Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2020 г. N Ф07-11552/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А05-12747/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцова А.Э.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Смирновой Н.А. по доверенности от 11.02.2019, от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе Поздняковой Ю.В. по доверенности от 24.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2020 года по делу N А05-12747/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - управление) о признании незаконным отказа от 30.08.2019 N КУВД-001/2019-5927709/2 в государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью "Мостсервис", общества с ограниченной ответственностью "СТК-Проект" и государственного унитарного предприятия Архангельской области "Инвестиционная компания "Архангельск" на земельный участок с кадастровым номером 29:22:050510:36 (г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 8), а также о возложении на ответчика обязанности произвести государственную регистрацию права аренды на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Мостсервис" (ОГРН 1052901013945, ИНН 2901132648; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Воскресенская, дом 8, помещение 5Н, кабинет 1; далее - ООО "Мостсервис"), общество с ограниченной ответственностью "СТК-Проект" (ОГРН 1142901006214, ИНН 2901248875; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Воскресенская, дом 8, помещение 5-Н, кабинет 3; далее - ООО "СТК-Проект"), государственное унитарное предприятие Архангельской области "Инвестиционная компания "Архангельск" (ОГРН 1022900537461, ИНН 2926009269; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 71; далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов агентства и осуществить государственную регистрацию договора аренды от 29.01.2019 N 498/1.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что на государственную регистрацию представлен договор аренды, который не содержит условия о расчете или размере арендной платы, в связи с чем по форме и содержанию не соответствует требованиям законодательства. Полагает, что решение суда первой инстанции приводит к нарушению Правил внесения записей о государственной регистрации договоров в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), установленных Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Правила N 943), которые утверждают порядок ведения ЕГРН. Также указывает на то, что в управление копии расчетов арендной платы для арендаторов не представлялись, управлением не рассматривались и не учитывались при вынесении решения.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель агентства в судебном заседании доводы жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей агентства и управления, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, агентство (арендодатель) с одной стороны и ООО "Мостсервис", ООО "СТК-Проект", предприятие с другой стороны заключили договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, со множественностью лиц на стороне арендатора от 29.01.2019 N 498/1.
По условиям договора арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок площадью 1226 кв.м с кадастровым номером 29:22:050510:36 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 8 (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка), для эксплуатации здания по указанному адресу совместно с другими владельцами.
В пункте 2.1 договора указано, что он действует по 31.12.2023 и вступает в силу с даты его государственной регистрации в управлении.
Согласно пункту 2.2 договора, его условия, предусмотренные разделом 3 договора, распространяются на отношения сторон с 01.01.2019.
Агентство обратилось в управление с заявлением от 17.05.2019 о государственной регистрации прав по названному договору аренды.
Управление 29.05.2019 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) приостановило государственную регистрацию договора аренды сроком на 3 месяца до 29.08.2019.
По истечении указанного срока управление уведомлением от 30.08.2019 N КУВД-001/2019-5927709/2 на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказало заявителю в государственной регистрации прав по рассматриваемому договору аренды, мотивировав данный отказ ссылкой на положения пункта 11 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и указав, что представленный заявителем договор аренды земельного участка не содержит условия об арендной плате, что препятствует его государственной регистрации.
Не согласившись с решением управления, агентство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Частью 6 статьи 1 названного Закона определено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочих являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Из части 1 статьи 51 данного Закона следует, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 2 статьи 26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Пунктами 4, 12 статьи 22 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы определяется договором аренды и является существенным условием договора аренды земельного участка.
В пункте 3.2 рассматриваемого договора аренды сторонами согласовано, что арендная плата рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Согласно пункту 3.4 договора арендодатель ежегодно направляет арендатору расчет размера арендной платы. Подписание соглашений в данном случае не требуется.
Копии расчетов, названных в пункте 3.4 договора аренды, направленных заявителем арендаторам, представлены в материалы дела.
Представление агентством данных расчетов в управление с заявлением о совершении регистрационных действий в материалах дела не усматривается, вместе с тем сам по себе факт приобщения их к материалам дела не свидетельствует о принятии судебного исключительно на основании доказательств, которые не оценивались ответчиком при вынесении оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора.
Вывод управления о том, что рассматриваемый договор не содержит условия о размере арендной платы, фактически основан на том, что в договоре не указана твердая сумма арендной платы.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, размер арендной платы в договоре аренды земельного участка может быть установлен в твердой сумме либо являться определяемым, когда стороны договора согласовали условие об арендной плате, устанавливающее способ ее расчета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), которые устанавливают способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Названные Правила являются общеобязательными при определении размера арендной платы за находящиеся в собственности Российской Федерации земельные участки, а определяемый в соответствии с Правилами размер арендной платы выступает в качестве регулируемой цены.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 29:22:050510:36 находится в собственности Российской Федерации, размер арендной платы в отношении этого земельного участка подлежит определению в соответствии с Правилами.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал доводы ответчика об отсутствии в рассматриваемом договоре аренды согласованного сторонами условия о размере арендной платы ошибочными, поскольку они опровергаются содержанием данного договора.
Доводы подателя жалобы о затруднительности расчета арендной платы на основании положений Правил по рассматриваемому договору, в том числе с учетом множественности лиц на стороне арендатора, различной площади помещений арендаторов в здании, расположенном на земельном участке, не опровергают обоснованность выводов суда и требований агентства.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа заявителю в государственной регистрации договора от 29.01.2019 N 498/1, о нарушении данным отказом прав и законных интересов агентства.
Таким образом, обжалуемым решением требования заявителя правомерно удовлетворены.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2020 года по делу N А05-12747/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12747/2019
Истец: НАО Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ГУП АО "Инвестиционная компания "Архангельск", ГУП Архангельской области "Инвестиционная компания "Архангельск", ООО "Мостсервис", ООО "СТК-Проект", АС Архангельской области, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11552/20
08.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3828/20
10.03.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12747/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12747/19