Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2020 г. N Ф06-65595/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А65-31624/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Корнилова А.Б., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" - представитель не явился, извещено,
от Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Мухутдинова Агляма Рашидовича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.03.2020 по делу N А65-31624/2019 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613),
третье лицо: Мухутдинов Аглям Рашидович, г.Казань,
о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - истец, Комитет земельных и имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по РТ) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:16:214001:2616, площадью 243 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, товарищество собственников недвижимости "СНТ КС N 10 КАПО им. С.П. Горбунова", участок N 1318а.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2019 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Мухутдинов Аглям Рашидович (далее - третье лицо, Мухутдинов А.Р.).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Комитет земельных и имущественных отношений подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить, считая, что судом нарушены нормы материального права.
В апелляционной жалобе указывает на то, что в настоящее время установленной законом процедуры снятия с кадастрового учета земельного участка со статусом "актуальный" не предусмотрено.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2015 N 306 - КГ15 - 11928, от 08.02.2016 N 310 - ЭС15 - 19011, от 14.03.2016 N 306 - КГ16 - 161).
Снятие с кадастрового учета земельного участка в рассматриваемом случае не приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, а также позволит реализовать права истца в полной мере.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 25.04.2018 N 1472 утверждена схема расположения земельного участка N 1318а, площадью 243 кв.м., образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, в ТСН "СНТ коллективного сада N 10 КАПО им. С.П. Горбунова". Указанным постановлением Мухутдинов А.Р. уполномочен обратиться без доверенности в Управление Росреестра по РТ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка (л.д. 11 - 13).
Из выписки из сведений публичной кадастровой карты земельного участка с кадастровым номером 16:16:214001:2616 следует, что земельный участок имеет уточненную площадь 243 кв.м. вид разрешенного использования - ведение садоводства (код 13.2), дата постановки на кадастровый учет - 17.05.2018.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 25.12.2018 N 6477 постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 25.04.2018 N 1472 "Об утверждении схемы расположения земельного участка N1318а в ТСН "СНТ коллективного сада N10 КАПО им. С.П. Горбунова" признано утратившим силу (л.д. 14-15).
Актом муниципального земельного контроля от 16.09.2019 N 2528 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:214001:2616 огорожен совместно с земельным участком с кадастровым номером 16:16:214001:1318, принадлежащим на праве собственности Мухутдинову А.Р. (л.д. 19 - 21).
Истец обратился в Управление Росреестра по РТ с требованием о присвоении земельному участку с кадастровым номером 16:16:214001:2616 статуса "архивный".
Рассмотрев обращение истца, ответчик письмом исх. от 30.09.2019 N 13-21/27903-э отказал в снятии указанного земельного участка с кадастрового учета со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:214001:2616 поставлен на кадастровый учет 17.05.2018 со статусом "учтенный".
Отказ в снятии с кадастрового учета земельного участка послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:16:214001:2616.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Положениями ч. 15 ст. 41, ч.ч. 10, 11 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрены основания осуществления снятия с государственного кадастрового учета земельных участков.
Согласно п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о регистрации, за исключением случаев, указанных в п.п. 4 и 6 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими Федеральными законами.
Преобразование земельного участка, по общему правилу, осуществляется на основании решения компетентных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (ч.ч. 14, 15 ст. 41 Закона N 218-ФЗ); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (ч. 3 ст. 70 Закона N 218-ФЗ); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72 Закона N 218-ФЗ).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в п. 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.05.2018, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок не может быть снят с кадастрового учета в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 70 Закона N 218-ФЗ, п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943.
Системное толкование вышеуказанных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования учтенного земельного участка при образовании нового объекта недвижимости и если он имеет статус - "ранее учтенный".
Спорный земельный участок, в отношении которого заявлено требование, сформирован как объект недвижимости, его границы определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и собственник (правообладатель) данного земельного участка вправе распорядиться им по своему усмотрению в рамках Земельного кодекса РФ.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, признание утратившим силу постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 1472 от 25.04.2018 "Об утверждении схемы расположения земельного участка N 1318а в ТСН "СНТ коллективного сада N 10 КАПО им. С.П. Горбунова", в отношении которого осуществлен кадастровый учет, основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета не является.
Требование истца о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит правовым положениям ч. 3 ст. 6, ст. 41 ЗК РФ, принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 отмечено, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с п. 56 (абзацы 2, 3) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Между тем в рамках настоящего дела Комитет земельных и имущественных отношений не оспаривает действия (бездействие) Управления Росреестра по РТ по вопросу постановки земельного участка с кадастровым номером 16:16:214001:2616 на кадастровый учет. При этом каких - либо препятствий для образования нового земельного участка в данном случае судом не усматривается. Более того, именно преобразование исходного земельного участка и будет основанием снятия его с учета.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявления органа местного самоуправления на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости само по себе не является основанием для снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом в нарушение ст. 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств того, что постановка данного земельного участка на государственный кадастровый учет нарушает права и законные интересы муниципального образования.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований истца, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.03.2020 по делу N А65-31624/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31624/2019
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадарста и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань
Третье лицо: Мухутдинов Аглям Рашидович
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65595/20
06.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6705/20
24.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-31624/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-31624/19