г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А56-63361/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цивилевой Т.Е.,
при участии:
от истца: Чемия-Адамович И.С. - по доверенности от 03.02.2023;
от ответчика: Шуйский К.В. - по доверенности от 11.11.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41148/2023) администрации Муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 по делу N А56-63361/2023 (судья Нетосов С.В.), принятое
по иску администрации Муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (адрес: 188673, Ленинградская область, д. Новое Девяткино, ул. Школьная, д. 2, помещ. 13-Н, ОГРН 1074703005563);
к Обществу с ограниченной ответственностью "Парус" (188666, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Мурино, ул. Шувалова, д. 8, пом 16-Н, ОГРН 11047030002018)
о понуждении к исполнению обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Парус" (далее - ответчик, Общество) о возложении на ответчика обязанности по содержанию объектов благоустройства, детских игровых и спортивных площадок, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271 и 47:07:0722001:273.
Решением суда от 22.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила решение от 22.11.2023 отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что спорные земельные участки в собственность муниципального образования не передавались, подведомственные учреждения расположенные на них объекты не строили и не обслуживали, соответствующие земельные участки непосредственно примыкают к придомовой территории многоквартирных домов (далее - МКД), обслуживаемых ответчиком, и ранее им поддерживались в благоустроенном состоянии, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, тем более, что земельные участки, на которых расположены МКД и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, входили в существующую застройку согласно проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации от 08.09.2008 N 92, и разрешениям на строительство N К047504308-22, N К047504308-37 выданным застройщику.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель ответчика просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирными домами по адресу Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Новое Девяткино, ул. Арсенальная, дома 2 и 4 (далее - МКД), которые расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:0722001:272 и 47:07:0722001:270 соответственно, также являющихся общим имуществом собственников помещений в МКД.
С вышеуказанными земельными участками граничат земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271 и 47:07:0722001:273, имеющими назначение "размещение объектов благоустройства" и находящимися в период с 11.06.2010 по 23.07.2021 в собственности ООО "Арсенал-Н" (ИНН 7841366895) (далее - застройщик).
Общество ранее на основании заключенного с собственником земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271 и 47:07:0722001:273 соглашения осуществляло обслуживание означенных земельных участков, а также расположенного на них оборудования (спортивной площадки, устройств освещения и других), однако, в связи с прекращением 23.07.2021 права собственности застройщика на земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271 и 47:07:0722001:273 ранее заключенное с Обществом соглашение на их обслуживание было расторгнуто.
Впоследствии Администрации стало известно, что на основании части 4 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) произведена государственная регистрация права собственности МО "Новодевяткинское сельское поселение" на земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271 и 47:07:0722001:273.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2022 Администрации отказано в удовлетворении требования об исправлении технической ошибки в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271 и 47:07:0722001:273 путем исключения из ЕГРН ошибочной записи о правообладателе - Муниципальное образование "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В связи с отказом застройщика от права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271, 47:07:0722001:273 и переходом в силу закона права собственности в отношении указанных земельных участков в пользу муниципального образования, а также отказа Общества от обслуживания расположенных на них объектов, Администрацией была сформирована комиссия, которая в ходе осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271, 47:07:0722001:273, результаты которого отражены в актах от 03.09.2021, 23.09.2021, выявила расположение на них объектов благоустройств, которые никем не обслуживаются, брошенные.
Протоколом комиссии о рассмотрению вопроса о выявлении объектов от 27.12.2021 принято решение о том, что до момента установления собственников объектов благоустройства, детских игровых и спортивных площадок, имеющих признаки бесхозяйного, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: 47:07:0722001:271, 47:07:0722001:273 указанные объекты необходимо передать в подведомственное учреждение с последующим направлением запросов в государственные и муниципальные органы для установления собственника.
Вместе с тем, как указала Администрация, спорные детские игровые, спортивные площадки расположены на придомовой территории в непосредственной близости от МКД, управляемых Обществом, при этом, земельные участки, на которых расположены МКД и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, входили в существующую застройку согласно проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации от 08.09.2008 N 92, и разрешениям на строительство N К047504308-22, N К047504308-37 выданным застройщику.
Ссылаясь на вышеозначенные обстоятельства, а также то, что обязанность по содержанию спорных земельных участков и находящихся на них объектов должна быть возложена на управляющую компанию соответствующих МКД, которой в данном случае является Общество, истец обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, а также проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как установлено пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещь, от права собственности на которую собственник отказался, признается бесхозяйной вещью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 226 ГК РФ.
По смыслу абзаца 2 пункта 2 статьи 226 ГК РФ другие брошенные вещи, не относящиеся к имуществу, указанному в абзаце 1 пункта 2 статьи 226 ГК РФ, поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Из материалов настоящего дела следует, что согласно распоряжению Администрации от 30.12.2021 N 103/01-05, приложенному к нему акту осмотра территории от 03.09.2021 спорное имущество признано Администрацией бесхозяйным и принято на баланс (передано МКУ "Агентство по развитию и обслуживанию территории").
01.01.2022 МКУ "Агентство по развитию и обслуживанию территории" также был заключен договор на оказание услуг по текущему ремонту детских игровых и спортивных площадок дер. Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области.
Кроме того, как указано выше, МКД расположены на сформированных под ними земельных участках с кадастровыми номерами - 47:07:0722001:271 (Арсенальная, 2) и 47:07:0722001:270 (Арсенальная, 4), являющимся общим имуществом (придомовой территорией), обязанности по обслуживанию которого осуществляются Обществом по решению общего собрания собственников на основании заключённого договора управления.
Соответственно вопреки позиции подателя жалобы ни земельный участок с кадастровым номером 47:07:0722001:271, ни земельный участок с кадастровым номером 47:07:0722001:273, равно как и размещенное на них оборудование и элементы благоустройства, не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Новое Девяткино, ул. Арсенальная, дом 2 и 4.
Доводы подателя жалобы об обратном отклоняются апелляционным судом как несостоятельные и противоречащие представленным в материалы дела доказательствам в силу следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
На основании подпунктов "е" и "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 67 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования; вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом; в свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме; при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Соответственно, поскольку МКД имеют сформированные под ними, поставленные на кадастровый учёт земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0722001:272 и 47:07:0722001:270, означенные земельные участки и являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом спорные земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271, 47:07:0722001:273 лишь граничат с ними и не являются их частью, а потому не могут признаваться общим имуществом.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2023 по делу N А56-45472/2022 Администрации отказано в удовлетворении иска об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271 и 47:07:0722001:273 путем исключения ошибочной записи в ЕГРН о правообладателе - муниципальное образование "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
При этом, отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что в силу части 3 статьи 39.36 ЗК РФ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 предусмотрено, что детские игровые и спортивные площадки-объекты, являющиеся неотъемлемой частью жилой застройки, могут размещаться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков третьим лицам.
В рамках дела N А56-45472/2022 судом также установлено, что согласно сведениям ЕГРН спорные земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0722001:271, 47:07:0722001:273 расположены в границах муниципального образования Новодевяткинское сельское поселение, отнесены к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования "для размещения объектов благоустройства", сведения о расположении на указанных участках многоквартирных домов в ЕГРН отсутствуют. При этом границы и размер земельного участка, занятого многоквартирным домом, предназначенного для обслуживания и эксплуатации такого дома, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Как видно из материалов дела, на кадастровый учет земельные участки в таких границах в рассматриваемом случае не поставлены.
Таким образом, вопреки позиции Администрации в рассматриваемом случае оснований полагать, что спорные объекты благоустройства, детские игровые и спортивные площадки являются общедомовым имуществом, а земельные участки под ними - придомовой территорией, не имеется, в связи с чем основания для возложения на Общества обязанности по содержанию соответствующих объектов также отсутствуют, а потому в удовлетворении иска Администрации судом первой инстанции отказано обоснованно и правомерно.
На основании вышеизложенного при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 следует оставить без изменения, а жалобу Администрации - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 по делу N А56-63361/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Н. С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-63361/2023
Истец: Администрация Муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Ответчик: ООО "ПАРУС"