г. Пермь |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А60-64114/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Риб Л.Х., Трефилова Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Реже Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 февраля 2020 года по делу N А60-64114/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Попова Романа Валерьевича (ИНН 662804831317, ОГРНИП 314667708600019)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Реже Свердловской области (ИНН 6628010202, ОГРН 1026601689850)
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области о возврате излишне уплаченных страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Попов Роман Валерьевич (далее - ИП Попов Р.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Реже Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, ГУ УПФР в г. Реже Свердловской области) излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере 58 037 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены. С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Реже Свердловской области в пользу ИП Попова Романа Валерьевича взыскана сумма излишне уплаченных взносов на пенсионное страхование в размере 58 037,68 руб.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в иске отказать.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на положения Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, настаивает на том, что сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 годы подлежала взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области, в связи с передачей налоговому органу с 01.01.2017 г. полномочий по администрированию страховых взносов, а также передачей сальдо расчетов по страховым взносам.
Третье лицо - налоговый орган, с доводами апелляционной жалобы не согласно, по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Попов Р.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 производство по апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Реже Свердловской области приостановлено в целях исполнения Указов Президента Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации, а также с целью недопущения нарушения процессуальных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в том числе на доступ к правосудию, в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 на 08.07.2020 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Реже Свердловской области и проведения в этом же заседании судебного разбирательства по апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Реже Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2020 года по делу N А60-64114/2019.
Протокольным определением от 08.07.2020 производство по апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Реже Свердловской области возобновлено.
В отсутствие возражений сторон суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению апелляционной жалобы в этом же судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Попов Р.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
Исходя из положений статьи 19, пункта 3.4 статьи 23, пунктов 1, 3 статьи 419, пункта 1 статьи 430, пунктов 1, 3 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) ИП Попов Р.В. имеет статус страхователя и плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.
ИП Поповым Р.В. представлена в Инспекцию налоговая декларация по УСН за 2014 и 2015 год, согласно которой общая сумма дохода предпринимателя за 2014 год составила 822 106 руб., сумма расходов - 686 701 руб.; за 2015 год - сумма дохода 6 476 584 руб., сумма расходов - 5 281 662 руб.
Таким образом, размер страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2014 с доходов, превышающих 300 000 руб. составил 0 руб.; за 2015 г. - 8 949 руб. 22 коп.
Заявителем произведена оплата страховых взносов за 2014 в сумме 5221 руб. 06 коп.; за 2015 г. в сумме 61 765 руб. 84 коп., излишне уплачено страховых взносов 58 037 руб. 68 коп.
Ссылаясь на то, что неосуществление инспекцией возврата излишне уплаченных страховых взносов противоречит Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что размер страховых взносов с дохода, превышающего 300000 руб., подлежал определению исходя из дохода, уменьшенного на сумму расходов, следовательно, оснований для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов у пенсионного фонда не имелось.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, спорные отношения, связанные со взысканием излишне взысканных страховых взносов, возникли до 01.01.2017.
Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, на основании принимаемого органом контроля за уплатой страховых взносов решения, определялись до 01.01.2017 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 полномочия по администрированию платежей на обязательное пенсионное страхование Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" переданы налоговым органам.
В соответствии с частью 1 статьи 5 названного Федерального закона N 212-ФЗ предприниматель является плательщиком страховых взносов.
В силу положений части 1 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентировался статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз.
На основании пункта 3 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 346.15 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 Налогового кодекса РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П (далее - Постановление N 27-П) разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция обоснованно применена судом первой инстанции и в рассматриваемой ситуации.
Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (пункт 27).
С учетом указанных разъяснений высших судов, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014 и 2015 г., подлежала учету информация о доходах предпринимателя за эти периоды, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговых декларациях за указанные периоды.
ИП Попов Р.В. представлена в Инспекцию налоговая декларация по УСН за 2014 и 2015 год, согласно которой общая сумма дохода предпринимателя за 2014 год составила 822 106 руб., сумма расходов - 686 701 руб.; за 2015 год - сумма дохода 6 476 584 руб., сумма расходов - 5 281 662 руб.
Таким образом, размер страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2014 с доходов, превышающих 300 000 руб. составил 0 руб.; за 2015 г. - 8 949 руб. 22 коп. По указанным суммам разногласий у сторон не имеется.
Заявителем произведена оплата страховых взносов за 2014 в сумме 5221 руб. 06 коп.; за 2015 г. в сумме 61 765 руб. 84 коп.,
Излишне уплаченной суммой страховых взносов является 58 037 руб. 68 коп., которая подлежит возврату предпринимателю.
Доводы жалобы пенсионного фонда сводятся к тому, что он является ненадлежащим ответчиком, соответствующая обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов подлежала возложению судом на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области.
Исследовав приводимые заинтересованным лицом доводы, апелляционный суд оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.
В пункте 3 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
На основании статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Доказательств наличия неисполненной обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ПФР направляет его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ).
Аналогичный механизм межведомственного взаимодействия закреплен в совместном Письме ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947 и ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017, на положения которого ссылается заявитель жалобы.
Из положений указанных норм права следует, что, если требования заявителя подлежат удовлетворению и возникает необходимость в возврате средств из бюджета фонда, то именно пенсионный фонд должен принять соответствующее решение и передать его на исполнение в налоговый орган.
Поскольку в силу вышеизложенного пенсионный фонд соответствующее решение не принял, налоговому органу на исполнение не передал, то указанное не соответствует Федеральному закону N 212-ФЗ, Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П.
Исходя из приведенных норм, предусматривающих порядок взаимодействия налоговых органов и пенсионного фонда по правоотношениям, возникшим до 1 января 2017 года, обязанность возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 58 037,68 руб. следует рассматривать как необходимость принятия соответствующего решения, находящегося в компетенции пенсионного фонда, и передачи его к исполнению в соответствующий налоговый орган в порядке межведомственного взаимодействия, обозначенном выше.
Установленный действующим законодательством порядок взаимодействия органов пенсионного фонда и налоговых органов каких-либо неопределенностей в связи с формулировкой суда относительно восстановления нарушенных прав заявителя не вызывает.
Тем самым, возложенная судом на пенсионный фонд в порядке восстановления прав заявителя обязанность возвратить излишне уплаченные страховые взносы подлежит исполнению в порядке взаимодействия отделений ПФР с налоговыми органами, предусмотренном действующим законодательством.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении жалобы заинтересованного лица следует отказать.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2020 года по делу N А60-64114/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-64114/2019
Истец: Попов Роман Валерьевич
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Реже Свердловской области
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ