Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2020 г. N Ф09-5896/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А71-19795/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 марта 2020 года по делу N А71-19795/2019
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010)
к Бюджетному учреждению общеобразовательной школе-интернату Удмуртской Республики "Республиканский лицей-интернат" (ИНН 1808400805, ОГРН 1021800644480)
третье лицо - Ушакова Валентина Николаевна,
о взыскании 903 руб. 24 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - истец, управление, Пенсионный фонд) обратилось в рбитражный суд с заявлением к Бюджетному учреждению общеобразовательной школе-интернату Удмуртской Республики "Республиканский лицей-интернат" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 903 руб. 24 коп. убытков, образовавшихся в результате незаконной выплаты страховой пенсии работнику учреждения Ушаковой Валентине Николаевне за период с 01.08.2017 по 30.04.2019.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ушакова Валентина Николаевна.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, управление обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе управление указывает, что в рассматриваемом случае излишняя выплата сумм страховой пенсии Ушаковой В.Н. явилась следствием непредставления страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учета в отношении данного работающего пенсионера, необходимых для определения размера пенсии, представление которых входит исключительно в обязанности работодателя; факт работы Ушаковой В.Н. в мае 2017 года установлен управлением только после получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М (доп) за май 2017 года и их обработки; факт работы Ушаковой В.Н. в июне 2017 года и в последующие периоды не означает работу в мае 2017 года и не указывает на непрерывность трудовой деятельности застрахованного лица; из представленных за другие периоды сведений по форме СЗВ-М управление не могло сделать вывод, что Ушакова В.Н. работала в мае 2017 года, поскольку при отсутствии сведений от работодателя за май 2017 года пенсионер считается уволенным, в при поступлении сведений за июнь 2017 года и последующие периоды - возобновившим работу, в этом случае размер пенсии не мог быть пересмотрен в сторону уменьшения в силу нормы ч. 8 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; также управление отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Пенсионного фонда после получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М дополнительно уточнять на самом ли деле застрахованное лицо, не вошедшие в такую форму, прекратило трудовую деятельность или работодатель забыл предоставить на его сведения.
Ответчиком в суд апелляционной инстанции представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение, не оспаривая факт несвоевременного представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "исходная" за май 2017 года, указывает, что соответствующие сведения в отношении Ушаковой В.Н. представлялись в Пенсионный фонд за все предшествующие и последующие периоды.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, Ушакова Валентина Николаевна до 08.04.2019 являлась работающим у ответчика пенсионером.
Ответчик несвоевременно представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2017 года в отношении Ушаковой В.Н., в результате чего в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), последняя учтена Пенсионным фондом в системе персонифицированного учета как неработающий пенсионер.
В связи с данным обстоятельством истцом за период с 1 августа 2017 года по 30 апреля 2019 года произведена индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Ушаковой В.Н.
09.04.2019 по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью от ответчика получены дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2017 года, в соответствии с которыми уточнено, что Ушакова В.Н. являлась работающим у ответчика пенсионером в мае 2017 года.
23.05.2019 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики вынесено решение N 019S19190008195 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Сумма финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за май 2017 года составила 500 руб.
В связи с непредставлением ответчиком достоверной информации о работающем пенсионере и представлении информации за май 2017 года только в апреле 2019 года, по мнению истца, из средств ПФР излишне выплачена сумма страховой пенсии в размере 903 руб. 24 коп. за период с 01.08.2017 по 30.04.2019.
Добровольно ответчиком убытки истцу не возмещены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика 903 руб. 24 коп. убытков.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходит из того, что причинно-следственная связь между действиями учреждения и причиненным фонду вредом в виде излишне выплаченной пенсии отсутствует; совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на учреждение ответственности в виде возмещения убытков, управлением не доказана.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не установил.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, исходя из части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 85 Правил определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Из обстоятельств дела усматривается, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп.) за май 2017 года в отношении пенсионера Ушаковой В.Н. представлены ответчиком в Пенсионный фонд с нарушением установленного срока - 09.04.2019.
Ввиду непредставления учреждением в установленный срок индивидуальных сведений в отношении Ушаковой В.Н. за май 2017 года, управлением за период с 01.08.2017 по 30.04.2019 произведена индексация пенсии указанному застрахованному лицу.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователем были своевременно представлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за период с июня 2017 года по апрель 2019. Работник Ушакова В.Н. отсутствовала лишь в отчете, представленном за май 2017 года. В последующих месяцах (с июня 2017 года по апрель 2019 года) работник был отражен в отчётах СЗВ-М, а также данные по Ушаковой В.Н. были зафиксированы в отчетности по форме РСВ-1 за полугодие 2017 года и в годовой форме СЗВ-Стаж за 2017 год. Содержание отчетности страхователя по форме СЗВ-Стаж и СЗВ-М объективно свидетельствовало об отсутствии перерыва в трудовой деятельности Ушаковой В.Н. в мае 2017 года. Сведения за июнь 2017 года - апрель 2019 года, в том числе на Ушакову В.Н. - работника ответчика, предоставлялись в установленный законом срок. Данный факт истцом не оспорен.
Однако Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности указанного застрахованного лица, дополнительную проверку не провел, а принимая решение о выплате пенсии (с учетом индексации), основывался исключительно на факте непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за один период - май 2017 года.
Кроме того, суд обоснованно учел, что после получения от страхователя сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь, июль 2017 года и последующие месяцы, факт предоставления которых не оспаривается, Пенсионный фонд не предпринял никаких мер для уточнения ранее полученных сведений. При этом, получив от страхователя сведения по форме СЗВ-М за июнь, июль 2017 года и последующие месяцы в отношении спорного работника, выплата пенсии с учетом индексации прекращена не была, а производилась до 30.04.2019.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что сведения по форме СЗВ-М за июнь, июль 2017 года и последующие периоды представлялись страхователем своевременно, учитывая, что Пенсионный фонд располагал сведениями о том, что трудовая деятельность застрахованного лица - пенсионера Ушаковой В.Н. в 2017 году являлась непрерывной, оснований для индексации получаемой пенсии с 01.08.2017 у фонда не имелось.
При таких обстоятельствах, исходя из осведомленности Пенсионного фонда об осуществлении застрахованным лицом оплачиваемой трудовой деятельности в учреждении до принятия решения о выплате пенсии в повышенном размере, а также с учетом самостоятельного обнаружения и устранения учреждением допущенной ошибки при представлении отчетности в спорном периоде, позиция управления о правомерности выплаты пенсии с учетом перерасчета обоснованно не принята судом.
Аналогичная правовая позиции изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 13.12.2019 N 309-ЭС19-23722, от 17.01.2020 N 301-ЭС19-25559.
Принимая во внимание, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, пенсионным фондом в данном случае не доказана, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта, в связи с чем распределение государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2020 года по делу N А71-19795/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-19795/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ИЖЕВСКЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МЕЖРАЙОННОЕ, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики
Ответчик: Бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат Удмуртской Республики "Республиканский лицей-интернат"
Третье лицо: Ушакова Валентина Николаевна