г. Вологда |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А66-4107/2020 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 мая 2020 года по делу N А66-4107/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (адрес: 170026, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4; ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Комитету по управлению имуществом и земельными отношениями Осташковского городского округа (адрес: 172735, Тверская область, город Осташков, проспект Ленинский, дом 46, помещение 14; ОГРН 1176952022235, ИНН 6913017044, далее - Комитет) о взыскании 15 421 руб. 95 коп. задолженности по оплате работ по техническому обслуживанию газовых сетей низкого давления, а также оборудования, расположенного на них, в Осташковском городском округе за период с 01.01.2017 по 30.09.2017.
Решением суда от 29 мая 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что муниципальный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения сторонами не подписан. Комитет является ненадлежащим ответчиком по делу.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 12.10.2015 объект "Отводы и внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г. Осташков - ЗАТО "Солнечный - д.Светлица - д.Святое, в следующих населенных пунктах: д.Покровское, д.Сорога, д.Погорелое, д.Залесье, д.Пачково, д.Ляпино, д.Жар, д.Светлица, д.Лещины, д.Черный Дор, д.Святое Осташковского района" "Газопровод высокого и низкого давления д.Сорога" принят как законченный строительством объект и введён в эксплуатацию (копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU69-524306-3-2015 от 12.10.2015).
Посредством данных сетей газораспределения обеспечивается газоснабжение как юридических, так и физических лиц.
Общество 26.04.2017 направило в адрес Комитета муниципальный контракт N ТОГ-Ост-Д-00330 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения и оборудования, расположенного на них, в 2017 по объекту "Отводы и внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г.Осташков - ЗАТО "Солнечный - д.Светлица - д.Святое, в следующих населенных пунктах: д.Покровское, д.Сорога, д.Погорелое, д.Залесье, д. Пачково, д. Ляпино, д. Жар, д.Светлица, д.Лещины, д.Черный Дор, д. Святое Осташковского района" 6-й этап "Внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г.Осташков - д.Светлица - д.Святое" д.Сорога" (письмо от 26.04.2017 N 10/591).
Письмом от 04.05.2017 N 860 Комитет сообщил о невозможности подписания контракта по причине отсутствия в бюджете на 2017 год лимитов на данный вид услуги. Одновременно, Комитетом выражена готовность подписать контракт при выделении средств на ближайшем уточнении бюджета (том 1, лист 31).
Поскольку отсутствие в бюджете денежных средств для организации надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства в области промышленной безопасности и не освобождает юридическое лицо от исполнения такой обязанности, истцом в период с 01.01.2017 по 30.09.2017 были выполнены работы по техническому обслуживанию (периодическим обходам) газовых сетей высокого и низкого давления, а также оборудования, расположенного на них, по спорному объекту.
Акты выполненных работ от 30.06.2017 N 12-6480 и от 30.09.2017 N 12-8342, в которых отражены наименование, количество и стоимость оказанных услуг, письмами от 31.07.2017 N 10/1075 и от 19.01.2018 N 10/83 были направлены истцом в адрес ответчика.
Указанные акты ответчиком подписаны не были, претензии по количеству и качеству выполненных работ не заявлялись.
Обществом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате выполненных работ от 12.02.2020 N 05/432.
В связи с тем, что Комитетом претензия была оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статьям 309 и 310 данного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
Согласно статьям 711, 720 ГК РФ заказчик обязан оплатить выполненную подрядчиком работу после сдачи результатов работы в сроки и в порядке, которые предусмотрены условиями договора.
Обязанность по содержанию и обслуживанию сетей газораспределения и оборудования расположенного на них по объекту "Отводы и внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г. Осташков - ЗАТО "Солнечный - д. Светлица - д. Святое, в следующих населенных пунктах: д. Покровское, д. Сорога, д. Погорелое, д. Залесье, д. Пачково, д. Ляпино, д. Жар, д. Светлица, д. Лещины, д. Черный Дор, д. Святое Осташковского района" 6-й этап. "Внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г. Осташков - д. Светлица - д. Святое" д. Сорога", возложена на ответчика в силу закона и обусловлена следующим.
В силу статьи 210 ГК РФ, статьи 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69 "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
В соответствии с пунктом 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пунктом 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 N 542, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
- выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;
- обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
В структуре администрации Осташковского городского округа отсутствует газовая служба, а также аварийно-спасательное формирование.
В тоже время Общество является специализированной газораспределительной организацией, осуществляющей на основании публичных договоров оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования. Указанный факт сторонами не оспаривается.
Техническое и аварийное обслуживание газопроводов должны осуществляться в обязательном порядке в целях обеспечения требований промышленной безопасности; обязанность по содержанию и обслуживанию сетей газораспределения и оборудования, расположенного на них.
При указанных обстоятельствах у ответчика в силу закона возникает обязанность по заключению договора на техническое обслуживание, ремонт, аварийно-диспетчерское обеспечение газопроводов для обеспечения их технической безопасности.
Истцом в период с 01.01.2017 по 30.09.2017 были выполнены работы по техническому обслуживанию газовых сетей, что ответчиком не отрицается, и подтверждается актами выполненных работ от 30.06.2017 N 12-6480 и от 30.09.2017 N 12-8342, в которых отражены наименование, количество и стоимость оказанных услуг, письмами от 31.07.2017 N 10/1075 и от 19.01.2018 N 10/83.
Учитывая, что ответчик, являясь собственником, обязан обеспечивать техническое обслуживание соответствующих объектов; доказательств того, что истец не оказывал услуги, как и доказательств того что спорные услуги оказаны иными газовыми службами в материалах дела не имеется; суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 15 421 руб. 95 коп. долга по оказанию услуг по техническому обслуживанию газовых сетей и оборудования, принадлежащих ответчику, за период с января по сентябрь 2017 года.
Довод Комитета о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, также подлежит отклонению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в 2016 году между истцом и Комитетом по управлению и распоряжению имуществом МО "Осташковский район" был заключен муниципальный контракт от 20.01.2016 г., в рамках которого Обществом в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 оказывались аналогичные услуги (том 1, листы 36-37).
Согласно решению Осташковской городской думы от 18.01.2018 г. N 96 ответчик является правопреемником прав и обязанностей Комитета по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования "Осташковский район" и в силу пункта 2.1 Положения о Комитете, утверждённого решением Осташковской городской Думы от 15.12.2017 N 63 от имени администрации Осташковского городского округа осуществляет в установленном порядке права собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом Осташковского городского округа.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29 мая 2020 года по делу N А66-4107/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Осташковского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4107/2020
Истец: АО "Газпром газораспределение Тверь", АО "Газпром газораспределение Тверь" филиал в г.Осташкове
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ОСТАШКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: АС Тверской области