Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2020 г. N Ф10-3739/20 настоящее постановление оставлено без изменения
07 июля 2020 г. |
дело N А83-11429/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.07.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2020,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" (ОГРН 1149102021617, ИНН9102014778; 295044, Республика Крым, город Симферополь, улица Аральская, дом 67, кв.62)
к государственному унитарному предприятию "Крымское управление капитального строительства" (ОГРН 1149102086704, ИНН 9102043930; 295043, Республика Крым, город Симферополь, улица Железнодорожная, дом 5),
к Правительству Севастополя (ОГРН1149204002166, ИНН 9204001231; 299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2),
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
Министерства строительства и архитектуры Республики Крым (ОГРН 1149102000850, ИНН 9102001000; 295001, Республика Крым, город Симферополь, улица Ленина, дом 17),
общества с ограниченной ответственностью "Адамас-юг" (ОГРН 1149102001696, ИНН 9109000118, 297546, Республика Крым, район Симферопольский, поселок городского типа Николаевка, улица Октябрьской Революции, дом 5, квартира 14),
общества с ограниченной ответственностью "КРЭЧ-15" (ОГРН 1149102180556, ИНН 9108117730; 298100, Республика Крым, город Феодосия, улица Баранова, дом 35а, строение Б),
Министерства обороны Украины (03168, Украины, город Киев, Воздухофлотский проспект, дом 6),
государственного унитарного предприятия "Центр эффективного использования собственности города" (ОГРН 1159204014540, ИНН 9204551676; 299011, город Севастополь, улица Пушкина, дом 12)
Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424; 295005, Республика Крым, город Симферополь, проспект Кирова, дом 13),
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080; 295015 Республика Крым город Симферополь, улица Севастопольская, дом 17),
в присутствии:
от общества с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" - представителя Овчинникова С.С. на основании доверенности от 15.05.2020,
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымское управление капитального строительства" - представителя Депутатовой А. А. на основании доверенности от 01.06.2020 N 215,
в отсутствие представителей остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" (далее - ООО "Карпаты ЛТД", общество) обратилось в арбитражный суд к государственному унитарному предприятию "Крымское управление капитального строительства" (далее - ГУП "Крымское УКС", предприятие) с иском о взыскании задолженности по договору в размере 6937756,52 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2142128,68 руб.
Определением от 16.08.2017 исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Республики Крым.
Определением от 31.10.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Севастополя и Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
Определением от 16.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Адамас-юг".
Определением от 26.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КРЭЧ-15".
Определением от 27.09.2019 Правительство Севастополя исключено из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено в качестве соответчика по делу.
Определением от 05.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерства обороны Украины.
Определением от 25.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное унитарное предприятие "Центр эффективного использования собственности города", Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2020 в удовлетворении исковых требований ООО "Карпаты ЛТД" отказано.
Не согласившись с решением от 26.02.2020, ООО "Карпаты ЛТД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами. Так, в решении суда не указано, что между российскими ООО "Карпаты ЛТД" и ГУП "Крымское УКС", как правопреемниками соответствующих юридических лиц, 19.02.2015 был заключен договор подряда N 1 для завершения строительства 28-кваритрного дома по адресу: Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского, построенного на основании договора от 26.12.2012 N 227/ДКБ Буд; согласно постановлению Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым; распоряжением от 09.12.2014 N 1344-р Совет Министров Республики Крым и приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 21.01.2015 N 21 на праве хозяйственного ведения ГУП "Крымское УКС" закреплен 28 квартирный жилой дом, расположенный: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского. КУКС Министерства обороны Украины передало данный объект незавершенного строительства ГУП "Крымское УКС" по акту от 30.12.2014 N 1. Отказывая в удовлетворении иска к ответчику Правительству Севастополя, арбитражный суд первой инстанции не учел, что на 17.03.2014 спорный объект являлся предметом действующего договора подряда между ООО "Карпаты ЛТД" и КУКС Министерства обороны Украины (правопредшественник ГУП "Крымское УКС"); данный объект не был зарегистрирован как объект незавершенного строительства. Регистрация объекта незавершенного строительства была произведена только в 2015 году.
Определением от 27.04.2020 апелляционная жалоба ООО "Карпаты ЛТД" принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП "Крымское УКС" возражает против её удовлетворения, просит оставить решение от 26.02.2020 оставить без изменения, так как основанием иска ООО "Карпаты ЛТД" является только договор подряда от 26.12.2012 N 227/ДКБ Буд, по которому ГУП "Крымское УКС" правопреемником заказчика не является, поскольку заказчик - Министерство обороны Украины, а КУКС действовало от его имени по доверенности; оплата выполненных работ в соответствии с пунктом 4.1.2 договора должна осуществляться из государственного бюджета Украины за счет бюджетной программы КПКВ 2101190 "Строительство (приобретение) жилья для военнослужащих Вооруженных Сил Украины" за счет специального фонда. Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 20.12.2016 N1621-р спорный объект исключен из списка объектов, переданных ГУП "Крымское УКС" на праве хозяйственного ведения; соответствующее право никогда за ГУП "Крымское УКС" не было зарегистрировано.
Апелляционная жалоба ООО "Карпаты ЛТД" рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Правительство Севастополя и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ, в том числе путем размещения информации о судебном заседании в системе Интернет по адресу https://kad.arbitr.ru, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
По ходатайству ГУП "Крымское УКС" суд апелляционной инстанции исключил из числа доказательств по делу документы, составленные на украинском языке: локальные сметные расчеты (т. 2, л.д. 1-149, т. 3, л.д. 1-48), признав их недопустимыми доказательствами (статьи 68, 255 АПК РФ).
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между ООО "Карпаты ЛТД" (Генподрядчик) и Министерством обороны Украины, в лице временно исполняющего обязанности начальника Крымского УКС Министерства обороны Украины, действующего на основании доверенности от 17.09.2012 N 220/548/д, (Заказчик) 26.12.2012 заключен договор подряда N 227/ДКБ-340 Буд на закупку работ по завершению строительства 28-квартирного жилого дома по адресу: г. Севастополь, Инкерман, ул. Малиновского (далее - Договор) (т. 6, л.д. 71-92).
В соответствии с пунктом 1.2 предметом Договора является выполнение работ по завершению строительства 28-квартирного жилого дома по адресу: г. Севастополь, Инкерман, ул. Малиновского, общей площадью 1629,09 кв.м., которые Заказчик поручает выполнить и оплачивает Генподрядчику, а Генподрядчик обязуется на свой риск выполнить и сдать ему законченные работы.
В соответствии с пунктом 1.5. Договора собственником Объекта строительства является Заказчик.
В пункте 3.1 Договора установлена твердая цена Договора в размере 4960357,00 грн.
Пунктом 4.1.2. Договора предусмотрено, что в 2012 году оплата выполненных работ будет осуществляться из Государственного бюджета Украины за счет средств бюджетной программы КПКВ 2101190 "Строительство (приобретение) жилья для военнослужащих Вооруженных Сил Украины", КЕКВ 2121 и за счет специального фонда в сумме 4960357,00 грн., в том числе НДС - 826 726,17 грн., что соответствует бюджетным назначениям, только в пределах данных бюджетных назначений, что соответствует лимиту финансирования из Государственного бюджета, при наличии на казначейском счете соответствующих средств согласно графику финансирования работ, который обязательно согласовывается и подписывается Сторонами и только при этом условии является неотъемлемой составляющей Договора. Заказчик обязан предоставить Генподрядчику график финансирования работ, а в случае его корректировки - уточненный график финансирования работ, после чего Генподрядчик имеет право скорректировать календарный график выполнения работ в соответствии с графиком финансирования.
Согласно пункту 4.2.3 Договора расчеты за выполненные работы производятся на основании актов принятия выполненных строительных работ по форме N КБ-2в и справок о стоимости выполненных строительных работ и затрат по форме N КБ-3. Документы о выполненных работах и их стоимости составляются и подписываются Генподрядчиком и передаются Заказчику.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Договора (в редакции дополнительных соглашений от 27.12.2012 N 1 и от 31.12.2013 N 2) срок начала работ по Договору - на протяжении пяти дней со дня подписания Договора сторонами; срок завершения работ и передачи объекта Заказчику не позднее 30.09.2014.
Государственным Советом Республики Крым принято постановление от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", согласно которому город Севастополь в Республике Крым имеет особый статус. В соответствии с пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Севастопольским горсоветом принято решение от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя". В пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 установлено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 17.11.2014 N 104 утвержден устав ГУП "Крымское УКС" (т.4, л.д. 8).
В соответствии с пунктом 1.1 Устава ГУП "Крымское УКС" указанное предприятие создано на основании статей 28,41 Закона Республики Крым "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статей 2, 17 Закона Республики Крым "Об управлении распоряжения государственной собственностью Республики Крым" в порядке преобразования ранее действовавшего Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины и является преемником его прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом (т. 5, л.д. 26).
В едином государственном реестре юридических лиц ГУП "Крымское УКС" зарегистрировано 19.11.2014.
09.12.2014 Советом Министров Республики Крым принято распоряжение N 1344-р о закреплении за ГУП "Крымское УКС" на праве хозяйственного ведения имущества, находящегося на балансах Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины (т. 4, л.д. 9).
По акту о приеме-передаче групп объектов основных средств (объекты незавершенного строительства) от 30.12.2014 N 0000-00001 Крымское управление капитального строительства Министерства обороны Украины передало объект незавершенного строительства 28-квартирный жилой дом по адресу: г. Севастополь, Инкерман, ул. Малиновского, ГУП "Крымское УКС".
Приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 29.01.2015 N 21 "О закреплении имущества" за ГУП "Крымское УКС" на праве хозяйственного ведения закреплен незавершенный строительством 28-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь. г. Инкерман, ул. Малиновского. (Приложение N 1 к Приказу от 29.01.2015 N 21) (т. 4, л.д. 10-11).
19.02.2015 ГУП "Крымское УКС" (заказчик) и ООО "Карпаты ЛТД" (подрядчик) заключили договор подряда N 1 по завершению строительства 28-квартирного 4-этажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по завершению строительства 28-квартирного 4-этажного жилого дома, общая площадь 1629,09 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского в объеме, указанном в Приложении N 1 к договору, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы (т. 1, л. 57-63).
Согласно пункту 1.1 договора подряда от 19.02.2015 N 1 основанием для заключения данного договора является согласованное перезаключение договора подряда от 26.12.2012 N 227 ДБК-340 Буд (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с пунктом 1.3 договора подряда от 19.02.2015 N 1 Заказчик уполномочен на организацию проведения указанных в настоящем договоре работ на основании преобразования ранее действовавшего Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины и преемственности его прав и обязанностей, а также на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 09.12.2014 N 1344-р "О закреплении имущества" за ГУП "Крымское УКС".
Руководителем ГУП "Крымское УКС" (ОГРН 1149102086704) и ООО "Карпаты ЛТД" 19.02.2015 подписан акт приемки выполненных строительных работ за ноябрь 2014 года (форма КБ-2в) на сумму 6937560,52 руб. (т. 1, л.д. 65-86).
В соответствии со справкой ГУП "Крымское УКС" от 19.02.2015 N 130 согласно заключенному договору N 227/ДБК-340 и предоставленных актов выполненных работ за ноябрь 2014 года сумма задолженности ГУП "Крымское УКС" перед ООО "Карпаты ЛТД" составляет 6937560,52 руб. (т.1, л.д. 64).
Распоряжением Правительства Севастополя от 26.06.2015 N 537-РП "О регистрации прав на объекты недвижимого имущества" в реестр собственности города Севастополя включено следующее имущество: земельный участок (кадастровый номер 91:01:073002:126), площадью 9001 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского; объект незавершенного строительства (кадастровый номер 91:01:073002:128), расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Севастополя от 26.06.2015 N 537-РП государственное имущество - объект незавершенного строительства (кадастровый номер - 91:01:073002:128), расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "Центр эффективного использования собственности города".
ГУП "Крымское УКС" в ответе от 12.05.2017 N 486 на претензию ООО "Карпаты ЛТД" от 28.04.2017 предложило отложить рассмотрение вопроса об оплате суммы 6937756,52 руб. по договору подряда от 26.12.2012 N 227/ДКБ-340Буд до рассмотрения дела N А84-4808/2016 по существу (т. 1, л.д.89-90).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2017 по делу N А84-4808/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2018 отказано в удовлетворении исковых требований ГУП "Крымское УКС" к Правительству Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на объект незавершенного строительства готовности - 47%, площадь застройки - 2156,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко-Малиновского, зарегистрированное за N 91-91/001/040/2015-918/1 от 03.07.2016, а также о признании за истцом права хозяйственного ведения на данный объект незавершенного строительства.
Поскольку ГУП "Крымское УКС" не оплатило стоимость работ, выполненных по договору подряда от 26.12.2012 N 227/ДКБ-340Буд в ноябре 2014 года, принятых по акту 19.02.2015 и признанных в договоре от 19.02.2015 N 1, в размере 6937756,52 руб., ООО "Карпаты ЛТД" обратилось в арбитражный суд с иском к ГУП "Крымское УКС" и Правительству Севастополя о взыскании указанной денежной суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 6937560,52 руб. за период с 01.03.2014 по 08.08.2017 в размере 2142128,68 руб.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая ООО "Карпаты ЛТД" в удовлетворении исковых требований, руководствовался пунктом 1 статьи 2, пунктом 2 статьи 168 ГК РФ, статьей 3 Закона города Севастополя от 24.04.2014 N З-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", пришел к выводу, что затраты истца на строительство без предварительного должного финансирования со стороны Министерства обороны Украины находятся в пределах его предпринимательского риска, обязательство по оплате работ несет не ГУП "Крымское УКС", а Министерство обороны Украины, как сторона по договору от 26.12.2012 N 227/ДКБ-340Буд. Требование к Правительству Севастополя не обоснованно, поскольку в соответствии с пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя. Согласно статье 3 Закона города Севастополя от 24.04.2014 N З-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" город Севастополь не несет имущественную и иную ответственность по обязательствам: предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя", органов государственной власти, указанных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; находящихся на территории города Севастополя представительств, филиалов, иных обособленных и структурных подразделений государственных предприятий, учреждений, организаций, учрежденных Украиной или с ее участием, имущество которых является имуществом города Севастополя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска к ГУП "Крымское УКС", учитывая следующее.
Спорные правоотношения возникли из договора подряда от 26.12.2012, который исполнен в ноябре 2014 года после 18.03.2014 - даты принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Частью 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Следовательно, к правам и обязанностям сторон из Договора, возникшим после 18.03.2014 применяются нормы материального права Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ГУП "Крымское УКС", созданное согласно пункту 1.1 Устава на основании статей 28,41 Закона Республики Крым "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статей 2, 17 Закона Республики Крым "Об управлении распоряжения государственной собственностью Республики Крым" в порядке преобразования ранее действовавшего Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины, и являясь преемником его прав и обязанностей, заключило с истцом договор подряда от 19.02.2015 N 1.
Основанием для заключения договора подряда от 19.02.2015 N 1 является согласованное перезаключение договора подряда от 26.12.2012 N 227 ДБК-340 Буд (с изменениями и дополнениями).
В соответствии со статьей 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 391 ГК РФ в обязательствах, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен по соглашению между кредитором и новым должником, согласно которому новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" по смыслу статьи 421 и пункта 3 статьи 391 ГК РФ при переводе долга по обязательству, связанному с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, либо первоначальный должник выбывает из обязательства (далее - привативный перевод долга), либо первоначальный и новый должники отвечают перед кредитором солидарно (далее - кумулятивный перевод долга). Соглашением сторон также может быть предусмотрена субсидиарная ответственность.
В результате оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ (каждого в отдельности и в их взаимной связи) суд пришел к выводу, что перемена лиц в спорном обязательстве представляет собой привативный перевод долга, так как вследствие заключения договора от 19.02.2015 N 1 прежний должник - Министерство обороны Украины - выбыло из спорного обязательства, а ГУП "Крымское УКС" вступило в него.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Поскольку перевод долга является частным случаем перемены лиц в обязательстве (глава 24 ГК РФ), то его единственным существенным условием является указание на обязательство, в котором один должник меняется на другого. Размер задолженности не является существенным условием договора о переводе долга, если он позволяет определить источник возникновения обязательства (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.10.2007 N 13459/07 по делу N А28-9896/06-151/2).
Так как из пунктов 1.1 и 1.3 договора подряда от 19.02.2015 N 1 следует, что основанием для заключения данного договора является согласованное перезаключение договора подряда от 26.12.2012 N 227 ДБК-340 Буд (с изменениями и дополнениями). Заказчик уполномочен на организацию проведения указанных в настоящем договоре работ на основании преобразования ранее действовавшего Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины и преемственности его прав и обязанностей.
Доказательства оспаривания договора подряда от 19.02.2015 N 1, как заключенного аффилированным лицом, ГУП "Крымское УКС" не представило.
Руководителем ГУП "Крымское УКС" (ОГРН 1149102086704) и ООО "Карпаты ЛТД" 19.02.2015 подписан акт приемки выполненных строительных работ за ноябрь 2014 года (форма КБ-2в) на сумму 6937560,52 руб.
Довод ГУП "Крымское УКС" о том, что руководитель ГУП "Крымское УКС" (ОГРН 1149102086704) без должных полномочий подписал акт за ноябрь 2014 года, поскольку в данном акте основанием работ указан договор N 227/ДКБ-340 от 12.12.2012, а не договор подряда от 19.02.2015 N 1, отклоняется, как формальный, не влияющий на существо спорного обязательства.
Так во вводной части акта приемки выполненных строительных работ за ноябрь 2014 года (форма КБ-2в) на сумму 6937560,52 руб. заказчиком указан ГУП "КУКС" (Крымское УКС МО Украины), акт подписан директором ГУП "Крымское УКС" с наложением печати ГУП "Крымское УКС" (ОГРН 1149102086704).
Справкой ГУП "Крымское УКС" от 19.02.2015 N 130 подтверждается, что согласно заключенному договору N 227/ДБК-340 и предоставленному акту выполненных работ за ноябрь 2014 года сумма задолженности ГУП "Крымское УКС" перед ООО "Карпаты ЛТД" составляет 6937560,52 руб.
Факт исполнения истцом Договора в полном объеме в ноябре 2014 года подтверждается также выводами экспертов в заключении судебной строительно-технической экспертизы от 11.07.2019 N ЗЭ-97-06-2019/2 (т. 4, л.д. 106- 140):
1) Процент готовности здания составляет 100%. Однако, учитывая тот факт, что здание подвергалось противоправным воздействиям неизвестных лиц, связанных с разрушением и порчей внутренней отделки помещений здания, воровством, повреждением элементов и сетей инженерно-технического обеспечения, то для завершения строительства и ввода объекта экспертизы в эксплуатацию потребуется выполнить работы по восстановлению внутренней отделки помещений и сетей инженерно-технического обеспечения. Кроме того, работы по благоустройству прилегающей территории не выполнены.
2) На основании изучения материалов дела и визуального обследования Объекта экспертизы эксперты пришли к выводу, что виды фактически выполненных работ при строительстве здания, расположенного по адресу: г. Севастополь, Инкерман, ул. Малиновского, соответствуют указанным в акте приемки выполненных работ за ноябрь 2014 года.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 3 статьи 308 ГК РФ, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" разъясняется, что стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют.
Таким образом, надлежащим ответчиком по иску ООО "Карпаты ЛТД" и лицом, обязанным оплатить стоимость работ, выполненных истцом по Договору и принятых 19.02.2015 по акту приема-передачи за ноябрь 2014 года является ГУП "Крымское УКС", а не Правительство Севастополя, которое не является стороной спорного обязательственного правоотношения.
Однако с ГУП "Крымское УКС" в пользу ООО "Карпаты ЛТД" подлежат взысканию денежные средства в сумме 6937560,52 руб., что соответствует стоимости работ, принятых по акту приема-передачи работ за ноябрь 2014 года, а не в сумме 6937756,52 руб., как требует истец в исковом заявлении.
Во взыскании денежной суммы в размере 196 руб. (6937756,52 руб. - 6937560,52 руб.) следует отказать.
ООО "Карпаты ЛТД" обратилось также с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2142128,68 руб., которые начислены на сумму долга 6937560,52 руб. за период с 01.03.2014 по 08.08.2017.
Суд апелляционной инстанции признает указанную истцом дату начала периода просрочки исполнения должником денежного обязательства (01.03.2014) необоснованной, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 4.2.7 Договора и пунктом 4.4 договора от 19.02.2015 N 1 заказчик оплачивает работы в течение двух недель (10 рабочих дней) с момента подписания акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, ГУП "Крымское УКС" должно было оплатить стоимость работ, принятых 19.02.2015, в срок до 06.03.2015.
Следовательно, дата начала периода просрочки исполнения заказчиком обязанности по оплате работ - 07.03.2015.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 395 ГК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения у ответчика денежного обязательства - 07.03.2015) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Судом апелляционной инстанции в соответствии с вышеуказанной нормой произведен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 6937560,52 руб. за период с 07.03.2015 по 08.08.2017, размер которых составляет 1560371,46 руб.
Таким образом, с ГУП "Крымское УКС" в пользу ООО "Карпаты ЛТД" подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1560371,46 руб.
В удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 581757,22 руб. (2142128,68 руб. - 1560371,46 руб.) следует отказать.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований к ГУП "Крымское УКС" о взыскании долга в размере 6937560,52 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1560371,46 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2020 следует оставить без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Поскольку иск ООО "Карпаты ЛТД" к ГУП "Крымское УКС" удовлетворен частично (на 93,6%), по смыслу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
ООО "Карпаты ЛТД" оплатило государственную пошлину по иску в размере 68398 руб., по апелляционной жалобе - в размере 3000 руб.
Таким образом, с ГУП "Крымское УКС" в пользу ООО "Карпаты ЛТД" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой инстанции в размере 64021,46 руб., в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции - в размере 2808 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2020 по делу N А83-11429/2017 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к ответчику - государственному унитарному предприятию "Крымское управление капитального строительства".
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" удовлетворить частично.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства" (ОГРН 1149102086704, ИНН 9102043930; 295043, Республика Крым, город Симферополь, улица Железнодорожная, дом 5) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" (ОГРН 1149102021617, ИНН9102014778; 295044, Республика Крым, город Симферополь, улица Аральская, дом 67, квартира 62) денежные средства в размере 8497931,98 рублей, из них: задолженность в размере 6937560,52 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1560371,46 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 64021,46 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2020 по делу N А83-11429/2017 оставить без изменения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства" (ОГРН 1149102086704, ИНН 9102043930; 295043, Республика Крым, город Симферополь, улица Железнодорожная, дом 5) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" (ОГРН 1149102021617, ИНН9102014778; 295044, Республика Крым, город Симферополь, улица Аральская, дом 67, квартира 62) судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в размере 2808 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11429/2017
Истец: ООО "КАРПАТЫ ЛТД"
Ответчик: ГУП "КРЫМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
Третье лицо: ГУП "ЦЕНТР ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство обороны Украины, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО " КРЭЧ-15", ООО "АДАМАС-ЮГ", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3739/20
04.08.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1300/20
07.07.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1300/20
26.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11429/17
27.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11429/17