г. Самара |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А65-4340/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Казанский оптикомеханический завод" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2020 по делу N А65-4340/2019 (судья Шайдуллин Ф.С.),
принятое по иску акционерного общества "Казанский оптикомеханический завод" (ОГРН 1021603617188, ИНН 1660004229),
к Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу,
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 13,4 га, кадастровый номер 16:16:000000:637, квартал 192 выдел 1-7 Высокогорского участкового лесничества (свидетельство от 29.12.2009 серии 16-АЕ N 094466, запись регистрации N 16-16- 18/056/2009-053 от 28.12.2009) в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1, площадью 132 064 кв. м, категории земли промышленности, разрешенное использование: под объекты инженерного оборудования водоснабжения, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский муниципальный район, п. Березовка,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ГКУ "Пригородное лесничество"; Федерального агентства лесного хозяйства; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области; Управления Росреестра по РТ; Министерства лесного хозяйства по РТ; Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Казанский оптико-механический завод" (далее по тексту - истец, общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань (далее по тексту - ответчик), а так же к Государственному казенному учреждению "Пригородное лесничество" о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации (свидетельство от 29.12.2009 серии 16-АЕ N 094466, запись регистрации N 16-16-18/056/2009-053 от 28.12.2009) в части наложения лесного участка площадью 13,4 га, условный номер 9379-2009-11, квартала 192 выдел 1-7 Высокогорского участкового лесничества на земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1, площадью 132 064 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее земли промышленного назначения), разрешенное использование: под объекты инженерного оборудования водоснабжения, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский муниципальный район, Красельское сельское поселение, п. Березовка.
До принятия решения по делу истец заявил об отказе от требований к ГКУ "Пригородное лесничество" в полном объеме и об отказе от заявленных требований в части признания недействительными сведений государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду земельного участка с кадастровым номером 16:16:222801:1 и исключения из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду этого же земельного участка.
Определением суда от 14 мая 2019 года отказ от требований к ГКУ "Пригородное лесничество" в полном объеме и отказ от заявленных требований в части признания недействительными сведений государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду земельного участка с кадастровым номером 16:16:222801:1 и исключения из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду этого же земельного участка принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), производство по делу в указанной части и к ГКУ "Пригородное лесничество" прекращено.
По ходатайству истца произведена замена ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены:
- ГКУ "Пригородное лесничество";
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области;
- Управление Росреестра по РТ;
- Министерство лесного хозяйства по РТ;
- Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия.
Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 11 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, на неправильное применение норм материального права.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерства лесного хозяйства по РТ также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
До судебного заседания истец представил в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя, поддержал позицию изложенную в апелляционной жалобе.
Стороны, третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных в порядке статьи 123 АПК РФ о месте и времени проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены / изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности с 2002 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1 площадью 132 064 кв. м, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский муниципальный район, Красносельское сельское поселение, п. Березовка, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.02.2019 (том 1, л.д. 24-26).
Указанный земельный участок отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с видом разрешенного использования: под объекты инженерного оборудования водоснабжения.
На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости водозабора N 1 (здания и сооружения), право собственности истца на которые в установленном порядке не зарегистрированы. Истец полагает, что право собственности на указанные объекты перешло к нему при приватизации.
В связи с намерением провести работы по реконструкции водозабора истец 25.12.2018 обратился в ГКУ "Пригородное лесничество" с просьбой разъяснить порядок вырубки деревьев, находящихся на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке (письмо N 258/6930 от 25.12.2018, л.д. 27, том 1).
Письмом исх. от 25.01.2019 ГКУ "Пригородное лесничество" сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1, на котором предполагается вырубка деревьев, относится к землям лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации. К указанному письму ГКУ "Пригородное лесничество" приложило копию свидетельства от 28.12.2009 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 13,4 га с условным номером 9379-2009-11 и план лесного участка (л.д. 28, том 1). Из реестрового дела в отношении лесного участка с условным номером 9379- 2009-11 следует, что ему присвоен кадастровый номер 16:166000000:637 (далее - лесной участок).
Полагая, что указанное письмо является доказательством наложения лесного участка с кадастровым номером 16:16:000000:637 на земельный участок истца с кадастровым номером 16:16:222801:1, которое препятствует обществу распоряжаться своим земельным участком, акционерное общество "Казанский оптико-механический завод" обратилось в суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок в части наложения его на земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ участки лесного фонда ограничены в обороте.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Пунктами 32 и 36 постановления N 10/22 указано, что применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В качестве доказательства наложения лесного участка на земельный участок общества, истец ссылается на следующие документы:
- письмо от 25.01.2019, которым ГКУ РТ "Пригородное лесничество" сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1 относится к землям лесного фонда (л.д. 28);
- карта - схема расположения и границ лесного участка;
- план границ земельного участка с кадастровым номером 16:16:222801:1,
- выкопировка из фотоплана на кадастровый квартал 16:16:2220801:1 - публичная кадастровая карта.
Вместе с тем, как следует из представленных Управлением Росреестра реестровых дел в отношении лесного участка, границы земель лесного фонда не поставлены на кадастровый учет.
В силу статьи 4.2 Федерального закона от 14.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии со статьями 67, 68 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесничеств осуществляются: установление площади лесничеств; проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании); определение квартальной сети; установление границ лесничеств.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 22.05.2012 N 16576/11 по делу N А55-19694/2010.
В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) предусмотрены основные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости, в том числе:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) (пункт 1);
- кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (пункт 2);
- описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3);
- площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место (пункт 9).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что письмо от 25.01.2019, которым ГКУ РТ "Пригородное лесничество" сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1 относится к землям лесного фонда, карта - схема расположения и границ лесного участка, план границ земельного участка с кадастровым номером 16:16:222801:1, выкопировка из фотоплана на кадастровый квартал 16:16:2220801:1, публичная кадастровая карта сами по себе не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения земельлесного фонда на земельный участок истца.
Оценив представленные Управлением Росреестра реестровые дела, суд первой инстанции установил, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1 поставлен на государственный кадастровый учет 18.09.2002 на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет 18.09.2002, распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 04.09.2002 N 1191-р "О предоставлении земельных участков в собственность (в порядке приватизации) ОАО "Казанский оптико - механический завод". 01.02.2019 на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 29.01.2019 N 16-0-1-269/3001/2019-196 и межевого плана от 23.01.2019, подготовленного кадастровым инженером Сергеевой Н.Б., уточнены сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:16:222801:1 (ранее площадь земельного участка составляла 133 972 кв. м).
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 16:16:000000:637 площадью 134 000 кв. м принадлежит на праве собственности Российской Федерации, сведения о котором внесены в ЕГРН до 01.01.2017. При этом описание местоположения границ указанного лесного участка в сведениях ЕГРН отсутствует.
Согласно частям 8, 9, 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок истца с кадастровым номером 16:16:222801:1 поставлен на кадастровый учет, имеет определенную уточненную площадь, границы его установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доказательств постановки на кадастровый учет участка лесного фонда Высокогорского участкового лесничества, квартал 192 выдел 1 - 7 с установленными в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции верно указал, что в отсутствие данных о постановке участка лесного фонда на кадастровый учет, описания и координат точек границ этого участка, невозможно установить точное его местонахождение для того, чтобы сделать вывод о его наложении на земельный участок истца.
Имеющиеся в деле материалы лесоустройства не могут служить достаточным основанием для вывода о том, что на момент возникновения права собственности истца на земельный участок часть данного земельного участка уже относилась к землям лесного фонда.
Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1 следует, что земельный участок не имеет пересечений с границами иных земельных участков, его границы установлены и уточнены, о чем в государственном кадастре недвижимости содержатся соответствующие сведения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела истцом доказательства в подтверждение доводов относительно наложения лесного участка на земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1, суд первой инстанции обоснованно признал их ненадлежащими.
Отказывая в удовлетворении ходатайства истца о назначении судебной экспертизы для определения площади наложения земельных участков и координат поворотных точек наложения земельных участков, суд первой инстанции указал, что поскольку в рамках заявленного по данному делу требования невозможно установить соответствие юридической и (или) фактической границы лесного участка, оценить наличие несовпадения закрепленным в Едином государственном реестре недвижимости сведениям о его местоположении фактическому, существующему на местности нахождению границ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие описания местоположения границ лесного участка не позволяет установить факт наложения границ лесного участка на земельный участок истца.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, с ходатайством о проведении судебной экспертизы истец не обращался.
Суд первой инстанции сделал верный вывод, что само по себе сообщение ГКУ "Пригородное лесничество" о принадлежности земельного участка истца к землям лесного фонда также не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истца. Тем более, что в связи с отказом истца от иска к ГКУ "Пригородное лесничество" производство по делу в отношении ГКУ "Пригородное лесничество" было прекращено.
Вопрос о порядке и последствиях вырубки деревьев на принадлежащем истцу земельном участке выходит за рамки рассматриваемых в настоящем деле требований. При этом истец, считающий себя ущемленным в осуществлении прав распоряжения принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, не лишен возможности оспорить в судебном порядке отказ пригородного лесничества в выдаче разрешения на вырубку деревьев, разросшихся на принадлежащем истцу земельном участке.
Суд первой инстанции верно указал, что поскольку документов, свидетельствующих о пересечении земельного участка истца с землями лесного фонда не имеется, при рассмотрении настоящего спора надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" ("Закон о лесной амнистии").
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельные участки возникли до 1 января 2016 года.
Кроме того, судом первой инстанции отмечено, что согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, в частности:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном порядке.
Из представленных Комитетом Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия письменных пояснений следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1 расположен в районе выявленного объекта культурного наследия (памятник археологии) "Высокогорская стоянка 1". Однако вышеуказанный выявленный объект археологического наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не значится, границы территории объекта в установленном порядке не утверждены.
Как установлено судом первой инстанции, на земельном участке истца с кадастровым номером 16:16:222801:1, относящемся к категории земли промышленности, отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном порядке.
При этом в сведения ЕГРН 01.02.2019 внесены уточненные сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:16:222801:1.
В силу части 16 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
Согласно части 3 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ если на основании обращения правообладателя земельного участка или в связи с выявлением реестровой ошибки было установлено, что границы лесного участка пересекаются с границами иных лесных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью) и (или) лесные участки имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения (далее в настоящей статье - пересекающийся лесной участок), орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения реестровой ошибки и подготавливает предложения о лесных участках, подлежащих снятию с государственного кадастрового учета, в том числе с одновременной государственной регистрацией прекращения права, исходя из положений частей 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 16:16:222801:1, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Красносельское сельское поселение, п. Березовка, числится на праве собственности за ОАО "Казанский оптико-механический завод" (номер регистрации 16-16-10/2002-427 от 01.10.2002) и имеет уточненную площадь - 132064 кв.м., т.е. границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером 16:16:000000:637, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, ГБУ "Пригородное лесничество", квартал 192 выдела 1-7 Высокогорского участкового лесничества, числится на праве собственности за Российской Федерацией (номер регистрации 16-16-18/056/2009-053 от 28.12.2009) и имеет декларированную площадь - 134000 кв.м., сведения о местоположении границ данного земельного участка отсутствуют.
Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:222801:1 и 16:16:000000:637 не пересекаются, в связи с отсутствием у последнего сведений о местоположении границ. Выявленное Истцом пересечение предполагается с учетом лишь заключения кадастрового инженера Катиной Е.В. от 29.04.2019 N 44. При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535, когда имеются пересечения (наложения) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН), а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного Кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости).
Закон о регистрации недвижимости регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением устрашенных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности), статьей 21 Закона о регистрации недвижимости одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости, в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии со статьей 39 Закона о кадастровой деятельности, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее -заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровые работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение" границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа, графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона о кадастровой деятельности).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастровой деятельности).
Отсутствие доказательств наложения лесного участка на земельный участок истца, а, соответственно, отсутствие доказательств нарушения прав истца, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что заявленное обществом требование не может привести к восстановлению прав истца.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании отсутствующим права собственности может являться надлежащим способом защиты права только в том случае, если истец докажет, что иные способы защиты права в виде исков о правах на недвижимое имущество не применимы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Учитывая изложенное, надлежащим в рассматриваемом случае, с учетом мотивов указанных в иске, является предъявление иска об установлении границ.
Выбранный истцом способ защиты путем предъявления требования о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка не соответствовал установленным по делу обстоятельствам, что является еще одним основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2020 по делу N А65-4340/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4340/2019
Истец: АО "Казанский оптико-механический завод", г.Казань
Ответчик: Государственное казенное учреждение "Пригородное лесничество", г.Казань, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань
Третье лицо: Государственное казенное учреждение "Пригородное лесничество", г.Казань, Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, Министерство Лесного Хозяйства по РТ, Управление Росреестра по РТ, Федеральное агентсво лесного хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства