Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф04-4611/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А75-24196/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2437/2020) общества с ограниченной ответственностью "Виктория" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2020 по делу N А75-24196/2019 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1047200660870, ИНН 7202130767, 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Энергетиков, д. 26) к обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" (ОГРН 1148602002856, ИНН 8602214572, 628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Губкина, д. 11),
при участии в деле в качестве третьего лица муниципального образования городской округ город Сургут,
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - Фальченко Т.Н. по доверенности от 01.06.2020 сроком действия один год;
в отсутствие представителей территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, муниципального образования городской округ город Сургут, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Виктория") о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2020 по делу N А75-24196/2019 заявление удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления лицензируемой деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Губкина, д. 11, на срок 60 суток.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ООО "Виктория" привлечено к административной ответственности на основании протоколов от 09.12.2019 N 149 и предписания от 29.07.2019 N И72-2788/2019, срок исполнения которого истек 30.09.2019. Соответственно, по мнению общества, срок привлечения к административной ответственности истек, поскольку срок привлечения к административной ответственности считается со дня совершения правонарушения. Судом за данные правонарушения заинтересованное лицо в период проведенных проверок привлечено к ответственности за нарушение предметно-количественного учета (дело N А75-16296/2019). Повторная административная ответственность за указанный период и за то же правонарушение недопустима.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Виктория" поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что территориальным органом Росздравнадзора по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО на основании приказа от 31.10.2019 N П72-319/ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Виктория" с целью контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внеплановой выездной проверки общества в рамках лицензионного контроля фармацевтической деятельности, проведенной в период с 01.07.2019 по 26.07.2019, и исполнения выданного предписания от 29.07.2019 N И72-2788/19, срок исполнения которого истек 30.09.2019.
При проведении выездной внеплановой проверки в аптечном учреждении ООО "Виктория" по адресу: г. Сургут, ул. Губкина, д. 11 выявлены длящиеся грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.
В частности, по запросам оптовых организаций ООО "Годовалов" от 25.11.2019 N И72-4316/19 "О предоставлении документов" и АО НПК "Катрен" от 25.11.2019 N И72-4317/19 "О предоставлении документов", являющихся поставщиками лекарственных препаратов в аптечный пункт ООО "Виктория", в рамках проводимой проверки, получена информация: от оптового поставщика АО НПК "Катрен" об отгрузке лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету за период с 01.10.2019 по 24.11.2019 в адрес ООО "Виктория": Лирика 0,15 N 56, капсулы - 200 уп., накладная от 02.10.2019 N 1017519-16; Прегабалин-Рихтер 0,3 N 56, капсулы - 120 уп., накладная от 22.10.2019 N 1103034-16; Тропикамид 1% 10 мл, флак/кап, капли глазные МЭЗ - 46 уп., накладная от 08.10.2019 N 1042083-16; Тропикамид 1% 10 мл, флак/кап, капли глазные МЭЗ - 1954 уп., накладная от 08.10.2019 N 1042083-16; Тропикамид 1 % 10 мл, флак/кап, капли глазные МЭЗ - 850 уп., накладная от 22.10.2019 N 1103034-16;
от оптового поставщика ООО "Годовалов" об отгрузке лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету за период с 01.10.2019 по 24.11.2019 в адрес ООО "Виктория": Лирика 0,3 N 14, капсулы - 500 уп., накладная от 03.10.2019 N 10310-А9205.
Согласно предоставленному журналу предметно-количественного учета с сопроводительным письмом от 12.11.2019 исх. N 114, предоставленным ООО "Виктория" посредством почтовой связи данные препараты на учет не поставлены. Реализация указанных лекарственных препаратов не подтверждена рецептами или требованиями медицинских организаций.
Согласно документам от 12.11.2019 исх. N 114, предоставленным ООО "Виктория" посредством почтовой связи, установлено, что лекарственные препараты, указанные в акте проверки от 26.07.2019 N 100, подлежащие предметно-количественному учету, а именно - от АО НПК "Катрен", г. Тюмень за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в адрес ООО "Виктория", в июне 2019 года отгружены Тропикамид 1% 10 мл (МЭЗ), флаконы, в количестве 2036 флаконов (19.06.2019, 26.06.2019); Лирика 0,3 N 14, капсулы в количестве 155 упаковок (14.06.2019, 25.06.2019); Лирика 0.3 N 56, капсулы в количестве 541 упаковка (07.06.2019, 10.06.2019, 13.06.2019, 14.06.2019, 25.06.2019, 26.06.2019);
от ЗАО фирма ЦВ ПРОТЕК филиал "Протек - 40" г. Сургут в июне 2019 года отгружены: Лирика 0,3 N 14, капсулы в количестве 150 упаковок (товарная накладная от 11.06.2019 N 110198181-001); Лирика 0,3 N 56, капсулы - 19 упаковок (товарная накладная от 13.06.2019 N 110272632-001, товарная накладная от 18.06.2019 N 110430784-001); Мидриацил 1% 15 мл N 1 - 2205 флаконов (товарная накладная от 18.06.2019 N 110430784-001); Прегабалин-Рихтер капс. 150 мг N 14 - 26 упаковок (товарная накладная от 18.06.2019 N 110430784-001);
от ООО "Годовалов", г. Пермь в июне 2019 годы отгружены: Лирика 0,3 N 14, капсулы в количестве 1520 упаковок (17.06.2019 - т/н от 17.06.19 N 11706-С7422, от 24.06.2019 т/н N 12406-С7562, от 06.06.2019 т/и N 30606-А2117, от 26.06.2019 т/н N 32606-С1349); Тропикамид 1% 10 мл. флаконы, отгружены в количестве 6682 флакон (товарная накладная от 18.06.2019 N11806-С7455, товарная накладная от 25.06.2019 N 12506-С7608);
были уничтожены формально с нарушением требований статьи 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Правил уничтожения лекарственных препаратов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674.
Так, ООО "Виктория" представлены акты уничтожения лекарственных средств от 02.02.2019 N 15-1, от 02.02.2019 N 15-2, от 02.02.2019 N 15-3, от 02.02.2019 N 15-4, от 02.02.2019 N 15-5, от 04.05.2019 N 16, от 05.08.2019 N 17, от 05.08.2019 N 17-1, от 22.09.2019 N 18, от 03.10.2019 N 19 в ООО "Сибирская экологическая компания", оформленные с нарушениями нормативных требований. Причина уничтожения лекарственных препаратов предметно-количественного учета, указанная в перечисленных выше актах уничтожения, а именно - "Утрата лекарством изначальной формы и консистенции", не подтверждается комиссионным актом и вызывает сомнения в законных обоснованиях причины для уничтожения.
Изложенное послужило основанием составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении, в соответствии с которым действия общества квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указав на приведенные обстоятельства, территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования удовлетворены судом первой инстанции, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Таким образом, вменяя обществу нарушение части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ должен доказать, что предпринимательская деятельность осуществлена с нарушением условий лицензии.
При этом для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административному органу следует выяснить, осуществляется ли фактически лицом, в отношении которого проводится проверка соблюдения лицензионных требований, предпринимательская деятельность, в случае ее осуществления - соблюдаются ли при этом условия лицензии.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно пункту 47 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 6 указанного Положения о лицензировании предусмотрено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 58.1 Федеральный закона N 61-ФЗ).
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, и медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения, путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (пункт 3 статьи 58.1 Федерального закона N 61-ФЗ).
Как указано выше, в действиях общества выявлены нарушения требований статьи 58.1 Федерального закона N 61-ФЗ, приказа Минздрава России от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету"; приказа Минздрава России от 17.06.2013 N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения"; приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность".
На основании статьи 58.1 Федерального закона N 61-ФЗ перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок включения лекарственных средств для медицинского применения в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере внутренних дел.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, и медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения, путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры и включенных в списки II, III, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также комбинированных лекарственных препаратов, которые содержат кроме наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества и в отношении которых в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрены меры контроля, аналогичные тем, которые установлены в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в них, осуществляется субъектами обращения лекарственных средств в специальных журналах по формам, предусмотренным приложением N 1 к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 644, и приложением к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 419.
Пунктом 3 Правил установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств: 1) производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам; 2) аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам; 3) медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.
Регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, ведется по каждому торговому наименованию лекарственного средства (для каждой отдельной дозировки и лекарственной формы) на отдельном развернутом листе журнала учета или в отдельном журнале учета на бумажном носителе или в электронном виде (пункт 4 Правил).
Пунктом 5 установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, осуществляется лицами, уполномоченными руководителем юридического лица на ведение и хранение журналов учета, или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или на медицинскую деятельность.
Согласно предоставленному ООО "Виктория" журналу предметно-количественного учета с сопроводительным письмом исх. N 114 от 12.11.2019 перечисленные выше препараты, подлежащие предметно-количественному учету, полученные от ООО "Годовалов" и АО НПК "Катрен" в октябре 2019 года обществом на учет не поставлены. Кроме того, реализация указанных лекарственных препаратов не подтверждена рецептами или требованиями медицинских организаций (пункт 14 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России N 403н; рецепты формы 148-1/у-88 хранятся три года).
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что в рамках проверки, проведенной в отношении общества на основании приказа от 31.10.2019 N П72-319/19, с целью установления обстоятельств соблюдения заинтересованным лицом установленных требований и устранения нарушений, выявленных в деятельности общества ранее, административным органом запрашивались актуальные сведения поставщиков лекарственных препаратов об отгрузке за период с 01.10.2019. Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют об осуществлении заявителем контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внеплановой выездной проверки общества в рамках лицензионного контроля фармацевтической деятельности, проведенной в период с 01.07.2019 но 26.07.2019, и исполнения выданного обществу по результатам предыдущей проверки предписания от 29.07.2019 N И72-2788/19, срок исполнения которого истек 30.09.2019.
То обстоятельство, что сведения запрошены в данном случае за период по 24.11.2019, тогда как журнал предметно-количественного учета был предоставлен заинтересованным лицом периодом ведения до 12.11.2019, не имеет в настоящем случае существенного обстоятельства, поскольку, как указано выше, поставщиками представлены сведения об отгрузке препаратов, произведенной в октябре 2019 года. Операции, относящиеся к периоду с 12.11.2019 по 24.11.2019, в справочных материалах не содержатся. При этом журнал предметно-количественного учета, представленный обществом, не содержит доказательств соблюдения требований действующих в сфере спорных отношений нормативных правовых актов применительно к операциям поступления препаратов в октябре 2019 года. Обстоятельства нарушения правил предметно-количественного учета обществом не опровергнуты.
При этом в рамках дела N А75-16296/2019 общество привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение, допущенное в течение иного периода времени (июнь 2019 года). В рамках настоящего дела период проверки и основания таковой не совпадают с обстоятельствами дела N А75-16296/2019.
В силу положений статьи 59 Федерального закона N 61-ФЗ недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из обращения и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда. Контрафактные лекарственные средства подлежат изъятию из обращения и уничтожению по решению суда. Порядок уничтожения контрафактных лекарственных средств устанавливается Правительством Российской Федерации.
Владелец лекарственных средств должен представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ или заверенную в установленном порядке его копию, подтверждающие факт уничтожения лекарственных средств.
Уничтожение лекарственных средств производится организациями, имеющими соответствующую лицензию, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалы проверки свидетельствуют о том, что представленные обществом в обоснование возражений против выводов административного органа акты уничтожения лекарственных средств, датированные 02.02.2019, 04.05.2019, 05.08.2019, 22.09.2019, 03.10.2019, оформлены с нарушением подпункта "г" пункта 11, пункта 13 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674 (далее - Правила N 674), сочтены административным органом и судом первой инстанции ненадлежащим доказательством списания лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету в соответствии с действующими требованиями нормативных правовых актов.
В силу требований подпункта "г" пункта 11 Правил N 674 организация, осуществляющая уничтожение лекарственных средств, составляет акт об уничтожении лекарственных средств, в котором указываются, в том числе, сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке. В представленных актах единицы измерения, серии лекарственных препаратов не указаны.
На основании пункта 13 Правил N 674 акты уничтожения лекарственных средств (или копия, заверенная в установленном порядке) должны, в течение 5 рабочих дней со дня составления, быть направлены в административный орган, что не было сделано обществом.
Причина уничтожения лекарственных препаратов предметно-количественного учета, сформулированная в актах уничтожения как "Утрата лекарством изначальной формы и консистенции", не подтверждается комиссионным актом и не находит какого-либо достоверного подтверждения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях общества заявителем обоснованно установлены нарушения правил предметно-количественного учета лекарственных препаратов.
Фармацевтическая деятельность отнесена действующим законодательством к числу особо значимых видов экономической (хозяйственной) деятельности, подлежащей лицензированию, что свидетельствует о том, что соблюдение ООО "Виктория" лицензионных требований и правил при осуществлении указанной деятельности является необходимым условием для создания гарантий не нанесения ущерба правам, законным интересам граждан.
Материалы дела не свидетельствуют о принятии обществом всех зависящих от него необходимых мер для обеспечения соблюдения требований законодательства при осуществлении лицензионной деятельности. В материалах дела отсутствуют доказательства, из которых следует, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного в действиях ООО "Виктория" нашел подтверждение состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 и положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ).
В силу положений части 1 статьи 3.12 КоАП РФ обстоятельствами, при наличии которых может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности является, в том числе, совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Перечисленные обстоятельства служат основаниями для административного приостановления деятельности, если менее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
При выборе меры административного наказания судом первой инстанции приняты во внимание обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер и последствия, учтен длительный характер противоправного поведения, наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства в виде повторного совершения аналогичного правонарушения в течение года с момента привлечения к административной ответственности решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.10.2019 по делу N А75-16296/2019.
По убеждению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу административное наказание в виде административного приостановления деятельности соответствует характеру и обстоятельствам совершения административного правонарушения. Оснований для несогласия с решением по делу в данной части не усматривается.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Порядок привлечения общества к ответственности соблюден.
Удовлетворив заявление территориального органа Росздравнадзора о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение по делу.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате таковой при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2020 по делу N А75-24196/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-24196/2019
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу, Ямало-Ненецкому автономному округу, ТО "Росздравнадзора"
Ответчик: ООО "ВИКТОРИЯ"
Третье лицо: Администрация г. Сургута