город Омск |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А46-25006/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4082/2020) акционерного общества "Омскгоргаз" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2020 по делу N А46-25006/2019 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Омскгоргаз" (ИНН 5504037369, ОГРН 1025500972881, 644024, Омская область, г. Омск, ул. Красных Зорь, 19) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939, 644010, Омская область, г. Омск, пр. Карла Маркса, 12А) о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 02.12.2019 N 055/04/9.21-986/2019 и о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 055/04/9.21-986/2019 от 02.12.2019,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Горностаевой Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омскгоргаз" - Мальцева Н.Е. по доверенности от 31.12.2019 N 135 сроком действия по 31.12.2020;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Астахова Н.Н. по доверенности от 09.01.2020 N 08-04/АН сроком действия до 31.12.2020;
от Горностаевой Л.И. - Мишуров Д.А. по доверенности от 12.11.2019 N 55АА 2285903 сроком действия один год,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омскгоргаз" (далее - заявитель, АО "Омскгоргаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Омское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу N 055/04/9.21-986/2019 от 02.12.2019, а также недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 02.12.2019 N 055/04/9.21-986/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена потерпевшая Горностаева Л.И. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.03.2020 по делу N А46-25006/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что мотивированный отказ Горностаевой Л.И. от подписания проекта договора был рассмотрен, и на него предоставлен ответ о невозможности учета ее требований до момента утверждения платы за подключение решением органа регулирования. В ходе производства по делу об административном правонарушении антимонопольный орган не рассмотрел по существу мотивированный отказ Горностаевой Л.И. и возражения газораспределительной организации по предмет их соответствия нормативному акту, регулирующему спорные правоотношения. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что АО "Омскгоргаз" обязано было учесть в проекте договора волеизъявление третьего лица о самостоятельной разработке ею проектной документации до точки подключения на границе земельного участка заявителя, однако такая обязанность по договору возложена на исполнителя, кем Горностаева Л.И. не является. Обязанность по разработке проектной документации, подготовке на основании этого проекта расчета платы за подключение, направлению указанных документов на утверждение в РЭК Омской области возложена на АО "Омскгоргаз". Порядок и сроки внесения платы по договору, предусматривающему подключение по индивидуальному проекту, устанавливаются по соглашению сторон, однако Горностаева Л.И. возражений по поводу порядка и сроков внесения платы за подключение в своем мотивированном отказе не заявляла, и антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельства и правомерность включения в договор о подключении пункта 3.5. не устанавливались, в протоколе об административном правонарушении не указано на противоправность действий по включению в договор пункта о сроках и размере платы за подключение. Порядок и сроки внесения платы за технологическое присоединение являются существенным условием договора о подключении и исключены быть не могут. Обязательное наличие в договоре пункта о порядке внесения платы подтверждается Типовой формой договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (подпункт "г" пункта 10), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713. Поскольку договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения является публичным договором, типовая форма которого утверждена нормативным актом, оснований изменять существенные условия такого договора у АО "Омскгоргаз" не имеется.
В письменных отзывах на жалобу антимонопольный орган и Горностаева Л.И. просят оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем общества поддержаны доводы поданной жалобы. Представитель Омского УФАС России высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу. Представитель Горностаевой Л.И. поддержал позицию, отраженную в письменном отзыве на жалобу заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, заслушав заявителя, заинтересованное лицо и третье лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 19.07.2019 Горностаева Л.И. обратилась в АО "Омскгоргаз" с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства - административно-бытового корпуса, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 105а, с необходимой нагрузкой 517,4 куб. м/час.
В заявке Горностаева Л.И. в соответствии с пунктом 112 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), выразила намерение самостоятельно осуществить строительство сети газопотребления от границы своего земельного участка до точки подключения на сети газораспределения АО "Омскгоргаз".
30.07.2019 АО "Омскгоргаз" в ответ на указанную заявку направило в адрес гр. Горностаевой Л.И. проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения по индивидуальному проекту б/д N 04р-38 приложив к нему технические условия от 25.06.2019 N 94 и предварительный расчет стоимости подключения.
14.08.2019 Горностаева Л.И. направила в адрес АО "Омскгоргаз" мотивированный отказ от подписания договора о подключении, поскольку его условия не представляют ей возможность самостоятельно осуществить строительство сети газопотребления от границы своего земельного участка до точки подключения на сети газораспределения АО "Омскгоргаз", просила в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа рассмотреть его, принять меры к урегулированию разногласий и направить на подписание новый проект договора о подключении, технические условия и предварительный расчет платы за подключение.
АО "Омскгоргаз" 26.08.2019 письмом (исх. N 11/2180) в ответ на заявку на подключение (вх. N 620 от 19.07.2019) Горностаевой Л.И. и мотивированный отказ от 14.08.2019 вх. N 718 сообщило Горностаевой Л.И., что на данном этапе в договоре о подключении невозможно указать мероприятия, выполняемые заявителем и уменьшить размер платы за технологическое присоединение для заявителя на стоимость выполняемых им мероприятий по причине неутверждения решением РЭК Омской области размера платы за технологическое присоединение.
В результате рассмотрения материалов по заявлению Горностаевой Л.И. на действия АО "Омскгоргаз" по уклонению от заключения договора о подключении к сети газораспределения на условиях, предложенных заявителем, Омским УФАС России в действиях общества установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 19.11.2019 протокола N 055/04/9.21-986/2019 об административном правонарушении в отношении юридического лица АО "Омскгоргаз".
По результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным органом вынесено постановление по делу N 055/04/9.21-986/2019 от 02.12.2019, которым общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Кроме того, по результатам рассмотрения материалов дела было вынесено представление от 02.12.2019 N 055/04/9.21-986/2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, согласно которому АО "Омскгоргаз" необходимо принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно - рассмотреть мотивированный отказ, содержащийся в письме от 14.08.2019 вх. N 718 Горностаевой Л.И., от подписания проекта договора о подключении N 04р-38 в соответствии с Правилами N 1314 и осуществить действия, направленные на выполнение императивно установленной пунктом 79 Правил N 1314 обязанности сетевой организации, а именно - принять меры к урегулированию разногласий и направить в адрес Горностаевой Л.И. для подписания новый проект договора о подключении.
Указав, что постановление и представление являются незаконными, АО "Омскгоргаз" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены без удовлетворения, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям энергоснабжения, ограничивающего доступ к получению ресурсов, которые находятся в ведении субъектов естественных монополий. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к сетям энергоснабжения. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к сетям энергоснабжения требований соответствующих нормативных актов.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами N 1314.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности; под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).
Из пункта 60 Правил N 1314 следует, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
При этом согласно пункту 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В пункте 64 Правил N 1314 предусмотрено, что для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
В пункте 69 Правил N 1314 указан перечень документов, прилагаемых к заявке.
По смыслу пункта 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки).
В силу пункта 76 Правил N 1314 заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.
В случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий (пункт 77 Правил N 1314).
Пунктом 78 Правил N 1314 установлено, что в случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется.
В соответствии с пунктом 79 Правил N 1314 при направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении или протокола разногласий к проекту договора о подключении исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных мотивированного отказа и протокола разногласий рассмотреть их, принять меры к урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении.
Пунктом 112 Правил N 1314 предусматривается, что в случае если размер платы за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, заявитель вправе осуществить мероприятия по подключению за границами своего участка (за исключением мероприятий по подключению, предусмотренных подпунктами "а", "г" и "д" пункта 97 настоящих Правил). В договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.
Как указано выше, 19.07.2019 Горностаева Л.И. обратилась в АО "Омскгоргаз" с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства - административно-бытового корпуса с необходимой нагрузкой 517,4 куб. м/ час. В заявке третье лицо с применением пункта 112 Правил N 1314 изложило волеизъявление самостоятельно осуществить строительство сети газораспределения от границы земельного участка до точки подключения на сети. При этом подателем заявки от общества требовалось только непосредственное проведение врезки построенного газопровода в существующие сети, пуска газа и мониторинга исполнения технических условий.
Отвечая на заявку, общество направило в адрес Горностаевой Л.И. проект договора N 04р-38 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства с приложенными дополненными техническими условиями и предварительным расчетом стоимости подключения.
В направленном АО "Омскгоргаз" проекте договора о подключении в обязанности АО "Омскгоргаз" (исполнителя) вменены следующие действия:
- пункт 2.1.1: "Разработать проектную документацию на создание (реконструкцию) сети газораспределения до точки (точек) подключения (технологического присоединения) на границе земельного участка Заявителя (проект газоснабжения) и получить на нее положительное заключение экспертизы (при необходимости создания сети газораспределения) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации.";
- Пункт 2.1.3: "Осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки (точек) подключения, а также подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного пунктом 1.3 настоящего договора".
При этом в обязанности заявителя в проекте договора о подключении вменено только строительство сетей газопотребления в границах участка заявителя (пункты 2.3.1, 2.3.2 и 2.3.5 проекта договора).
В предмете договора (пункт 1.1) Горностаевой Л.И. вменена обязанность обеспечить готовность к подключению только в пределах границ принадлежащего ей земельного участка.
В результате рассмотрения проекта договора подателем заявки установлено, что в пункте 5.1 направленного АО "Омскгоргаз" проекта договора о подключении указано, что граница разграничения имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям газораспределения и газопотребления указываются в акте разграничения имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 5), который становится неотъемлемой частью настоящего договора с момента его подписания сторонами. При этом приложение N 5 не содержит положений о порядке разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, соответствующей пункту 112 Правил N 1314.
Согласно пункту 83 Правил N 1314 существенным условием договора о подключении является порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон. Заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка, кроме случая, указанного в пункте 112 Правил N 1314 (пункт 89 Правил N 1314).
Точка подключения в технических условиях, прилагаемых к новому проекту договора о подключении, подлежала размещению на существующих сетях газораспределения общества для самостоятельного выполнения Горностаевой Л.И. мероприятий по подключению (проектирования и строительства газопровода от этой точки подключения до земельного участка).
В соответствии с пунктом 92 Правил N 1314 внесение платы за технологическое присоединение заявителями второй и третьей категорий, кроме случаев, когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, осуществляется в следующем порядке:
а) 25 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня заключения договора о подключении;
б) 25 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 3 месяцев со дня заключения договора о подключении, но не позже дня фактического присоединения;
в) 35 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 1 года со дня заключения договора о подключении, но не позже дня фактического присоединения;
г) 15 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении).
Указанный порядок внесения платы за подключение незаконно изложен в пункте 3.5 представленного Горностаевой Л.И. проекта договора о подключении, несмотря на то, что в силу прямого указания пункта 92 Правил N 1314 данный порядок не применяется, если размер платы за подключение устанавливается по индивидуальному проекту. Согласно пункту 94 Правил N 1314 в случае, если плата за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, порядок и сроки внесения платы устанавливаются соглашением сторон договора о подключении исходя из графика выполнения работ и их стоимости, определенной решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом не менее 20 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении).
В силу прямого указания закона порядок внесения платы за подключение должен определяться сторонами только после решения органа регулирования об утверждении размера платы за подключение по индивидуальному проекту.
Установив, что направленный проект договора не учитывает волеизъявления Горностаевой Л.И., последняя 14.08.2019 направила в адрес общества мотивированный отказ от подписания проекта договора. В указанном документе подателем заявки отмечено, что Горностаева Л.И. изъявила желание самостоятельно осуществить мероприятия по подключению за границами принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 55:36:040110:109 до точки подключения на границе существующих сетей газораспределения АО "Омскгоргаз", от последнего же требуется выполнить только мероприятия по врезке построенного газопровода в существующие сети газораспределения, пуску газа и мониторингу исполнения технических условий. Полученный Горностаевой Л.И. проект договора о подключении, точке подключения и сроке подключения в технических условиях, предварительный расчет стоимости подключения подготовлены обществом без учета уточнений подателя заявки.
26.08.2019 общество ответило на мотивированный отказ Горностаевой Л.И., пояснив, что в договоре по состоянию на актуальный момент не являлось возможным определение мероприятий, выполняемых подателем заявки, и уменьшение размера платы за технологическое присоединение, поскольку размер платы уменьшается на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которое, в свою очередь, принимается после окончания разработки проектной документации и предоставления исполнителем документов в обоснование индивидуального тарифа.
При этом в нарушение приведенных выше требований Правил N 1314 АО "Омскгоргаз" не направило в адрес Горностаевой Л.И. проект договора технологического присоединения с учетом изложенного третьим лицом волеизъявления или протокол разногласий, то есть не урегулировало спор.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы заявителя о том, что АО "Омскгоргаз" не выражало несогласия с предложением Горностаевой Л.И. о самостоятельном строительстве сети газораспределения за границей земельного участка, а лишь разъяснило положения нормативных актов, предложив установить плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, а после ее утверждения в установленном порядке, внести изменения в договор путем подписания дополнительного соглашения. Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что проект договора технологического присоединения составлен с нарушением требований действующего правового регулирования, новый проект договора в адрес подателя заявки (Горностаевой Л.И.) не направлен.
Материалами дела подтверждается событие административного правонарушения в действиях общества.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения АО "Омскгоргаз" вышеперечисленных требований правового регулирования, а также о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного выше административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административным органом установлено и подтверждается материалами дела.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у антимонопольного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом апелляционной инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается.
На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд апелляционной инстанции считает, что назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. является адекватным и соразмерным правонарушению, допущенному АО "Омскгоргаз".
По убеждению апелляционного суда, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, следовательно, судом первой инстанции законно отказано в удовлетворении требования заявителя об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 055/04/9.21-986/2019 от 02.12.2019.
Согласно положениям статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Из анализа указанной выше нормы следует, что представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выдается в случае установления нарушений норм права, выявленное в рамках административного производства.
С учетом установленных по делу обстоятельств основания для признания недействительным представления, внесенного антимонопольным органом в связи с привлечением общества к административной ответственности, отсутствуют.
При данных обстоятельствах апелляционная коллегия полагает, что, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Основания для признания недействительным представления от 02.12.2019 N 055/04/9.21-986/2019 Омского УФАС России отсутствуют.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Омскгоргаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2020 по делу N А46-25006/2019 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Омскгоргаз" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 2460 от 17.04.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-25006/2019
Истец: АО "ОМСКГОРГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Горностаева Любовь Игоревна