Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2020 г. N Ф10-3516/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
7 июля 2020 г. |
Дело N А68-4355/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.07.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волошиной Н.А.,
судей Афанасьевой Е.И., Григорьевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулешовой А.В.,
при участии в судебном заседании: в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хартия" на решение Арбитражного суда Тульской области от 14 января 2020 года по делу N А68-4355/2019 (судья Шабанова Т.Ю.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройМакс" (ИНН 7107090264, ОГРН 1057101169421) к обществу с ограниченной ответственностью "Хартия" (ИНН 7703770101, ОГРН 1127746462250) об урегулировании разногласий, возникших при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 12/У/ТУЛ-2019 от 29.12.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройМакс" (ИНН 7107090264, ОГРН 1057101169421) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявление к к обществу с ограниченной ответственностью "Хартия" (ИНН 7703770101, ОГРН 1127746462250) об урегулировании разногласий, возникших при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 12/У/ТУЛ-2019 от 29.12.2018 г.
Решением от 14.01.2020 суд исковые требования ООО "СтройМАКС" удовлетворил частично. Суд решил:
Пункт 1 по тексту Договора читать в следующей редакции: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы и входящие в их состав крупногабаритные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, в том числе погрузку таких отходов в мусоровоз, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Тульской области в сфере обращения с отходами, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (утверждена Приказом Министерства природных ресурсов экологии Тульской области от 22.09.2016 г. N 682 -О), а Потребитель, выступающий от имени, в интересах и за счет Собственников (Нанимателей) жилых помещений в многоквартирных домах на основании договоров управления с ними, обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов".
Пункт 2 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Адрес и наименование категории объекта Потребителя, количество жителей, проживающих в жилом помещении (жилом доме), объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним, определяются приложением к настоящему договору".
Пункт 3 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Способ складирования твердых коммунальных отходов: мусоропроводы и мусороприемные камеры; в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; пакеты и другие емкости, предоставленные Региональным оператором;
в том числе, крупногабаритных отходов: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Пункт 5 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Вывоз крупногабаритных отходов (далее по тексту - КГО), входящих в состав твердых коммунальных отходов, осуществляется по мере необходимости по заявке Потребителя, но не менее одного раза в неделю".
Пункт 6 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: см.Приложение N 1".
Пункт 7 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15 числа месяца следующего за расчетным";
Пункт 9 "г" по тексту Договора читать в следующей редакции: "отвечать на жалобы (заявления, обращения, требования, претензии) Потребителя по вопросам, связанным с качеством предоставления услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, обращения, требования, претензии)".
Пункт 11 "б" - исключить;
Пункт 11 "г" по тексту Договора читать в следующей редакции: "Осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору";
Пункт 11 "д": "Не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов";
Пункт 11 "е": "Информировать Регионального оператора об увеличении или уменьшении количества жителей, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении (жилом доме) 20 числа каждого месяца";
Пункт 11 "з": исключить;
Пункт 11 "и" по тексту Договора читать в следующей редакции: "Предоставить по запросу Регионального оператора информацию по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, пользующимися местом (площадкой) накопления ТКО";
Пункт 13 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема";
Пункт 14 по тексту Договора читать в следующей редакции: "В случае обнаружения Потребителем факта не предоставления услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами или предоставления услуг ненадлежащего качества Потребитель незамедлительно письменно (телефонограмма, факс, электронная почта) уведомляет об этом Регионального оператора и вызывает Регионального оператора для совместного обследования и выявления причин нарушения договора, не менее чем за 2 (два) часа до проведения проверки.
По окончании проверки составляется Акт проверки по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, который составляется в присутствии представителей Регионального оператора, Потребителя, иных заинтересованных лиц, и подписывается указанными лицами (их представителями).
При неявке представителя Регионального оператора либо его уклонении от подписания Акта проверки последний подписывается Потребителем, другими участниками проверки и не менее чем 2 (двумя) незаинтересованными лицами или с использованием фото- и (или) видеофиксации.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений".
Пункт 15 по тексту Договора читать в следующей редакции: "В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором".
Пункт 16 по тексту Договора читать в следующей редакции: "В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт".
Пункт 17 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Акт должен содержать:
а). сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес),
б). сведение об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты) заявителя);
в). Сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
г). другие сведения по усмотрению стороны, в том числе фото-и видеосъемки).
В случае не предоставления услуги по обращению с твердыми коммунальными
отходами, предоставления услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354)".
Пункт 18 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Потребитель направляет копию акта о нарушении Региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти Тульской области".
Пункт 20 по тексту Договора читать в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки".
Пункт 21 по тексту Договора читать в следующей редакции: "За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами в части складирования твердых коммунальных отходов вне места накопления таких отходов, определенных настоящим договором, потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Пункт 30 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Приложение N 1 к настоящему договору является его неотъемлемой частью".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Хартия" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение, исключив фразу в абзаце 4 листа 13: "Пункт 7 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15 числа месяца следующего за расчетным", заменив ее на "Пункт 7 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 числа месяца следующего за расчетным".
Судебное заседание проводилось в отсутствие неявившихся сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума N 36) разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Поскольку заявитель жалобы оспаривает решение суда толь в части пункта 7 договора, а истец не заявил возражений относительно его проверки в другой части, законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалов дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в январе 2019 г. ООО "Хартия" (далее по тексту решения - Ответчик, Региональный оператор), осуществляющее свою деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании ФЗ РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. N 641", направило в адрес ООО "Строймакс" (далее по тексту решения - Истец, Потребитель, Управляющая компания) подписанный проект Договора N 12/У/ТУЛ-2019 от 29.12.2018 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
31 января 2019 г. ООО "СтройМАКС" возвратило ООО "Хартия" Договор с протоколом разногласий.
ООО "Хартия" в письменных отзывах настаивало на своей редакции Договора.
В связи тем, что стороны не урегулировали разногласия в добровольном порядке, и договор не был заключен, ООО "СтройМАКС" обратилось в суд области с настоящим исковым заявлением на основании статьи 445 (Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд области руководствовался следующим.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.2 ст.432 ГК РФ).
В силу п.1 ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В соответствии с п.2 ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
При этом в силу п.1 ст.446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как разъяснено Постановлением Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 г. N 4408/11 по делу N А68-6859/10, если условия договора определены решением суда, данный договор признается заключенным с даты вступления в силу этого решения.
Согласно п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии с п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п.п.2, 4 ст.426 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно п.1 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила N 1156), согласно пункту 25 которого существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:
а) предмет договора;
б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;
в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;
г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;
д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;
е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;
ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;
з) права и обязанности сторон по договору;
и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов;
к) ответственность сторон.
В соответствии с п.2 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п.148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту решения - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 148(12) Правил N 354 установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Правилами N 1156 (п.2) установлено, что:
- под "погрузкой твердых коммунальных отходов" понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;
- под "уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов" - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз".
Исходя из изложенного, в обязательства регионального оператора по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами входят, в том числе, погрузка отходов в мусоровоз и уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов, а именно: действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз, следовательно, пункт 1 Договора подлежит принятию в редакции Истца.
Абзац пятый пункта 2 Правил N 1156 определяет контейнерную площадку как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями
следующими способами (п.11 Правил N 1156):
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
На основании изложенного, такой способ складирования крупногабаритных отходов как "около подъездов многоквартирных домов с мусорокамерами" не предусмотрен действующим законодательством, в связи с чем, пункт 3 Договора подлежит принятию в редакции Ответчика.
Пунктом 2 Правил N 1156 под "крупногабаритными отходами" понимаются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (Пункт 12 Правил N 1156).
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1156 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов
осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения.
Основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий установлены санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года; требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания, - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64.
Таким образом, СанПиН 42-128-4690-88 устанавливает правила сбора и накопления твердых коммунальных отходов в местах сбора, расположенных на придомовой территории, а СанПиН 2.1.2.2645-10 - в жилых зданиях и помещениях.
Пункт 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 предписывает удалять негабаритные отходы из домовладений по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Несмотря на то, что согласно Правилам N 354 крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов и периодичность их вывоза отдельно не установлена, суд области посчитал возможным, руководствуясь пунктом 2.2.9 СанПиН 42-1284690-88 и пунктом 12 Правил N1156, установить периодичность вывоза крупногабаритных отходов по мере необходимости по заявке Потребителя, но не менее одного раза в неделю, поскольку при введении в действие Правил N 354 от 6 мая 2011 г. понятие крупногабаритных отходов нормативно урегулировано не было, следовательно, периодичность вывоза крупногабаритных отходов не могла быть установлена Правилами N 354.
Судебный акт в данной части не обжалуется заявителем жалобы, в связи с чем, не является предметом апелляционного пересмотра.
Разрешая разногласия в части изложения пункта 7 договора суд области пришёл к выводу о необходимости изложить пункт 7 по тексту Договора в следующей редакции: "Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15 числа месяца следующего за расчетным".
При этом суд области руководствовался следующим.
Согласно п. 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту решения - Правила N 124), настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).
Исходя из того, что Правилами N 354 услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальной услуге, следовательно, Правила N 124 распространяются и на правоотношения, связанные с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
На основании изложенного, суд области счел возможным изложить пункт 7 Договора в редакции Истца.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда области.
Как следует из материалов дела, пункт 7 в редакции регионального оператора был изложен в редакции в соответствии с типовой формой договора, а именно: " Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации".
ООО "СтройМакс" была предложена следующая редакция пункта 7 договора:
"Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15 числа месяца следующего за расчетным".
По смыслу части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО представляет собой коммунальную услугу.
ООО "Хартия" является региональным оператором, осуществляет свою деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании ФЗ РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. N 641"
Согласно п. 2 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона).
Согласно пунктам 148(1), 148(2) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) названных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных названными Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила N 1156) и форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - типовой договор).
Исходя из пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяются названные Правила N 1156 в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, таковые применяются к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 6 типовой формы договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказаны услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, пункта 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354) плата за коммунальные услуги вносится до 10 числа месяца следующего за истекшим расчетным месяцем.
Таким образом, отношения по предоставлению услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулируются специальными нормами, в связи с чем, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 в данном случае не подлежат применению.
Учитывая, что в данном случае рассматриваются разногласия по условиям заключения договора, судебная коллегия считает возможным изложить пункт 7 договора в редакции, изначально предложенной региональным оператором.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изложения пункта 7 договора следующей редакции: "Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации".
В связи с чем, решение Арбитражного суда Тульской области от 14 января 2020 года по делу N А68-4355/2019 в данной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269,270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14 января 2020 года по делу N А68-4355/2019 в обжалуемой части изменить.
Пункт 7 по тексту Договора читать в следующей редакции: "Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации".
В остальной части решение Арбитражного суда Тульской области от 14 января 2020 года по делу N А68-4355/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Волошина |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4355/2019
Истец: ООО "СтройМАКС"
Ответчик: ООО "Хартия"
Третье лицо: ООО "Хартия" филиал "Тульский"