г. Хабаровск |
|
01 февраля 2024 г. |
А73-8091/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии ы судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дизель-Трейд АЗС-30": представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель не явился;
от публичного акционерного общества "Сахалинское морское пароходство": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 25.10.2023
по делу N А73-8091/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дизель-Трейд АЗС-30" (ОГРН 1046500606910, ИНН 6501147661)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
третье лицо: публичное акционерное общество "Сахалинское морское пароходство"
о взыскании 1275543 руб. 20 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дизель-Трейд АЗС-30" (далее -истец, ООО "Дизель-Трейд АЗС-30") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик, грузоперевозчик) о взыскании пени за просрочку доставки грузов по железнодорожным накладным N N АР110943, АР096678, АР372687, ЭЦ243014, ЭШ965246, ЭЫ335396, ЭЬ159592, ЭЭ420805 в размере 1275543 руб. 20 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" (далее - ПАО "Сахалинское морское пароходство").
Решением суда от 25.10.2023 иск удовлетворен частично: с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Дизель-Трейд АЗС-30" взысканы пени за просрочку доставки груза в размере 1006486 руб. 76 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 25675 руб.; в удовлетворении требований о взыскании пени в сумме 3986 руб. 18 коп., отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований в размере 345505 руб. отказать; в случае непринятия судом доводов ОАО "РЖД", применить к сумме 930038,20 руб. положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в размере 70%, и уменьшить размер взыскиваемой неустойки до 279011,46 руб.
Заявитель жалобы утверждает следующее: судом первой инстанции не было выяснено обстоятельство того, что события, на которых основаны исковые требования, произошли в период действия постановления Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022, вступившим в силу с 01.04.2022, которым введен мораторий сроком на 6 месяцев (до 01.10.2022), таким образом, на сумму пени в размере 345505 руб. распространяется действие моратория; в отношении ОАО "РЖД" недружественными странами введены неправомерные экономические санкции, направленные на дестабилизацию деятельности ОАО "РЖД", прекращение перевозок и разрушение экономики Российской Федерации; в условиях исчерпания пропускных способностей инфраструктуры, преступных посягательств и диверсий со стороны националистов ОАО "РЖД" добросовестно осуществляет свои обязательств по перевозке грузов и порожних вагонов; в результате введения в отношении Российской Федерации незаконных санкций со стороны враждебных государств фактически прекратилось сообщение с западными странами, в связи с чем, произошла переориентация грузопотоков на Восток, что вызвало практическое исчерпание пропускных и перевозочных способностей инфраструктуры ОАО "РЖД".
Вместе с апелляционной жалобой в суд представлен, в том числе дополнительный документ - соглашение об организации расчетов N С-490/19 от 04.03.2019.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ПАО "Сахалинское морское пароходство" просит отменить решение суда в части, применив положения ст. 333 ГК РФ в большем размере, и принять по делу новый судебный акт.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Экземпляр дополнительного документа, приложенного к апелляционной жалобе - соглашение об организации расчетов N С-490/19 от 04.03.2019, арбитражный суд апелляционной инстанции, на основании статьи 268 АПК РФ, возвращает заявителю апелляционной жалобы, вместе с сопроводительным письмом.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, согласно накладным, истец является грузоотправителем, ответчик - перевозчиком.
Груз по указанным в исковом заявлении накладным был доставлен с просрочкой.
Согласно статье 793 ГК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.
В силу абзаца первого статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта, УЖТ, УЖТ РФ) сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики; грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов; грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245, Правила), где также определены обстоятельства, которые могут служить основанием для увеличения срока доставки.
Факт несоблюдения ответчиком сроков доставки подтверждается материалами дела, и последним не опровергнут.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 УЖТ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава (часть 6 статьи 33 УЖТ).
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно статье 75 УЖТ РФ общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется, исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов; в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз; этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.
В силу вышеуказанных норм права, суд верно установил, что требования истца о взыскании пени законны, обоснованы.
Судом установлено, что истцом при расчете суммы пени по накладной N ЭШ335396 допущена опечатка в графе 14 расчета, приложенного к иску, размер пени за 8 суток просрочки указан "95 668,32" (из расчета 199309 руб. * 6% * 8 суток), в графе 15 "99 654,50" (в размере 50% провозной платы).
Верная сумма пени составила 1271557 руб. 20 коп.
Таким образом, требования в размере 3986 руб. 18 коп., заявлены истцом необоснованно.
Вместе с тем судом рассмотрено заявленное ответчиком ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, и с учетом правовой позиции пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7), Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, правильно установлена возможность снижения суммы неустойки, исходя из принципа справедливости (принято во внимание, что ОАО "РЖД" в настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации, вызванной введением ограничительных мер со стороны недружественных стран, осуществляет функции главного в стране грузоперевозчика с долей в 85% от объема всех грузоперевозок без учета трубопроводного транспорта; грузопоток в большей степени переориентирован на восточное направление), до суммы 1006486 руб. 76 коп.
Учитывая характер и продолжительность допущенного нарушения, а также принимая во внимание, что обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд пришел к правильному выводу о том, что соизмеримой с нарушенным интересом и способной в полной мере компенсировать потери истца, является неустойка в сумме 1006486 руб. 76 коп.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, в том числе о необходимости применения моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 (нарушение обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом возникло после введения моратория), не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 октября 2023 года по делу N А73-8091/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8091/2023
Истец: ООО "Дизель-Трейд АЗС-30"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: Открытое акционерное общесто в "Россиийские железные дороги", ОАО "Сахалинское морское пароходство"