город Омск |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А70-17967/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3177/2020) Колхоза имени Калинина на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.02.2020 по делу N А70-17967/2019 (судья Мингалева Е.А.), принятое по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ИНН 7202137184, ОГРН 1057200712359, место нахождения: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 47)
к Колхозу имени Калинина (ИНН 7211003363, ОГРН 1027201556744, место нахождения: 627443, Тюменская область, Бердюжский р-н, с. Истошино, ул. Алексеева, 62)
о взыскании денежных средств по договору от 16.03.2018 N 07/040-18 о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Колхозу имени Калинина (далее - Колхоз, ответчик) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 16.03.2018 N 07/040-18 в размере 5 271 680 руб.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.02.2020 по делу N А70-17967/2019 исковые требования удовлетворены, с колхоза в пользу департамента взысканы денежные средства в размере 5 271 680 руб. этим же решением с колхоза в доход федерального бюджета взыскано 49 358 руб.государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, колхоз обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об откахе удовлетворении исковых требований департамента.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что на дату заключения договора от 16.03.2018 N 07/040-18 о предоставлении из областного бюджета субсидии пункт 4.2.2, примененный судом первой инстанции, в Положении N 180 -п отсутствовал.
Податель жалобы, ссылаясь на обстоятельства расторжения договоров аренды земельных участков, указал на то, что уменьшение размера посевных площадей в текущем году по сравнению к предшествующему году обусловлено односторонним расторжением арендодателем договоров аренды хмельных участков, что не является нарушением порядка предоставления субсидии; истцом не доказано нецелевое использование предоставленных субсидий.
К апелляционной жалобе колхозом приложены дополнительные документы в виде выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости. Колхозом не обоснована невозможность представления данных документов в суд первой инстанции, в связи с чем указанные выписки не приобщаются к материалам дела,
Департаментом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
16.03.2018 между департаментом и колхозом (далее - получатель субсидии) заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 16.03.2018 N 07/040-18 (далее - договор от 16.03.2018 N 07/040-18), согласно которому колхозу из областного бюджета в 2018 году предоставляется субсидия на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя как получателя средств областного бюджета 007, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 41103R5411, вид расходов 811 в рамках государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п (пункт 1.1. договора).
Согласно разделу 2 договора сторонами определен размер субсидии: размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с договором составляет: 3 632 602 рубля, в том числе: в 2018 году 3 632 602 рубля (-% от общего объема расходов (недополученных доходов)) (пункт 2.1. договора).
Порядок расчета размера субсидии, предоставляемой на возмещение расходов (недополученных доходов), направленных на достижение цели, указанной в пункте 1.1. договора осуществляется в соответствии с порядком предоставления субсидий (пункт 2.2. договора).
Согласно пункту 5.1 договора в случае если получателем допущены нарушения условия предоставления субсидии, в а также в иных случаях в соответствии с Порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с Порядком предоставления субсидии
Между сторонами подписано приложение N 1 к договору в котором стороны согласовали показатели результативности использования субсидии, наименование показателя: отсутствие сокращения размера общей посевной площади в текущем году к предшествующему году, значение показателя (га) 7139; отсутствие сокращения размера посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем году к предшествующему году, значение показателя (га) 7139 (л.д.17).
Также между сторонами подписано приложение N 2 к договору, в котором стороны согласовали отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий, наименование мероприятия: поддержка в области растениеводства; наименование показателя результативности: сохранение размера всей посевной площади и сохранение размера посевных площадей занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми культурами; единица измерения: га; значение показателя результативности, фактическое значение показателя результативности, выполнение показателя, % (л.д.18).
Между сторонами подписано дополнительное соглашение от 20.09.2018 N 1 согласно которому пункт 1.1. договора изложен в новой редакции: колхозу имени Калинина из областного бюджета в 2018 году предоставляется субсидия на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - субсидия) в рамках государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя как получателя средств областного бюджета 007, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 41103R5411, вид расходов 811; код главного распорядителя как получателя средств областного бюджета 007, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 41103R541F, вид расходов 811 (при выделении дополнительных средств федерального бюджета на возмещение затрат на приобретение дизельного топлива для проведения агротехнологических работ).
Также изменен пункт 2.1. договора и изложен в редакции: размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с договором, составляет 5 271 680 руб., в том числе: в 2018 году 5 271 680 руб. (-18% от общего объема расходов (недополученных доходов)) (л.д.21-22).
Согласно справке-расчету от 14.03.2018 сторонами определено наименование групп культур, посевная площадь в текущем году, га; ставка субсидии, руб. на 1 га; сумма субсидии, руб. всего составила 3 632 602 руб. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур- 7 139 га (л.д.19).
Согласно справке-расчету от 19.09.2018 г. сторонами определено наименование групп культур: зерновые, зернобобовые, кормовые культуры; посевная площадь в текущем году, га - 4418; ставка субсидии, руб. на 1 га - 371; сумма субсидии, 1 639 078 руб.. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур текущего года - 4418 га (л.д.23).
Во исполнение условий договора департамент перечислил ответчику субсидию в общем размере 5 271 680 руб., что подтверждается платежным поручением от 25.09.2018 N 338790, от 22.03.2018 N 286741 (л.д.20,24).
Ответчик представил истцу отчет о достижении показателей результативности за 2018 год от 15.01.2019. Согласно представленному отчету, ответчиком снижены показатели результативности использования субсидии. По показателю сохранение размера всей посевной площади фактическое значение показателя результативности составило 4418 га, выполнение показателя 61,88%; по показателю сохранение размера посевных площадей занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми культурами фактическое значение показателя результативности составило 4418 га, выполнение показателя 61,88%.
В последующем, 31.05.2019 истцом в отношении ответчика проведена камеральная плановая проверка достижения значений показателей результативности использования субсидии, установленных в договорах о предоставлении субсидии в зависимости от направления предоставления субсидии Колхозом имени Калинина Бердюжского района за 2018 год, в ходе проверки установлено, что согласно отчетам о достижении значений показателей результативности использования субсидий Колхозом имени Калинина не обеспечено достижение значения показателя результативности по сохранению посевных площадей. Фактическое значение показателя результативности составило 4 418 га, снижение составило 2 721 га. В приложении N 1 к заключению, Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области установлены иные нарушения, отраженные в заключении от 31.05.2019 (л.д.37-38).
В порядке досудебного урегулирования спора департамент направил в адрес ответчика уведомление от 27.08.2019 N 13/3549-19, в котором сообщил ответчику о необходимости перечисления субсидии, полученной по договору в течение 30 календарных дней со дня направления настоящего уведомления (л.д.39-41). Уведомление оставлено без ответа и удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
При удовлетворении исковых требований департамента суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела факта нарушения ответчиком условий предоставления субсидии, предусмотренных договором от 16.03.2018 N 07/040-18.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Порядок предоставления и возврата субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Договор от 16.03.2018 N 07/040-18 о предоставлении из областного бюджета субсидии, между департаментом и колхозом заключен в соответствии с БК РФ, положением о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителем в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п (далее - Положение N 180-п,).
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемый судебный акт содержит ссылку на пункт 4.2.2 Положения N 180-п, который отсутствовал (утратил силу) на момент заключения договора от 16.03.2018 N 07/040-18, поскольку при рассмотрении спора суд первой инстанции правомерно руководствовался постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п в редакции от 02.03.2018, действующей на момент заключения договора о предоставлении субсидии, в которой пункт 4.2.2 имел место.
Согласно пункту 2.21 N 180-п, пунктов 3.4, 6.3.3 договора от 16.03.2018 N 07/040-18 в редакции дополнительного соглашения N1 от 20.09.2018) условием предоставления субсидии является достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соответствии с Порядком N 180-п.
Одним из условий предоставления субсидии является предоставление получателем отчетности установленной в пунктах 3.1, 3.2 Положения N 180-п.
Так, в пункте 3.1.1 Положения N 180-п установлено, что получатель субсидии представляет в департамент отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии по форме согласно Приложению N 4 к Положению.
В случае снижения размера посевной площади в текущем году к предшествующему году, дополнительно к отчету получатель представляет следующие документы:
по изъятию пашни для государственных и муниципальных нужд -решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, решение суда, соглашение органа государственной власти или органа местного самоуправления с собственником земельного участка;
по уменьшению размера посевной площади при одностороннем отказе арендодателя от договора аренды земельного участка с Получателем - копия договора аренды, заключенного на срок более одного года и зарегистрированного в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости, уведомление арендодателя об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка, в случае если право на односторонний отказ предусмотрено договором, и (или) решение суда;
по уменьшению размера посевной площади по природно-климатическим условиям - сведения о причинах недосева сельскохозяйственных культур в период проведения весенних полевых работ по природно-климатическим условиям по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению с приложением акта обследования, составленного комиссией, в состав которой включаются представители органа местного самоуправления, по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению и документов, подтверждающих гидрометеорологические явления, оказавшие воздействие на проведение посевных работ.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Исходя из положений статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Как усматривается из содержания договора от 16.03.2018 N 07/040-18, основанием для возврата субсидии является нарушение получателем условий, установленных при предоставлении субсидии (пункт 5.1 договора).
Аналогичное условие содержится в пункте 5.1 Положения N 180-п (приложение N 4 в редакции от 02.03.2018, действовавшей на момент заключения договора), согласно которому при нарушении условий предоставления субсидий, установленных настоящим Положением N 180-п, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В пункте 2.21. Положения N 180-п в редакции, действующей на момент заключения договора, показатели результативности использования субсидии устанавливаются в договоре о предоставлении субсидии в зависимости от направления предоставления субсидии:
при предоставлении поддержки в области растениеводства - отсутствие сокращения размера общей посевной площади и посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем году к предшествующему году, за исключением случаев:
а) изъятия пашни для государственных и муниципальных нужд;
б) уменьшения размера посевной площади при одностороннем отказе арендодателя от договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным товаропроизводителем, если право на односторонний отказ предусмотрено договором аренды земельного участка;
в) уменьшения размера посевной площади по природно-климатическим условиям;
г) уменьшения размера посевной площади получателями, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции и зарегистрированными на территории муниципальных районов, имеющих общую границу с административным центром области (пункт 2.21.1).
В соответствии с пунктами 4.2., 4.2.2. Положения N 180-п возврат субсидий осуществляется в следующем порядке:
В случае, если получателем не достигнуты значения показателей, установленных в пункте 2.21.1. настоящего Положения N 180-п, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В случае, если получателем не достигнуты значения показателей по посевной площади в разрезе культур по основаниям, установленным подпунктами "а" - "г" пункта 2.21.1. настоящего Положения N 180-п, объем средств, подлежащий возврату в областной бюджет рассчитывается по формуле:
Vвозврата = Ссубсидии x Vi, где: Ссубсидии - ставка субсидии; Vi - объем невыполнения показателя результативности.
Vi = Si - Ti, где: Si - значение показателя результативности, установленное договором о предоставлении субсидии; Ti - фактическое значение показателя результативности.
В случае невозврата субсидий взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 4.2.4. Положения N 180-п).
В рассматриваемом случае департаментом предъявлено требование к колхозу о возврате полученной по договору субсидии ввиду выявления факта снижения показателей результативности, указанных в приложении N 1 к договору от 16.03.2018 N 07/040-18, а именно: сокращение размера общей посевной площади в текущем году к предшествующему году, значение показателя (га) 7139; сокращение размера посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем году к предшествующему году, значение показателя (га) 7139 (л.д.17).
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что по результатам проведенной департаментом внеплановой камеральной проверки достижений значения показателей результативности использования субсидии, ответчику выдано заключение от 31.05.2019, в котором подтверждены показатели, отраженные в соответствующих отчетах. Так, в нарушение пункта 3.4 договора, фактическое значение показателя результативности составило 4 418 га, снижение составило 2 721 га.; допущено недостижение показателя результативности "сохранение размера посвеных площадей к у ровню предыдущего года" в размере 100% (л.д.37-38).
Возражая против выводов департамента и суда первой инстанции, колхоз, не оспаривая установленного факта уменьшения посевных площадей в сравнении с уровнем 2017 года, утверждает, что уменьшение размера посевной площади произошло в связи с односторонним отказом арендодателей от заключенных с ответчиком договоров аренды.
При этом, как следует из заключения от 31.05.2019, в рамках камеральной проверки департамента колхозом представлены подтверждающие документы о расторжении договоров аренды земельных участков, в том числе:
- договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 25.01.2018 N 1, заключенный между участниками долевой собственности (арендодатели) и колхозом (арендатор);
- договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 25.01.2018 N 2, заключенный между участниками долевой собственности (арендодатели) и колхозом;
- договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 07.03.2018 N 3, заключенный между участниками долевой собственности (арендодатели) и колхозом;
- договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 23.04.2018 N 4, заключенный между участниками долевой собственности (арендодатели) и колхозом";
- уведомления о расторжении указанных договоров аренды земельных участков.
Вместе с тем согласно пункту 3.1.1 Положения N 180-п одним из требований к договору аренды является срок его заключения более 1 года и регистрация такого договора в Росреестре.
Так, согласно условиям договора аренды от 25.01.2018 N 1 договор аренды вступает в силу с момента его регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7.2 договора). Согласно отметки Управления Росреестра по Тюменской области договор аренды зарегистрирован 12.02.2018. Срок действия договора определен до 01.02.2019 (пункт 7.1 договора).
Таким образом, договор заключен с 12.02.2018 по 01.02.2019 и срок его действия составляет менее 1 года.
По условиям договора аренды от 25.01.2018 N 2 договор аренды вступает в силу с момента его регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7.2 договора). Согласно отметки Управления Росреестра по Тюменской области договор аренды зарегистрирован 12.02.2018. Срок действия договора определен до 01.02.2019 (пункт 7.1 договора).
Таким образом, договор заключен с 12.02.2018 по 01.02.2019 и срок его действия составляет менее 1 года.
По условиям договора аренды от 07.03.2018 N 3 договор аренды вступает в силу с момента его регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7.2 договора). Согласно отметки Управления Росреестра по Тюменской области договор аренды зарегистрирован 26.03.2018. Срок действия договора определен до 07.03.2019 (пункт 7.1 договора).
Таким образом, договор заключен с 26.03.2018 по 07.03.2019 и срок его действия составляет менее 1 года.
По условиям договора аренды от 23.04.2018 N 4 договор аренды вступает в силу с момента его регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7.2 договора). Согласно отметки Управления Росреестра по Тюменской области договор аренды зарегистрирован 07.05.2018. Срок действия договора определен до 23.04.2019 (пункт 7.1 договора). Таким образом, договор заключен с 07.05.2018 по 23.04.2019 и срок его действия составляет менее 1 года.
При установленных обстоятельствах договоры аренды от 25.01.2018 N 1, от 25.01.2018 N 2, от 07.03.2018 N 3, от от 23.04.2018 N 4 не могут быть приняты в качестве документов, обосновывающих снижение посевных площадей.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что по смыслу условий заключенных между департаментом и колхозом договоров результативность освоения субсидии оценивается путем сопоставления показателей деятельности ответчика с предыдущим годом. Следовательно, для такой оценки за 2018 год требовалось установление отношения зафиксированных в 2018 году показателей с аналогичными показателями 2017 года, и те договоры аренды, на расторжение которых в обоснование позиции по делу ссылается колхоз, исходя из дат их заключения не могли быть учтены при формировании показателей посевных площадей 2017 года, поскольку соответствующие площади земельных участков еще не находились в пользовании ответчика. Иное не следует из материалов настоящего дела.
На иные обстоятельства, повлиявшие на уменьшение посевных площадей в 2018 году и освобождающие ответчика от обязанности по возврату субсидии, податель апелляционной жалобы не ссылается.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для возврата колхозом в областной бюджет субсидии в общем размере 5 271 680 руб.
Довод податель жалобы о том, что нецелевое использование предоставленных субсидий не доказано, не состоятелен, поскольку обязанность по возврату субсидии обусловлена нарушением получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии.
Таким образом, удовлетворив требования истца, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии с правилами статей 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.02.2020 по делу N А70-17967/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17967/2019
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: Колхоз имени Калинина