г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А26-10982/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Коршаечек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): Максимова В.П. - доверенность от 14.01.2020
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13318/2020) ООО "Костомукшское электромеханическое предприятие" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.03.2020 по делу N А26-10982/2019 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Костомукшское электромеханическое предприятие"
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
о признании недействительным решения от 01.08.2019 N 1572 н/с
становил:
Общество с ограниченной ответственностью "Костомукшское электромеханическое предприятие" (ОГРН: 1121031000650, ИНН: 1004017286, адрес места регистрации: 186930, Республика Карелия, город Костомукша, улица Северная, дом 37) (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН: 1021000521244, ИНН: 1001021816, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Красная, дом 49) (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным Решения от 01 августа 2019 года N 1572 н/с, по тем основанием, что Фондом при принятии оспариваемого решения нарушены положения Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 А26-10982/2019 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 года N 713 и Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 года N 55 (зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2006 года N 7522). По мнению заявителя, принятый ответчиком ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.
Решением суда от 03.03.2020 признано недействительным решение Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 01 августа 2019 года N 1572 н/с в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 257 руб. 64 коп., а также соответствующих пени и штрафных санкций, как не соответствующее Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральному закону от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Общество, не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда в указанной части отменить. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на неправомерное применение страхового тарифа в размер 2,8 %.
Определением суда от 03.06.2020 во исполнение Указа от 29.05.2020 N 345 "О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 года" суд изменил дату судебного заседания с 24.06.2020 на 29.06.2020.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в соответствии со статьей 26.16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" проведена выездная проверка деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Костомукшское электромеханическое предприятие" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2016 года по 31.12.2018 года.
Нарушения, установленные в ходе проведения выездной проверки, отражены в акте выездной проверки N 174 н/с от 14.06.2019 года (том 1 л.д. 25 - 29, приложения том 1 л.д. 30 - 32).
Обществом представлены возражения на акт выездной проверки.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки, возражений Общества и всех представленных документов Фондом в соответствии с действующим законодательством принято решение N 1572 н/с от 01.08.2019 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (том 1 л.д. 18 - 22, приложения том 1 л.д. 23). Общество с ограниченной ответственностью "Костомукшское электромеханическое предприятие", полагая, что ненормативный правовой акт Фонда социального страхования, принятый по результатам выездной проверки, не соответствует действующему законодательству о страховых взносах и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением. Просит суд признать решение N 1572 н/с от 01 августа 2019 года недействительным.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
По эпизоду начисления пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в размере 53 992 руб. 84 коп. за 2017 год.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Общество в 2017 году при расчете страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации неправомерно применяло страховой тариф 0,6 %, вместо положенного тарифа - 0,7 %, что привело к неуплате страховых взносов в размере 53 992 руб. 84 коп.
С учетом положений пункта 3 статьи 26.25 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Общество оспариваемым решением освобождено от ответственности, установленной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
За несвоевременную уплату страховых взносов в размере 53 992 руб. 84 коп. Обществу начислены пени в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В силу статьи 26.11 Закона N 125-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Из приведенных положений следует, что пени являются мерой компенсационного характера, направленной на восстановления потерь связанных с фактом несвоевременной уплаты обязательных платежей. Уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность плательщика страховых взносов, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней. деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 года N 20-П и Определении от 04.07.2002 года N 202-О, пени являются дополнительным платежом, компенсирующим потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Как правомерно установлено судом первой инстанции за 2017 год страховые взносы перечислены в Фонд социального страхования Российской Федерации не в полном объеме, что привело к образованию недоимки в размере 53 992 руб. 84 коп. и как следствие, потери Фонда компенсированы начислением пени.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Фонда в части доначисления пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в размере 53 992 руб. 84 коп. является законным и обоснованным. Освобождение Фондом Общества от ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не является основанием для освобождения Общества от начисления пени, носящих компенсационный характер.
По эпизоду начисления страховых взносов в 2016 году с применением страхового тарифа 2,8 %.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 названного Закона.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 вышеназванного Закона страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно статье 21 упомянутого Закона страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ, страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, в сроки, определенные пунктом 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (в редакции, Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551, действующей в спорный период; далее - Правила N 713).
Пунктом 8 Правил N 713 предусмотрено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 названных Правил основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Как предусмотрено пунктом 11 Правил N 713, основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок N 55.
Так, в пункте 2 Порядка N 55 установлено, что основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713, согласно которому, как указано ранее в настоящем постановлении, основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В силу пункта 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, по месту своей регистрации, составленные по соответствующим формам заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку - подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Согласно пункту 5 Порядка N 55, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не позднее 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Правил N 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Указывая в акте выездной проверки N 174 н/с от 14.06.2019 ставку в размере 2,8 % Учреждение исходило из того, что Общество осуществляет такой вид экономической деятельности как монтаж, ремонт и техническое обслуживание машин для горнодобывающей промышленности (код ОКВЭД 29.52), который относится к 20 классу профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,8%.
Вместе с тем, исходя из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ общество не осуществляло такой вид деятельности. Согласно выписке из ЕГРЛЮ заявитель осуществляет основной вид действительности как предоставление услуг по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию и перемотке электродвигателей, генераторов и трансформаторов (код ОКВЭД 31.10.9), который относится к 6 классу профессионального риска и имеет ставку профессионального риска 0,7 %.
Однако вопреки позиции Общества, согласно оспариваемому решению Учреждения, по результатам проверки отделением Фонда не производилось доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2016 год, исходя из ставки 2,8 %. Учреждением начислены страховые взносы по решению исходя из ставки 0,7 %.
В судебном заседании представитель Общества не оспаривал применении ставки в размере 0,7 %.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
Обстоятельства удовлетворения требований предметом апелляционного обжалования не являются. Каких-либо обоснованных доводов и возражений в данной части апелляционная жалоба не содержит, поэтому выводы суда в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.03.2020 по делу N А26-10982/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10982/2019
Истец: ООО "Костомукшское электромеханическое предприятие"
Ответчик: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ