г. Ессентуки |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А15-4478/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 31.01.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А., в отсутствии представителей истца - ООО "Спикс" (ИНН 0562044398), ответчика - ГКУ РД "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (ИНН 0572006666), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Спикс" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.09.2023 по делу N А15-4478/2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спикс" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ГКУ РД "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (далее - ответчик, учреждение) о признании недействительным решение от 01.06.2022 N 11.10/02-2387/22 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 24.04.2020 N 0803200013720000052 и обязании исполнить все предусмотренные контрактом обязательства, в том числе, в соответствии с пунктом 12.1 контракта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.09.2023 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Поскольку истец не представил доказательств выполнения работ соответствующего качества и в сроки, предусмотренные контрактом, равно как и доказательств того, что не выполнение условий контракта связано с виновными действиями заказчика, суд пришел к выводу, что решение от 01.06.2022 N 11.10/02-2387/22 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 24.04.2020 N 0803200013720000052 является законным и обоснованным; процедура принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком соблюдена.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что заказчиком был установлен срок для устранения выявленных недостатков и применение судом пункта 4.2.6 контракта не соответствует фактическим обстоятельствам. Решение суда принято на основании выводов несоответствующих юридическим нормам и фактическим обстоятельствам.
Отзыв на жалобу суду не представлен.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с этого момента является общедоступной.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 АПК РФ. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.09.2023 по делу N А15-4478/2022 в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Из материалов дела установлено, что на основании результатов размещения заказа путем проведения открытого конкурса в электронной форме (протокол N 0803200013720000052 от 08.04.2020 г.) между ГКУ РД "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (заказчик) и ООО "Спикс" (подрядчик) заключен государственный контракт от 24.04.2020 N 0803200013720000052 (далее - контракт), по условиям которого подрядчик в установленные сроки согласно контракту обязуется выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 контракта (далее - соответственно работы, инженерные изыскания, проектная документация, объект), передать в соответствии с контрактом заказчику результаты указанных работ, а заказчик обязуется принять результаты работ и уплатить определенную контрактом цену.
Описание и основные характеристики объекта, наименование объекта: "Водоснабжение с.Хвартикуни, Курми, Кикуни, Гергебль Гергебельского района Республики Дагестан". Место нахождения объекта: с.Хвартикуни, Курми, Кикуни, Гергебль Гергебельского района Республики Дагестан.
Согласно пункту 1.3 контракта обязательства подрядчика по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий считаются выполненными при получении заказчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта.
Согласно пункту 2.1 контракта, объем и содержание работ определены заданием на проектирование объекта капитального строительства (далее - задание на проектирование), (приложение N 1 к контракту) и техническим заданием (приложение N 2 к контракту).
Согласно пункту 2.2 контракта сроки разработки программы инженерных изысканий, начала выполнения инженерных изысканий, окончания выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, получения заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации определены графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту) (далее - график выполнения работ), а сроки и размеры оплаты выполненных в соответствии с контрактом работ (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных работ в случае досрочного прекращения контракта) - графиком оплаты выполненных работ (приложение N 4 к контракту) (далее - график оплаты выполненных работ). График выполнения работ и график оплаты выполненных работ являются неотъемлемой частью контракта и в совокупности составляют график исполнения контракта. Работы, предусмотренные настоящим контрактом, должны быть полностью завершены в течение 100 дней со дня подписания контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта (цена работ) составляет: 5 350 000 (пять миллионов триста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в т.ч. НДС (20%), что составляет 891 666 (восемьсот девяносто одна тысяча шестьсот шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.
Заказчик оплачивает работы, выполненные подрядчиком на соответствующем этапе графика выполнения работ, в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных работ (при условии соблюдения подрядчиком графика выполнения работ), в течение 15 (пятнадцати) дней со дня подписания сторонами акта передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (приложение N 5) (пункт 3.6.).
Полная оплата за выполненные подрядчиком работы осуществляется после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не позднее 15 (пятнадцати) дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ (результатов работ) (пункт 3.7).
Согласно пункту 4.1.1 контракта заказчик имеет право требовать от подрядчика устранения всех недостатков проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выявленных при проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и (или) проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
Согласно пункту 4.3.2 контракта подрядчик обязуется передать заказчику проектную документацию, результаты инженерных изысканий в целях их направления заказчиком на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта в сроки, установленные графиком выполнения работ.
Согласно пункту 4.3.6 контракта подрядчик обязуется устранить за свой счет в установленный заказчиком разумный срок недостатки (дефекты) работ, выявленные в процессе выполнения работ, при передаче результатов инженерных изысканий и (или) проектной документации, при проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, а также выявленные в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 5 (пяти) дней со дня получения уведомления о выявленных дефектах и недостатках.
Приемка выполненных работ (результатов работ) осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (положительного заключения государственной экологической экспертизы, при необходимости) и при наличии заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта (пункт 7.1 контракта).
При получении положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (положительного заключения государственной экологической экспертизы, при необходимости) и при наличии заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта заказчик не позднее 2 (двух) рабочих дней письменно уведомляет подрядчика о получении такого положительного заключения и о своей готовности принять выполненные работы (результаты работ) в определенный в соответствии с пунктом 7.1 контракта срок (пункт 7.2 контракта).
Не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня получения подрядчиком от заказчика указанного в пункте 7.2 контракта уведомления подрядчик направляет заказчику подписанный со своей стороны акт приемки-передачи выполненных работ (результатов работ) (приложение N 6 к контракту) с приложением всех документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ, в том числе: проектную документацию и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, в составе и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации и контрактом, в том числе на электронном носителе, с приложением перечня входящих в их состав документов; счета на оплату работ (пункт 7.3.).
Заказчик в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения подписанного подрядчиком акта приемки-передачи выполненных работ (результатов работ) и прилагаемых документов, указанных в пункте 7.3 контракта:
- осуществляет осмотр выполненных работ (результатов работ) при участии подрядчика;
- подписывает представленный акт сдачи-приемки выполненных работ (результатов работ) либо направляет подрядчику почтовым отправлением (либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции) письменные возражения и (или) замечания с требованием об устранении выявленных недостатков (дефектов) работ и (или) документации (п.7.4.).
Подрядчик за свой счет и в указанный заказчиком разумный срок устраняет выявленные при приемке выполненных работ недостатки (дефекты) работ и (или) недостатки (дефекты) документации и (или) обеспечивает их устранение третьими лицами. В случае если заказчиком такой срок не указан, то устранение недостатков (дефектов) осуществляется в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от заказчика уведомления (пункт 7.5контракта).
После устранения недостатков (дефектов) подрядчик повторно в порядке, предусмотренном пунктом 7.3 контракта, представляет к приемке работы (результаты работ) и документы, подтверждающие устранение выявленных заказчиком недостатков (дефектов). Представленные подрядчиком работы (результат работ) и документы в срок и в порядке, предусмотренном пунктом 7.4 контракта, повторно рассматриваются заказчиком (пункт 7.6 контракта).
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе) и контрактом (пункт 12.2 контракта).
Согласно пункту 12.8 контракта заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту в случае:
- если подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный контрактом срок;
- при существенном нарушении подрядчиком промежуточных сроков (более чем на 1/3 (одну треть)) установленных графиком выполнения работ;
- если отступления в выполнении работ от условия контракта или иные недостатки результата выполненных работ в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Из приложений N 3 и N 4 к контракту следует, что подрядчик должен был выполнить работы в два этапа: 1) в срок до 06.2020 - инженерные изыскания на сумму 373 тыс. руб.; 2) в срок до 07.2020 - проектная документация на сумму 4977 тыс. руб.
20.09.2020 подрядчик направил заказчику на подписание акт передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий от 22.08.2020 в целях передачи их на государственную экспертизу.
20.10.2021 получено отрицательное заключение государственной экспертизы за номером 05-1-2-3-061693-2021 на объект экспертизы "Водоснабжение с.Хвартикуни, Курми, Кикуни, Гергебль Гергебельского района Республики Дагестан".
22.10.2021 учреждение направило обществу отрицательное заключение государственной экспертизы за номером 05-1-2-3-061693-2021. Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом страницы электронной почты ответчика.
В письме от 16.11.2021 N 98 общество сообщило учреждению, что по настоящее время от администрации района не получены документы на земельные участки под площадки водопроводных сооружений, в связи с чем задерживается повторная загрузка проекта на экспертизу.
Письмом от 07.12.2021 N 99 общество просило учреждение выдать доверенность для повторной загрузки на государственную экспертизу и исходные данные необходимые для загрузки. Также общество сообщило учреждению, что не получены от администрации района достоверные и исправленные по замечаниям экспертизы документы на земельные участки под площадки водопроводных сооружений.
14.12.2021 учреждение направило обществу претензию N 1110/025990/21, с указанием на то, что работы не сданы заказчику и положительное заключение государственной экспертизы не получено. Данное нарушение также отражено в акте Службы государственного финансового контроля РД от 20.10.2021 N 05-04/2021. Учреждение просило передать результат работ в течение 30 календарных дней со дня получения претензии и выплатить неустойку в размере 666 075 руб. Учреждение указало, что в случае неисполнения настоящего требования контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.
В письме от 20.01.2022 N 01 общество выразило свое несогласие с претензией от 14.12.2021 N 1110/02-5990/21 и просило выдать доверенность для повторной экспертизы; либо заверение, что заказчик сам намерен войти в экспертизу; либо выдать взаимно согласованные замечания к проекту со взаимно согласованным сроком.
ГКУ РД "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" приняло решение от 01.06.2022 N 11.10/02-2387/22 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 24.04.2020 N 0803200013720000052.
Письмом от 17.08.2022 N 28 общество просило учреждение выдать доверенность и акт приемки откорректированной по перечисленным в письме обстоятельствам документации, а также иные исходные необходимые для загрузки; оплатить часть выполненных работ; вернуть обеспечение контракта.
Полагая, что односторонний отказ от исполнения контракта является незаконным, общество обратилось с иском в суд.
Правоотношение сторон по контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подлежит регулированию нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре подряда, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации (пункт 1 статьи 758 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Исходя из пункта 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из указанных норм следует, что односторонний отказ от исполнения договора возможен в случае, если указанное право предусмотрено законом или договором.
В пунктах 14 и 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что, если в государственном (муниципальном) контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ, отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права.
Как было указано ранее, пунктом 12.7.2 контракта, установлена обязанность заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту при существенном нарушении подрядчиком срока (более чем на 1/3 (одну треть) срока) окончания выполнения работ, предусмотренного контрактом.
В силу статей 432, 766 ГК РФ условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Ответчик обосновал наличие правовых оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке неисполнением подрядчиком обязательств по устранению выявленных нарушений в установленный срок.
Так, 22.10.2021 учреждение направило обществу отрицательное заключение государственной экспертизы за номером 05-1-2-3-061693-2021.
По смыслу пункта 4.3.6 контракта, поскольку учреждение срок устранения недостатков не установило, общество должно было в течение пяти дней со дня получения отрицательного заключения, то есть до 27.10.2021 обязано было устранить за свой счет недостатки (дефекты) работ, выявленные при проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, чего им сделано не было, доказательств обратного не представлено (статья 65 АПК РФ).
Довод апеллянта о том, что применение судом пункта 4.2.6 контракта не соответствует фактическим обстоятельствам, отклоняется, как основанный на ошибочном толковании условий государственного контракта.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доказательств того, что подрядчик после уведомления заказчика о расторжении контракта устранил нарушения, послужившее основанием для принятия учреждением решения об отказе от исполнения контракта, в сроки, установленные пунктом 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, не представлены.
Поскольку истцом взятые на себя обязательства не исполнены в установленный условиями контракта срок, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о соответствии оспоренного истцом одностороннего отказа учреждения от исполнения спорного контракта законным и правомерным.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются как документально не подтвержденные и противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции признает решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.09.2023 по делу N А15-4478/2022 соответствующим нормам материального и процессуального права, основания для удовлетворения апелляционной жалобы у суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.09.2023 по делу N А15-4478/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4478/2022
Истец: ООО "СПИКС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА"
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД