Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф09-6067/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А60-13983/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балтаевой Р.Н.,
при участии:
от истца, третьего лица: не явились,
от ответчика АО "РУСАЛ УРАЛ": Волосков А.Н., доверенность от 07.12.2018,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2019
по делу N А60-13983/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (ИНН 6612027056, ОГРН 1086612002058)
к акционерному обществу "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" (ИНН 6612005052, ОГРН 1026600931180),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Теплокомплекс" (ИНН 6612047373, ОГРН 1156612000973),
об урегулировании разногласий по договору теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" обратилось в суд с исковым заявлением к АО "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" об урегулировании разногласий по договору теплоснабжения от 19.04.2017 N УАЗ-0076/17-ОТ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены, п. 2.1.3, п. 2.1.12, п. 3.1.7, п. 3.1.10, п. 3.1.12, п. 3.1.13, п. 3.1.16, п. 3.1.19, п. 4.2, п. 4.5, п. 5.1, п. 5.5, п. 5.6, п. 6.1, п. 6.6, п. 7.2, п. 7.4, п. 7.5, п. 7.7, п. 8.2, п. 9.1, п. 9.3, Приложения к договору N 1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 6, 8 приняты в редакции истца.
Ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять спорные пункты договора в редакции ответчика, которая, по его мнению, соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 20.02.2020 апелляционная жалоба ответчика принята к производству апелляционного суда, судебное разбирательство в судебном заседании назначено на 08.04.2020.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2020 приостановлено производство по настоящему делу с учетом принятых Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 (с изменениями от 29.04.2020).
Определением апелляционного суда от 13.05.2020 назначено судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу и проведения в этом же заседании судебного разбирательства по рассмотрено апелляционной жалобы на 30.06.2020.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 30.06.2020 производство по настоящему делу возобновлено.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" является управляющей компанией многоквартирных домов в г. Каменск-Уральский Свердловской области.
Ресурсоснабжающая компания АО "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" является поставщиком коммунальных ресурсов (отопление и горячее водоснабжение) в многоквартирные дома Красногорского района г. Каменска-Уральского, включая жилые районы Чкаловский и Силикатный.
В целях установления договорных отношений между истцом и ответчиком в адрес управляющей организации был направлен проект договора теплоснабжения N УАЗ-0076/17-ОТ.
В процессе урегулирования разногласий по проекту договора между сторонами возникли неурегулированные противоречия. В связи с изложенными обстоятельствами истец обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий между истцом и ответчиком по проекту договора теплоснабжения N УАЗ-0076/17-ОТ.
С учетом уточнения исковых требований неурегулированными пунктами договора остались п. 2.1.3, п. 2.1.12, п. 3.1.7, п. 3.1.10, п. 3.1.12, п. 3.1.13, п. 3.1.16, п. 3.1.19, п. 4.2, п. 4.5, п. 5.1, п. 5.5, п. 5.6, п. 6.1, п. 6.6, п. 7.2, п. 7.4, п. 7.5, п. 7.7, п. 8.2, п. 9.1, п. 9.3, Приложения к договору 1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 6, 8.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, признав редакцию спорных пунктов договора, предложенную истцом, соответствующей требованиям законодательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав объяснения представителя истца и ответчика в судебном заседании и оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется, руководствуясь при этом следующим.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда согласно статье 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
Договор энергоснабжения в силу ст. 426 ГК РФ относится к публичным договорам.
В соответствии со ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой тепловой энергии и теплоносителя, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В силу пунктов 1, 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами теплоснабжения, правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с изложенными требованиями закона при определении условий договора суд первой инстанции правомерно руководствовался § 6 главы 30 ГК РФ, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Установив, что истец является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов (далее - МКД), и как, исполнитель коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации (РСО) - АО "Русал Урал", тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальной услуги по отоплению, суд первой инстанции при разрешении разногласий, возникших при заключении договора правомерно исходил из того, что к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу п. 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми акт актами в сфере ресурсоснабжения.
Суд первой инстанции, принимая спорные пункты договора в редакции истца, правомерно исходил из следующего.
Истец просил изложить пункт 2.1.3. договора в следующей редакции: "ТСО обязуется: Обеспечить надлежащее качество и надежность теплоснабжения объектов Потребителя в точке поставки (присоединения), а именно подачу теплоносителя с расходом, температурой и давлением в подающем и обратном трубопроводах в соответствии с температурным графиком и гидравлическим режимом тепловых сетей".
Редакция ответчика пункта 2.1.3. договора следующая:
"Обеспечить качество теплоснабжения в точке поставки, а именно температуру сетевой воды в подающем трубопроводу, в соответствии с Приложением N 2 с допустимым отклонением по температуре не более +/- 3".
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу пункта 17 Правил N 124 показатели качества поставляемого коммунального ресурса являются существенным условием договора.
Согласно пункту 24 Правил N 808 показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Пунктом 16 приложения 1 Правил также N 354 предусмотрено, что давление во внутридомовой системе отопления с любыми отопительными приборами должно не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышать статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.
Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается.
Согласно п. 50, 51 "Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "...контролю подлежат параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим. При присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети теплоснабжающая организация обеспечивает:
а) давление в обратном трубопроводе;
б) располагаемый напор; (перепад давления между подающим и обратным труб-ми) в) соблюдение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения, °C.
В соответствии с п. 11 Организационно - методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 21.04.2000 года N 92, предусматриваемый в договоре режим отпуска тепловой энергии характеризуется прилагаемым к договору температурным графиком регулирования отпуска тепла в зависимости от температуры наружного воздуха, а также давлениями в подводящем и отводящем трубопроводах.
Согласно п. 6.2.1, 6.2.58 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Исходя из анализа указанных нормативных актов, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что качество теплоснабжения не ограничивается только температурой сетевой воды в подающем трубопроводе. Помимо температуры к качеству ресурса относятся такие параметры, как расход и давление в подающем и обратном трубопроводах, определенные на основании гидравлического режима наружных тепловых сетей.
Таким образом, поскольку редакция пункта 2.1.3 договора, предложенная ответчиком, противоречит действующему законодательству, суд первой инстанции обоснованно принял редакцию истца.
Истец просил изложить пункт 2.1.12. договора в следующей редакции: "ТСО обязуется: Разрабатывать на каждый отопительный сезон и предоставлять Потребителю в срок до 15 сентября текущего года температурные графики, согласованные и утвержденные органом местного самоуправления и гидравлические режимы в точках поставки внутридомовых инженерных систем отопления и централизованных тепловых сетей инженерно-технического обеспечения".
Редакция ответчика пункта 2.1.12. договора: "Разрабатывать на каждый отопительный сезон и по запросу Потребителя предоставлять согласованные и утвержденные температурные графики".
Согласно п. 6.2.60 Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов.
В соответствии с п. 6.2.61. Правил N 115 для каждой контрольной точки тепловой сети и на узлах подпитки в виде режимной карты устанавливаются допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном (и подпиточном) трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного и летнего периодов. Мероприятия по регулированию расхода воды у потребителей составляются для каждого отопительного сезона.
В силу п. 50 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 21.04.2000 года N 92, теплоснабжающая организация обязана:
- обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование системы теплоснабжения в соответствии с требованиями нормативно - технической документации и договором, заключенным между абонентом и теплоснабжающей организацией;
- разрабатывать гидравлические и тепловые режимы системы централизованного теплоснабжения до границ эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентами, обеспечивающих нормальное функционирование систем теплопотребления абонентов с расчетными параметрами в соответствии с техническими условиями на присоединение.
Поскольку отопительный сезон начинается в середине сентября, то температурные графики ТСО необходимо предоставлять до 15 сентября текущего года.
Проанализировав положения пункта 6.2.60 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, пункта 6.28 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 N 285, суд первой инстанции признал требования истца обоснованными. Из указанных норм судом сделан правильный вывод о том, что гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов, при этом ежегодно проводится корректировка эксплуатационных гидравлических режимов с учетом фактических тепловых нагрузок и коммутационной схемы тепловых сетей, а потому предоставление ответчиком гидравлического режима является обязательным.
В связи с этим пункт 2.1.12. договора подлежит принятию в редакции истца, как соответствующий положениям указанных норм.
Истец просил принять пункт 3.1.7. договора в следующей редакции: "Потребитель обязуется: Обеспечивать сохранность и работоспособность, в зоне его эксплуатационной ответственности, внутридомовых инженерных систем отопления и оборудования этих систем, в том числе приборов учета тепловой энергии. При обнаружении неисправности приборов учета, принадлежащих Потребителю, или их несоответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и известить ТСО обо всех случаях неисправности приборов и схем коммерческого учета. Выполнять требование ТСО по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета расчет расхода коммунальных ресурсов за данный отчетный период производится в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных ПП РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034 и Правил от 14 февраля 2012 г. N 124".
Редакция п. 3.1.7 ответчика следующая: "Обеспечивать сохранность и работоспособность, в зоне его эксплуатационной ответственности, внутридомовых инженерных систем и оборудования, в том числе приборов учета тепловой энергии. При обнаружении неисправности приборов учета, принадлежащих потребителю, или их несоответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и известить в течение суток ТСО обо всех случаях неисправности приборов и схем коммерческого учета. Выполнять требование ТСО по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за данный отчетный период производится в соответствии с требованиями Правил, обязательных при заключении управляющей компанией или ТСЖ либо ЖК или иным специализированным ПК договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, а также в соответствии с Правилами N 354.
Поскольку редакция истца не противоречит действующему законодательству, она обоснованно принята судом первой инстанции. В любом случае, коммерческий учет тепловой энергии расчетным путем производится в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, а также Правил N 124 и Правил N 354, независимо от наличия ссылки в договоре на данные нормативные акты.
Пункт 3.1.10. договора в редакции истца: "При реорганизации либо при переходе прав управления жилищным фондом Потребитель производит расчет за тепловую энергию с ТСО, при условии имеющейся задолженности за принятый коммунальный ресурс тепловая энергия для целей отопления, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.".
Пункт 3.1.10. договора в редакции ответчика: "Уведомить в течение 3-х рабочих дней ТСО об изменении места регистрации и (или) почтовых реквизитов для переписки, банковских реквизитов, а также наименования Потребителя. При реорганизации либо при переходе прав управления жилищным фондом Потребитель обязан произвести полный расчет за принятую тепловую энергию, и теплоноситель, а также представить ТСО акт передачи тепловых нагрузок правопреемнику. В случае невозможности определения правопреемника, ТСО прекращает поставку тепловой энергии и теплоносителя на объекты с оформлением надлежащего акта.
Суд первой инстанции, принимая редакцию истца, правильно исходил из того, что вопрос об обмене информацией при изменении статуса, адреса, реквизитов сторон уже урегулирован сторонами в пункте 8.4 договора. При этом очередность выплат при ликвидации юридического лица установлена статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Необходимость и возможность включения в условия договора положений об обязанности потребителя предоставлять ТСО акт передачи тепловых нагрузок правопреемнику, а также о прекращении поставки тепловой энергии и теплоносителя в случае невозможности определения правопреемника, ответчиком нормативно не обоснована, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал редакцию истца, содержащую ссылку на положения Гражданского кодекса Российской Федерации приемлемой для договора.
Пункт 3.1.12. договора суд первой инстанции принял в редакции истца, а именно: (Потребитель обязуется) "Вести коммерческий учет тепловой энергии для целей отопления, потребляемой за расчетный период, с помощью приборов учета или расчетным путем в соответствии с Правилами N 354 и Правилами N 124.".
Ответчиком предложена следующая редакция данного пункта: Вести учет потребляемых тепловой энергии, теплоносителя посредством ведения журнала ежесуточных показаний общедомовых узлов учета тепловой энергии, теплоносителя (карточек показаний ОДПУ); ежемесячно предоставлять в ТСО реестр показаний общедомовых узлов учета и посуточный отчет о расходе тепловой энергии, теплоносителя, параметрах теплоносителя по общедомовым узлам учета (карточка показаний (посуточные ведомости приборов учета).
Разногласия сторон возникли в связи с тем, что ответчик настаивает на включении в договор обязанности управляющей организации предоставлять ресурсоснабжающей организации посуточные ведомости приборов учета. Как полагает ответчик, такая обязанность потребителя предусмотрена Правилами N 1034, поскольку для решения вопроса о проведении проверки достоверности переданных показаний ОДПУ необходимы ежесуточные показания.
Согласно, подпункта "д" пункта 18 Правил N 124 в договоре энергоснабжения предусматриваются следующие условия - обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 1034 в срок, установленный договором, потребитель или уполномоченное им лицо передает теплоснабжающей организации отчет о теплопотреблении, подписанный потребителем. Договором может быть предусмотрено, что отчет о теплопотреблении представляется на бумажном носителе, на электронных носителях или с использованием средств диспетчеризации (с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы).
Также Правилами N 1034 предусмотрено в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета (п. 83).
Кроме того, Правилами N 124 (пункты 6 и 7) установлен перечень документов, которые исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить ресурсоснабжающей организации. В данном перечне посуточные ведомости не указаны. Более того, п. 8 Правил N 124 ресурсоснабжающей организации запрещено требовать от исполнителя услуг предоставления документов, не предусмотренных этими Правилами.
Таким образом, поскольку действующим законодательством установлена обязанность исполнителя (истца) передавать в ТСО (ответчику) подписанные отчеты об объемах коммунального ресурса, на основании показаний прибора учета только за расчетный период, т.е. за месяц, оснований для утверждения указанного пункта в редакции ответчика у суда не имелось.
Ссылка ответчика на судебные акты по делу N А60-12316/2018, которыми между теми же сторонами урегулированы разногласия по договору горячего водоснабжения, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ведомости о посуточном потреблении горячей воды и тепловой энергии для горячего водоснабжения необходимы для расчета качества горячей воды по Приложению N 2 к Правилам N 354. Предметом же данного договора является поставка тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, качество которой определяется температурой воздуха внутри жилых помещений, в связи с чем необходимости в предоставлении ежесуточных показаний приборов учета не имеется.
Пункт 3.1.13 договора принят судом первой инстанции в редакции истца: (Потребитель обязан) "Представлять в ТСО ежемесячно, до 27-го числа текущего месяца, по домам, оснащенным ОДПУ, подписанную уполномоченным лицом сводную ведомость о потребленной тепловой энергии за расчетный период (Приложение N 8).
В случае отсутствия приборов учета, расчет за коммунальный ресурс, производится исходя из нормативов потребления, установленных компетентным органом, согласно Правилам N 354 и Правилам N 124.".
В редакции ответчика пункт 3.1.13. договора сформулирован следующим образом: "Предоставлять ТСО ежемесячно до 25-го числа текущего месяца Ведомость учета тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды (Приложение N 8) в соответствии с п. 3.1.12 договора (с приложением посуточных ведомостей общедомовых узлов учета). В случае отсутствия общедомовых узлов учета объем за потребленную тепловую энергию, теплоноситель определяется исходя из утвержденных нормативов на тепловую энергию, установленных в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случае наличия претензий Потребителя к качеству поставленного ресурса, предоставлять почасовые показания ОДПУ за период, когда имеются разногласия и претензии по поводу качества поставленного коммунального ресурса".
Разногласия сторон состоят в сроках предоставления ведомости учета тепловой энергии (до 25-го или до 27-го числа), а также в необходимости передачи ведомостей посуточных показаний общедомовых узлов учета.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодательством не установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг по передаче показаний ресурсоснабжающей организации до 25 числа месяца. Правилами N 354 установлена обязанность исполнителя снимать показания ОДПУ в срок по 25 число каждого месяца включительно (пп. "е" п. 31 Правил N 354). В связи с этим суд первой инстанции обоснованно принял во внимание доводы истца о том, что у управляющей организации отсутствует техническая возможность проверить и передать данную информацию до 25 числа, в связи с проверкой информации, а также формированием и подписанием сводной ведомости.
Ответчик просил пункт 3.1.16. договора изложить в редакции: (Потребитель обязан) "При наличии задолженности по настоящему договору предоставлять ТСО в течение 10-ти дней с момента запроса документацию, подтверждающую полноту принятых мер потребителем по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в соответствии с действующим законодательством.".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный пункт не подлежит включению в договор ресурсоснабжения, поскольку такая обязанность потребителя законом не предусмотрена, не относится к существенным условиям договора теплоснабжения.
Пункт 3.1.19. договора принят судом в редакции истца: "При непредставлении Потребителем показаний общедомового прибора учета в ТСО или недопуске представителей ТСО к общедомовому прибору учета 2 или более раз, в случае соблюдения порядка предусмотренного Правилами N 124 и Правилами N 354, ТСО вправе при определении объемов тепловой энергии, производить расчет исходя из норматива.".
Ответчик просил принять пункт 3.1.19. договора в следующей редакции: "При не предоставлении в указанные сроки данных с приборов учета (при их наличии) согласно установленных форм (Приложение 8-10), а также посуточных ведомостей общедомовых узлов учета (п. 3.1.12, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.15, 3.1.17, 3.1.18), ТСО вправе выполнить расчет за поставленные ресурсы за данный расчетный период в соответствии с требованиями Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354."
Суд первой инстанции, принимая редакцию истца, исходил из того, что она соответствует положениям пункта 21 Правил N 124, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012.
При этом непредоставление посуточных ведомостей показаний приборов учета, вопреки позиции ответчика, не влечет применение расчетных способов определения объема ресурса.
Ответчик просил пункт 4.2. договора изложить в редакции: "Включение тепловых сетей и систем теплопотребления Потребителя в связи с началом отопительного периода осуществляется:
- при наличии у потребителя акта (паспорта) готовности объектов потребителя к работе в отопительный период, полученного в порядке, установленным законодательством РФ;
- при отсутствии задолженности потребителя по настоящему договору или предоставления банковских гарантий или при подписании соглашения о реструктуризации задолженности потребителя за принятую тепловую энергию, теплоноситель".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения пункта 4.2 в текст договора, поскольку теплоснабжающая организация не вправе отказать в подаче тепловой энергии для целей отопления в многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, в силу положений Жилищного кодекса РФ и Правил N 354, поскольку тепловая энергия приобретается управляющей компанией не для собственных нужд, а для предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям.
Истец просил изложить пункт 4.5. договора в следующей редакции: "Оценка отклонений параметров качества подаваемой тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с условиями настоящего Договора и Правилами N 354. Качество подаваемых коммунальных ресурсов в точке поставки (присоединения) должно отвечать требованиям законодательства Российской Федерации. В случае, когда невозможно установить параметры качества подаваемой тепловой энергии в точках поставки (присоединения), замеры производятся в согласованном Сторонами месте максимально приближенном к границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем отопления и централизованных тепловых сетей с учетом реальных возможностей на объектах Потребителя. При наличии общедомового (коллективного) прибора учета - по показаниям ОДПУ."
Редакция ответчика пункта 4.5. договора следующая: "Оценка отклонений параметров качества сетевой воды осуществляется на границах эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) с составлением соответствующих 2-х сторонних актов.
Поскольку в редакции ответчика вместо тепловой энергии, указано "сетевая вода", что не соответствует урегулированному сторонами пункту 1.1. договора, суд первой инстанции принял редакцию истца. При этом редакция истца предполагает оценку качества подаваемой тепловой энергии в точках поставки в соответствии с условиями договора и требованиями Правил N 354, что соответствует законодательству.
Пункт 5.1 договора суд первой инстанции обоснованно принял в редакции истца, поскольку данная редакция соответствует пункту 21 Правил N 124, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012.
Согласно пункту 5.1. договора в редакции истца: "При установке узлов учета тепловой энергии, теплоносителя, принятых в установленном порядке в качестве коммерческих, в точке поставки (подключения) количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных Потребителем, определяется по показаниям установленных узлов (приборов) учета тепловой энергии, теплоносителя, а в случае их отсутствия - в порядке, установленном п. 5.3. настоящего Договора. Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды регулируется "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, а также иными вступившим в силу нормативными актами, регулирующими порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Учет объемов тепловой энергии на нужды отопления в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, оснащенных и не оснащенных общедомовым прибором учета, находящихся в управлении Потребителя, осуществляет ТСО. В случае если объем тепловой энергии для целей отопления нежилых помещений входит в учет ОДПУ многоквартирного дома, объем тепловой энергии подлежащий оплате Потребителем, определяется по показаниям ОДПУ с учетом вычета объема тепловой энергии на нежилые помещения, пропорционально площади жилых и нежилых помещений. ТСО в срок до 5 числа месяца следующего за расчетным, предоставляет Потребителю, в электронном виде в формате Excel, и до 10 числа на бумажном носителе, сведения об объемах тепловой энергии для целей отопления, начисленных собственникам нежилых помещений в соответствии с п. 2.1.8 настоящего Договора, расположенных в домах, оборудованных ОДПУ, с указанием собственника нежилого помещения и метода расчета. В случае несогласия с предоставленными сведениями, включая метод используемого расчета, Потребитель сообщает в ТСО мотивированные возражения с указанием причин. ТСО на основании возражений Потребителя, производит корректировку объемов тепловой энергии."
Ответчик не согласен с возложением на него обязанности по передаче истцу сведений о потреблении коммунальных ресурсов собственниками и пользователями нежилых помещений.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный жилой дом, определяется за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с подпунктом "е(1)" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Таким образом, указанный пункт соответствует положениям подпункта "е(1)" пункта 18 Правил N 124. Обязанность по передаче показаний ИПУ, а также иных сведений (при этом понятие "иные сведения", не исключает сведения о потреблении тепловой энергии нежилыми помещениями МКД) возложена на ресурсоснабжающую организацию в силу закона. При этом объем потребления ресурсов собственниками (пользователями) нежилых помещений является существенной для исполнителя коммунальных услуг информацией, влияющей на объем обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией.
Также ответчик просил включить в договор пункт 5.5. в следующей редакции: "При нарушении Потребителем обязательств, изложенных в 3.1.12, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.15, 3.1.17, 3.1.18 настоящего договора, в части предоставления Отчета по форме Приложен N 5 (с приложением посуточных ведомостей приборов учета) к настоящему договору, ТСО производит начисления за расчетный период в соответствии с п. 5.4 договора".
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения указанного пункта в текст договора в связи с отсутствием у ответчика нормативного обоснования. Отсутствие обязанности предоставления посуточных ведомостей по мотивам, указанным выше, правильно установлено судом, в связи с чем оснований для применения меры ответственности за нарушение данной обязанности не имеется.
Истец просил изложить пункт 5.6. договора в следующей редакции: "Коммерческий учет тепловой энергии, расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета средств измерений; б) неисправность средств измерений узла учета, в том числе истечение сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, работа в нештатных ситуациях. Расчет размера платы за поставленный (полученный) коммунальный ресурс, а именно тепловую энергию, при работе приборов учета в течение неполного расчетного периода осуществляется в соответствии с методикой. В качестве базового показателя для корректировки принимается среднесуточное количество тепловой энергии, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к фактической температуре наружного воздуха."
В редакции ответчика данный пункт изложен следующим образом: "Расчет размера платы за потребляемую тепловую энергию, теплоноситель в период до устранения выявленных нарушений осуществляется в порядке, предусмотренном для расчета размера платы за коммунальную услугу при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора узла учета согласно утвержденных Правительством РФ Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями. После устранения неисправности допуск узла учета в эксплуатацию осуществляется по письменной заявке потребителя с составлением 2х стороннего акта повторного допуска в эксплуатацию приборов учета между теплоснабжающей организацией и потребителем".
Суд первой инстанции принял данный пункт в редакции истца, как соответствующий пункту 69 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя от 17.03.2014 года N 99/пр.
В силу положений частей 2, 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пунктов 5, 31 Правил N 1034, пункта 65 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), по общему правилу коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
По смыслу статьи 19 Закона N 190-ФЗ, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приоритетным способом определения объемов поставки, передачи тепловой энергии является приборный способ, который предполагает наличие в соответствующей точке передачи ресурса измерительного комплекса (прибора учета ресурса). Аналогичная позиция приведена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П.
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
Согласно подп. "з" п. 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются следующие условия: порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, пункт 5.6 в редакции истца, предусматривающий случаи осуществления коммерческого учета расчетным путем, не противоречит указанным нормативным актам. При этом условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно п. 42 данных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в п. 59 указанных Правил (в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета коммунальных ресурсов), определяется исходя из данных, указанных в п. 59 Правил. Следовательно, пункт 5.6 в редакции истца не исключает в отношении жилых помещений применение положений Правил N 354, которые являются обязательными в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
Пункт 6.1. договора принят судом первой инстанции в редакции истца: "Теплоснабжающая организация обязана производить начисления объемов тепловой энергии, а Потребитель обязан оплачивать начисленные объемы, в следующем порядке:
- по показаниям приборов учета (ОДПУ) - в размере 1/12 стоимости, рассчитанной исходя из объемов фактически потребленных коммунальных ресурсов за предыдущий отопительный период и действующего тарифа на текущий отопительный период;
- при отсутствии приборов учета (ОДПУ) - равными долями в течение 12 месяцев, исходя из норматива, установленного Постановлением Главы города Каменска-Уральского N 2040 от 27.12.2006 г. (ежемесячно 1/12 годового норматива) и действующего тарифа на текущий отопительный период.
Потребитель обязан ежемесячно производить оплату тепловой энергии для целей отопления, в соответствии с вышеуказанным порядком.
По состоянию на 1 марта текущего года, стороны обязаны произвести сверку объемов между фактически потребленным объемом тепловой энергии за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и начисленным объемом тепловой энергии, в многоквартирном доме за прошедший год.
По результатам сверки стороны должны произвести соответствующую корректировку стоимости объемов тепловой энергии.
ТСО при предъявлении объемов тепловой энергии за март текущего периода, обязана учесть результаты произведенной корректировки, и предъявить к оплате стоимость объемов тепловой энергии с учетом откорректированных объемов.".
Пункт 6.1. договора в редакции ответчика: "Расчет стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период производится за количество (объем) тепловой энергии и теплоносителя, определенное в соответствии с условиями настоящего договора, по тарифу, установленному на основании постановлений или решений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. В стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя включается сумму налога на добавленную стоимость".
Как правильно указал суд первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года N 603 внесены изменения в Постановление Правительства РФ N 124 от 14 февраля 2012 года п. 25 (1), Правила N 354 в которых предусмотрено осуществление оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Свердловской области приняло постановление от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах", в соответствии с которым предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
По состоянию на 30.06.2012 в г. Каменск-Уральский действовал норматив на отопление 1 кв. м. общей площади жилого помещения, установленный Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 также определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 01.01.2020 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603).
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 30.06.16, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
На дату вступления в силу Постановления N 603 (30.06.2016) на территории Свердловской области Постановлением Правительства N 990-ПП установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, предусматривающий оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, для населения на территории города Каменск-Уральский действовал порядок оплаты услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
В связи с изложенным пункт 6.1 договора правомерно принят судом в редакции управляющей организации.
Пункт 6.6. договора принят судом первой инстанции в редакции истца: "Основанием для оплаты по настоящему Договору является акт выполненных работ и оказанных услуг, выставляемый ТСО в порядке, предусмотренном настоящим Договором и действующим законодательством РФ. К акту выполненных работ и оказанных услуг прилагаются счет-фактура и расчетная ведомость за фактически принятое количество тепловой энергии за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным. ТСО до 5 числа месяца, следующего за расчетным, направляет Потребителю в формате электронного документа Excel расчетную ведомость о проведенном распределении объемов, до 10 числа месяца следующего за расчетным, направляет на бумажном носителе счет-фактуру и акт выполненных работ и оказанных услуг. Акт выполненных работ и оказанных услуг Потребитель до последнего числа месяца, следующего за расчетным, надлежащим образом оформляет, подписывает уполномоченными лицами и возвращает в ТСО, либо в этот же срок предоставляет мотивированные возражения на акт.".
Ответчик просил принять пункт 6.6. договора в следующей редакции: "Расчетные документы подготавливаются ТСО потребителю в соответствии с действующим законодательством РФ, и вручаются уполномоченному представителю потребителя в месте нахождения агента ТСО - АО "Расчетный центр Урала" - в срок до 7-го числа месяца, следующим за расчетным и считаются надлежащим образом врученными. По соглашению сторон платежные документы для оплаты могут направляться через банк потребителя или иным способом.".
Как указано судом, разногласия сторон по данному пункту, состоят только в сроках предоставления и возврата платежных документов. Суд принял позицию истца, как непротиворечащую Правилам N 124, 354, оснований не согласиться с данным выводом суд апелляционной инстанции не усматривает.
Истец просил изложить пункт 7.2. договора в следующей редакции: "Стороны несут ответственность за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима подачи и потребления тепловой энергии, в порядке, установленном действующим законодательством. При отсутствии утвержденного в установленном порядке Акта (паспорта) готовности к работе в отопительный период, находящихся в эксплуатационной ответственности Потребителя систем теплопотребления, ТСО не несет ответственность за качество теплоснабжения Потребителя.".
Пункт 7.2. договора в редакции ответчика: "Стороны несут ответственность за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя в порядке, установленном действующим законодательством.".
Как указал суд первой инстанции, в редакции пункта ответчика отражена ответственность только потребителя, поскольку речь идет о "значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя". Согласно пункту 9.2.1 Правил N 115, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%. Поскольку указанный пункт Правил N 115 регулирует возврат сетевой воды потребителем только в части температуры, возврат сетевой воды потребителем по параметру давление законодательство не предусматривает, а в редакции ответчика отражена только ответственность потребителя, суд пришел к выводу о принятии пункта 7.2 договора в редакции истца.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять, в том числе и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.
Согласно абзацу 5 пункта 21 Правил N 808 договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия: ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата.
В соответствии с пунктом 6.2.59 Правил N 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 часов, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:
- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3%;
- по давлению в подающем трубопроводе, - +/- 5%;
- по давлению в обратном трубопроводе, - +/- 0,2 кгс/см2.
Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на +5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется.
Пунктом 1 статьи 542 Кодекса установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
При этом пункт 6.2.59 Правил N 115 и пункт 1 статьи 542 Кодекса применяется к ресурсоснабжающей организации. Исполнитель коммунальных услуг не имеет технической возможности обеспечивать те или иные термодинамические параметры возвращаемого теплоносителя. Кроме того, ответчик не указывает норму права, предусматривающую возможность привлечения к ответственности за нарушение температурного режима исполнителя коммунальных услуг для населения.
Доводы ответчика о том, что принимая пункт 7.2 в редакции управляющей организации, суд освободил истца от обязанности по соблюдению качества возвращаемого теплоносителя, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в редакции, утвержденной судом, установлена ответственность сторон (в том числе и истца) за несоблюдение параметров качества теплоснабжения.
Пункт 7.4. договора ответчик просил принять в следующей редакции: "ТСО не несет ответственность перед Потребителем за отпуск тепловой энергии с пониженными параметрами теплоносителя за те сутки, в течение которых Потребитель допускал превышение величины потребления или не соблюдал установленных для него режимов теплопотребления в случае, если данные действия Потребителя не вызваны несоблюдением ТСО требований настоящего договора по количеству и качеству теплоносителя.".
Как правильно указал суд первой инстанции, Правила N 354 предусматривают ответственность ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунального ресурса/услуги ненадлежащего качества, в связи с чем редакция ответчика указанного пункта противоречит нормам действующего законодательства и не подлежит включению в договор (согласно редакции истца).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", на который ссылается ответчик, договор теплоснабжения должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.
Между тем из данного положения не следует освобождение теплоснабжающей организации от ответственности перед потребителем за отпуск тепловой энергии с пониженными параметрами теплоносителя в случае нарушения потребителем режима потребления тепловой энергии.
Пункт 7.5. договора ответчик просил принять в следующей редакции: "Количество теплоносителя, потребленного в результате прямого водоразбора из тепловой сети, и потери теплоносителя из-за несвоевременного устранения повреждений на сетях и системах потребителя, зафиксированные актом в присутствии Потребителя, а также потери тепловой энергии, связанные с этим, оплачиваются потребителем по установленному тарифу. Отказ потребителя от подписи акта не освобождает его от оплаты потерь тепловой энергии и теплоносителя в установленном порядке.".
Поскольку редакция ответчика относится к открытой системе теплоснабжения, а в Красногорском районе г. Каменска-Уральского, включая жилой район Чкаловский, как установлено судом, закрытая система теплоснабжения, в Красногорском районе г. Каменска-Уральского, включая жилой район Чкаловский, нет многоквартирных домов с открытой системой теплоснабжения, а также, поскольку в п. 1.2 договора, урегулированного сторонами, указано о том, что водоразбор из системы теплоснабжения запрещен, суд пришел к выводу об отсутствии необходимости включения пункта 7.5 в текст договора.
Между тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, отсутствие указанного пункта в договоре не освобождает управляющую организацию от ответственности за потери теплоносителя в закрытой системе теплоснабжения.
Истец просил изложить пункт 7.7. договора в следующей редакции: "За нарушение обязательств по оплате тепловой энергии (теплоносителя) Потребитель несет ответственность в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Статья 317.1 ГК РФ во взаимоотношении Сторон не применяется.".
В редакции ответчика пункт 7.7. договора изложен следующим образом: "Потребитель в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии и теплоносителя уплачивает ТСО пени в размере, установленном действующим законодательством РФ, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты.
Суд первой инстанции принял редакцию истца, указав, что проценты, установленные ст. 317.1 ГК РФ не являются мерой ответственности. Ответственность за неисполнение денежного обязательства, установленная ст. 395 ГК РФ, не противоречит законодательству РФ.
Между тем, с 01.01.2016 Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" введена в действие часть 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, согласно которой управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанная неустойка является законной, то есть ее размер не может быть уменьшен соглашением сторон.
В силу ст. ст. 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), невыполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), то есть определенной законом или договором суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки уплаты платежей.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению законная неустойка, установленная частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, независимо от наличия соответствующего условия в договоре.
В связи с этим принятие судом пункта 7.7 договора в редакции истца не нарушает прав ответчика на получение с исполнителя коммунальных услуг законной неустойки за несвоевременную и (или) неполную оплату тепловой энергии и теплоносителя.
Ответчик также просил принять пункт 8.2. договора в следующей редакции: "Стороны имеют право во внесудебном порядке отказаться от исполнения настоящего договора полностью или частично в следующих случаях:
а) ТСО - при наличии у Потребителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ТСО за поставленные коммунальные ресурсы в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). В данном случае:
Договор считается расторгнутым с момента получения Исполнителем соответствующего "Уведомления о расторжении договора", направленного по указанному в разделе 11 настоящего Договора адресу, либо с даты истечения срока хранения (возврата, в том числе по причине отказа адресата от получения) соответствующего почтового отправления в отделении почтовой связи.
Исполнитель по письменному требованию ТСО в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет в ТСО информацию о должниках и добросовестных потребителях (по каждому потребителю-плательщику) по установленной ТСО форме, обеспечивая при этом в случае необходимости соблюдение требований действующего законодательства о защите персональных данных потребителей;
- ТСО обеспечивает соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих обязательства по оплате тепловой энергии, а также информирует потребителей о наличии у Исполнителя задолженности и возможности выбора потребителями иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации, заключения прямого договора теплоснабжения с ТСО и о внесении платы за коммунальные ресурсы (услуги) непосредственно в ТСО.
б) Исполнитель - в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу. При этом Исполнитель обязан оплатить поставленные до момента расторжения (изменения) настоящего договора коммунальные ресурсы в полном объеме и исполнить иные возникшие до момента расторжения договора ресурсоснабжения обязательства, в том числе обязательства, возникшие вследствие применения мер ответственности за нарушение договора.".
В редакции пункта 8.2, предложенной истцом и принятой судом первой инстанции указано, что стороны имеют право во внесудебном порядке отказаться от исполнения настоящего договора полностью или частично в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 (вступило в силу 30 июня 2016 года) в пункт 30 Правил N 124 внесены изменения, в соответствии с которыми диспозитивная норма о возможности сторон предусмотреть в договоре ресурсоснабжения право РСО на односторонний отказ от исполнения договора при наличии задолженности управляющей организации, товарищества или кооператива, заменена императивной нормой, обязывающей стороны включить в договор указанное право РСО.
В соответствии с частью 4 статьи 426 ГК РФ Правила N 124 обязательны для сторон при исполнении публичных договоров ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг. Условия публичного договора ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг, не соответствующие требованиям Правил N 124, в силу частей 4 и 5 статьи 426 ГК РФ ничтожны. Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 14.04.2016 N 305-ЭС15-16052.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений в пункт 30 Правил N 124 РСО вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом при наличии оснований, предусмотренных указанным пунктом, независимо от того, предусмотрено ли заключенным договором ресурсоснабжения право РСО на такой односторонний отказ. Следовательно, пункт 8.2 договора в редакции, утвержденной судом, не нарушает прав ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора.
Пункт 9.1. договора принят судом первой инстанции в редакции истца: "Настоящий Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения А60-13983/2018 и действует до "31" декабря 2020 года. По истечении указанного срока действия, Договор считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из Сторон в течение месяца до окончания срока его действия не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового Договора. Данный Договор действует до заключения нового Договора. Окончание срока действия Договора не освобождает Стороны от ответственности за нарушение его условий в период его действия.".
Пункт 9.1. договора в редакции ответчика: "Настоящий Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения А60-13983/2018 и действует до "31" мая 2020 года, а в части осуществления расчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств. В случае подключения новых объектов, управляемых Потребителем, стороны заключают соответствующие дополнительные соглашения к настоящему Договору, в которых определяют, в том числе дату начала подачи тепловой энергии и теплоносителя.".
Суд принял редакцию пункта 9.1. договора, предложенную истцом, что не противоречит действующему законодательству. При этом вопреки доводам ответчика, включение условий о заключении дополнительных соглашений в случае подключения новых объектов, не является обязательным, не предусмотрено Правилами N 124.
Относительно пункта 9.3. договора разногласия сторон сводятся к сроку рассмотрения претензии. Поскольку, по общему правилу, частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен 30-тидневный срок ответа на претензию, пункт 9.3. договора правомерно принят судом в редакции истца, а именно: "Все споры и разногласия, возникающие между Сторонами, связанные с исполнением Договора, подлежат досудебному урегулированию в претензионном порядке. Сторона, получившая претензию, в течение 30-ти рабочих дней со дня поступления претензии обязана ее рассмотреть и дать письменный ответ. В случае не достижения Сторонами соглашения, спор и разногласия, возникшие из Договора, подлежат урегулированию в арбитражном суде Свердловской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке.".
Также у сторон возникли разногласия относительно содержания Приложений N 1, 4.1, 4.2 к договору.
Приложение N 1 к договору "Сведения о договорном (плановом) количестве тепловой энергии, необходимой для осуществления услуги отопления по каждой точке подключения потребителя" утверждено в редакции истца, которая соответствует техническим данным многоквартирных жилых домов, имеющихся у исполнителя коммунальных услуг. При этом суд первой инстанции указал, что расчет ответчика содержит расчет количества теплоносителя, между тем ЖК РФ, Правила 354 не предусматривают такой коммунальной услуги как теплоноситель, РЭК Свердловской области тариф на теплоноситель для категории население не утвержден.
Доводы ответчика о необходимости включения в Приложение N 1 объема нормативной утечки теплоносителя отклоняется апелляционным судом, поскольку расчет невозвращенного теплоносителя может быть произведен на основании утвержденных в установленном порядке тарифов и показателей приборов учета, и в случае необеспечения абонентом полного возврата теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла, энергоснабжающая организация вправе требовать от абонента возмещения указанных расходов, но лишь в размере фактического потребления теплоносителя, в соответствии с показаниями приборов учета либо актами, в которых должно быть определено количество невозвращенного теплоносителя.
Ответчик также просил утвердить:
Приложение 4.1. как "Перечень объектов Потребителя и субабонентов с расшифровкой расчета договорных нагрузок. Отопление.".
Приложение 4.2. как "Перечень объектов Потребителя и субабонентов с расшифровкой расчета договорных нагрузок. Утечки теплоносителя и заполнение систем отопления.".
Приложение 4.3. как "Перечень объектов Потребителя и субабонентов с расшифровкой расчета договорных нагрузок. Расчет объемов на утечку теплоносителя и заполнение систем отопления.".
Приложение 4.4. как "Перечень объектов Потребителя и субабонентов с расшифровкой расчета договорных нагрузок. Горячее водоснабжение.".
Разногласия сторон заключаются в отношении нормативной утечки теплоносителя:
- помимо установленных нормативов потребления тепловой энергии многоквартирным домом, ответчик дополнительно рассчитывает и включает размер утечки теплоносителя и содержащейся в нем тепловой энергии, которые не подлежат оплате, поскольку являются нормативными;
- согласно доводам истца, стоимость нормативной утечки (0,25% среднегодовой емкости трубопроводов тепловых сетей в час) уже включена РЭК Свердловской области в тариф, установленный для АО "РУСАЛ Урал", поэтому дополнительное предъявление нормативной утечки будет являться неосновательным обогащением ответчика.
По существу разногласия в части указанных приложений сводятся к несогласию с включением ответчиком в объем отпуска тепловой энергии объема теплоносителя, являющегося нормативными потерями.
Факт того, что система теплоснабжения в жилых домах, находящихся в управлении истца, является закрытой, при которой теплоноситель поступает от источника теплоты непосредственно к потребителю и должен возвращаться в том же объеме ответчику, не оспаривается сторонами и подтвержден материалами дела.
В Правилах N 115 также указано, что закрытая система теплоснабжения представляет собой водную систему теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети.
Пунктом 6.2.29 Правил N 115 установлено, что утечка теплоносителя не должна превышать 0,25% среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения, присоединенных через водоподогреватель.
Пунктом 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) установлено, что расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
В Письме N СН-5083/12 дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию основывается на полном возврате потребителями теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Указанным Информационным письмом разъяснено, что потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
В соответствии с вышеназванным пунктом Методических указаний расходы энергоснабжающей организации на приобретение химочищенной воды принимаются по ценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорах ценам.
Таким образом, Методические указания устанавливают порядок расчета тарифов на тепловую энергию, которую предполагается использовать в закрытой системе теплоснабжения, не предусматривающей отбор теплоносителя из системы.
Кроме этого, согласно п. 37 Приказа N 92 при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии - как потребленной, так и утраченной с невозвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу; оплате подлежит количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации, по ценам, определяемым по стоимости исходной воды и ее химической очистки и устанавливаемым соглашением сторон.
В соответствии с п. 6.2.29 Правил N 115 при эксплуатации тепловых сетей утечка теплоносителя не должна превышать норму, которая составляет 0,25% среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час, независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения, присоединенных через водоподогреватель. Исполнитель коммунальных услуг является лицом, обязанным содержать внутридомовые сети в надлежащем состоянии, а при возникновении на них порывов и утечек - возместить ресурсоснабжающей организации стоимость теплоносителя в соответствующем объеме.
Приложением N 4 к Методическим указаниям установлен перечень и объем нормативных потерь теплоносителя (химически очищенной воды), которые учитываются в тарифе на тепловую энергию.
Согласно п. 1.3 Приложения N 4 к Методическим указаниям потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального режима эксплуатации, а также превышающие нормативные значения показателей, приведенных выше, в утечку не включаются и являются непроизводительными потерями.
Согласно п. 125 - 126 Правил N 1034 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами); б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
В случаях, указанных в п. 125 названных Правил, величина определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей.
Согласно п. 91 Методики N 99/пр в закрытой системе теплоснабжения при зависимом присоединении теплопотребляющих установок часовая величина утечки теплоносителя указывается в договоре и не может превышать 0,25% от среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления.
Кроме того, согласно п. 2.2.2 договора N 14 потребитель обязан не допускать часовую утечку теплоносителя более 0,25% объема воды трубопроводов тепловой сети потребителя и присоединенных к ней систем теплопотребления.
Таким образом, из указанных норм права следует, что расчет невозвращенного теплоносителя может быть произведен на основании утвержденных в установленном порядке тарифов и показаний приборов учета, и в случае необеспечения абонентом полного возврата теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла, энергоснабжающая организация вправе требовать от абонента возмещения указанных расходов, но лишь в размере фактического потребления теплоносителя, в соответствии с показаниями приборов учета либо актами, в которых должно быть определено количество невозвращенного теплоносителя.
В связи с этим приложения к договору в редакции ответчика, предусматривающие включение в объем согласованного количества отпускаемой и принимаемой тепловой энергии заранее определенного объема подготовленного теплоносителя для технологических нужд систем теплоснабжения, не подлежат включению в договор.
Также обоснованно судом первой инстанции не включено в договор Приложение N 6 - "Форма информационной базы по начислению платы собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, проживающим в жилом фонде Потребителя", поскольку ответчиком нормативно не обоснована необходимость включения такого приложения в договор.
Приложение 8 к договору: "Форма сводной ведомости о количестве потребленной тепловой энергии для целей отопления" утверждено судом в редакции истца, исходя из того, что редакция истца содержит полную информацию, предусмотренную действующим законодательством, в то время как ответчик в свою редакцию включает сведения о посуточном потреблении тепловой энергии, что как указано выше, не соответствует требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права не нашли своего подтверждения, резолютивная часть решения, имеющаяся в материалах дела, соответствует резолютивной части, изложенной в судебном акте.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 декабря 2019 года по делу N А60-13983/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13983/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТЕПЛОКОМПЛЕКС", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА
Ответчик: АО ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ РУСАЛ УРАЛЬСКИЙ АЛЮМИНИЙ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТЕПЛОКОМПЛЕКС"