город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2020 г. |
дело N А32-35662/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представителя Буцаленко И.С. по доверенности от 23.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2020 по делу N А32-35662/2019 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 22 870,90 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 208,27 руб. по 25.07.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.07.2019 по день фактической уплаты долга.
Исковые требования мотивированы нахождением вагонов на путях общего пользования в период в июле 2018 года. Несвоевременная оплата дает истцу право на взыскание процентов, начисленных на основании статьи 395 ГК РФ.
Решением суда от 11.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установил, что меду сторонами заключен договор на эксплуатацию пути необщего пользования, в связи с нарушением ответчиком технологических сроков и норм выгрузки и занятостью путей необщего пользования ответчик не мог принимать новые вагоны на путь необщего пользования, ввиду чего истец вынужден был задерживать поезда в пути следования на промежуточных станциях с 03.07.2018 по 21.07.2018. Суд отметил, что условием начисления платы по ст 39 УЖТ РФ является такое нарушение ответчика, которое привело к увеличению срока доставки, в то время как в спорной ситуации между перевозчиком и грузоотправителем заключен договор на увеличение срока доставки, в связи с чем просрочки в доставке не было, а значит, отсутствуют и основания для взыскания соответствующей платы.
С принятым судебным актом не согласился истец, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил отменить решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 15 155,92 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 788,09 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность в сумме 15 155,92 руб., начиная с 26.07.2019 по день фактической уплаты кредитору денежных средств исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что иск был заявлен в связи с бросанием 2 поездов, договор на увеличение срока доставки был заключен только в отношении одного поезда, в связи с чем в отношении поезда 8142-822-5210 основания для начисления платы имелись, нарушение срока доставки подтверждены дорожной ведомостью, а также ведомостями подачи-уборки вагонов. Суд не учел акты занятости путей вагонами, следовавших в адрес ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня в порядке статьи 163 АПК РФ.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийск морской торговый порт" 27.03.2017 заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, вступивший в силу 27.03.2017 г. и действующий до 31.12.2019 г. (дополнительное соглашение N 3 от 04.04.2018) включительно (далее - Договор).
В соответствии с п. 1 Договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования Владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами Владельца. Подача и уборка вагонов, подаваемых под погрузку сахара-сырца, грузоотправителем которого Владелец не является, производится локомотивом Перевозчика.
На основании п.п "в" п. 14 Договора Владелец (ПАО "Новороссийский морской торговый порт") уплачивает Перевозчику (ОАО "РЖД") плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1.
В период с 03.07.2018 г. по 21.07.2018 г. истцом были задержаны в пути следования поезда, с вагонами, адресованными ответчику, на промежуточных станциях по причине занятости железнодорожных путей необщего пользования ПАО "НМТП" и невозможности принятия к разгрузке спорного поезда ответчиком.
Данный случай "бросания" поезда допущен в связи с нарушением ответчиком-грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 Договора (13 часов).
Размер платы с 07.06.2015 г. определен по ставкам Тарифного руководства, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 г. N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В спорный период ответчик выгружал вагоны в сроки, превышающие технологические нормы выгрузки, установленные п. 11 Договора. Это обстоятельство в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования явилось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов, следующих в адрес ответчика.
Наличие в настоящем споре условий для начисления платы за время нахождения вагонов в составе поезда N 2583 с индексом 8142-822-5210 на пути общего пользования подтверждается актами общей формы от 18.07.2018 N 63 (начало задержки), от 19.07.2018 г. N 64 (окончание задержки), составленными по факту задержки и отправления вагонов на станции Сальск.
По случаю "бросания" поезда индексом 8142-822-5210 ответчик был уведомлен извещениями от 18.07.2018 N 7036 (поезд 8142-822-5210 задержан в 17 час. 11 мин.), от 19.07.2018 г. N 7054 (поезд 8142-822-5210 отправлен в 13 час. 15 мин.) по станции Сальск.
Основанием для оставления от движения вагонов явился акт общей формы от 16.07.2019 N 1899, составленный на станции Новороссийск.
По прибытию отставленных от движения вагонов в адрес ответчика, на станции "Новороссийск" для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, были составлены акты общей формы в количестве 52 штуки, следовавшие в составе поезда с индексом 8142-822-5210, а также за 1 вагон, следовавший поездом с индексом 7700-109-5210, подписанные ответчиком с возражениями.
Соблюдение перевозчиком порядка оформления задержки вагонов в пути следования подтверждается приложенными к исковому заявлению актами общей формы, а также извещениями о задержке и отправлении поездов, направленными ответчику во исполнение пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
В порядке досудебного урегулирования спора, ответчику для внесения в добровольном порядке платы, начисленной по актам общей формы, были направлены претензии (исх. N 18/247 от 08.11.2018, N 18/456 от 20.11.2018) с расчетами и накопительными ведомостями, подтверждающими задолженность ответчика по оплате платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на станции "бросания" на общую сумму 22 870 рублей 90 копеек.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
При принятии решения об обоснованности заявленных требований суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 г. N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 г. N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 г. N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд указал, что обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы, подписанные ответчиком с возражениями.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 г. предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
По условиям Договора N 325/2 от 27.03.2017 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов (пункт 11).
Согласно доводам искового заявления, была произведена задержка поезда по вине ответчика.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в вышеуказанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Судом установлено, что одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению в рамках рассматриваемого дела, являются обстоятельства, связанные исчислением расчетного срока доставки вагонов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Правила исчисления сроков доставки грузов утверждены Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом".
В соответствии с пунктом 15 вышеуказанных Правил перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от__________дата".
Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 17674/12, в соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленное время. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Следовательно, увеличение сроков доставки груза возможно по соглашению между грузоотправителем и перевозчиком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Устава дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов:
лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);
лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);
лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);
лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
При этом согласно пункту 3.2 этих же Правил при заполнении накладной перевозчиком на станции отправления в строке "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза.
Судом установлено, что согласно оригиналам транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-29-0 N ЭЧ 089899 при заполнении на станции отправления перевозчиком в строке "Срок доставки истекает" указана дата - 02.08.2018.
Кроме того, в графе "Особые заявления и отметки отправителя" вышеперечисленных накладных сделана следующая отметка: "Договор на увеличение срока доставки N 335/АФТО-4/СД от 10.10.2014 на 30 суток".
Так, из пункта 1.1 Договора на увеличение срока доставки N 335/АФТО-4/СД от 10.10.2014 следует, что грузоотправитель в лице Акционерного общества "АВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" и перевозчик в лице ОАО "РЖД" согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, срока доставки грузов в собственных (арендованных) вагонов, отправляемых со станции Смычка-Свердловской железной дороги предприятием "ЕВРАЗ НТМК" на 30 суток назначением станции Новороссийск - экспорт Северо-Кавказской железной дороги.
Руководствуясь условиями указанного договора, грузоотправителем при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" проставлен (указан) номер данного Договора и количество суток увеличения срока доставки (пункт 2.1 договора), а ОАО "РЖД" при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставлен (указан) увеличенный срок доставки (пункт 2.2 договора).
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила МПС РФ от 18.06.2003 N 26), предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Истцом в актах общей формы N 15/13232 от 28.07.2018 г., NN 15/18277-15/18339 от 09.10.2018 г., оформленных для начисления платы за нахождение вагона на путях ОАО "РЖД" указан нормативный срок доставки груза - 03.07.2018 г., а не договорной - 02.08.2018 г.
Задержка вагона в составе ж/д поезда N 2547 с индексом 7700-109-5210 на промежуточных станциях не привела к нарушению сроков доставки грузов, указанных в выданных грузополучателю (ответчику) железнодорожных транспортных накладных.
Суд указал, что при таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика платы за нахождение в спорный период вагонов на путях общего пользования в соответствии со статьей 39 Устава.
При этом, суд не учел следующее.
Объем исковых требований ОАО "РЖД" заключался во взыскании платы за нахождение подвижных составов на путях общего пользования в отношении 2 (двух) поездов со следующими индексами: N 7700-109-5210, N 8142-822-5210.
Несмотря на указанное, в решении судом исследованы обстоятельства "бросания" и условия освобождения от спорной платы лишь в отношении поезда с индексом N 7700-109-5210, игнорируя обстоятельства дела по "бросанию" поезда с индексом N 8142-822-5210. Тем самым, в оспариваемом решении суд сделал выводы касаемо необоснованности начисления платы в отношении поезда с индексом N 8142-822-5210, не соответствующие обстоятельствам дела.
Так, суд отказал во взыскании заявленных требований в целом, ссылаясь на договор N 335/АФТО-4/СД от 10.10.2014, заключенный между ОАО "РЖД" и ОАО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" об увеличении срока доставки, указывая на отсутствие факта нарушения нормативного срока доставки.
Из пункта 1.1 указанного Договора на увеличение срока доставки следует, что грузоотправитель в лице Акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский метуллургический комбинат" и перевозчик ОАО "Российские железные дороги" согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки
грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, срока доставки грузов в собственных (арендованных) вагонов, отправляемых со станции Смычка-Свердловской железной дороги предприятием "ЕВРАЗ НТМК" на 30 суток назначением станции Новоромсийск - экспорт Северо-Кавказской железной дороги.
Руководствуясь условиями указанного договора, грузоотправителем при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в граые "Особые заявления и отметки отправителя" проставлен (указан) номер данного Договора и количество суток увеличения срока доставки (пункт 2.1 Договора), а ОАО "РЖД" при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставлен (указан) увеличенный срок доставки (пункт 2.2).
Суд в решение проводит анализ одной из дорожных ведомостей по отправке вагона в составе поезда N 7700-109-5210, а именно дорожной ведомости N ЭЧ 089899, на наличие вышеописанных отметок о продлении срока доставки, делая вывод о наличии данных условий.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика платы за нахождение в спорный период ВСЕХ вагонов на путях общего пользования в соответствии со ст.39 Устава.
При этом суд не учел, что условие продления срока доставки не распространяется на условия начисления платы за пользование инфраструктурой перевозчика по случаю бросания поезда с индексом N 8142-822-5210, то есть ошибочно посчитал установленными обстоятельства, имеющими значение для дела, но не доказанными материалами по делу.
Так судом не дана оценка дорожным ведомостям в количестве 52 штуки, представленным истцом в материалы дела, по отправке вагонов, следовавших в составе поезда с индексом N 8142-822-5210.
Грузоотправителем по данным отправкам является АО "Уральская Сталь", a не ОАО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат", о чем суд сделал ошибочный вывод в решении.
К тому же нормативный срок доставки груза в составе поезда с индексом N 8142-822-5210 приходился на 19.07.2018, что указано в дорожных ведомостях.
Данный поезд был отставлен в пути следования на промежуточной станции Сальск СКВ по причине нарушения технологического оборота грузополучателем в период с 18.07.2018 по 19.07.2018, что указывает на то, что нормативный срок доставки груза был нарушен по причине, зависящей от грузополучателя в соответствии со ст.39 УЖТ РФ.
Спорные вагоны в составе поезда с индексом N 8142-822-5210 прибыли на станцию Новороссийск в разные даты, но уже после истечения нормативного срока доставки груза, что подтверждается извещениями ОАО "РЖД", адресованными грузополучателю ОАО "НМТП", о прибытии вагонов, а также дорожными - ведомостями с отметками о прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск. Данные документы были представлены истцом в материалы дела, но не исследованы судом в решении.
Таким образом, ОАО "РЖД" правомерно начислило спорную плату по случаю отставления от движения поезда с индексом N 8142-822-5210 в соответствии с требованиями ст.39 УЖТ РФ. Истцом были доказаны 2 условия для начисления платы: нарушение грузополучателем технологического оборота вагонов (представлены ведомости подачи и уборки вагонов на пути необщего пользования ПАО "НМТП"), а также нарушение нормативного срока доставки груза (отметки о дате прибытия вагонов на станцию назначения).
На момент бросания спорных поездов на промежуточных станциях согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (представлены в материалы дела) ответчиком нарушались технологические нормы по выгрузке, оговоренные в Договоре.
Таким образом, суд ошибочно сделал вывод о распространении действия договора N 335/АФТО-4/СД от 10.10.2014, заключенного между ОАО "РЖД" и ОАО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" на обстоятельства "бросания" поезда с индексом N 8142-822-5210, где грузоотправителем является АО "Уральская Сталь".
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийск морской торговый порт" j 27.03.2017 г. заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, вступивший в силу 27.03.2017 г. и действующий до 31.12.2019 г. (дополнительное соглашение N3 от 04.04.2018) включительно (далее - Договор).
В соответствии с п. 1 Договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования Владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами Владельца. Подача и уборка вагонов, подаваемых под погрузку сахара-сырца, грузоотправителем которого Владелец не является, производится локомотивом Перевозчика.
Согласно п. 11 Договора следует, что на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, принадлежащего ПАО "Новороссийский морской торговый" порта, устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать часов).
Данная временная величина определяет время разгрузки одного вагона на подъездных путях грузополучателя. В случае нарушения грузополучателем указанного технологического оборота вагонов, а именно превышение данного предела, перевозчиком срываются планы подвоза вагонов к местам выгрузки, то есть сроки доставки грузов в целом, изменяется график движения поездов.
На основании п.п "в" п. 14 Договора Владелец (ПАО "Новороссийский морской торговый порт") уплачивает Перевозчику (ОАО "РЖД") плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение ш железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения), утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1.
В период с 18.07.2018 г. по 19.07.2018 г. ОАО "РЖД" задержан поезд с индексом 8142-822-5210 на станции "Сальск" Северо-Кавказской железной дороги.
Истцом на основании обобщения материалов дела составлена по просьбе апелляционного суда таблица (обобщенная таблица) с указанием вагонов, следовавших в составе указанного поезда номеров дорожных ведомостей, нормативного срока доставки и даты прибытия на станцию назначения, иллюстрирующая наличие первого основания для взыскания спорной платы: нарушения срока доставки.
Доказательством нарушения сроков доставки груза является дорожная ведомость, в которой указывается дата истечения нормативного срока доставки груза рассчитываемого в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27), а также проставляется дата фактического срока доставки груза по назначению.
В обоснование наличия второго условия для взимания платы по правилам статьи 39 УЖТ РФ истец указал на наличие в материалах дела АОФ N 5/4598 от 18.07.2018, подтверждающего простой 23 вагонов с 03 час. 10 мин. по 17 час. 15 мин. 18.07.2018 в связи с занятостью выставочных путей вагонами, следовавшими в адрес ответчика. Также в таблицу сведены подтвержденные материалами дела ранее сведения о занятости выставочных путей с 17 час. 11 мин. 18.07.2018 по 13 час. 15 мин. 19.07.2018, то есть всего за все время задержки в пути следования поезда с индексом 8142-822-5210. В данной таблице указано время занятости, количество вагонов, ожидавших подачу и номера АОФ, представленные в материалы дела в подтверждение указанных фактов.
Поезд с индексом 8142-822-5210 был отставлен от движения на основании оперативного приказа N 5102 от 18.07.2018 г. (17 час. 11 мин.), оформленного на основании обращения N 4688 от 18.07.2018 начальника станции Новороссийск СКВ. Истцом документально подтверждено надлежащее фиксирование как "бросания" поезда, так и послужившей тому причиной занятости путей станции Новороссийск по вине грузополучателя путем составления актов общей формы.
При составлении АОФ о занятости путей ответчиком приводились возражения о том, что уведомление о подаче таких вагонов от истца не поступало и о том, что имеются порожние готовые к уборке вагоны, не принятые перевозчиком.
Указанные возражения перевозчиком отклонялись в тех же актах с указанием сведений о направленных уведомлениях и с указанием на отсутствие порожних вагонов не убранных перевозчиком на момент составления конкретных актов. Все акты в материалах дела имеются. Ответчиком возражения истца по существу не отклонены, доказательства недостоверности приведенных перевозчиком сведений не представлены.
Таким образом, в рамках настоящего дела ответчиком не были опровергнуты документально подтвержденные истцом сведения о нарушении ответчиком технологических сроков оборота вагонов и занятости путей, препятствующих своевременному принятия станцией назначения указанного выше поезда.
Как следует из АОФ данный случай "бросания" поезда допущен в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 Договора (13 часов).
Как видно, в спорный период ответчик выгружал вагоны в сроки, превышающие технологические нормы выгрузки, установленные п. 11 Договора.
Это обстоятельство в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования явилось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов, следующих в адрес ответчика.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические нормы на выгрузку вагонов, установленные пунктом 11 Договора.
Согласно пункту 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования "Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности".
Наличие в настоящем споре указанных условий для начисления платы за время нахождения вагонов в составе поезда N 2583 с индексом 8142-822-5210 на пути общего пользования подтверждается актами общей формы от 18.07.2018 г. N 63 (начало задержки), от 19.07.2018 г. N 64 (окончание задержки), составленными по факту задержки и отправления вагонов на станции "Сальск".
В железнодорожных накладных в качестве причины задержки доставки указано неприем станцией назначения и даны ссылки на акты общей формы.
По случаю "бросания" поезда индексом 8142-822-5210 ответчик был уведомлен извещениями от 18.07.2018 г. N 7036 (поезд 8142-822-5210 задержан в 17 час. 11 мин.), от 19.07.2018 г. N 7054 (поезд 8142-822-5210 отправлен в 13 час. 15 мин.) по станции Сальск.
Основанием для отставления от движения вагонов явился акт общей формы от 16.07.2018 г. N 1899, составленный по станции "Новороссийск", удостоверяющие факт занятости путей ответчика операциями разгрузки-погрузки других вагонов с нарушением технологического срока оборота вагонов.
По прибытию отставленных от движения вагонов в адрес ответчика, на станции "Новороссийск" для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, были составлены акты общей формы на вагоны в количестве 52 штуки, следовавшие в составе поезда с индексом 8142-822-5210.
Соблюдение перевозчиком порядка оформления задержки вагонов в пути следования подтверждается приложенными к исковому заявлению актами общей формы, а также извещениями о задержке и отправлении поездов, направленными ответчику во исполнение пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Первичная документация составляется в 2-х экземплярах и имеется как у истца, так и у ответчика.
В порядке досудебного урегулирования спора, ответчику для внесения в. добровольном порядке платы, начисленной по актам общей формы, была направлена претензия исх. N 18/456 от 20.11.2018 с расчетами и накопительными ведомостями, подтверждающими задолженность ответчика по оплате платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на станции "бросания" на сумму 15 155 руб. 92 коп.
Ответчик отказался от добровольного удовлетворения требований ОАО "РЖД".
Также указанное подтверждается актами занятости станционных путей общего пользования, а также актами занятости выставочных путей вагонами, следовавшими в адрес грузополучателя. Данные акты содержат сведения о простое вагонов, следуемых в адрес ПАО "НМТП", на выставочных путях станции Новороссийск свыше интервала подачи 3 ч. 20 мин. в ожидании подачи на пути необщего пользования ПАО "НМТП", а также сверхнормативного простоя вагонов на станционных путях общего пользования по вине грузополучателя в течение всех периодов задержания спорного поезда с индексом 8142-822-5210 на станции Сальск СКВ.
Доказанность истцом нарушения со стороны ответчика технологического оборота вагонов в спорный период задержки поезда (ведомости подачи и уборки), фиксирование Перевозчиком случаев необоснованного простоя вагонов на выставочных путях ввиду нарушения сроков подачи ПАО "НМТП" вагонов с грузом на пути необщего, а также случаев сверхнормативного простоя вагонов на станции в ожидании подачи на выставочные пути ответчика в связи с занятостью последних указывает на обоснованность неприема станцией Новороссийск спорного поезда и необходимость отставления его на промежуточных станциях.
В результате нарушения ответчиком технологических норм погрузки-выгрузки в период бросания поезда создалась ситуация накопления вагонов, следуемых в адрес ПАО "НМТП", на станционных и выставочных путях.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Из приведенных норм права следует, что представленные истцом доказательства ответчик должен был прямо оспорить в суде первой инстанции, в противном случае, они считаются признанными ответчиком.
Вместе с тем, ответчик прямо представленные истцом доказательства не оспорил путем предоставления относимых и допустимых доказательств.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении требований по поезду N 8142-822-5210 на сумму 15 155,92 руб. у суда не имелось, в связи с чем поскольку ответчиком доказательств погашения задолженности не представлено, постольку с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 15 155,92 руб. задолженности.
Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 208,27 руб. по 25.07.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.07.2019 по день фактической уплаты долга.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Редакция приведенной нормы права изменялась в заявленный истцом период начисления.
В силу пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" Сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, суд первой инстанции исходило из отсутствия задолженности.
Однако, как было указано ранее, требования истца по поезду N 8142-822-5210 на сумму 15 155,92 руб. обоснованны.
Апелляционным судом проверен представленный в материалы дела расчет по указанному поезду, признан верным.
Согласно указанному расчету размер процентов составил 788,09 руб. с момента возникновения обязательства по оплате основного долга (с даты направления претензии об оплате платы) по 25.07.2019.
Также апелляционный суд считает подлежащим удовлетворению требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность в сумме 15 155,92 руб., начиная с 26.07.2019 по день фактической уплаты кредитору денежных средств исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В остальной части решение суда не обжалуется (части 5,6 статьи 268 АПК РФ).
Таким образом, по итогам рассмотрения спора, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 15 155,92 руб. платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 788,09 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность в сумме 15 155,92 руб., начиная с 26.07.2019 по день фактической уплаты кредитору денежных средств исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, в связи с чем решение суда первой инстанции надлежит отменить, принять по делу новый судебный акт в указанной части об удовлетворении исковых требований.
Указанное влечет перераспределение судебных расходов.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При цене иска 24 079,17 руб. размер государственной пошлины составляет 2 000 руб.
При подаче иска истец платежным поручением от 31.07.2019 уплатил государственную пошлину.
Поскольку исковые требования удовлетворены частично на 66,22%, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 1 324 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Аналогичный образом, по правилам статьи 110 АПК РФ в указанной пропорции, подлежат распределению судебные расходы по апелляционной жалобе.
При подаче жалобы истцом государственная пошлина не уплачивалась.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств. Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.
Поскольку исковые требования удовлетворены частично на 66,22%, с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1 987 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, а истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1 013 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2020 по делу N А32-35662/2019 отменить в части отказа во взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 15 155,92 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 788,09 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность в сумме 15 155,92 руб., начиная с 26.07.2019 по день фактической уплаты кредитору денежных средств. В указанной части принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В связи с частичной отменой решения суда заменить абзац первый резолютивной части решения абзацами следующего содержания:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 15 155,92 руб. платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 788,09 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность в сумме 15 155,92 руб., начиная с 26.07.2019 по день фактической уплаты кредитору денежных средств исходя из размера процентов, определяемого ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и 1 324 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Взыскать с публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" в доход федерального бюджета 1 987 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 1 013 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35662/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"