Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 ноября 2020 г. N Ф02-5176/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
9 июля 2020 г. |
Дело N А10-1186/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 09.07.2020.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Скажутиной Е.Н., судей Желтоухова Е.В., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2019 года по делу N А10-1186/2019 по исковому заявлению Бурятского республиканского отделения Общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (ОГРН 1020300000808, ИНН 0323017481, 670000, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Куйбышева, 39) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, 664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Российская, 17), к федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия" (ОГРН 1120327010165, ИНН 0326506498, 670045, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Ботаническая, 33 Д) о признании права собственности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Черевко Е.А. - представитель по доверенности от 25.05.2020,
УСТАНОВИЛ:
Бурятское республиканское отделение Общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 03:24:021801:174, расположенное по адресу г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка, д. 2 "ж".
Определением от 28.05.2019 произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства внутренних дел по Республике Бурятия на надлежащего ответчика - Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство внутренних дел по Республике Бурятия, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Республике Бурятия", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2019 года за Бурятским республиканским отделением Общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" признано право собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 03:24:021801:174, расположенное по адресу г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка, д. 2 "ж".
В удовлетворении иска к Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обратилось с апелляционной жалобой. Указывает, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, является собственностью Российской Федерации, право собственности зарегистрировано 20.04.2009, истцу предоставлен не был. Спорный объект - здание лыжной базы (кадастровый номер 03:24:021801:174) на каком-либо праве ни ответчикам, ни третьим лицам не передавался. Из представленных истцом документов усматривается, что истец использует и несет бремя содержания спорного объекта недвижимости. Указание на то, что спорное имущество не вошло в перечень федерального имущества не является безусловным подтверждением для притязаний истца. Просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, дополнение к отзыву.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы отзыва, дополнений, считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков, третьих лиц.
В материалы дела поступило заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия и Забайкальском крае о замене стороны ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия и Забайкальском крае в связи с реорганизацией, произошедшей 17.01.2020, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ.
Частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Процессуальное правопреемство - это переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица, являвшегося в процессе стороной, на предмет спора к другому лицу в связи с переходом к нему субъективных материальных прав.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявление о процессуальном правопреемстве, на основании представленных документов полагает возможным его удовлетворить, произвести в порядке процессуального правопреемства замену стороны ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец - Бурятское республиканское отделение Общественно-государственного объединения "Всероссийской физкультурно-спортивное общество "Динамо" является правопреемником Бурятского республиканского Совета физкультурно-спортивного общества "Динамо", что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-4938/2011.
Спорное здание лыжная база "Динамо" расположено по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка, д. 2ж, кадастровый номер 03:24:021801:174.
Здание построено БРО ОГО "ВФСО "Динамо" хозяйственным способом в 1959 году.
Решением исполнительного комитета Улан-Удэнского городского совета народных депутатов N 259 от 21.11.1990 за Бурятским республиканским Советом "Динамо" закреплен земельный участок площадью 0,93 га в Железнодорожном районе на Верхней Березовке под лыжную базу ФСО "Динамо".
Постановлением главы Администрации г. Улан-Удэ N 309 "а" от 15.07.1994 земельный участок, занимаемый лыжной базой "Динамо" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Министерству внутренних дел Республики Бурятия.
После постановки земельного участка на кадастровый учет ему присвоен кадастровый номер: 03:24:021801:1.
На основании Постановления главы Администрации г. Улан-Удэ N 309 "а" от 15.07.1994 на земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного пользования МВД по Республики Бурятия 20.04.2009.
Распоряжением МТУ Росимущества в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае N 302-р от 20.09.2017 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования МВД по Республики Бурятия земельным участком с кадастровым номером 03:24:021801:1.
Впоследствии нежилое здание пристроя к лыжной базе передано на праве оперативного управления МВД по Республики Бурятия.
На основании распоряжения МТУ Росимущества в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае N 124-р от 21.04.2017 здание пристроя (кадастровый номер: 03:24:000000:14722) передано на праве оперативного управления за ФКУ "ЦХ и СО МВД по Республике Бурятия".
Истец в целях уставной деятельности по настоящее время пользуется и владеет спорным объектом недвижимости, несет бремя его содержания.
В виду отсутствия всех необходимых документов, для осуществления государственной регистрации права собственности на указанный объект истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на положения статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законом интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрено абзацем 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности объекта гражданских прав тому или иному лицу. Такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательства своего права собственности на объект недвижимости.
Иск о признании права собственности представляет собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Действовавшее в период возведения объекта, его капитального ремонта законодательство (статья 13 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, статьи 102-103 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года) допускало возможность нахождения в собственности учреждений, общественных организаций недвижимого имущества
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу в 1998 году.
Спорный объект был возведен за счет средств Общества Динамо до вступления в законную силу указанного закона.
В пункте 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, а именно то, что спорный объект - здание лыжной базы (кадастровый номер 03:24:021801:174) возведено правопредшественником истца в ходе хозяйственной деятельности, на каком-либо праве ни ответчикам, ни третьим лицам не передавался, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости сведения о зарегистрированных правах на спорный объект отсутствуют, спорный объект недвижимости прошел технический и кадастровый учет, пришел к правомерному выводу, что спорное здание является собственностью общественной организации, истец использует и несет бремя содержания спорного объекта недвижимости.
Доказательства наличия спорного имущества в перечне федерального имущества, владения Российской Федерацией (в лице территориального управления) спорным объектом ответчиком не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил исковые требования истца к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании права собственности о признании права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 03:24:021801:174, расположенное по адресу г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка, д. 2 "ж".
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем, нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену ответчика в деле N А10-1186/2019 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2019 по делу N А10-1186/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1186/2019
Истец: Бурятское республиканское отделение Общественно-государственного объединения Всероссийское физкультурно-спортивное общество Динамо
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФКУ ЦХИСО МВД по Республике Бурятия
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ, Министерство внутренних дел по Республике Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Федеральное государственное казенное учреждение Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия