город Омск |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А81-1056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4662/2020) Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.03.2020 по делу N А81-1056/2020 (судья Беспалов М.Б.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (ИНН 8622000931, ОГРН 1028601843918, место нахождения: 628260, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Югорск, улица Мира, 15) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) об оспаривании постановления от 23.12.2019 N 35Я и представления от 23.12.2019 N 3/Я,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Югорск", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 23.12.2019 N 35Я о привлечении к административной ответственности и представления от 23.12.2019 N 3/Я.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.03.2020 по делу N А81-1056/2020 заявление удовлетворено частично. Постановление департамента от 23.12.2019 N 35Я признано незаконным и отменено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении департамент подробно и мотивированно указал, что обществом допущено самовольное занятие лесных участков общей площадью 0,0234 га в квартале N 181 в выделах NN 10, 67, 76 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества для размещения КТП N 7, УКЗ N 5, КП-106, редуцирующего пункта на км 144 газопровода - отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земли лесного фонда. Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку в нем указаны установленные в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ событие правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения, приведены основания привлечения к ответственности. Согласно данным Государственного лесного реестра (ГЛР), ЕГРН категория земель установлена как лесной фонд, что подтверждается выкопировкой из таксационного описания (копия имеется в материалах дела). Департаментом представлены в материалы дела и на судебном заседании соответствующие доказательства (таксационные описания по состоянию на 01.01.2017 Приуральского участкового лесничества Ямальское лесничество) того, что земельные участки в квартале 181 в выделах NN 10, 67, 76 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества относятся к защитным лесам. На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Спорные лесные участки, на которых расположены объекты, относятся к категории земель лесного фонда, не были изъяты из соответствующего фонда и переведены в иную категорию земель, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Данные участки относятся к категории земель лесного фонда и подлежат предоставлению заявителю в пользование в соответствии со статьями 8, 9, 71, 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Таким образом, доводы ООО "Газпром трансгаз Югорск" о наличии законных оснований на использование спорных участков не находят своего подтверждения.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Газпром трансгаз Югорск", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в назначенное на 18.06.2020 заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 18.06.2020, представитель административного органа поддержал доводы жалобы.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 разбирательство по апелляционной жалобы отложено на 30.06.2020.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание суда после отложения разбирательства не обеспечили. От общества поступило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ ходатайство заявителя удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращений ООО НПО "Экологическая безопасность" от 18.12.2018 N 1218, от 21.12.2018 N 1221, от 29.08.2019 N 829 главным специалистом отдела Ямальского лесничества 25.10.2019 произведен осмотр лесных участков в Приуральском участковом лесничестве Ямальского лесничества в квартале N 181 в выделе N 10, кадастровый номер 89:02:020507:528, а также прилегающих лесных участков в выделах NN 67, 69, 76, по результатам которого составлен акт осмотра лесного участка от 25.10.2019.
Согласно акту осмотра лесного участка от 25.10.2019 на момент осмотра в квартале N 181 в выделах NN 10, 67, 76, а также на прилегающих территориях размещены объекты дома линейного обходчика (ДЛО) км 144 газопровода - отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп. На момент осмотра осуществляется эксплуатация объектов, на территории постоянно находится рабочий персонал. Объекты принадлежат ООО "Газпром трансгаз Югорск", что подтверждается справочными указателями.
На лесном участке в квартале N 181 в выделах NN 10, 76 размещена подъездная автодорога к вертолетной площадке. На лесном участке в квартале N 181 в выделах NN 67, 76 размещена подъездная автодорога к дому линейного обходчика (ДЛО) км 144 газопровода - отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп.
На лесном участке в квартале N 181 в выделе N 76 размещен производственный объект КТП N 7. Объект представляет собой трансформаторную подстанцию, которая установлена на железных трубах, вкопанных в землю. Подстанция оборудована двумя металлическими лестницами, а также желтым металлическим ограждением с калитками. От подстанции к опорным столбам ЛЭП протянуты провода.
На лесном участке в квартале N 181 в выделах NN 10,67,76 установлено металлическое ограждение (сетка рабица) прямоугольной формы. Внутри ограждения размещены производственные объекты УКЗ N 5 км 144,75, КП-106. УКЗ N 5 установлен на железных трубах, вкопанных в землю, оборудован металлической лестницей, металлическим полом в виде решетки, по краям размещено металлическое ограждение в виде поручня. На одной из железных труб, вкопанных в землю, висит обмотка проводов. КП-106 также установлен на железных трубах, вкопанных в землю, оборудован металлической лестницей, металлическим полом в виде решетки, по краям размещено металлическое ограждение в виде поручня.
На лесном участке в квартале N 181 в выделе N 76 размещен производственный объект - редуцирующий пункт. Участок прямоугольной формы, огорожен металлическим забором (сетка рабица). Внутри ограждения размещены колодец сбора конденсата объемом 1,7 куб. м, вкопанные металлические трубы, а также блок-бокс на металлических опорах, вкопанных в землю.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра лесного участка от 25.10.2019, схемами плана лесонасаждений Ямальского лесничества Приуральского участкового лесничества.
Лесные участки общей площадью 0,1612 га, расположенные в границах лесного фонда Ямальского лесничества Приуральского участкового лесничества в квартале N 181 в выделах NN 10, 67, 76, не предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование в установленном законом порядке.
Договорами аренды земельных участков от 15.04.2003 N 68 и от 15.04.2003 N 69, заключенными между ООО "Надымгазпром" и администрацией муниципального образования Приуральский район, для использования в целях завершения строительства "Газопровод - отвод к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп" предоставлены земельные участки из земель промышленности, транспорта и связи, не имеющие кадастрового номера. При этом право пользования объектом "Подъездная автодорога к дому линейного обходчика на км 144, 7 газопровода - отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп" площадью 0,1378, расположенным в квартале N 181 выделах NN 10, 67, 76, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности N 72 НК149064, выпиской из ЕГРН.
По результатам осмотра установлено, что общество осуществляет использование лесных участков в квартале N 181 в выделах NN 10, 67, 76 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества под размещение объектов на км 144 газопровода -отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп: КТП N 7, УКЗ N 5 км 144,75, КП-106, редуцирующего пункта. Специальные разрешения на использование лесных участков отсутствуют.
Ввиду установленных обстоятельств в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 16.12.2019 N 62/Я. Постановлением от 23.12.2019 N 35/Я департамента ООО "Газпром трансгаз Югорск" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 200 000 руб.
В соответствии с представлением от 23.12.2019 N 3/Я обществу предписано в течение месяца со дня его получения принять меры по устранению выявленных причин и условий, повлекших за собой совершение административного правонарушения, а именно обеспечить надлежащее исполнение требований законодательства в области лесных отношений при размещении КТП N7, УКЗ N5 км 144,75, КП-106, редуцирующего пункта газопровода - отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп.
Не согласившись с указанными актами, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции требования удовлетворены частично, с чем административный орган не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
В силу статей 71 - 74 ЛК РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Под самовольным занятием лесного участка, применительно к статье 7.9 КоАП РФ, понимается его фактическое занятие при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства для использования лесного участка лесопользователь обязан оформить правоустанавливающие документы (договор аренды, проект освоения лесов, лесная декларация).
Суд апелляционной инстанции полагает, что событие административного правонарушения по статье 7.9 КоАП РФ подтверждается материалами дела, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
В силу части 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с частью 5 статьей 73.1 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий:
1) предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование;
2) заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда;
3) подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
4) установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда;
5) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Положением о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 N 297-П, вышеуказанные полномочия осуществляет Департамент.
В нарушение вышеуказанных требований лесные участки общей площадью 0,0234 га в границах лесного фонда Ямальского лесничества Приуральского участкового лесничества в квартале N 181 в выделах NN 10, 67, 76 не предоставлены департаментом заявителю в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование в установленном порядке и используются заявителем в отсутствие специальных разрешений.
Данные обстоятельства образуют событие административного правонарушения.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие состава административного правонарушения, предполагающего виновность лица в правонарушении, является обстоятельством, исключающим возможность привлечения к административной ответственности (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии вины общества при допущенном нарушении, принимая во внимание следующие значимые обстоятельства.
Как следует из постановления N 35/Я от 23.12.2019, административным органом сделан вывод о том, что ООО "Газпром трансгаз Югорск" допущено самовольное занятие лесных участков общей площадью 0,0234 га в квартале N 181 в выделах NN 10, 67, 76 Приуральского участкового лесничества Ямальского-лесничества для размещения, КТП N 7, УКЗ N 5 км 144,75, КП-106, редуцирующего пункта газопровода - отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп.
Строительство объекта капитального строительства "Газопровод-отвод к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп (3-я очередь)", включающего объекты производственного назначения: дома линейных обходчиков (ДЛО) на км 41,7; км 77,5; км 184,1; км 220,5; км 255; Опорный пункт (ОП) на км 111,4; Дома оператора (ДО) в п. Харп с хозпостройками, подъездными автодорогами, взлетно-посадочными площадками, линиями электроснабжения, газоснабжения, кабельными линиями связи, объектов телемеханизации линейной части газопровода-отвода км 0 - км 332 с линиями электроснабжения, кабельными линиями связи ДЛО, других объектов производственного назначения, выявленных административным органом, осуществлялось на основании разрешений на строительство от 28.07.2006 N 7, от 01.08.2007 N 001024-37.
Монтаж такого оборудования как редуцирующий пункт происходил 30.12.2004 в момент строительства второй очереди объекта капитального строительства "Газопровод-отвод к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп", что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта, утвержденного распоряжением ОАО "Газпром" от 30.12.2004 N 450.
На основании постановления губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.1999 N 71 ООО "Надымгазпром":
- по акту передачи участков лесного фонда в пользование от 19.09.2002 был предоставлен лесной участок под объекты: "ДЛО на 144,7 км газопровода с подъездной дорогой", "ДЛО на 184 км газопровода с подъездной дорогой";
- переведены земли первой группы лесов лесного фонда Ямальского лесхоза из лесных в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, без исключения их из состава лесного фонда.
В соответствии с распоряжением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2001 N 1054-р аренда земельных участков продлена ООО "Надымгазпром" до 01.07.2003 для завершения строительства объекта: "Газопровод-отвод к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп".
Согласно распоряжению губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.05.2003 N 352-р:
- нелесные земли лесного фонда Ямальского лесхоза изъяты для использования их в целях, не связанных с ведением традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в пользу ООО "Надымгазпром";
- продлен на 1 год срок пользования земельными участками на условиях аренды ООО "Надымгазпром" для завершения работ по строительству "Газопровод-отвод к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп";
15.04.2003 между Администрацией муниципального образования Приуральский район (арендодатель) и ООО "Надымгазпром" (арендатор) заключены следующие договора аренды:
- N 68, по условиям которого арендатору в аренду предоставлен земельный участок из земель промышленности, транспорта и связи, находящийся по адресу: южная часть района (линейный объект) газопровод Лонг-Юган-Салехард-Лабытнанги-Харп (км 40-212, км. 322-350) для использования: в целях завершения строительства газопровода - отвода Лонг-Юган-Салехард-Лабытнанги-Харп. Вагон - городок км. 72,5, временный городок км 182,5, ДЛО км. 144,7 и км. 184.1;
- N 69, по условиям которого арендатору в аренду предоставлен земельный участок из земель промышленности, транспорта и связи, находящийся по адресу: южная часть района (линейный объект) газопровод Лонг-Юган-Салехард-Лабытнанги-Харп для использования: в целях завершения строительства газопровода - отвода Лонг-Юган-Салехард-Лабытнанги-Харп. Линейчая часть газопровода - отвода на Аксарку, Харсаим. Площадка под грузы км. 182,5, объекты эксплуатации линейной части газопровода, вагон-городок "Поречье" км. 255,0.
Срок действия договоров до 26.12.2003.
Таким образом, общество на основании договоров с Администрацией муниципального образования Приуральского района было вправе полагать, что земельный участок относится к категории земель промышленности, транспорта и связи, предоставлен законно под возведение газопровода "Лонг-Юган-Салехард-Лабытнанги-Харп".
Из материалов дела усматривается, что по истечении срока действия договоров аренды Администрация муниципального образования Приуральского района не потребовала у ООО "Надымгазпром" возврата арендуемых земельных участков арендодателю, а арендатор продолжал пользоваться лесными участками, перечисляя арендные платежи до окончания проверки административным органом.
Обратное из материалов дела не следует.
Объекты построены и введены в эксплуатацию на основании актов приёмочной комиссии по приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта, утверждённых Распоряжением ОАО "Газпром" от 25.12.2003 N 329, от 30.12.2004 N 450, от 29.12.2007 N 565.
На момент ввода в эксплуатацию каких-либо нареканий относительно отсутствия правоустановливающих документов либо расположения возведенных объектов на земельном участке, отличном от предоставленного под строительство, у административных органов не возникало.
Право пользования объектом "Подъездная автодорога к дому линейного обходчика на км 144, 7 газопровода - отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп" площадью 0,1378, расположенным в квартале N 181 выделах NN 10, 67, 76, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности N 72 НК 149064, выпиской из ЕГРН.
Совокупность указанных обстоятельств подтверждает факт того, что размещения КТП N 7, УКЗ N 5 км 144,75, КП-106, редуцирующего пункта газопровода - отвода к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп, осуществлялось на основании соответствующей разрешительной документации.
При этом вышеуказанные договоры аренды от 15.04.2003 N 68 и от 15.04.2003 N 69 не содержат сведений о кадастровых номерах, координат местности, описания границ.
Как утверждает заявитель, строительство спорных объектов осуществлялось в границах, выделенных уполномоченным органом земельных участков.
Административным органом не оспаривается, что представленная в материалы дела разрешительная документация на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию предусматривает строительство указанных объектов.
Фактически при выдаче разрешений на строительство и при вводе объектов в эксплуатацию легальность занятия земельных участков была подтверждена компетентными органами. Из документации по выделению земельных участков установить координаты данных участков невозможно, поскольку в тот период отсутствовало требование о проведении кадастровых работ.
Более того, из материалов дела также следует, что 15.04.2004 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден проект территориального землеустройства газопровода - отвода п. ЛонгЮган - г. Салехрад - г. Лабытнанги - п. Харп на территории Приуральского района, подготовленный обществом.
При установлении в действиях Общества признаков вменяемого административного правонарушения не дана надлежащая оценка тому, что в период, предшествующий проверке, предоставление спорных земельных участков, сопровождалось заключением договора аренды земельных участков, а строительство осуществлялось с выдачей соответствующего разрешения на строительство и вводом построенного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке.
С октября 2017 года ООО "Газпром трансгаз Югорск" проводит работу по переоформлению прав на указанные выше земельные (лесные) участки, используемые ООО "Газпром добыча Надым" под объектом: "Газопровод-отвод к г.г. Салехард, Лабытнанги, Харп", в интересах ПАО "Газпром".
Для проведения данных работ заключен договор подряда с ООО НПО "Экологическая безопасность" от 19.10.2017 N 2414-17-137.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения работ по переоформлению прав на земельные участки в пользу ПАО "Газпром" выявлены несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (в лесном реестре используемые земли не были переведены в категорию нелесных земель по вине уполномоченных государственных органов), для устранения которых необходимо составление актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (далее - акт). Работа по переоформлению правоустанавливающей документации на земельные (лесные) участки приостановлена департаментом ввиду отсутствия актов.
Таким образом, в настоящее время заявителем предпринимаются все возможные меры для переоформления правоустанавливающих документов в отношении лесных участков, на которых находятся выявленные административным органом Объекты, исходя из своего правового положения и полномочий.
Указанные выше обстоятельства административным органом не оспорены и документально не опровергнуты, данные обстоятельства не учтены при вынесении оспариваемого постановления, им не дана правовая оценка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, вышеизложенные обстоятельства доводились до сведений административного органа посредством представления возражений, однако оставлены Департаментом без внимания и соответствующей оценки.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия считает, что вина общества в самовольном занятии спорных участков лесных земель не доказана, что исключает состав административного правонарушения по статье 7.9 КоАП РФ.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмене постановления от 23.12.2019 N 35/Я по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, которым ООО "Газпром трансгаз Югорск" привлечено к административной ответственности в соответствии с положениями статьи 7.9 КоАП РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.03.2020 по делу N А81-1056/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1056/2020
Истец: ООО "Газпром трансгаз Югорск"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Третье лицо: Восьмой арбтиражный апелляционный суд