Департамента городского имущества города Москвы к ЗАО "Капитолий" об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы,
третьи лица: Правительство Москвы, Государственное казенное учреждение города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства", ПАО Банк "Югра", временный управляющий ЗАО "Капитолий" Тимофеева Л.Г.,
при участии в судебном заседании представителей
истца: Руденко М.В. по доверенности от 28.11.2019, диплом N КБ69093 от 08.12.2012,
Правительство Москвы: Руденко М.В. по доверенности от 30.12.2019, диплом N КБ69093 от 08.12.2012,
Государственное казенное учреждение города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства": Задорожная А.А. по доверенности от 02.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Капитолий" об изъятии для государственных нужд города Москвы объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:04:0001017:1262, 77:07:0000000:4599, 77:07:0000000:4598, 77:04:0001017:1239, 77:04:0001017:1250, 77:04:0001017:1168, 77:07:0000000:4597, 77:04:0001017:1255, 77:04:0001017:1251, об установлении суммы компенсации за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 12.02.2019 N 18-00-30/111/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Компания "Аудитор столицы", в размере 746 582 726 руб., установив сумму возмещения в размере 746 582 726 руб. и условия возмещения в редакции истца.
Определением суда от 24.01.2020 требование истца об установлении суммы компенсации в соответствии с отчетом об оценке от 12.02.2019 18-00-30/111/1, выполненным оценочной организацией ООО
Компания
Аудитор столицы
в размере 746
582
726 руб. выделено в отдельное производство.
Решением арбитражного суда от 24.01.2020 изъяты для государственных нужд города Москвы следующие объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1262, площадью 485 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 26, стр. 18; нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0000000:4599 площадью 1765,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д.26, стр.2; нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0000000:4598 площадью 1268 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д.26, стр.2; нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0001017:1239 площадью 245 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д.26, стр.15; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1250 площадью 4 100 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д.26, стр.6; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1168 площадью 361,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 26, строен. 14; нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0000000:4597 площадью 2 836,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ш.Андроновское, д.26, стр.2; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1255 площадью 71 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д.26, стр.12; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1251 площадью 295 кв.м, расположенное по адресу: Москва, ш. Андроновское, д. 26, строен. 13; с установлением компенсации за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 12.02.2019 N 18-00-30/111/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Компания "Аудитор столицы", в размере 746 582 726 руб.; суд определил, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ является основанием для прекращения ограничений (обременении) содержащихся в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества; суд определил, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО "Капитолий" на объекты недвижимого имущества; судом также установлены условия возмещения.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель истца и третьего лица - Правительства Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Государственного казенного учреждения города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" поддержал позицию истца.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика, иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом о производстве по апелляционной жалобе путем размещения определения суда в сети Интернет и направления почтовой корреспонденции.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Капитолий" является собственником объектов недвижимого имущества, в отношении которых Департаментом городского имущества города Москвы изданы распоряжения от 14.11.2018 N 38177 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества (Юго-Восточный административный округ города Москвы)" (в редакции распоряжения от 19.12.2018 N 44253), от 20.12.2018 N 44395 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства многоуровневых развязок через Казанское и Горьковское направление (Юго-Восточный административный округ города Москвы)", согласно которым подлежат изъятию вышеуказанные объекты недвижимого имущества, принадлежащее Правообладателю.
В соответствии с ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого существа и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого существа. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, а также ч. 1. ч. 3 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества, направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Поскольку в досудебном порядке соглашение ответчиком не подписано, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предложенные истцом условия изъятия соответствуют нормам статьи 10 Закона N 43-ФЗ, основания изъятия соответствуют федеральному законодательству, в связи с чем требования об изъятии объектов подлежат удовлетворению на предложенных истцом условиях.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит доводы о том, что решение суда противоречит ст. ст. 2, 8, 34, 35 Конституции РФ; отчет об оценке, проведенный по инициативе истца, не является надлежащим доказательством цены по делу; судом неправильно определена дата оценки недвижимости по состоянию на 16.05.2016; преждевременное изъятие недвижимого имущества ответчика без предоставления равноценного встречного исполнения приведет к нарушению прав третьих лиц; удовлетворение заявленных истцом требований об изъятии недвижимого имущества ответчика приведет к затягиванию судебного процесса по установлению сумы компенсации за изымаемое имущество; неравноценное встречное исполнение влечет к нарушению ст. 61.2 Закона о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, однако приходит к выводу о необходимости изменения резолютивной части решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.
Пунктом 12 названной статьи предусмотрено, что в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет.
Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.
Поскольку судом первой инстанции вынесено определение о выделении требования об установлении суммы компенсации в соответствии с отчетом об оценке от 12.02.2019 в сумме 746582
726 руб., оснований для присуждения компенсации в указанной сумме у суда первой инстанции не имелось.
На основании выделенного требования возбуждено производство по делу N А40-12327/2020, определением от 02.06.2020 рассмотрение спора отложено на 04.08.2020.
На вопросы суда апелляционной инстанции представитель истца и Правительства Москвы пояснил, что инициатива в выделении требования в отдельное производство при наличии спора по сумме компенсации является инициативой истца, однако для исполнения решения об изъятии и внесения изменения в Единый государственный реестр недвижимости в решении суда должно быть указание на установление суммы компенсации.
Суд апелляционной инстанции находит данный довод несостоятельным, поскольку он противоречит процессуальному законодательству.
Обжалуя решение суда об изъятии с установлением компенсации, ответчик ссылается на необоснованность представленного истцом отчета и, как следствие, суммы компенсации, следовательно, проверяя данный довод, суд апелляционной инстанции может применить положения ст. 82 АПК РФ о назначении судебной экспертизы. А поскольку вопрос об определении рыночной стоимости компенсации разрешается в рамках дела N А40-12327/2020, то имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Кроме того, устанавливая компенсацию на основании отчета от 12.02.2019 в настоящем решении, суд первой инстанции исключает данное доказательство из круга доказательств по спору N А40-12327/2020, при том, что на основании данного отчета требование выделено в отдельное производство. Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела оценка данному отчету, как доказательству по делу, не дана.
Таким образом, указание в решении об изъятии на установление компенсации при наличии выделенного спора, в рамках которого разрешается вопрос об определении компенсации, противоречит нормам процессуального законодательства. Тот факт, что рассмотрение спора об установлении компенсации носит длительный характер и данное обстоятельство является основанием для выделения требования в отдельное производство по инициативе истца, по мнению суда апелляционной инстанции, не может служить оправданием процессуальных нарушений, которые влекут правовую неопределенность в вопросе об установлении компенсации за изъятое имущество, поскольку в отношении одного предмета спора принимается два судебных акта по разным делам.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению путем исключения из резолютивной части абзаца следующего содержания: с установлением компенсации за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 12.02.2019
18-00-30/111/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО
Компания
Аудитор столицы
, в размере 746
582
726 (семьсот сорок шесть миллионов пятьсот восемьдесят две тысячи семьсот двадцать шесть) рублей.
.
В остальной части решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2020 по делу А40-200862/19 изменить, исключив из резолютивной части абзац следующего содержания:
с установлением компенсации за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 12.02.2019
18-00-30/111/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО
Компания
Аудитор столицы
, в размере 746
582
726 (семьсот сорок шесть миллионов пятьсот восемьдесят две тысячи семьсот двадцать шесть) рублей.
.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200862/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ПАО БАНК ЮГРА
Ответчик: ЗАО "КАПИТОЛИЙ"
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНО-МОСТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15463/20
06.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12904/20
24.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-200862/19
06.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-200862/19