г. Челябинск |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А76-43900/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Махровой Н.В., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания коммунального хозяйства "Рассвет - энерго" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 февраля 2020 по делу N А76-43900/2019
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания коммунального хозяйства "Рассвет-энерго" - Поварницын М.В. (паспорт, доверенность б/н от 06.11.2019, диплом)
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания коммунального хозяйства "Рассвет - энерго" (далее-истец, ООО УККХ "Рассвет - энерго", податель жалобы), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рост" (далее-ответчик, ООО "Управляющая компания "Рост"), о понуждении передать истцу техническую и иную документацию, связанную с управлением общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Нахимова, д. 22, а именно:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарнотехнического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
д) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
е) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
ж) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка);
з) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
и) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
к) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
л) план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; м) проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
н) акты приемки жилых домов от строительных организаций; о) акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
п) схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
р) паспорта котельного хозяйства, котловые книги; с) паспорта лифтового хозяйства;
т) паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
у) исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
ф) сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
х) акты технических осмотров;
ц) журналы заявок жителей;
ч) протоколы измерения сопротивления электросетей;
ш) протоколы измерения вентиляции.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2020 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО УККХ "Рассвет - энерго" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жадобы полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку истец не явился в судебное заседание 10.02.2020 и не представил каких-либо доводов относительно возражений ответчика, в связи с чем поведение истца, выраженное в бездействии и непредставлении суду конкретного перечня непереданных ответчиком документов, является недобросовестным и направленным на необоснованное затягивание рассмотрения дела с целью причинения вреда ответчику, вынужденному нести расходы в связи с рассмотрением дела.
Истец действительно не присутствовал в судебном заседании 10.02.2020. Однако у истца имеются доказательства, позволяющие ему не согласиться с доводами ответчика о невозможности представить документы по управлению МКД N 22.
Истец не смог присутствовать в судебном заседании 10.02.2020 по причине рабочей загруженности (в этот день у истца были другие судебные заседания и в Арбитражном суде Челябинской области, в Челябинском областном суде, в ГУ ГЖИ по Челябинской области) и, в связи с этим, истец не смог явиться на судебное заседание по делу N А76-43900/2019 к 14:00.
От ответчика в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2019 г. общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Нахимова, д. 22, в форме очнозаочного голосования (Протокол N б/н от 26.03.2019), было принято решение о расторжении договора управления с ООО "Управляющая компания "Рост" (прежнее наименование ООО "Управляющая компания "Строитель") с 01.04.2019 и о выборе в качестве управляющей компании ООО УККХ "Рассвет - энерго".
01 апреля 2019 года в адрес ответчика истцом отправлено уведомление о смене управляющей компании, с требованием передать всю техническую документацию и иные документы, связанные с управлением многоквартирного дома.
В связи с отсутствием добровольного исполнения обязательств истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (пункт 1 статьи 47 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
На основании вышеназванных норм права, избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация.
Часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Пунктами 18 - 20 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 10.01.2018) управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 11.01.2018) управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пункту 20 Постановления N 416, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на многоквартирный дом, в пункте 26 поименованы иные, связанные с управлением многоквартирным домом, документы.
Перечень документации длительного хранения и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, подлежащей передаче вновь избранной управляющей организации содержится также в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 21 Постановления N 416 (в редакции, действующей до 25.09.2018) в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Нахимова, д. 22 было проведено позднее указанного срока.
На день оформления протокола общего собрания собственников по указанному МКД (26.03.2019) пункт 21 действовал в редакции, измененной Постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 N 331, согласно которому в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи.
Поскольку собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Нахимова, д. 22, выбрали в качестве способа управления - управление ООО УККХ "Рассвет - энерго", и данное решение в установленном порядке не признано недействительным, исходя из требований действующего законодательства, у истца возникло право на управление данным домом, а у ответчика - обязанность передать техническую документацию на многоквартирный дом, иные, связанные с управлением домом, документы в оригиналах.
В то же время суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно общедоступным сведениям, размещенным на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru для раскрытия информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731), а также сведениям из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru), ответчик осуществлял управление спорным многоквартирным домом в период с июня 2015 по июль 2019 года.
Таким образом, ответчик начал деятельность по управлению многоквартирным домом в период действия пункта 21 Постановления N 416 в редакции, актуальной до 25.09.2018.
В этой связи действующее в период управления ответчиком спорным МКД нормативно-правовое регулирование не предполагало обязательности передачи соответствующей документации новой управляющей организации при смене способа управления.
Из представленного в материалы дела акта приема-передачи от 08.08.2019 (л.д. 35) и пояснений представителей ответчика следует, что ООО "Управляющая компания "Рост" переданы все имеющиеся в отношении спорного дома документы.
Кроме того, ответчиком был представлен акт проверки Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 21.10.2019, из которого следует, что нарушений в действиях ООО "Управляющая компания "Рост" по передаче документов ООО УККХ "Рассвет - энерго", в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Нахимова, д. 22, не выявлено (л.д. 33-34).
Сведений о том, что действия Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" были признаны недействительными, суду не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца имеются доказательства, позволяющие ему не согласиться с доводами ответчика о невозможности представить документы по управлению МКД N 22, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку документально не подтверждены.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При указанных обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 февраля 2020 по делу N А76-43900/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания коммунального хозяйства "Рассвет - энерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-43900/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "РАССВЕТ-ЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РОСТ"