г. Москва |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А40-86526/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Расторгуева Е.Б..
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2023 года по делу N А40-86526/22
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к Акционерному обществу "Военторг" (ОГРН 1097746264186)
о взыскании,
при участии в судебном заседании: от истца Тришкин И.А. по доверенности от 12.10.2022, от ответчика Пономарева М.Д. по доверенности от 26.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО "Военторг" штрафа по государственному контракту N 310521/ВП от 31.05.2021 в размере 1 399 748 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2023 года, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в размере 1 000 000,00 рублей, в остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2023 Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2022 года и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2023 года по делу N А40-86526/2022 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением суда от 26 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований Минобороны России отказано.
Минобороны России не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
АО "Военторг" направило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "Военторг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 31.05.2021 N 310521/ВП на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году, по условиям которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии со ст.ст.779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Цена контракта составляет указана в п. 4.1 контракта.
По условиям пункта 3.2 контракта исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с условиями контракта (пункт 3.2.1); обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам правилам, государственным стандартам, санитарно эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами заказчика и контрактом (пункт 3.2.2); ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем (пункт 3.2.3).
Согласно пункту 3.1.2 контракта, исполнитель вправе привлекать к выполнению контракта соисполнителей (третьих лиц).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на нарушение ответчиком подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 контракта, неисполнение исполнителем обязательств, наличие оснований для применения к ответчику штрафных санкций в соответствии с условиями пункта 8.3 контракта.
В нарушение пп. З.2.1., 3.2.2., 3.2.3. Контракта Исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным Контрактом, что подтверждается:
1) Актом о выявленных недостатках при организации питания от 6 июля 2021 г. N 27 (соисполнитель услуг ООО "НИКО" по договору от 31 мая 2021 г. N ОП-21-59), в котором отражено, что при проведении 6 июля 2021 г. проверки организации питания военнослужащих войсковой части 06982, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем Услуг обязательств по Контракту, предусмотренных п. 8.3.2 Контракта (несвоевременное оказание услуг, повлекшее за собой вынужденное изменение установленного в местах оказания услуг распорядка дня по вине Исполнителя), а именно: на обед соисполнителем Услуг была произведена несвоевременная выдача готовой пищи, обед начался с опозданием на 1 час 6 минут, что повлекло за собой нарушение установленного распорядка дня (начало приема пищи в столовой, согласно графику приема пищи - 13 часов 00 минут, фактически - 14 часов 6 минут) - факт нарушения (далее - Нарушение N 1). Размер начисленной неустойки по выявленным нарушения составил 173 045,72 руб.
2) Актом о выявленных недостатках при организации питания - военнослужащих Ярославского высшего военного училища ПВО от 24 мая 2021 г. N 7/194, утвержденным Врио начальника Ярославского высшего военного училища ПВО полковником С. Климановым 27 мая 2021 г. (соисполнитель услуг ООО "АСП" по договору от 30 января 2019 г. N ОП19- 39), согласно которому при проведении 24 мая 2021 г. проверки организации питания в Ярославском высшем военном училище ПВО, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем Услуг обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг, в нарушение п. 164 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, не проведена уборка обеденных залов и производственных помещений столовой после проведения ужина - (далее - Нарушение N 2);
- соисполнителем Услуг, в нарушение в нарушение п. 223 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, баки с пищевыми отходами крышками не закрываются, своевременно не дезинфицируются, пищевые отходы при наличии охлаждаемых камер хранятся рядом с камерами во внутреннем дворе столовой, своевременно не выносятся (далее - Нарушение N 3)
- соисполнителем Услуг, в нарушение п. 218 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, чистые столовые приборы хранятся не в специальных ящиках-кассетах, а на подносах в горизонтальном положении россыпью - (далее - Нарушение N 4).Размер неустойки по выявленным нарушениям (2-4) составил 296 034,74 руб.
3) Актом выявленных нарушений при организации питания личного состава войсковой части 21250-Б от 27 апреля 2021 г., утвержденным командиром войсковой части 21250-Б полковником А. Волосковым 27 апреля 2021 г. (соисполнитель Услуг ООО "Парус" по договору от 30 января 2019 г. N ОП19-40), согласно которому, при проведении 27 апреля 2021 г. проверки организации питания военнослужащих войсковой части 21250-Б установлено ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг на завтрак была произведена выдача по норме N 1 (общевойсковой паек) блюда "Чахохбили из курицы" с выходом готовой мясной порции 27,5 грамма на каждого питающегося (при контрольном взвешивании общий вес 10 мясных порций составил 275 грамм), взамен полагающихся в соответствии с утвержденной раскладкой продуктов к выдаче 49 грамм мясной порции на каждого питающегося, недоведение нормы довольствия составило 21,5 грамма на каждого питающегося (при допустимых 1 -2 г) - (далее - Нарушение N 5).
4) Актом выявленных нарушений при организации питания личного состава войсковой части 21250-Б от 29 апреля 2021 г., утвержденным командиром войсковой части 21250-Б полковником А. Волосковым 29 апреля 2021 г., при проведении 29 апреля 2021 г. проверки организации питания военнослужащих войсковой части 21250-Б установлено ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг ежедневная влажная уборка производственных помещений (овощной цех) не производится - (далее - Нарушение N 6)
- соисполнителем Услуг на завтрак была произведена выдача по норме N 1 (общевойсковой паек) блюда "Чахохбили из курицы" с выходом готовой мясной порции 22,5 грамма на каждого питающегося (при контрольном взвешивании общий вес 10 мясных порций составил 225 грамм), взамен полагающихся в соответствии с утвержденной раскладкой продуктов к выдаче 49 грамм мясной порции на каждого питающегося, недоведение нормы довольствия составило 26,5 грамма на каждого питающегося (при допустимых 1-2 г) - (далее - Нарушение N 7);
- соисполнителем Услуг на завтрак была произведена выдача по норме N 1 (общевойсковой паек) гарнира макароны к блюду "Чахохбили из курицы" с выходом готовой порции 198 грамм на каждого питающегося (при контрольном взвешивании общий вес 10 порций гарнира составил 1,98 кг), взамен полагающихся в соответствии с утвержденной раскладкой продуктов к выдаче 240 грамм гарнира (за вычетом 49 грамм мясной порции) на каждого питающегося, недоведение нормы довольствия составило 42 грамма гарнира на каждого питающегося - (далее - Нарушение N8)
- соисполнителем Услуг на завтрак была произведена выдача по норме N 1 (общевойсковой паек) печенья с выходом готовой порции 55 грамм на каждого питающегося (при контрольном взвешивании общий вес 10 порций печенья составил 550 грамм), взамен полагающихся в соответствии с утвержденной раскладкой продуктов к выдаче 65 грамм на каждого питающегося, недоведение нормы довольствия составило 10 грамма на каждого питающегося - (далее - Нарушение N9). Размер неустойки по выявленным нарушениям (5-9) составил 244 211,88 руб.
5) Актом о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих Ярославского высшего военного училища ПВО от 27 мая 2021 г. N 7/206, утвержденным Врио начальника Ярославского высшего военного училища ПВО полковником С. Климановым 27 мая 2021 г. (соисполнитель услуг ООО "ДСП" по договору от 30 января 2019 г. N ОП19- 39), согласно которому, при проведении 27 мая 2021 г. проверки организации питания в Ярославском высшем военном училище ПВО, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем Услуг обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг, в нарушение п. 164 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, не проведена уборка обеденных залов и производственных помещений столовой после проведения ужина - (далее - Нарушение N 10);
- соисполнителем Услуг, в нарушение в нарушение п. 223 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, баки с пищевыми отходами крышками не закрываются, своевременно не дезинфицируются, пищевые отходы при наличии охлаждаемых камер хранятся рядом с камерами во внутреннем дворе столовой, своевременно не выносятся (далее - Нарушение N11);
- соисполнителем Услуг, в нарушение п. 165 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, по окончанию уборки в конце смены весь уборочный инвентарь не промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств - (далее - Нарушение N 12);
- соисполнителем Услуг была произведена несогласованная с начальником Ярославского высшего военного училища ПВО замена процентного соотношения продуктов, предназначенных для приготовления гарниров, выдача которых на ужин предусмотрена утвержденной раскладкой продуктов ("с элементами шведского стола") по норме N 1 (общевойсковой паек), а именно: процентное соотношение выданных продуктов, предназначенных для приготовления гарниров "Картофель отварной" и "Каша рисовая рассыпчатая" составило 30% на 70% соответственно (по накладной N 27 ШС выдано 41,724 кг картофеля для приготовления гарнира "Картофель отварной" на 30% питающихся и 19,471 кг риса для приготовления гарнира "Каша рисовая рассыпчатая" на 70% питающихся (из расчета 380 г картофеля и 76 г риса на каждого питающегося)) (с учетом утвержденной Врио начальника Ярославского высшего военного училища ПВО замены, процентное соотношение крупяных и овощных гарниров на ужин должно составлять 50% на 50%) - (далее - Нарушение N 13). Размер неустойки по выявленным нарушениям (10- 13) составил 112 977,71 руб.
6) Актом о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих Ярославского высшего военного училища ПВО от 26 апреля 2021 г. N 7/154, утвержденным начальником Ярославского высшего военного училища ПВО генерал-майором А. Поддубицким 26 апреля 2021 г (соисполнитель услуг ООО "АСИ" по договору от 30 января 2019 г. N ОП19-39), согласно которому, при проведении 26 апреля 2021 г. проверки организации питания в Ярославском высшем военном училище ПВО, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем Услуг обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг для организации питания в курсантской столовой N 3 военного городка 4А используется продовольствие, не соответствующее требованиям Контракта к качеству, а именно: на продовольственном складе было обнаружено продовольствие - крупа гречневая ядрица, первый сорт, фасовка по 25 кг, дата изготовления 14 марта 2021 г., в количестве 250 кг (производитель ИП Воеводин Александр Владимирович (Российская Федерация, Саратовская область, г. Балашов, пер. чистый, д. 6)), сопровождаемое декларацией о соответствии от 13.03.2018 г. ЕАС N RU fl-RURU88.B.O5439 (действительна до 12.03.2021 г.), действие которой прекращено 03.07.2020 г., выдаваемое для организации питания курсантов военного городка 4А - (далее - Нарушение N14). Размер неустойки по выявленным нарушениям (14) составил 39 651,16 руб.
7) Актом о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих Ярославского высшего военного училища ПВО от 26 мая 2021 г. N 7/197, утвержденным Врио начальника Ярославского высшего военного училища ПВО полковником С. Климановым 28 мая 2021 г.(соисполнитель услуг ООО "АСП" по договору от 30 января 2019 г. N ОП19-39), согласно которому, при проведении 26 мая 2021 г. проверки организации питания в Ярославском высшем военном училище ПВО, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем Услуг обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг генеральная уборка помещений столовой своевременно не производится - (далее - Нарушение N 15);
- соисполнителем Услуг была произведена несогласованная с начальником Ярославского высшего военного училища ПВО замена процентного соотношения продуктов, предназначенных для приготовления гарниров, выдача которых на ужин предусмотрена утвержденной раскладкой продуктов ("с элементами шведского стола") по норме N 1 (общевойсковой паек), а именно: процентное соотношение выданных продуктов, предназначенных для приготовления гарниров "Картофельное пюре" и "Плов овощной" составило 30% на 70% соответственно (по накладной N 26 ШС выдано 74,328 кг картофеля для приготовления гарнира "Картофельное пюре" на 30% питающихся и 32,861 кг риса для приготовления гарнира "Плов овощной" на 70% питающихся (из расчета 380 г картофеля и 72 г риса на каждого питающегося)) (с учетом утвержденной Врио начальника Ярославского высшего военного училища ПВО замены, процентное соотношение крупяных и овощных гарниров на ужин должно составлять 50% на 50%) - (далее - Нарушение N16). Размер неустойки по выявленным нарушениям (15- 16) составил 70 339,46 руб.
8) Актом о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих Ярославского высшего военного училища ПВО от 18 мая 2021 г. N 7/176, утвержденным Врио начальника Ярославского военного училища ПВО полковником С. Климановым 20 мая 2021 г.(соисполнитель услуг ООО "АСП" по договору от 30 января 2019 г. N ОП19-39), согласно которому, при проведении 18 мая 2021 г. проверки организации питания в Ярославском высшем военном училище ПВО, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем Услуг обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг баки с пищевыми отходами своевременно не закрываются, пищевые отходы хранятся во внутреннем дворе столовой, вывоз пищевых отходов своевременно не производится - (далее - Нарушение N 17);
- соисполнителем Услуг в конце смены уборочный инвентарь не промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, не просушивается, не хранится в отведенном для него месте (далее - Нарушение N 18);
- соисполнителем Услуг после ужина в помещениях столовой уборка не производится (на обеденных столах присутствуют остатки пищи и крошки; полы в обеденном зале грязные и липкие) - (далее - Нарушение N 19);
- еженедельная генеральная уборка помещений столовой не производится - (далее - Нарушение N 20);
- соисполнителем Услуг не производится обслуживание и содержание в рабочем состоянии принятого в безвозмездное пользование оборудование (тележка для подвоза пищи в рабочем состоянии не поддерживается, требует ремонта) - (далее - Нарушение 21);
- персонал соисполнителя Услуг на территории столовой находится без единообразной специальной одежды - (далее - Нарушение N 22); - соисполнителем Услуг технологическое оборудование своевременно не обслуживается (электрические плиты грязные, с остатками застарелой пригоревшей пищи и жира) - (далее - Нарушение N23); - соисполнителем Услуг холодная закуска выдавалась военнослужащим в пирожковых тарелках, а не в салатниках - (далее - Нарушение N 24).
Размер неустойки по выявленным нарушениям (17- 24) составил 322 379,39 руб.
9) Актом о выявленных недостатках при организации питания в солдатской столовой войсковой части 54055 от 24 июля 2021 г., утвержденным командиром войсковой части 54055 гвардии полковником В. Лесниковым 24 июля 2021 г.(соисполнитель услуг ООО "Главная линия" по договору от 31 мая 2021 г. N ОП-21-44), согласно которому, при проведении 24 июля 2021 г. проверки организации питания военнослужащих войсковой части 54055, установлено ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг на обед была произведена выдача по норме N 1 (общевойсковой паек) блюда "Птица отварная порционная, соус томатный" с выходом мясной порции 79,4 грамма на каждого питающегося (при контрольном взвешивании общий вес 10 мясных порций составил 794 грамма) вместо полагающихся к выдаче согласно утвержденной раскладке продуктов 96 грамм мясной порции, недоведение нормы довольствия мясной порции составило 16,6 грамм на каждого питающегося (при допустимых 1-2 г) - (далее - Нарушение N 25).Размер неустойки по выявленным нарушениям (25) составил 19 563,51 руб.
10) Актом о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих Ярославского высшего военного училища ПВО от 30 апреля 2021 г. N 7/164, 11 утвержденным начальником Ярославского высшего военного училища ПВО генерал-майором А.Поддубицким 4 мая 2021 г.(соисполнитель услуг ООО "АСП" по договору от 30 января 2019 г. N ОП19-39), в соответствии с которым, при проведении 29 апреля 2021 г. проверки организации питания в Ярославском высшем военном училище ПВО, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем Услуг обязательств по Контракту, а именно:
- соисполнителем Услуг, в нарушение п. 164 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, не проведена уборка обеденных залов и производственных помещений столовой после проведения ужина (полы грязные, на обеденных столах остатки пищи и крошки, лестничные марши завалены мусором) - (далее - Нарушение N26);
- соисполнителем Услуг, в нарушение в нарушение п. 223 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, баки с пищевыми отходами крышками не закрываются, своевременно не дезинфицируются, пищевые отходы при наличии охлаждаемых камер хранятся рядом с камерами во внутреннем дворе столовой, своевременно не выносятся (далее - Нарушение N 27);
- соисполнителем Услуг, в нарушение в нарушение п. 165 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, по окончании уборки в конце смены уборочный инвентарь не промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, не просушивается и не хранится в чистом виде в отведенном для него месте - (далее - Нарушение N28);
- соисполнителем Услуг, в нарушение в нарушение п. п. 213-216 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, кухонная посуда должным образом не моется, нагар не удаляется (далее - Нарушение N 29);
- соисполнителем Услуг, в нарушение п. 218 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, чистые столовые приборы хранятся не в специальных ящиках-кассетах, а на подносах в горизонтальном положении россыпью - (далее - Нарушение N 30);
- соисполнителем Услуг, в нарушение п. 188 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 12 26 декабря 2019 г. N 1215, полученное со склада мясо свинины размораживается в воде - (далее - Нарушение N 31);
- соисполнителем Услуг, в нарушение п. 218 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1215, чистая кухонная посуда хранится на производственных столах в моечной столовой посуды - (далее - Нарушение N 32). Размер неустойки по выявленным нарушениям (26- 32) составил 277 758,96 руб.
По выявленным нарушениям в адрес Исполнителя направлены претензии от 21 января 2022 г. N 207/8/247, от 25 января 2022 г. N 207/8/266, от 25 января 2022 г. N 207/8/267, от 25 января 2022 г. N 207/8/268, от 25 января 2022 г. N 207/8/269, от 25 января 2022 г. N 207/8/273, от 25 января 2022 г. N 207/8/279, от 31 января 2022 г. N 207/8/382, от 2 февраля 2022 N 207/8/453 с требованием об оплате начисленных санкций, которые ответчиком оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Указанные нарушения явились основанием для начисления ответчику штрафа в общем размере 1 399 748,53 рублей, размер которого определен исходя из количества нарушений (32 эпизода), цены этапа оказания услуг, ставки в размере 10 %.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В свою очередь, часть 1 статья 330 ГК РФ устанавливает, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Меры ответственности за нарушение условий контракта стороны согласовали в разделе 8.
Согласно п.8.4 контракта штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушений, о чем составляется соответствующий акт по форме, установленной приложением N 7 к контракту.
В соответствии с подп. "а" Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Взыскание штрафа по фактам, не указанным в акте проверки, недопустимо.
Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Списание неустоек регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом" (вместе с "Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
В соответствии с подп. "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Как предусмотрено пунктами 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является:
а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Таким образом, именно на государственного заказчика законом возложена обязанность по организации сверки взаимных расчетов по начисленным в период действия спорного государственного контракта штрафов.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства принятия во исполнение вышеприведенных норм закона мер по обеспечению сверки расчетов штрафам по данному контракту.
По смыслу приведенных положений списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением в том числе в 2021 году обязательств, предусмотренных контрактом, при соблюдении указанных в них условий являются именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и неоднократно отражался в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в определениях от 14.08.2018 N 305-ЭС18- 5712, от 30.10.2018 N 305- ЭС18-10724, от 18.07.2019 N 305-ЭС19-5287).
Из материалов дела следует, что обязательства по контракту исполнены ответчиком в полном объеме, услуги оказаны до 31.12.2021 (пункт 12.2 контракта), срок действия контракта истек 01.04.2022 (пункт 12.1 контракта).
Начисленная Истцом неустойка по настоящему исковому заявлению не 0,004% от цены Контракта превышает 5 процентов цены контракта, составляет (=1 399 784,53 руб. * 100 % / 36 765 086 963,87 руб.).
Однако истцом действия по обеспечению сверки, предусмотренной пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, не осуществляются.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о списании начисленного штрафа и об отказе в удовлетворении исковых требований правомерны.
Аналогичный вывод указан во вступившем в законную силу постановлениях Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-68503/2022 от 27.02.2023 года, от 01 ноября 2023 года по делу N А40-151265/22.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы истца об отсутствии оснований для списания начисленной неустойки отклоняются, поскольку исходя из обстоятельств настоящего спора и норм права списание начисленной неустойки в заявленном размере является обязанностью заказчика.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2023 года по делу N А40-86526/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86526/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Минобороны России
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11730/2023
31.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-85272/2023
26.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-86526/2022
27.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11730/2023
17.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58456/2022
21.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-86526/2022